Файл: Салтыков, А. В. Основы современной технологии автомобильных шин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
А. В. Салтыков
ОСНОВЫ
СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОЕИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ШИН
М О С К В А
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ХИМИЯ»
1974
УДК 68.065 : 629.012.55 : 629.113 С16
Салтыков А. В.
Основы современной технологии автомобильных шин. Изд. 3-е, перер. и доп. М., «Химия», 1974.
472 с., 46 табл.; 215 рис.; список литературы 130 ссылок.
В книге кратко описаны конструкции шин, применяемое сырье и материалы для их изготовления. В ней систематиче ски изложены современные технологические процессы произ водства пневматических автомобильных шин с учетом основ
ных достижений отечественной и зарубежной пауки в этой области.
Книга предназначена для инженеров и техников, специа лизирующихся в области производства шин. Она будет по лезна преподавателям и студентам, соответствующих вузов.
С |
31411-144 |
101-73 |
|
|
|
|
050 (01)-74 |
|
|
|
|||
■ М |
|
|
Гос п блич.'с» |
. |
I |
|
|
|
на;чН0.ТГУН |
|
|||
|
|
библио v.k :> ' |
р* |
|
||
£6204 |
|
ЭКОС; • |
-> |
|
|
|
^ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА |
|
|
Wf7ш з
Редакторы Машинская Н. И., Копейкина Н. С., Марголин Д. Л.
Технический редактор А. С. Кочетова
Художник Е. В. Бекетов Корректор Р. А. Шкиперова
I 04987- „ С£ и |
в наб16/Х 1973 г. |
Поди, в печ. 11/IV 1974 г |
Фппмят |
|||
бумаги 60X90 /,в. Бумага тип. Ms 2. |
Уел. печ. л. |
29,5. |
Уч.-изд |
л 33 02 |
||
Тираж 5000 экз. Зак. 833. Изд. Ms 203. Цена 1 р. |
81 к. |
|
|
|||
Издательство «Химия». 107076, Москва, |
Стромынка, 23. |
|
||||
|
Ордена Трудового Красного |
Знамени |
|
|
||
С о к , з п = Г 1 Г аЯ типо1РаФия № 2 имени |
Евгении |
Соколовой |
||||
С юзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров |
||||||
СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли |
||||||
198052, |
Ленинград, Л-52, |
Измайловский |
проспект, 29 |
|
© Издательство «Химия», 1974.
СОДЕРЖАНИЕ
П реди словие..................................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
g |
Г л а в а 1. История развития |
и |
современное состояние производства |
пнев |
9 |
|||||||||
матических |
автомобильных |
шин ..................................................... |
|
|
|
|
|
||||||
Возникновение и развитие шинной промышленности |
.................................... |
шин |
. |
9 |
|||||||||
Современный уровень развития производства автомобильных |
14 |
||||||||||||
Уровень |
техники производства |
............................................................... |
|
|
|
|
|
15 |
|||||
Сырьевая база |
шинной |
промышленности..................................................... |
|
|
|
|
|
15 |
|||||
Шинная |
промышленность |
С С С Р ............................. |
'.... |
|
|
|
|
16 |
|||||
Литература |
.......................................................... |
|
|
|
|
|
.. |
|
|
|
|
jg |
|
Г л а в а 2. Устройство |
современных |
автомобильных |
пневматических |
шин |
. |
20 |
|||||||
Классификация пневматических |
шин ................................................................ |
|
|
|
|
20 |
|||||||
Общие принципы |
устройства |
пневматическихш и н ...................................... |
|
|
|
21 |
|||||||
Камерная • автомобильная |
ш и н а ................... |
• ......................................... |
|
|
|
22 |
|||||||
Бескамерные автомобильные |
шины . . . . |
. * ...................................... |
|
|
|
|
23 |
||||||
Устройство диагональной |
камерной |
ш и н ы .................................................. |
|
|
|
|
27 |
||||||
Диагональная |
п окры ш ка............................. |
|
............................ |
|
|
|
\ |
|
27 |
||||
Автомобильная |
к а м е р а ......................................................................... |
|
|
|
|
|
|
43 |
|||||
Ободная |
л е н т а ..................................................................................................... |
ш и н |
|
|
|
46 |
|
|
|
46 |
|||
Устройство |
радиальных |
|
|
|
|
|
|
48 |
|||||
Устройство |
опоясанных |
диагональных ш и н ........................ |
.... |
|
! |
! |
|
||||||
Устройство |
бескамерных |
ш |
и н ............................................................... |
|
|
|
48 |
||||||
Устройство шин высокой |
проходимости............................................................... |
|
|
|
|
! |
51 |
||||||
Маркировка |
пневматических |
ш и н ...................................................... |
|
.... |
|
|
|
54 |
|||||
Литература |
............................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
56 |
Г л а в а 3. Работа пневматических шин. |
Факторы, влияющие |
на их срок |
|
|
|||||||||
служ бы ......................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
....... |
|
|
|
|
|
|
Эластичность и деформация |
