|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сборные опускные колодцы в |
|
|
этих сложных геологических ус |
|
|
ловиях |
(гравелистые пески с ва |
|
|
лунами) |
оказались |
экономичнее |
|
|
фундаментов на естественном ос |
|
|
новании |
и потребовали |
меньшего |
|
|
срока для возведения. |
|
опуск |
|
|
Конструкция сборного |
|
|
ного колодца |
(рис. VII. 14) |
при |
|
|
менена для 20 опор ряда дальне |
|
|
восточных мостов при |
сложных |
|
|
геологических условиях. Там на |
|
|
глубине 3—5 ж от дна русла за |
|
|
легает |
скала, |
прикрытая |
слоем |
|
|
до 1 ж щебеночных |
и |
крупнооб |
|
|
ломочных отложений, над кото |
|
В-В |
рыми расположен аллювий в виде |
|
галечно-гравийной смеси с вклю |
|
|
чением валунов. Секции изготов |
|
|
ляли на полигоне пакетным спо |
|
|
собом, т. е. одну над другой, что |
|
|
позволило резко сократить разме |
|
|
ры площадки. Готовые секции |
|
|
транспортировали |
автомобиль |
|
|
ным |
или |
железнодорожным |
|
|
транспортом, а монтировали же |
Рис. VI 1.14. Сборный |
опускной ко |
лезнодорожными кранами |
грузо |
лодец: |
|
подъемностью |
25—45 т. |
|
1 — тяжи; 2 — отверстия |
для пропуска |
Для лучшего преодоления сил |
тяжей |
|
трения |
о грунт при |
погружении |
|
|
колодца |
начиная |
с |
1965 г. в |
СССР стали применять новый способ погружения опускных ко лодцев в т и к с т р о п н ы х р у б а ш к а х , которые обеспечивают устойчивость грунтовой стенки и устраняют силы трения боковой поверхности о грунт. Этот способ применения глинистых растворов для погружения опускных колодцев был предложен и запатентован в 1945 г. инж. Н. В. Озеровым. Эффективность способа подтверди лась опытом применения его у нас и за рубежом. За время с 1965 по 1967 г. в промышленном строительстве было погружено 17 ко лодцев диаметром от 11 до 36 ж на глубину от 8,8 до 17,5 ж. Все колодцы были тонкостенными из сборного железобетона.
При этом способе стены в нижней части колодца на высоту 2— 3,5 ж делают на 10—15 см толще, чем верхней части за счет умень шения наружных размеров верхней части. В результате между на ружной поверхностью стен колодца и грунтом при погружении соз дается кольцевая щель, после заполнения которой глинистым раствором образуется так называемая тикстропная рубашка. Силы трения при опускании колодца в пределах тикстропной рубашки значительно снижаются. Необходимо преодолеть в основном только
силы трения, которые возникают на небольшой высоте поверхности ножевой части колодца (2—3,5 м), соприкасающейся с грунтом. Кроме того, здесь исключается возможность заклинивания колодца грунтом в процессе погружения. Толщина стен колодца может быть значительно уменьшена. Глинистый раствор проникает на неболь шую глубину в толщу грунта и тем самым служит изоляцией.
В 1952 г. в Венгрии для сравнения способов снятия трения под мывом и тикстропной рубашкой был проведен опыт. Два одинако вых по форме колодца в одних и тех же геологических условиях по гружали один с подмывом, а другой с применением тикстропной ру башки. Колодец с подмывом удалось опустить на 12 м, дальнейшее погружение без дополнительной пригрузки было невозможно. Ко лодец с тикстропной рубашкой легко прошел глубину в 26 м и, его. можно опустить даже на глубину до 30—35 м.
Опыт показывает, что применение бетонитовых глин для устрой ства тикстропной рубашки не обязательно. Однако раствор из мест ных глин в большинстве случаев нужно обрабатывать химическими реагентами —•едким натром или пальпированной содой. Производ ство работ в зимнее время при температуре воздуха минус 15—20° С и ниже с применением тикстропной рубашки возможно, необходимо! лишь утепление насоса, труб, форшахты и растворного узла.
