Файл: Цапенко, М. П. София. Тырново. Пловдив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

73

Эта народная основа, отсутствие академических шаблонов при­ давали особый характер иконам, хотя они писались на канониче­ ские темы и под воздействием определенных образцов. Так, например, «Христос благословляющий», написанный в 1798 году «рукой папы Витаны из Трявны», при всей его каноничности на­ делен какими-то буднично-обыденными чертами (Археологиче­

ский музей). Иконописец

Симеон Цонюв из той

же Трявны и

в том же году изобразил

на иконе св. Николая

в византийско-

условном духе, но зато его одежды разукрасил народными узорами (тот же музей).

Светские произведения болгарских живописцев периода Воз­ рождения относятся к XIX веку, сосредоточены они большей

частью в софийской Национальной галерее, а также в Пловдивской художественной галерее. Это почти исключительно порт­ реты. Есть что-то общее в этих работах, хотя они писались в раз­ ное время и разными мастерами. Это живопись реалистическая, она изображает конкретных людей, нередко это автопортреты. Но заметно, что некоторые из авторов этих произведений много занимались иконописными или настенными культовыми изобра­ жениями. Если для сравнения сопоставить эти работы с русской живописью, то они, скорее, будут созвучны некоторым работам русских мастеров X V III века, когда реалистическое видение мира еще только утверждалось в живописи. В некоторых работах чув­ ствуется скованность и однообразие поз, движений, заученность приемов.

К числу подобных известных болгарских живописцев относят­

ся Захарий Зограф

(1810— 1853),

Станислав

Доспевский (1823—

1877), Христо Цокев (1847— 1883),

Георгий

Данчов

(1841— 1908),

Димитр Добрович

(1816—1905), Николай Павлович

(1835— 1894).

Как известно, биографические данные много объясняют в ха­ рактере творчества того или иного мастера. Поэтому мы


76

Станислав Доспевский подолгу жил в России — в Киеве, Мо­ скве и Петербурге. В Петербургской Академии художеств он

обучался у профессоров Ф . Бруни и П. Басина. На предложение своих учителей продолжать обучение в Петербурге он отвечает, что должен вернуться на родину и обучать своих соотечествен­ ников живописи и рисованию. Из России он возвращается пла­ менным славянофилом. В условиях турецкого господства его попытки открыть у себя на родине школу рисования оказались безуспешными, ибо ислам, как известно, не признавал подобных занятий. Наряду с иконописанием Доспевский пишет много порт­ ретов выдающихся современников, борцов за национальное осво­ бождение и просвещение. Он встречался с такими выдающимися личностями, как Василий Левский, Ангел Кынчев и другими. Дос­ певский был уже русским подданным, когда его за участие в ре­ волюционном движении турецкие власти заточили вначале в пловдивскую тюрьму, а затем в страшную царьградскую тюрьму Мехтерхане, где он и погиб.

Христо Цокев многие годы провел в одном из афонских мо­ настырей, где он обучался живописи. Затем он уехал в Россию, вначале в Киев, а затем поступил в Москве в Школу живописи, ваяния и зодчества. В России Цокев прошел основательное и углубленное академическое обучение живописи и рисунка, о чем

свидетельствуют сохранившиеся работы этого периода. Вернув­ шись в Болгарию, он ряд лет работал преподавателем рисования в габровской гимназии. Наряду с преподавательской работой в Болгарии он занимается портретной живописью; известны че­ тырнадцать портретов его работы. Писал он и сюжетные картины, оставшиеся, однако, лишь в эскизах, — художник рано умер и

не успел их докончить. Как и все художники Болгарского Воз­ рождения, писал он и иконы. Христо Цокев по праву считается виднейшим представителем болгарских художников-реалистов

77

XIX века, правдиво и глубоко отражавшим жизнь своего времени. К сожалению, многие его творческие замыслы остались неосу­ ществленными.

Болгарские художники эпохи Возрождения, как правило, по своим убеждениям были революционными демократами, актив­ ными деятелями освободительного движения, неутомимыми про­ светителями. К числу таких передовых борцов, пострадавших за народную свободу, относится и художник Георгий Данчов. Он был другом национального героя и великого патриота Болгарии Василия Невского. За революционную деятельность турецкие власти в 1874 году осуждают его на вечное заточение в адрианопольскую тюрьму. В 1876 году он бежит из этой тюрьмы и перебирается в Россию. За свою беспокойную жизнь он написал много портретов, в том числе выдающихся деятелей Освобож­ дения: Невского, Раковского, Ботева, Каравелова, Константинова и других. Он не имел академического образования, но благо­ даря своему таланту создал значительные произведения.