ш и н ы ............................................................... |
|
! |
' |
|
57 |
|||||||
Нагрев ш и н ы ............................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
59 |
|||
Центробежные силы и их воздействие на шину. . . . . . . |
|
|
. 6 1 |
||||||||||
Литература |
............................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61 |
Г л а в а 4. Конструирование |
и |
расчет ш и н .......................................................... |
|
|
|
|
62 |
||||||
Требования, |
предъявляемые |
к ш и н а м ........................................................... |
|
|
|
|
62 |
||||||
Конструктивные соотношения |
и расчет основных |
деталей |
шин . |
. . . |
|
65 |
|||||||
Покрышки .................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
. |
." |
|
|
65 |
|
Ездовые |
к а м е р ы .................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
84 |
|
81 |
||
Ободные |
ленты .................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
87 |
|||
Тенденции в изменении размеров ободов шин ....................................... |
|
|
'.8 8 |
||||||||||
Литература |
............................................................... |
|
|
|
|
|
|
" ................................... |
|
|
|
1 |
3 |
Г л а в а 5. |
Материалы |
шинного |
п р о и зв одст в а ......................................................... |
|
91 |
|||||||
Каучуки |
(эластомеры) |
. |
|
|
|
|
91 |
|||||
Синтетические |
|
каучуки |
.................................................................................. |
|
|
|
91 |
|||||
Натуральный |
каучук ....................................................................................... |
|
|
|
|
94 |
||||||
Регенерат |
в .....................................................е щ е с т в а |
|
|
|
|
94 |
||||||
Вулканизующие |
|
|
|
|
95 |
|||||||
Сера |
|
................................. |
вулканизации |
|
|
|
|
95 |
||||
Ускорители |
вулканизации.............................................................................. |
|
95 |
|||||||||
Активаторы |
ускорителей |
|
96 |
|||||||||
Замедлители |
подвулканизации .................................................................... |
|
|
|
96 |
|||||||
Наполнители |
|
наполнители............................................................................................................... |
|
|
|
|
97 |
|||||
Активные |
.................................................................................. |
|
|
. |
97 |
|||||||
Неактивные |
наполнители.................................................................... |
|
|
101 |
||||||||
Красители (п и гм ен ты )..................................................................................... |
|
|
|
|
101 |
|||||||
Обезвоживающие |
материалы ....................................................................... |
|
|
|
101 |
|||||||
Модификаторы |
|
........................................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
101 |
|||
Пластификаторы |
|
.................................................................................................... |
|
|
|
|
|
102 |
||||
Противостарители |
|
.................................................................................................... |
|
|
|
|
|
ЮЗ |
||||
Текстильные |
м атер и ал ы .......................................................................................... |
|
|
|
|
105 |
||||||
Корд |
|
........................................................................ |
к о р д |
|
|
|
|
Ю5 |
||||
Вискозный |
|
|
|
|
108 |
|||||||
Полиамидный |
к о р д .......................................................................................... |
|
|
|
|
ПО |
||||||
Полиэфирный |
к о р д ........................ |
|
|
|
|
П2 |
||||||
Стеклокорд |
|
........................................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
113 |
|||
Другие виды корда из химических в о л о к о н ............................................... |
|
114 |
||||||||||
Металлокорд |
|
.................................................................................................... |
|
|
|
|
|
114 |
||||
Т к а н и ............................................................................................................................ |
проволока |
|
|
|
|
|
116 |
|||||
Бортовая |
............................................................................................ |
|
|
|
|
117 |
||||||
Вспомогательные |
м а те р и а л ы ..................................................... |
|
|
|
117 |
|||||||
Литература |
|
........................ |
|
|
|
|
|
|
|
118 |
||
Г л а в а 6. Составление |
рецептур |
резиновых |
с м е с е й .......................................... |
|
119 |
|||||||
Требования к физико-механическим свойствам вулканизатов шинных |
119 |
|||||||||||
смесей |
|