В отечественной и зарубежной практике известны случаи, когда колодцы при опускании зависали, несмотря на то что тивстропный раствор был хорошего качества. Такие трудности возникали пре-
|
Рис. VII.15. Разрез опу |
Рис. VII.16. Железобетонный |
опуск |
|
скного |
колодца |
левобе |
ной колодец опор моста через |
р. Га |
|
режного пилона |
висячего |
ронну: |
|
|
|
1 — армированный бетон; |
2 — бетон |
запол |
|
моста |
через р. |
Гаронну |
|
нения; 3 — монолитный |
подводный |
бетон |
имущественно в грунтах, содержащих большое количество пустот. Здесь не всегда удается своевременно пополнить утечку просачива ющегося в грунт раствора. В результате часть наружной поверхно сти колодца остается без тикстропной рубашки, что может привести к перекосу колодца. Для борьбы с поглощением глинистого раство ра в сильно фильтрующих грунтах применяют в качестве добавки раствор силиката натрия (жидкое стекло).
Так как в процессе погружения могут быть случаи засорения тикстропной рубашки локальными осыпями грунта, в расчетах ре комендуется учитывать трение в пределах тикстропной рубашки в размере 0,2—0,3 тс на 1 ж2 поверхности.
В з а р у б е ж н о м м о с т о с т р о е н и и ф у н д а м е н т ы на о п у с к н ы х к о л о д ц а х в последние годы применены на ряде крупнейших мостов. Причем довольно широко использован способ погружения колодцев и оболочек в тикстропных рубашках.
При сооружении фундамента левобережного пилона металличе ского висячего моста с центральным пролетом 393,7 ж через р. Га ронну в Бордо во Франции был успешно погружен в тикстропной рубашке железобетонный опускной колодец на глубину 34 ж. Гидро геологические условия мостового перехода в месте сооружения фун дамента характеризуются следующими данными. Глубина воды до 10 ж; русло реки на глубину 11 ж сложено из мелкозернистых пес ков с небольшим содержанием суглинка и гравия, ниже залегает слой песка и гальки мощностью 4,5 ж, который покрывает толщу мергелей с различным по глубине химическим составом и структу рой. Подошва фундамента заглублена на 7,5 ж и заложена в твер дом мергеле с допускаемым напряжением до 8 кгс/см2.
Опускной колодец (рис. VII.15) высотой 26,35 ж и шириной 15 ж завершается двумя полукругами радиусом по 7,5 ж. Общая длина— 41,35 ж. Шестью поперечными перегородками колодец разделен на семь секций. Наружные стенки толщиной 1,4 ж в нижней части име ют уступ в 12 см и с обеих сторон защищены металлическими листа ми 3, соединяющимися с ножом колодца. На уступе уложен резино вый лоток 1 шириной 32 см, который, складываясь при опускании колодца, препятствовал вытеканию тикстропной жидкости, находя щейся выше уступа колодца и подаваемой по наклонным трубкам 2, расположенным через 1,5 ж в плане над резиновым лотком.
После окончания погружения колодца тикстропная жидкость была заменена цементным раствором, который нагнетали через го ризонтальные трубки, расположенные (выше наклонных) через 4 м в плане. Опускной колодец был сооружен на искусственном остров ке, имеющем в плане круглое очертание диаметром 53 ж и огражден ном металлическим шпунтом, забитым на глубину около 26 ж.
При строительстве третьего моста через р. Гаронну в Бордо во Франции (см. рис. III.68) фундамент каждой из речных опор под же лезобетонные балочно-неразрезные пролетные строения пролетами по 77 ж был сооружен на трех сборных железобетонных опускных колодцах круглого сечения (рис. VII.16), погруженных на глубину до 16 ж.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
|
|
А л е к с е е в |
В. В. Сооружение опор моста |
на |
буровых |
сваях. — «Транс |
портное строительство», |
1969, № 3, с. 10—11. |
|
|
|
А н д р е е в |
В. |
Г. |
Эффективность применения сборного железобетона в опо |
рах.— «Транспортное строительство», 1972, № 7, с. 6—8. |
|
железобетонных |
Б а р е н б о й м |
И. |
Ю., К а р а с и к М. Е. |
Строительство |
мостов. Киев, «Буд1вельник», 1971. 294 с. |
|
в проектировании искус |
В а с и л ь ч е н к о И. Е. Наша задача — прогресс |
ственных сооружений. — «Транспортое |
строительство», |
1974, № |
5, с. 7—10. |
Г и б ш м а н |
Е. |
Е., |
Г и б ш м а н |
М. Е. Теория и расчет предварительно на |
пряженных мостов с учетом длительных деформаций. М., «Транспорт», 1966. 396 с.
