Файл: Технология коллекционирование как средство развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 67 лет выпускная квалификационная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Дидактические игры с коллекциями.
Для реализации деятельности воспитателя был разработан сборник дидактических игр с коллекциями для детей 6-7 лет
(приложение 5), для развития познавательного интереса. Удалось реализовать 15 игр. Из них на этапе курсовой работы апробировано 5игр. На этапе выпускной квалификационной работы на преддипломной практике было апробировано 15 игр. В ходе игр дети придумывали истории с предметами из коллекции. Сравнивали игрушки диких и домашних животных с живыми животными, искали различия. Играли в дидактические игры с коллекцией «киндер - сюрпризов». Игра «Чудесный мешочек», которая учит детей определять, игрушку, по характерным внешним признакам. Игра «Четвертый лишний» обучает объединять предметы по определенному свойству. Игра «Чего не стало?» - способствует развитию наблюдательности. Игры «Из какой я сказки?», «Найди игрушки», «Найди пару» - развивают познавательный интерес. «Собери игрушку,» - которая способствует развитию конструкторских умений. Игра «Самый внимательный» - развивает внимание. Проводились дидактические игры с коллекцией монет. Игра «Какая?»- способствует совершенствованию умений сравнивать 2 предмета. Игры «Какой бывает монета ?», «Построй дорожку из монет», «Угадай, в какой руке?», «Спрячь в ладошке», «Орел и решка» - такие игры развивают у детей познавательный интерес. Проводились игры с коллекцией ракушек: «Угадай на ощупь», которая помогает ребенку научиться правильно, пользоваться чувством осязания в процессе окружающего мира; «Чего не хватает? », способствует мышлению ребенка угадывать, какой из ранее увиденных им предметов отсутствует. Игра «По порядку» обучает ребенка раскладывать по порядку обычные и необычные предметы. Игра «Собери группы» обучает детей классифицировать предметы по тем или иным признакам, что способствует умственному развитию ребенка. Игра «Найди отличия», развивает умение сравнивать узоры из ракушек, находить в них сходства и отличия. Для изучения и систематизации других коллекций использовались, такие дидактические игры из сборника: «Найди отличия», «Третий лишний», «Спрячь в ладошке», «Найди пару». В игре с разными коллекциями у детей проявлялись элементы развития любознательности, познавательной активности и познавательного интереса к предметам окружающего мира. Игра «Вопрос - ответ» (Приложение 14). В ходе этой игры воспитанники отвечали на вопросы, высказывали свое мнение, рассказывали об игрушках другим детям, делились впечатлениями о радостных моментах, рассказывали, какие серии игрушек они знают и что самое запоминающее в киндер сюрпризе. Отвечая на вопросы и рассказывая об игрушках, дети с увлечением заинтересовались коллекционированием игрушек. Данные игры получились интересными и познавательными для детей.
4. Работа с родителями
В целях определения отношения родителей к коллекционированию и уровня их осведомленности о коллекционировании разработала анкету (приложение 15), результаты анкетирования выявили, что больше половины родителей (62%) хотят, чтобы у детей появилось полезное увлечение. Многие из них в детстве сами занимались собиранием различных коллекций, 26% родителей хотели бы узнать больше информации о собирании коллекций, 16% не заставляют детей увлекаться любимым делом. Для удовлетворения запроса родителей, учитывая их интересы, разработала буклет «Коллекционирование в детском саду» (приложение16) и консультацию «Коллекционирование с детьми» (приложение 17). Специально для родителей оформились выставки коллекций, фотоотчеты. Средствами работы являются: книги, коллекции, иллюстрации, материалы консультаций, выставки, фотоотчеты.
Анализ показал, что при ознакомлении с технологией «коллекционирование», у детей повысились знания о технологии «коллекционирование». Дети интересовались у родителей, какие коллекции существуют, и занимались сами коллекционированием.
Цель и задачи автором исследования были достигнуты, учтены все индивидуальные и групповые интересы. У детей ярко выражен интерес к изучению технологии «коллекционирование».
Таким образом, собирание, рассматривание и систематизация коллекции, разработанные и апробированные конструкты занятий, сборник игр с коллекциями для детей 6-7 лет, игра «Вопрос-ответ», коллекции (ракушек, монет и банкнот, пуговиц, игрушек «из киндер- сюрприза», шишек, фантиков, фишки, бластеры направлены были на развитие познавательного интереса к предметам окружающего мира. По итогам нескольких проведенных мероприятий у обучающихся был виден результат развития познавательного интереса к предметам окружающего мира.
- 1 2 3 4 5
. Анализ результатов развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет
На этом этапе используется та же диагностическая методика, что и на первичной диагностики, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых или условия их развития познавательного интереса. На основе сопоставленных данных первичной и вторичной диагностики можно судит об эффективности применения методик.
В ходе каждого из мероприятий у воспитанников наблюдался интерес к данной теме. «Коллекционирование - целенаправленное собирание однородных предметов, обычно имеющих ценность, либо историческую, либо художественную, или же научную. Воспитаннике на вопрос «Что такое коллекционирование?», – отвечали просто: «Коллекционирование –это собирание, сбор» или «Коллекционирование – ценные предметы». Каждый из их ответов был правильный. Нельзя было сказать, что-то в доказательство того, что они не правы. Но в беседах с воспитанниками, было не заметно что они знают значения, этого слова и сами занимаются коллекционированием. Дети отмечали, что хотели бы собирать коллекции с родителями, играть в игры с коллекциями, которые были интересны как детям, так и родителям.
