Файл: Крыльцов, Е. И. Современные железобетонные мосты [монография].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во Франции, ФРГ, Италии, Японии, а также в Америке, Англии и в других странах наиболее распространен способ, при котором бу­ рение скважины, устройство уширения в ее основании и заполнение ее бетонной смесью производят под защитой обсадных труб или по­ лых шнековых валов, препятствующих обвалу и сползанию стенок грунта скважины. В процессе бетонирования разбуренной скважи­ ны извлекают обсадные трубы.

Образование вертикальных и наклонных скважин таким спосо­ бом возможно в любых гидрогеологических условиях, поскольку обсадная труба надежно удерживает стенки скважины от обруше­ ния в процессе бурения; работать можно на открытой воде без при­ менения островков. Кроме того, можно разрабатывать грунт удар­ ным и роторным бурением с удалением грунта периодически или непрерывно. Одно из преимуществ способа — возможность уплотне­ ния бетонной смеси в стволе сваи при извлечении обсадной трубы, существенно повышающего несущую способность ствола сваи по грунту и исключающего попадание грунта в бетон сваи. К недостат­ кам относятся: необходимость восприятия реактивных сил при по­ гружении или извлечении обсадной трубы, что в ряде случаев услож­ няет оборудование и производство работ на открытой воде; необхо­ димость использования бурового агрегата в процессе бетонирования свай или извлечения обсадной трубы, что существенно снижает его производительность.

Принцип действия применяемого здесь оборудования для погру­ жения и извлечения обсадных труб — ударно-вращательный, инер­ ционно-пневматический и ударный. Примером может служить япон­ ская машина Като, представляющая собой наиболее универсаль­ ную буровую машину, работающую по принципу ударного, враща­ тельного и всасывающего бурения с креплением скважин обсадны­ ми трубами или гидравлическим способом.

В Италии, Франции, Японии и других странах распространен также способ разбуривания скважин с креплением грунта стенок скважин гидравлическим противодавлением глинистого раствора или противодавлением избыточного подпора воды. Крепление сте­ нок скважины глинистым раствором надежно обеспечивает их от оплывания и вывалов грунта. Кроме того, глинистый раствор, обла­ дая структурной вязкостью, обеспечивает очистку забоя от довольно крупных фракций разбуренной породы. Однако такой способ креп­ ления требует специального громоздкого и энергоемкого оборудо­ вания для приготовления, нагнетания и очистки глинистого раство­ ра от разбуренной породы. Эксплуатация такого оборудования осо­ бо усложняется в зимних условиях. Недостатком является и необходимость установки жесткой защитной оболочки (стальной или железобетонной) при сооружении буровых свай на открытой воде или в илистых разжиженных грунтах, что в какой-то мере на­ рушает единообразие технологического процесса.

Крепление стенок скважины водой, находящейся на повышенном (3—4 м) уровне против горизонта воды в реке, основано на том, что избыточный подбор воды создает гидродинамический поток из сква-

405


 

 

 

жины в прилегающим грунт, в резуль­

 

 

 

тате чего

возникает

гидравлическое

 

 

 

давление и скоростной напор, удержи­

 

 

 

вающие стенки скважины от оплыва­

 

 

 

ния и вывала грунта. Одновременно

 

 

 

вода используется и для удаления раз­

 

 

 

буренной породы по схеме обратной

 

 

 

промывки,

что

значительно

упрощает

 

 

 

производство работ. Этот способ креп­

 

 

 

ления скважин наиболее дешевый, но

 

 

 

также, как и применение глинистого

 

 

 

раствора, связан с осложнениями при

 

 

 

бурении скважин на открытой воде и

 

 

 

в зимних условиях.

 

 

 

 

 

 

Наибольшее

распространение та­

Рис. VII.10.

Схема

уширителя

кой способ

получил в ФРГ, а также

/ — прорези

(США):

2 — створки

был успешно применен при

разбури­

ползуна;

вании 712

скважин диаметром

1,35 м

уширителя;

3 — режущие зубья;

4 — разрабатываемый грунт

под фундаменты опор

моста через оз.

 

 

 

в Марокайбо в

Венесуэле.

В

отдель­

ных случаях способ обратной промывки скважин водой использует­ ся и в Японии.

В Америке и Англии ввиду часто встречающихся благоприятных гидрогеологических условий (наличие плотных связных грунтов без включения валунов и отсутствие грунтовых вод) широко распро­ странено бурение винтовыми бурами и бетонирование скважин, а в отдельных случаях и уширения, без раскрепления стенок какимлибо специальным креплением устья скважин.

Для устройства уширений в основании свай за рубежом приме­ няют специальные уширители, большинство из них съемные, что является существенным недостатком. Уширители вращают обычно буровой штангой. Исключение представляет уширитель Беното (Франция), вращаемый автономным электроприводом.