Крупным художником-реалистом был Димитр Добрович, про­ живший значительную часть своей жизни в Афинах и Риме, где получил художественное образование. В Национальной художе­ ственной галерее хранится ряд его работ, свидетельствующих о таланте этого выдающегося мастера живописи (портрет жены Рафаэля Чеколи, 1841; автопортрет и др.). Будучи человеком пе­

редовых взглядов, Добрович в

1848 году

сражался в гвардии

Гарибальди.

 

 

Отличный художник Николай

Павлович

получил образование

в Венской и Мюнхенской художественных академиях. В 1860 году он жил в Одессе. Как участник освободительного движения Бол­ гарии, в 1867 году турецкими властями был заточен в тюрьму. Известен как исторический живописец, портретист и вообще пропагандист искусства, которому он отводил большую роль в


78

подъеме национального сознания народа и тем самым освобож­ дения Болгарии от чужеземного гнета. По своим концепциям его историческая живопись может быть причислена к школе ро­ мантиков. Пожалуй, наиболее значительными его произведения­ ми являются портреты (Анастасии Златарской, Теофании Павло­ вич и другие). Писал он и иконы, причем стремился реформиро­ вать этот вид живописи на более реалистической основе, на­ сколько это было возможным в этом жанре. Изображенные на его иконах библейские персонажи скорее напоминают жизне­ радостных полнокровных пейзан, а отнюдь не иссушенные бес­ плотные фигуры византийского иконописания. В композициях на исторические темы художник прославлял выдающиеся собы­ тия болгарской истории и тем самым продолжал дело, начатое еще в X V III веке Паисием Хилендарским, о котором мы уже

упоминали.

Кроме живописных работ Павлович успешно занимался гра­ вюрой («Пленение Ф едора Комнина царем Иваном Асеном II»), Как видим, все художники эпохи Болгарского Возрождения были не только мастерами-живописцами, но также выдающимися патриотами своей страны, активными борцами за национальное освобождение и социальную справедливость. Многие из них связаны с Россией, бывали в ней, учились у известных русских

художников.

В Национальной художественной галерее Софии много залов бывшего царского дворца отведено мастерам изобразительного искусства XX века, вплоть до наших дней. Знакомство с разде­ лом нового искусства Болгарии производит особенно разитель­

ное

впечатление

в

сравнении со

своеобразным

искусством

XIX

века, в каком-то

смысле

сочетавшем

иконописные приемы

с

реалистической

портретной

живописью. Мы уже отмечали, что

в

силу особых исторических

условий

в

течение

одного века


79

архитектура страны в своеобразном ускоренном темпе прошла развитие стилей, которое в Западной Езропе длилось в течение нескольких столетий. То же самое можно сказать и об изобра­ зительном искусстве. В течение всего нескольких десятилетий неизмеримо обогащается тематика произведений, художник стал смотреть на мир широко открытыми глазами, его стало интере­ совать все многообразие жизни; появляется жанровая, бытовая, пейзажная живопись, жгучие социальные проблемы досоциали­ стической Болгарии в той или иной мере находят свое отражение в произведениях художников.

После революции 1944 года искусство Болгарии стало на путь социалистического реализма, хотя путь этот был далеко не про­ стым, борьба за принципы подлинно народного искусства про­ должается и сейчас.

Произведения, выставленные в постоянной экспозиции этого раздела, разные по манере и мастерству, что соответствует об­ щей направленности искусства данного периода, когда наряду со своеобразием неоклассицизма (работы такого видного скульп­ тора старшего поколения, как А. Николов — его композиция «Дух и материя», реалистический скульптурный портрет Ивана Вазова и др.) получает развитие и более сложное восприятие мира и соответствующее ему отображение в художественных образах (полотна художника Д . Узунова).

Привлекают внимание тщательно выполненные реалистиче­ ские работы Ивана Мрквички «Отец Паисий», «Цыганское ве­ селье» и др.). Его широкоизвестная «Рученица» чем-то напоми­ нает работы русских передвижников подобного жанрового направления.