В процессе выбранных заданий фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления познавательного интересе в соответствии с общими критериями, обозначенными ниже. Присвоение баллов осуществляется следующим образом: а) 2 балла, б) 1 балл, в) 0 баллов. Общие критерии оценки.
В оринтировочно-мотивационном компоненте: эмоциональное отношение к принятию задачи: а) с желанием, б) нейтрально, в) неохотно; эмоциональное отношение к содержательной стороне деятельности: а) увлеченность содержанием занятия, б) заинтересованность одновременно в содержательной и формальной стороне работы, в) внимание к ситуации эксперимента; динамика эмоционального состояния: а) позитивное эмоциональное состояние на всех этапах деятельности, б) нейтральное эмоциональное состояние, в) нарастание отрицательных эмоций в связи с интеллектуальной деятельностью, снижение степени увлечённости.
В операционно-техническом компоненте: степень эмоциональной насыщаемости: а) желание продолжать деятельность за пределами отведенного времени, б) желание продолжать деятельность в пределах отведенного времени, в отсутствие желания выполнять деятельность и прекращение работы по собственной инициативе; характер стремления к поиску решения задачи: а) стремление к целенаправленным действиям, б) приверженность к сочетанию конструктивного подхода с методом перебора вариантов, практическим пробам, ив) склонность к практическим пробам; готовность к умственному напряжению: а) устойчивая устремленность на умственную деятельность, б) эпизодическое проявление стремления, в) нежелание заниматься умственной деятельностью; стремление к самостоятельности: а)
стремление к самостоятельному выполнению задания, минимальная помощь в виде стимуляции, б)зависимость от помощи взрослого в форме пояснений, разъяснений, указаний и т.п., ив) невосприимчивость к содействию взрослого.
В регуляционной-оценочном компоненте: стремление к выполнению задания: а) ярко выражено стремление вникнуть в содержание задания и следовать его принципам, б) стремление присутствует, но при частичном принятии и сохранении условий задачи, в) отсутствует, сочетается с незрелостью процессов саморегуляции; устремленность на результат: а) присутствует, реализуется в полной мере, б) выражена и реализуется частично, в) отсутствует; отношение к полученному результату: а) удовлетворение в связи с правильно выполненной работой, б) индифферентное, в) положительное вне зависимости от итогов деятельности; поведение при затруднениях: а) выраженное стремление к самостоятельному преодолению трудностей, б) обращение за помощью извне, в) отказ от деятельности при возникновении препятствий; степень сосредоточенности: а) сосредоточенность, поглощенность деятельностью, б) колебания внимания, в) частая отвлекаемость. Уровень выраженности познавательного интереса в каждом из заданий определяется путем суммирования полученных баллов. Таблицу результатов можно увидеть в Приложении 2.
Уровни сформированности развития познавательного интереса к предметам окружающего мира можно увидеть в пункте 2.2. первичная диагностика развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет.
Диаграмма 2
Вторичная диагностика уровней развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет
Таким образом, по результатам диагностики, можно сделать вывод, что на этапе первичной диагностики:
1. «Сформирован» познавательный интерес к предметам окружающего мира детей 6-7 лет – четверо детей – 40% от участвующих в заданиях;
2. «В стадии формирования» познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет – пятеро детей, что составляет 50% участников;
3. «Не сформирован» познавательный интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет - один ребенок – 10 % участников.
Учитывая показатели, можно сказать, что в целом большинство детей группы находятся в стадии формирования познавательного интереса к предметам окружающего мира.
Сформирован познавательный интерес М. Саши, Т. Даши, Л Сергея, М. Руслана, которые устойчиво проявляют острою заинтересованность в познавательной деятельности, у них ярко проявляются положительные эмоций в связи с процессом и результатом интеллектуальной деятельности, сосредоточенность и поглощенность ею. При решении задачи дети активно применяют имеющиеся знания, действуют уверенно, непринужденно, прослеживается склонность к конструктивным, целенаправленным решениям. В ходе занятия сосредоточены, поглощены деятельностью.
В стадии формирования познавательного интереса находятся К. Дмитрий, М. Ксения, К. Семён, Р. Варвара, М. Глеб. Это психологически выражается более значительным отставание ребенка от возрастного потенциала развития данной сферы. Наблюдается заинтересованность в предстоящей деятельности, в содержании и форме предлагаемого занятия. В процессе деятельности фиксируется в целом ровное, спокойное эмоциональное состояние, без выраженных реакций положительной и отрицательной модальности. Проявления стремления к поиску решения и готовности к умственному напряжению эпизодичны, зависимы от внешнего оформления и степени сложности поставленной задачи; стремление к получению результата не подкреплено возможностями удержания в сознании содержания задачи в полном объеме и характером действий, не отличающихся необходимой и достаточной конструктивностью (преобладают практические пробы, перебор вариантов). Активность требует постоянной стимуляции, движение мысли почти полностью направляется экспериментатором, так как к самостоятельному поиску решения испытуемый оказывается неспособным.
Не сформирован познавательный интерес у П.Софии. Она заинтересовалась выполнением задания только лишь в его начале. В целом проявляла нейтральное отношение к принятию задачи, ее содержанию и получению результата. Соответственно, действия не отличаются продуктивностью.
Диаграмма 3
Динамика результатов уровней развития познавательного интерес детей 6-7 лет к предметам окружающего мира
По диаграмме видно, что возросло количество детей с сформированным уровнем развития познавательного интереса к предметам окружающего мира (один ребёнок перешёл от уровня стадии формирования на сформированный уровень), что в процентном соотношении составляет 10%.