Г и б ш м а н |
М. Е. Теория расчета мостов сложных пространственных систем. |
М., «Транспорт», |
1973. 200 с. |
прогресс в мостостроении. — «Транс |
Г р е ц о в А. П. За |
научно-технический |
портное строительство», |
1972, № 5, с. 1—12. |
Ю. М., Ф а й н ш т е й н |
И. С. Опыт |
Г р и н г а у з |
И. А., |
М и т р о ф а н о в |
сооружения двухъярусного моста через Волгу. М., Оргтранссгрой, |
1966. 30 с. |
Е в г р а ф о в |
Г. К., |
К р ы л ь д о в Е. И. Предварительно напряженные же |
лезобетонные пролетные строения со сквозными фермами и комбинированной си стемы. М., Изд-е МИИТа. М., 1964, с. 4—29 (Труды МИИТа. Вып. 187).
К а л а ш н и к о в |
Н. А. Анализ |
конструкций железобетонных |
мостов. М., |
«Транспорт», 1971. 176 с. |
Л е в е н т а л ь М. |
Г., |
У к р а и н ч и к |
М. М. Сооруже |
К а р а с и к |
М. |
Е., |
ние пролетных строений |
методом |
попролетного |
бетонирования |
на |
передвижных |
подмостях (зарубежный опыт). М., Оргтрансстрой, 1972, 36 с. |
|
|
К а ч у р и н |
В. |
К., |
Б р а г и и |
А. |
В., Е р у н о в Б. Г. Проектирование вися |
чих и вантовых мостов. М., «Транспорт», 1971. 280 с. |
|
|
К и р е е н к о |
В. |
И. Вантовые мосты. Киев, «Буд1вельник», 1967. 144 с. |
К р ы л ь ц о в |
Е. И., П о п о в |
О. |
А. |
Железобетонные мосты |
за рубежом. |
М., Автотрансиздат, |
1963. 231 с. |
|
|
|
|
|
|
К р ы л ь ц о в |
Е. И. Сборный предварительно напряженный мост через Вол |
гу.— «Бетон и железобетон», 1964, № 4, с. 16—22. |
|
|
Кр ы л ь ц о в Е. И. За технический прогресс в проектировании больших мо стов. — «Транспортное строительство», 1970, № 7, с. 1—3.
Ко л о к о л о в Н. М. К вопросу о перспективах развития железобетонного мостостроения.—-«Транспортное строительство», 1972, № 11, с. 6—10.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М е л ь н и к о в |
Ю. |
Л., З а х а р о в Л. |
В. Стыки |
элементов сборных |
желе |
зобетонных мостовых конструкций. М., «Транспорт», 1971. 152 с. |
|
реку |
М и т р о ф а н о в |
Ю. |
М., |
С а ф о н о в |
В. И. Мостовой переход через |
Волгу в г. Костроме. — «Транспортное строительство», |
1971, № 1, с. 10—14. |
|
М и т р о ф а н о в |
Ю. |
М., |
А р ш а в с к и й И. Ю. |
Путепроводы на ст. Кун |
цево.— «Транспортное строительство», 1972, № 8, с. 11—14. |
|
|
М о и с е е в А. |
В., |
М у т а ф ь я н |
О. С. Сооружение фундаментов большого |
моста на буровых сваях. — «Транспортное |
строительство», 1969, № 8, |
с. 11—14. |
Опыт сооружения совмещенного |
городского моста с неразрезными |
железобе |
тонными пролетными строениями через реку Москву в Нагатино. М., Оргтранс
строй, 1971. |
28 с. Авт.: Ю. М. Митрофанов, М. М. Грутман, |
М. Г. Левенталь, |
М. С. Слуцкер, И. Ф. Париковский, А. Б. Друганова. |
|
|
П о п о в |
О. А., |
Ф а й н ш т е й н |
И. С. Характерные направления в проекти |
ровании железобетонных мостов. — «Бетон и железобетон», 1971, |
№ 12, с. 3—7. |
П о п о в |
О. А., |
Ф а й н ш т е й н |
И. С. Проектирование |
и |
строительство |
транспортных развязок на эстакадах в Москве. М., ГОСИНТИ, 1972. 25 с. |
П о п о в |
О. А., Ф а й и - ш т е й я И. С. Основные направления в проектировании |
и строительстве больших мостов в городах. М., ГОСИНТИ, 1973, 41 с. |
Предварительно напряженный железобетон (по материалам |
V Международ |
ного Конгресса Федерации преднапряженного железобетона). М., Стройиздат, 1968. 236 с. Авт.: Г. И. Бердичевский, А. П. Васильев, А. А. Гвоздев, Е. И. Крыль
цов, К. Д. Михайлов.
П р о т а с о в К. Г. Новые вантовые фермы. М., «Транспорт», 1963. 96 с. Расчет железобетонных мостов. Под общ. ред. проф. К. К. Якобсона. М.,
«Транспорт», 1970. 272 с.