Мы не имеем возможности сколько-нибудь подробно гово­ рить обо всех этих работах, заслуживающих специального рас­ смотрения. Отметим, однако, что, по нашему мнению, особого

81

Рильский монастырь. Если после осмотра достопримечатель­

ностей Софии спросить любого болгарина — что в первую оче­ редь еще следует посмотреть из произведений болгарского ис­

кусства, то вам обязательно скажут: Рильский монастырь. Туда мы и направимся. Он расположен в 120 км на юг от болгарской столицы и насчитывает свыше тысячи лет существования.

В Болгарии довольно много монастырей, но большинство их небольшие. В годы притеснения православия при оттоманском владычестве монастыри устраивались в горных, труднодоступных местах. Наиболее значительными монастырями были Рильский, Банковский, Плаковский, Роженский, Преображенский, Троянский,

Струпецкий и некоторые другие.

Рильский монастырь является самым большим и, пожалуй, самым известным по своей исторической роли и художествен­ ному значению. В виде особого исключения даже в годы оттоман­ ского владычества он пользовался некоторыми привилегиями. По преданию, он был основан в X веке отшельником Иваном Рильским. Но сохранившиеся строения монастыря относятся к бо­ лее позднему времени.

С давних пор этот монастырь поддерживал связь с Россией. Так, в 1558— 1559 годах, т. е. во времена Ивана Грозного, для установления контактов Москву посетили представители мона­

стыря. Такие делегации не раз посещали

Россию и впоследствии

с целью получения моральной, а то и

материальной помощи

в тяжких условиях пребывания Болгарии под оттоманским игом. По возвращении домой эти посланцы распространяли веру в мо­ гущество России, в то, что «Дядо Иван», т. е. «Дед Иван», как принято было в народе называть Россию, рано или поздно при­ дет на помощь. Так оно и сталось в XIX веке.

Рильский монастырь находится довольно высоко в горах, в одном из южных ущелий Рильского горного массива. Окружаю-


Рильский монастырь. XIV — XIX вв. Пла

щая природа величественна и сурова, крутые склоны

покрыты

дремучими лесами, выше которых

виднеются альпийские луга,

а еще выше сверкают

снега. Здесь

царит тишина,

нарушаемая

в глубине ущелий шумом небольших

горных рек

и

родников.

Ущ елье то совсем

суживается,

то

несколько

расширяется.

Вьется, петляет горная дорога, то поднимается вверх, то спу­ скается вниз. На одном из таких поворотов перед взорами пут­

83

ника вдруг возникает суровая, неприступная громада Рильского монастыря. Вид его необычен; ничего типично монастырского снаружи не видно — ни куполов, ни стройных, устремленных ввысь колоколен, даже приличествующих такому строению кре­ стов. Одни огромные, гладкие стены без всяких украшений. Вид­ ны лишь редко расставленные небольшие окна, скорее, похожие на бойницы; никаких свойственных таким строениям возвышаю­ щихся частей не видно; эти здания не стоят, а «лежат». Наруж­ ный облик суровый, лаконичный, даже аскетичный.

Но стоит миновать главный вход в виде простой арки, как неожиданно перед нами предстанет картина совершенно проти­ воположная. Взору открывается сверкающая феерия многоярус­ ной аркатуры, опоясывающей со всех сторон монастырский двор. Арки бегут и бегут во всех направлениях. Эта подвижная те­ кучесть архитектурных форм, игра объемов и пространства, уси­ ливаемая контрастом света и тени, особенно резко восприни­

мается здесь, в горных условиях, где

все окружающее мы ви­

дим как-то стереоскопически, в резко

очерченных гранях.

Ощущение богатства архитектуры, ее красочности и наряд­ ности еще более усиливается благодаря яркому, насыщенному цвету: красная черепичная кровля, белая аркатура арок, темное дерево резных балконов и карнизов. Стоящая посередине мона­ стырского двора церковь сверху до низу разукрашена белокрас­ ными полосами, созданными чередованием кладки из красного кирпича и белого камня. Создается восхитительная, своеобразная и незабываемая симфония из объемов, пространства, линий и красок.

Основанный в глубокой древности, Рильский монастырь во время турецкого ига являлся одним из центров просвещения и культуры, очагом неугасающего стремления к развитию нацио­ нальной культуры, он как бы отражал историческую трагедию