Файл: Технология коллекционирование как средство развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 67 лет выпускная квалификационная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Свердловской области
«Северный педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЯ «КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТАМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Выпускная квалификационная работа
(Дипломная работа)
Нормоконтроль пройден
«___» ___________2018 г.
_____ / ________________/
Исполнитель:
Ветошкина Елена Евгеньевна,
студентка 344 группы,
специальность 44.02.01
«Дошкольное образование»
Руководитель:
Рыкова Татьяна Ивановна,
преподаватель общепрофессиональных
дисциплин и междисциплинарных
курсов
Серов
2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТАМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 9
1.1. Понятие и сущность развития познавательного интереса детей 6-7 лет 9
1.2. Педагоги и психологи о развитии познавательного интереса детей 6-7
лет 14
-
Возрастные особенности развития познавательного интереса к
предметам окружающего мира детей 6-7 лет 21
-
Средства развития познавательного интереса к предметам
окружающего мира детей 6-7 лет 27
-
Психолого - педагогические аспекты использования технологии
«коллекционирование» в детском саду 33
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ» В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТАМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 38
2.1. Опыт педагогов-практиков по использованию технологии «коллекционирование» в развитии познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет 38
2.2. Первичная диагностика развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет 43
2.3. Практическая деятельность воспитателя по использованию технологии «коллекционирование» для развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет в условиях МДОУ № 2 города Новая Ляля..................................................................................................................... ...52
2.4. Анализ результатов развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема познавательного интереса ‒ одна из актуальных в дошкольной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), где сказано о том, что одним из принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов детей через различные виды деятельности». Данный целевой ориентир предполагает развитие у детей дошкольного возраста «любознательности и познавательной мотивации» [20].
Проблеме познавательного интереса у детей дошкольного возраста посвящено значительное количество исследований. Так, феномен познавательного интереса, его структура, этапы развития в дошкольный период осмыслены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Г.И. Щукиной [23].
Очень важно развитие интереса к предметам окружающего мира, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности.
Активность детей, в познавательной деятельности способствует к проявлению интереса к окружающему миру и расширению кругозора. В результате дети не только получают уверенность в своих силах, у них появляется стремление к поиску решений более сложных задач. С каждым успешным решением задачи, дети испытывают положительные эмоции и удовольствие от проделанной ими работы. Все это служит огромным толчком для получения нового опыта и сбора информации.
Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.
В Профессиональном стандарте педагога выделены трудовые функции педагога, такие как развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы... [13].
В настоящее время одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, охватывающий все стороны образовательного процесса, а сам познавательный интерес признается одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. Познавательный интерес ‒ это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие [15].
В общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» в образовательной области познавательное развитие выделены цели и задачи развития познавательно-исследовательской деятельности, развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации [11].
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста связано с преобладанием особых форм активности и положительного эмоционального состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях и происходит в деятельности.
Основой познавательной активности служит образовательные и познавательные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, способов, умений. Перед современным педагогом стоит задача научить детей дошкольного возраста ориентироваться в потоки информации, поступающих к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но уметь целенаправленно её искать. Для этого нужно применять различные средства. Важными средствами познавательного развития детей дошкольного возраста являются: познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии.
Н. А. Короткова называет исследовательскую деятельность посредником между педагогическими интересами и интересами детей. Она выделяет один из типов исследовательской деятельности: коллекционирование – одна из технологий работы с детьми,
особый вид предметно-развивающей среды. Коллекционирование ‒ есть собирание предметов по определенной тематике [8].
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению [19].
Образовательная программа дошкольного образования «Детство» обращает внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе «большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций» [5].
Актуальность коллекционирования заключается и в том, что это одно из доступных, понятных, постоянно проявляемых детьми направлений деятельности. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания [19].
Коллекционирование помогает детям развивать усидчивость и аккуратность, формирует их навыки работы с материалом, способствует росту познавательной активности, исследовательских качеств. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, все это способствует развитию познавательного интереса.
Проблема ‒ поиск оптимальных средств развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет.
Объект ‒ развитие познавательного интереса детей 6-7 лет
Предмет ‒ использование технологии «Коллекционирование» в развитии познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет.
Цель выпускной квалификационной работы ‒ выявление педагогических возможностей использования технологии «Коллекционирование» в развитии познавательного интереса детей 6-7 лет.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Раскрыть теоретические аспекты развития познавательного интереса детей 6-7 лет
2. Представить подходы педагогов и психологов о развитии познавательного интереса детей 6-7 лет.
3. Проанализировать опыт педагогов-практиков по использованию технологии «Коллекционирование» для развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет.
4. Описать деятельность воспитателя по использованию технологии «коллекционирование» в развитии познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет в условиях МДОУ № 2 «Ласточка» города Новая Ляля.
5. Осуществить первичную диагностику развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет. В ней раскрывается понятие и сущность развития познавательного интереса детей 6-7 лет; представлены подходы педагогов и психологов о развитии познавательного интереса детей 6-7 лет; описываются возрастные особенности развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет; выделяются средства развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет, раскрываются психолого- педагогические аспекты технологии «коллекционирование»
Во второй главе описывается и анализируется опыт педагогов-практиков по использованию технологии «коллекционирование» в развитии познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет; представлены результаты первичной и вторичной диагностики развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет; Описана деятельность воспитателя по использованию технологии «коллекционирование» для развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет в условиях МДОУ № 2 города Новая Ляля.
Данная работа может быть полезна воспитателям, которые работают в детских садах, так же специализируются на познавательном развитии детей дошкольного возраста, студентам и всем кому интересны вопросы использования технологии «коллекционирования» в общении детей старшего дошкольного возраста.
-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТАМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