.................................................................................................................. |
|
р е з и н ы |
|
|
|
|
||||
Протекторные |
|
|
|
|
120 |
|||||||
Брекерные |
резины .......................................................................................... |
|
|
|
|
121 |
||||||
Каркасные |
р е з и н ы ................................................................... |
|
|
|
|
121 |
||||||
Промазочные |
резины ..................................................................................... |
|
проволоки крыла . . . |
. . . . |
122 |
|||||||
Резины |
для изоляции бортовой |
122 |
||||||||||
Резина для наполнения крыла .................................................................... |
д и а ф р а г м |
|
123 |
|||||||||
Резины |
для |
вулканизационных |
|
123 |
||||||||
Особые требования, предъявляемые к резиновым смесям для ради |
123 |
|||||||||||
альных |
покрышек ..................................................................................... |
|
|
|
|
|||||||
Резины для автокамер ........................................................................................ |
|
|
|
|
124 |
|||||||
Резины |
для |
ободных л е н т ............................................................................ |
слоя бескамерных ш и н |
|
125 |
|||||||
Резины |
для |
герметизирующего |
|
125 |
||||||||
Резины для шин специального назначения............................................... |
|
125 |
||||||||||
Требования к технологическим свойствам шинных резиновых |
смесей . .125 |
|||||||||||
Методы, используемые при составлении шинных см есей ................................. |
|
127 |
||||||||||
Типовая |
рецептура |
основных |
шинных р е з и н ................................................... |
|
129 |
|||||||
Оптимум и плато вулканизации шинных |
р е з и н .......................................... |
|
136 |
|||||||||
Определение |
степени |
вулканизации |
резин |
...................................... |
|
136 |
||||||
Литература |
|
............................................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
142 |
||
Г л а в а 7. |
Схема |
технологического процесса |
производства шин |
и приго |
144 |
|||||||
|
товление |
резиновых см есей .............................................................. |
|
|
|
|||||||
Схема |
технологического процесса |
................................................................... |
|
|
144 |
|||||||
Подготовка |
ингредиентов .................................................................................. |
|
|
|
|
144 |
||||||
Подготовка |
каучука |
............................................................................................ |
|
|
|
|
149 |
4
Развеска материалов |
перед |
см еш ением ............................................. |
|
|
162 |
|
162 |
||||||||
Ручная |
развеска |
развеска............................................................................................ |
ингредиентов |
|
|
|
|||||||||
Автоматическая |
................................................. |
|
|
162 |
|||||||||||
Смешение |
|
. |
...............................................................................................................170 |
||||||||||||
Смесители |
периодического |
действия |
.................................................. |
|
|
170 |
|||||||||
Смесители |
непрерывного |
д е й с т в и я ............................................................. |
|
|
|
|
176 |
||||||||
Мероприятия по предотвращению подвулканизации резиновых сме |
179 |
||||||||||||||
сей |
|
................................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Очистка |
резиновых |
с м е с е й ............................................................................ |
|
|
|
181 |
|
179 |
|||||||
Опудривание и охлаждение |
резиновых с м е с е й ........................ |
|
181 |
||||||||||||
Приготовление |
суспензий |
|
|
|
|
|
|||||||||
Организация |
работы |
в |
подготовительном |
цехе шинного завода |
. , |
. 182 |
|||||||||
Двухстадийное |
|
смешение |
|
|
|
|
|
183 |
|||||||
Автоматическое управление |
процессами развески и смешения в под |
188 |
|||||||||||||
готовительном |
цехе . ....................................... |
|
|
||||||||||||
Контроль производства |
в |
подготовительном ц е х е .......................................... |
|
|
192 |
||||||||||
Контроль |
процесса |
см еш ен и я .................................. |
|
|
' ............................ |
|
192 |
||||||||
Контроль |
качества |
резиновых с м е с е й ........................................................ |
|
|
|
193 |
|||||||||
Контроль качества распределения ингредиентовв смеси ...................... |
|
|
196 |
||||||||||||
Приготовление |
клеев |
и |
с м а з о к ............................................................................ |
|
|
|
|
|
196 |
||||||
Литература |
|
|
................................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
