Файл: Цапенко, М. П. София. Тырново. Пловдив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Древние столицы

• . .Я ,

Иоан

А се н ,

во Христе

Боге

верный

царь

и сам одерж ец

б о лгар ,

сын

старого

А се -

на царя. . .

Я выстроил от

основания

и

жи­

вописью украсил до конца пречестную эту церковь. . .

Надпись на колонне церкви Сорока мучеников в Тырново

Чудо-город Тырново и вокруг него. Тырново.. . Трудно пред­

ставить человека, даже много путешествовавшего, который не был бы поражен и восхищен этим чудесным, единственным в своем роде городом. Об этом удивительном городе писали многие, начиная с византийского хрониста XIII века Никиты Акомината и кончая нашими современниками. «Глядя на этот невероятный, не­

правдоподобный город, я думаю , что передо

мной — видение,

картина

сна,

мираж», — так сказал

об этом

чудо-городе Иван

Вазов.

 

 

 

 

 

Город

не

только поражает своим

видом,

но

он вызывает не

меньший интерес своей историей. Именно здесь в 1185 году под руководством двух выдающихся личностей — братьев-бояр Асена и Петра — началось и увенчалось успехом восстание болгарского народа против византийского владычества. Затем начинается пе­ риод блестящего развития Второго Болгарского царства, когда культура, искусство и литература переживают эпоху так назы­ ваемого тырновского Ренессанса. В мрачные годы оттоманского господства Тырново являлось средоточием неумирающего народ­ ного патриотизма, именно здесь одно за другим возникают вос­ стания против поработителей.

Тырново лежит во впадине в районе так называемых Предбалкан, образующих горную складку, тянущуюся параллельно главному Балканскому хребту. Город расположен по берегам реки Янтры, глубоко врезавшейся в горный массив. Эта река в пределах города делает несколько очень крутых и неожидан­ ных поворотов так, что, прогуливаясь по городу, даже невоз­ можно понять, в каком направлении она течет. Несколькими


ТЫРНОВО. ПЛАН ГОРОДА.

1.Церковь Сорока мучеников. 2. Церковь Петра и

Павла.

3.

Церковь

св. Георгия. 4. Церковь

св. Д и ­

митрия.

5.

М узей.

6. Церковь

св. Константина и Еле­

ны. 7. Ц ерковь

св.

А тан аса . 8.

Церковь св.

Николая.

9. Церковь

св.

Богородицы

 

 

121

гигантскими амфитеатрами на этих крутых склонах и расположены

кварталы города, образуя густую , неправильную, но строго под­ чиненную условиям рельефа сеть улиц и крохотных улочек, не­ правильной формы площадей, своеобразных набережных в виде

отвесных

обрывов.

Улицы то тянутся параллельно

реке и по

складкам рельефа,

то круто забираются вверх; что ни

поворот —

то новая

панорама

города. В сплошной современной застройке

улиц недавно сделаны разрывы и устроены смотровые площад­

ки, откуда

можно любоваться очаровательными картинами.

Учитывая особое значение Тырнова как национального исто­ рического комплекса и объекта международного туризма, пра­ вительство Болгарии в 1966 году вынесло специальное решение о проведении работ по реставоации многих архитектурных па­ мятников, а также частичному восстановлению древних дворцо­

вых комплексов, от которых сохранились лишь

остатки в земле.

В Тырнове имеется много древних памятников,

но

большинство

их разрушено или сильно повреждено временем,

завоевателями

и нередкими здесь землетрясениями.

 

 

 

С какого бы места мы ни любовались этим

городом — из­

дали, забравшись на возвышенность, со стороны

реки, глядя

вверх на прилепившиеся по скалам дома или

же

 

прогуливаясь

по его крутым узким улочкам, — отовсюду он одинаково хорош. Иногда открывающиеся перед глазами картины столь порази­ тельны, что они кажутся эффектно исполненными театральными декорациями. Хорош город и ночью, когда бесчисленные огни отражаются в Янтре, а скалы и здания сливаются в единое ма­ рево и совсем нельзя понять, где кончается земля и начинается небо. Только раздающиеся временами гудки паровозов прохо­ дящих в туннелях поездов и усиленные эхом, возвращают к дей­ ствительности замечтавшегося путешественника. Хорош город Тырново и тогда, когда ранним утром над Янтрой даже в жаркую


131

Одним из лучших произведений Фичева в Тырнове является церковь Константина и Елены, возведенная в последние годы

турецкого владычества (1872— 1874) на скалистом уступе над Янтрой. Церковь исключительно живописна как снаружи, так и изнутри. На примере этого здания легко убедиться, что Фичев был подлинным артистом как в компоновке богатых и разно­ образных внутренних пространств, так и в создании сочных, живописных наружных форм и деталей. Просто изумительно, что без предварительно составленных чертежей этот гениальный

самоучка мог создавать такое разнообразие форм.

