Файл: Техника бурения при разработке месторождений полезных ископаемых..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
время как другие поршни вызывают напряжения до 2000 кгс/см2, а тарировочный поршень 1610 кгс/см2.
Третьим показателем является прочность самого поршня. За
мечено, что поршень |
ПР24Л |
ломается |
за утолщенной частью. |
|
Как видно из диаграммы приведенного |
сечения, |
после головной |
||
части норшня следует |
более |
тонкая |
часть, в |
которую вхо- |
дпт геликоидальный винт, а за ней следует утолщенная часть с рез ким переходом к большому сечению. Ударная волна, проходя из тонкой части в утолщенную, отражается с тем же знаком, интерфе рирует с продолжением волны, вызывая повышение напряжений в ослабленной части поршня, что сопровождается его поломками, поэтому крайне нежелательно иметь шейки на поршне. В этом отно шении показателен поршень перфоратора RH-754 фирмы «Атлас Копко» с постоянно увеличивающимся сечением по длине. На конце он пмеет незначительное утолщение. Такой поршень имеет минималь ную «паразитную массу». Тарировочный поршень имеет «паразит ную массу» за счет длины; если поршень укоротить, то он будет приближаться к «идеальному».
Четвертым показателем поршня является контактная прочность ударяющего конца поршня. Замечено, что поршни, у которых сеченпе головной части больше, чем сечение хвостовика бура, имеют меньше поломок, поэтому стремятся придавать головной частп поршня большее сечение, чем сечение хвостовика. Однако это ведет к увеличению количества отраженной энергии и ухудшает первые два показателя поршня.
Вопрос о повышении контактной прочности поршня следует решать правильным выбором сталей, метода термообработки, кон фигурации ударяющей частп, а не увеличением сечения. Примером правильного решения может служить поршень перфоратора RH-754, контактная прочность которого достаточно высока.
При создании бурильных машин следует иметь в виду, что к пер фораторам с самостоятельным винтом (заднее вращение) трудно соз дать поршень рациональной формы для генерации эффективного ударного импульса. В этом отношении в более благоприятных усло виях находятся перфораторы с геликоидальным скосом на самом поршне (переднее вращение) и перфораторы с независимым вра щением бура.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что ручные перфо раторы, выпускаемые промышленностью, имеют далеко не лучшую форму поршней. Это отрицательно сказывается на производитель ности перфораторов, прочности бурового инструмента, прочности тела поршня и контактной прочности ударяющего конца поршня. Из испытанных поршней наилучшие показатели имеет терировочный поршень, который при малой энергоемкости разрушения горных пород создает самые низкие напряжения в штангах. Затем идут экспериментальные поршни. Лучшим из промышленных является поршень перфоратора RH-754 фирмы «Атлас Копко». Все другие
56
промышленные поршни имеют неудовлетворительную форму и тре буют изменения.
Воздухораспределительные устройства1
Под воздухораспределительным устройством принято понимать систему деталей (подвижных и неподвижных), которая в сочетании с системой воздухоподводящих каналов обеспечивает движение сжа того воздуха в нужном направлении и, как следствие, — возвратно поступательное движение поршня-ударника.
Воздухораспределительное устройство перфоратора должно обе спечивать высокое индикаторное давление в полостях рабочего цилиндра как при прямом, так и при обратном ходе поршня-удар- нпка, в то время как в машинах ударного действия со свободным поршием-ударником основное внимание уделяется рабочему ходу. В этом принципиальное отличие схемы воздухораспределения перфо раторов от схем воздухораспределения ударных машин со свободным поршнем-ударинком.
Правильно выбранная система воздухораспределения определяет надежность и экономичность работы перфоратора. Она должна обе спечивать запуск при любом положении перфоратора, оптимальные параметры с минимальной вибрацией и отдачей, иметь простую и технологичную конструкцию.
Воздухораспределительные устройства современных перфорато ров можно разделить на две большие группы: клапанные и золотни ковые. К клапанным относятся такие механизмы, у которых испол нительный орган (клапан) открывает подающие сжатый воздух каналы, располояшнные по движению клапана. Золотник открывает каналы, расположенные перпендикулярно своему движению. По форме клапаны различают пластинчатые, кольцевые, фланцевые, мотыльковые, дисковые, откидные, грибовидные и другие. Золот ники можно разделить на две большие группы: свободные и связан ные с поршнем. Свободные золотники перекидываются за счет сжа того воздуха, поступающего по специальным каналам, а жесткий золотник механически связан с поршнем или даже располагается
на самом поршне.
Ручные высокочастотные перфораторы имеют, как правило, плоский, кольцевой или фланцевый клапаны, т. е. клапаны легкие, на перекидку которых затрачивается мало энергии и времени (0,001 — 0,015 с). Перфоратор среднего веса с нормальной частотой имеет обычно дисковые откидные клапаны. Воздухораспределение со свободным золотником преимущественно применяется в мощных перфораторах с небольшим числом ударов в минуту. Золотник на штоке поршня применяется у высокочастотных перфораторов.
1 Написано пнж. В. М. Васильевым.