197 |
|
Г л а в а 8. |
Изготовление |
деталей |
автопокры ш ек................................................... |
|
|
198 |
|||||||||
Обработка |
корда |
|
|
.................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
198 |
|||
Пропитка |
к о р д а ............................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
199 |
||||||
Термофиксация |
к о р д а |
|
|
|
|
|
205 |
||||||||
Обрезинивание |
корда |
|
обработки |
корда |
|
|
208 |
||||||||
Технологические |
процессы |
|
|
216 |
|||||||||||
Обработка |
бортовых |
т к а н е й ................................................................................ |
|
|
|
|
|
238 |
|||||||
Раскрой корда и бортовых тканей ....................................................................... |
|
|
|
|
|
239 |
|||||||||
Раскрой |
прорезиненного |
...............................................................тканей |
(изготовление лент) . |
. |
242 |
||||||||||
Раскрой |
бортовых |
прорезиненных |
248 |
||||||||||||
Наложение |
резиновых |
прослоек |
на к о р д ................................. |
|
|
|
252 |
||||||||
Изготовление |
протекторов |
|
|
|
|
|
|
253 |
|||||||
Стадии |
процесса |
изготовления протекторов ............................................ |
|
|
253 |
||||||||||
Изготовление |
протекторов |
специального |
назначения ........................ |
|
|
266 |
|||||||||
Хранение |
протекторов |
деталей |
|
|
|
268 |
|||||||||
Изготовление |
других |
шприцованных |
............................................... |
|
|
270 |
|||||||||
Изготовление |
брекеров |
........................................................................................ |
|
|
бескамерныхш и н |
|
|
270 |
|||||||
Изготовление герметизирующего слоя для |
|
|
272 |
||||||||||||
Изготовление |
к р ы л ь е в .......................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
272 |
|||||||
Организация |
прокладочного |
.......................................................... |
|
|
|
|
285 |
||||||||
Литература |
|
|
..................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
287 |
|
Г л а в а 9. |
Сборка |
автопокры ш ек........................................................................... |
|
|
|
|
|
288 |
|||||||
Сборка |
покрышек |
|
с |
одним |
борте |
(полуплоская сборка) . |
. |
288 |
|||||||
Принцип |
работы |
сборочных с т а н к о в ........................................................ |
|
|
|
291 |
|||||||||
Питатели |
для |
|
сборочных станков.................................................................. |
|
|
|
|
|
304 |
||||||
Метод |
наложения |
горячего |
п р о тек то р а ................................................... |
|
. |
312 |
|||||||||
Производительность станков |
для полуплоской сборки покрышек . |
312 |
|||||||||||||
Конвейерные методы сборки покрышек с однимкрылом в борте . |
. 313 |
||||||||||||||
Особенности |
сборки |
бескамерных .................................. |
ш и н |
|
- . . |
. |
316 |
||||||||
Особенности сборки покрышек ...................................................типа Р |
|
|
|
317 |
|||||||||||
Сборка покрышек с двумя (и более) крыльями в борту (полудорновая |
|
||||||||||||||
сборка) |
|
. |
............................................................................................................. 325 |
||||||||||||
Браслетный |
способ |
сборки ....................................................... |
п о кр ы ш ек |
|
|
|
326 |
||||||||
Сборка |
покрышек на |
с т ......................................................................а н к а х |
|
(одиночнымислоями) |
. . |
|
329 |
||||||||
Послойный |
способ сборки |
покрышек |
. 335 |
5
|
Особенности полудорновой сборки покрышек типа |
Р и |
PC . . |
. |
339 |
||||||||||||||||
|
Применение конвейерных поточных линий для сборки покрышек . |
. |
339 |
||||||||||||||||||
Прессование покрышек . |
|
. |
, |
, ■........................ |
|
|
|
|
|
|
|
341 |
|||||||||
Смазка |
сырых |
п о к р ы ш е к ........................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
341 |
|||||||||
Хранение |
сырых |
покрышек |
|
................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
342 |
||||||||
Контроль процесса сборки и качества сырых покрышек ......................... |
|
|
343 |
||||||||||||||||||
Методы |
работы |
передовых |
сборщиков |
п ок ры ш ек .......................................... |
|
|
|
|
344 |
||||||||||||
Литература |
|
|
...................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
345 |
|||
Г л а в а |
10. |
Формование |
и |
вулканизация |
п о к р ы ш ек .......................................... |
|
|
|
|
346 |
|||||||||||
Подогрев |
покрышек |
перед |
ф орм ован ием |
................................................. |
|
|
|
. |
346 |
||||||||||||
Формование |
покрышёк |
.......................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
347 |