 

Одним из

лучших

произведений

Фичева в Тырнове

является

«Хан

Хаджи

Николы»

с двухъярусной колоннадой. Это

здание

очень

остроумно размещено на

крайне затесненном

участке,

к тому же еще и с сильным уклоном. Столь же блестящим при­ мером приспособления здания к крохотному участку является «дом с обезьянкой» (1849; при входе установлена скульптура

обезьяны). И в то

же время

этот дом — подлинное архитектур­

ное произведение,

достойное

авторства умудренного науками

архитектора!

В ближайших и более отдаленных окрестностях Тырнова рас­ положены относительно небольшие, но интересные по архитек­ туре монастыри — Преображенский, Троицкий, Богородицы Одигитрии, Калифаревский, Петропавловский, Плаковский. Некото­ рые из этих монастырей основаны в древности — в X IV — XV ве­ ках, но от этого периода здания до нас не дошли, сохранились лишь сооружения X V III— XIX веков.

Есть какое-то особое очарование в этих монастырях. Обычно выходящие во внутренний двор, здания скрыты под лозой вино­ града, вьющегося по столбам галерей, террас или у стен. Сквозь мерцание зелени нередко видна настенная живопись, исполнен­ ная народными мастерами; наряду с каноническими изображе-



140

царства, столицей которого и был Тырново. В изобилии пред­ ставлены материалы, открытые при археологических раскопках на Царевце, Трапезице, Моминой крепости, а также и других местах, связанных с древней столицей. Среди них большое коли­ чество фрагментов стенописи, мозаики, расписной керамики, раз­ личных украшений в виде резных каменных плит, архитектурных обломов и т. д. Эти извлеченные из земли предметы свидетель­ ствуют о том, что древние тырновские дворцы, от которых прак­ тически ничего не осталось, отличались богатством отделки. Осо­ бый интерес представляет фрагмент каменного царского сарко­ фага с рельефным изображением человеческой фигуры, облаченной в царскую мантию (остатки саркофага были извле­ чены из земли холма Царевец). Предполагают, что на рельефе изображен царь Иван Александр.

Согласно шутливому туристскому поверию, есть верный спо­ соб побывать еще раз в полюбившемся городе. Для этого нужно бросить монету в какой-либо источник этого города — фонтан, колодец или просто реку. Сделав это, можно быть уверенным: рано или поздно вновь вернешься сюда. В Тырнове бывает много туристов, и можно видеть, как, сверкая на солнце, летят монеты в Янтру. . .

Мадара, Плиска, Преслав. Продвигаясь в глубь веков по ходу нашего повествования, нам предстоит рассказать о более древних центрах периода сложения болгарской государственности — Мадаре, Плиске, Преславе. Сделать это, впрочем, трудно, ибо на тех местах, где некогда шумели большие по тому времени города, растет трава и гуляет ветер и лишь кое-где видны рас­ копанные остатки древних зданий, поверженные или одиноко стоящие колонны, большие каменные блоки и иные остатки древностей. Все, что было извлечено из земли и могло быть

141

перенесено, — все это любовно собрано и экспонируется в не­

больших музеях, расположенных здесь же, на местах раскопок. Такие музеи имеются во всех названных пунктах; самый большой из них — в Преславе.

То, что так или иначе дошло до нас от столиц Первого Бол­ гарского царства, говорит о том, что и в эту далекую пору искус­ ство процветало, наделено оно было оригинальными своеобраз­ ными чертами.

В период Первого Болгарского царства

(681— 1018)

столица

страны находилась в двух пунктах — вначале

в Плиске,

а затем

в Преславе. Кроме того, крупным центром того времени была

Мадара. Все

эти места расположены близко одно

от другого

(в восточной

Болгарии, на расстоянии 20— 30 км от

города Шу-

мена).

 

 

Местность, где расположена Плиска, совершенно ровная, что не характерно для Болгарии, но что, видимо, пришлось по вкусу протоболгарам, пришедшим из степных равнин на Востоке, где они раньше обитали.

Со временем древние болгары свыклись с горным характе­ ром страны и основали свою вторую столицу — Преслав — в бо­ лее пересеченной, выгодной для обороны местности (но совсем не схожей с той, на которой спустя два столетия была основана третья столица — Тырново).

В М адаре сохранилось наскальное изображение, так называе­

мый Мадарский

всадник, пользующееся мировой

известностью.

О популярности

этого изображения говорит тот

факт, что оно

воспроизводилось на древних болгарских монетах. С него мы и начнем рассказ об искусстве той поры.

К северо-востоку от Тырнова простирается Мадарское плато, ограниченное с запада и юга отвесными, высокими скалами. Район Мадары был заселен с глубокой древности, здесь найдены