57
По признаку автоматического управления регулирующим орга ном воздухораспределительные устройства можно подразделить на четыре класса:
I.Схемы воздухораспределеиня, у которых управление клапа
ном осуществляется давлением сжатого |
воздуха |
рабочих |
|
камер |
цилиндра, |
непосредственно воз |
|
действующих на |
клапан. |
Подобные |
|
схемы |
воздухораспределеиня |
применены |
|
в бурильных машинах ВУ-1 |
Кузнецкого |
12машиностроительного завода и в перфора торах фирмы «Демаг» (ФРГ). Принци пиальная схема такого воздухораспределения (рис. 36) состоит из клапана 1, клапанной коробки 2, седла 3, направля ющей втулки 4, цилиндра 5 и поршняударника 6.
Направляющая втулка 4 имеет два яруса отверстий, сообщающих камеры клапана с воздухоприемной полостью 7. Отверстия яруса 8 питают сжатым воз духом камеру обратного хода 10, а через отверстия яруса 9 сжатый воздух по ступает в камеру рабочего хода 11.
Изменение направления движения
|
сжатого |
воздуха из одной |
камеры в дру |
||||||||||
|
гую производится автоматически клапа |
||||||||||||
|
ном |
1. |
Его |
перекидка |
|
осуществляется |
|||||||
|
за счет перепада давлений |
в |
камерах |
ра |
|||||||||
|
бочего и холостого ходов поршня-удар- |
||||||||||||
|
ника. |
Устойчивость работы |
пневматиче |
||||||||||
|
ской |
схемы |
|
достигается |
за |
счет |
дроссе |
||||||
Рис. 36. Перфоратор фирмы |
лирования |
сжатого |
воздуха в отверстиях |
||||||||||
«Демаг» (ФРГ) |
яруса 8 при подаче его |
в |
камеру |
обрат |
|||||||||
|
ного хода. |
Как |
показано |
на |
рис. |
36, |
|||||||
сжатый воздух из приемной камеры |
|
7 |
по |
отверстиям |
яруса |
8 |
|||||||
поступает в камеру 12 и через щель между |
клапаном |
и коробкой |
|||||||||||
по системе каналов выходит в полость |
обратного |
хода. |
Поршень- |
||||||||||
ударник под действием сжатого воздуха двигается |
влево, |
совер |
|||||||||||
шая обратный ход. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Камера рабочего хода 11 в этот период соединена с атмосферой, а клапан прижат к седлу. При дальнейшем движении поршеньударник перекрывает выхлопное окно 13 и в камере рабочего хода начинается сжатие.
Сжатый воздух давит на клапан через отверстие 14, стремясь ■его перекинуть. По мере движения поршня-ударника влево давление в камере рабочего хода увеличивается, а в камере обратного хода уменьшается и после открытия выхлопного окна клапан перекиды вается на впуск сжатого воздуха в камеру рабочего хода. Поршень-
58
ударник меняет направление движения на противоположное, осуще ствляя рабочий ход. Клапан в данный период прижат к клапанной коробке, так как камера обратного хода соединена с атмосферой. При дальнейшем движении поршня-ударника вниз выхлопное окно закрывается, воздух, который находится в камере обратного хода, сжимается и, проходя по каналам 15, давит на левую часть клапана. В конце рабочего хода поршень-ударник ударяет по хвосто вику бура, предварительно открыв выхлопное окно, через которое сжатый воздух из камеры рабочего хода выходит в атмосферу; давле ние справа на клапан падает, и он перекидывается на впуск воздуха в камеру обратного хода,
Рассмотренная схема воздухораспределения может быть реко мендована для перфораторов с повышенным числом ударов при коротком ходе поршня-ударника. Достоинством схемы является простота конструкции воздухораспределительного механизма. К не достатку следует отнести повышенный расход сжатого воздуха из-за наличия прямого продувания в момент, предшествующий перекидке клапана.
II. Схемы воздухораспределения, у которых управление клепа ном осуществляется давлением сжатого воздуха рабочих камер и давлением сжатого воздуха на дополнительную площадку клапана (в период рабочего хода), полость которой постоянно сообщается с воздухоприемной камерой через радиальный дросселирующий зазор.
Основным преимуществом механизма воздухораспределительного устройства этого класса является надежность и стабильность работы, простота и технологичность конструкции.
К недостатку данной схемы следует отнести низкий к. п. д. из-за больших потерь сжатого воздуха вследствие дросселиро вания. Так же как и в первом классе, здесь имеет место прямое продувание в период перекидки клапана. Этот класс схем воз духораспределения может быть подразделен по конструктивному признаку на следующие подклассы:
1. Воздухораспределительные устройства с фланцевым кла паном:
а) фланцевый клапан сопрягается с корпусом клапанной коробки по внутреннему диаметру. По данной схеме выполнены перфораторы ПР20Ли ПР25Л завода «Пневматика», ПРЗОК и ПТ45 Кыштымского механического завода;
б) фланцевый клапан имеет посадку в корпусе клапанной ко робки по наружному диаметру. Подобное конструктивное выполне ние воздухораспределительного устройства применяется в перфора торах фирмы «Вёлер» (Австрия).
2.Воздухораспределительные устройства с кольцевым клапаном
ввиде шайбы. Они применяются в перфораторах ПР19, ПР22, ПТ36 и ПТ29 завода «Коммунист» и в перфораторах фирмы «Медон»
(Франция).
59