|||||||
Вулканизация |
|
покрышек |
|
..................................................................................... |
|
' |
|
|
|
|
|
|
|
348 |
|||||||
|
Форматоры-вулканизаторы |
|
|
п о к р ы ш ек |
|
|
|
|
348 |
||||||||||||
|
Поточные |
линии |
для |
вулканизации |
|
|
|
|
364 |
||||||||||||
|
Вулканизационные |
формы |
|
. . |
. - ............................................................. |
|
|
|
|
|
367 |
||||||||||
|
Влияние различных факторов на процесс вулканизации покрышек 371 |
||||||||||||||||||||
|
Продолжительность |
вулкани зации ............................................................. |
|
|
|
|
|
378 |
|||||||||||||
|
Вулканизация без варочных камер |
и д и а ф р а г м ........................ |
|
|
. . |
378 |
|||||||||||||||
|
Способы |
|
вулканизации |
п о к р ы ш е к .......................................................... |
|
|
|
|
|
380 |
|||||||||||
Охлаждение |
|
покрышек |
под |
д ав л ен и ем ........................................... |
|
|
|
|
|
383 |
|||||||||||
Контроль |
процесса вулканизации |
аппаратов.................................................................... |
|
|
|
. . . |
385 |
||||||||||||||
Перезарядка |
|
вулканизационных |
.................................. |
|
|
387 |
|||||||||||||||
Формовое |
хозяйство |
на |
шинном з а в о д е ............................................................. |
|
|
|
|
|
388 |
||||||||||||
|
Смазка |
ф о р м |
................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
388 |
|||||
|
Чистка |
|
форм |
|
.......................................................................................п ок ры ш ек |
|
|
|
|
|
|
|
389 |
||||||||
Отделка |
и |
браковка |
|
|
|
|
|
|
|
390 |
|||||||||||
|
Отделка |
|
п о к р ы ш ек .......................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
. . . . . . |
|
390 |
||||||||
|
Особые |
отделочные |
операции ....................................... |
|
|
|
|
391 |
|||||||||||||
|
Браковка |
|
покрышек |
|
..................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
392 |
||||||
Балансировка |
|
покрышек |
|
и.....................................................................................бокового |
биения шин . |
............................. |
398 |
||||||||||||||
Регулирование |
радиального |
402 |
|||||||||||||||||||
Литература |
|
|
................................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
406 |
|||
Г л а в а |
11. |
Изготовление |
вулканизационных |
диафрагм, |
автомобильных |
407 |
|||||||||||||||
|
|
камер |
и |
ободных |
л е н т ....................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Изготовление |
вулканизационных |
д и а ф р а г м ............................................. |
. . . . . . . |
|
407 |
||||||||||||||||
|
Технологический |
процесс |
изготовления |
диафрагм |
|
407 |
|||||||||||||||
|
Дефекты |
|
д и а ф р а г м ......................................................................................... |
|
|
к а м е р |
|
|
|
|
|
|
|
411 |
|||||||
Изготовление |
автомобильных |
|
|
резиновых |
смесей . . . |
|
411 |
||||||||||||||
|
Особенности |
обработки |
автокамерных |
.411 |
|||||||||||||||||
|
Изготовление |
камерных |
р у к а в о в ................................. |
|
|
|
|
|
|
|
414 |
||||||||||
|
Поддувка |
|
автокамер |
|
.................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
424 |
||||||
|
Вулканизация автокамер |
............................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
425 |
||||||||||
|
Отделочные операции и разбраковка автокамер |
............................. |
|
|
|
431 |
|||||||||||||||
|
Обрезинивание |
авто вен ти л ей ...................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
435 |
|||||||||||
Изготовление |
ободных |
л е н т |
................................................................................ |
ш и н - |
|
|
|
|
|
437 |
|||||||||||
Комплектование |
автомобильных |
|
’ |
|
’ |
|
439 |
||||||||||||||
Литература |
|
|
.................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
’ 440 |
||||||
Г л а в а |
12. |
Контроль |
производства |
и испытание готовых |
изделий . . |
. |
441 |
||||||||||||||
Контроль |
качества |
и з д е л и й |
........................ |
|
|
|
|
|
|
|
’ |
44) |
|||||||||
|
Системы |
|
контроля качества . .......................................................... |
|
44J |
||||||||||||||||
|
Методика |
определения |
|
причин брака ........................ |
|
|
. . . |
. |
|
443 |
|||||||||||
|
Статистические методы |
|
к о н тр о л я ....................................... |
|
|
|
. |
445 |
|||||||||||||
|
Основные |
дефекты |
автопокры ш ек............................................................ |
|
|
\ |
|
|
446 |
||||||||||||
|
Ремонт |
бракованных |
п о к р ы ш ек ................................................ |
|
|
|
|
|
|
448 |
6