В США находит применение уширитель (рис. VII.10), представ­ ляющий собой двухстворчатый ковш с режущими зубьями, шарнир­ но закрепленными вверху на ползуне, перемещающемся под давле­ нием буровой штанги в прорезях корпуса уширителя.

При устройстве в США и Англии набивных свай, которые услов­ но относятся к буровым сваям по общему признаку их устройства непосредственно в грунте, обычно в грунт погружают не сваю, а за­ щитную неизвлекаемую оболочку, выполняемую после погружения бетонной смесью. При необходимости в оболочку устанавливают арматуру.

К положительным качествам таких свай относятся: эффективное уплотнение грунта при погружении оболочек, что существенно по­ вышает несущую способность сваи; возможность погружения обо­ лочек в плотных грунтах на значительную глубину, не достижимую для забивных железобетонных свай при тех же сваебойных молотах; возможность устройства свай в пределах открытой воды и в разжи-

406


женных грунтах. Недостаток набивных свай в тонкостенных сталь­ ных оболочках — их повышенная стоимость.

Набивные сваи Раймонд применяют преимущественно двух ти­ пов. Первый тип — сваи в конических (коничность 1 : 30 с уширением кверху) оболочках с диаметром нижнего конца 20 см, имеющих оболочки длиной до 11 ж. Их монтируют из отдельных звеньев дли­ ной 1,2 и 2,4 м из тонколистовой волнистой стали и армируют спи­ ралью с шагом 7,5 см. Второй тип — сваи в ступенчатых оболочках, набираемых до необходимой длины (до 33 м) из тонкостенных стальных гофрированных секций различного диаметра, стыкуемых на переходных муфтах. Диаметр нижней секции от 21,5 до 33 см; нижний конец ее закрыт стальным башмаком.

Погружают конические оболочки при помощи специального ме­ таллического сердечника с центральным стержнем. Сердечник плотно прилегает к стенкам оболочки, не допуская деформации сваи, и легко извлекается вследствие коничности оболочки.

Для погружения ступенчатых оболочек применяют сердечник, скомплектованный из отдельных полых секций, соединенных между собой фланцевыми стыками и обжатых центральным натянутым тросом. Диаметр и длина секции сердечника соответствуют секциям оболочки. Сочетание фланцевых соединений секции сердечника с его обжатием центральным тросом обеспечивает устойчивость и жесткость погружаемой тонкостенной оболочки, а также разборность сердечника и возможность многократного его использования.

Во Франции защитную тонкостенную оболочку делают из ленты, спирально навиваемой на центральный стержень сердечника. В по­ следние годы в Англии, Франции, Японии и других странах запа­ тентованы оболочки из гибких синтетических материалов, тканей, пропитанных различными смолами, и из каучука, опускаемые в про­ буренные скважины и заполняемые бетоном.

Применяются за рубежом и комбинированные способы.

§ 35. ОПУСКНЫЕ КОЛОДЦЫ

Устройство фундаментов при помощи опускных колодцев — от­ носительно простой способ, применяемый в грунтах различной плот­ ности без твердых включений (крупных валунов, скальных просло­ ек). Колодцы погружают обычно под действием собственного веса (как правило, массивной конструкции), достаточного для преодоле­ ния сил трения грунта о боковую поверхность в процессе погруже­ ния. Глубина погружения колодцев обычно колеблется от 5 до 15 м. Имеются отдельные случаи использования их для фундаментов, за­ кладываемых на глубину до 30—40 м.

В о т е ч е с т в е н н о м м о с т о с т р о е н и и м о н о л и т н ы е и с б о р н ы е к о л о д ц ы последних лет, как правило, применяли на суходолах, а для погружения их в русле рек устраивали искусствен­ ные островки. Наплавные колодцы почти не применяли, за исключе­ нием совмещенного моста через р. Волгу, где для фундаментов двух речных опор использованы колодцы комбинированной

407


 

 

 

ж

конструкции •— металлической

в

«as J

 

 

нижней

части и деревянной

в

 

 

k

верхней (рис. VII.11).

Нижнюю

S i

 

г

i - 1

металлическую часть 1 наплавно­

 

Ш- гЯШжЬ

го колодца

изготовили

на

берегу

 

 

и наплаву доставили к месту по­

 

 

 

 

Рис. VII.11. Стадии

(/—///) опуска­

гружения

(стадия

/).

После

за­

крепления

якорями

в

проектном

ния колодца

па

дно русла

 

 

 

 

положении

в плане

ее обстраива­

проницаемой опалубкой стенок

ли

верхней

деревянной

водоне­

(стадия II) и, укладывая бетон 4 в

металлическую и затем деревянную часть 3,

погружали

колодец

до уровня заранее подготовленной

(во

избежание

интенсивного

размыва дна)

наброски 2 из крупного камня (стадия III).

Ниже

уровня отсыпки 2 и дна реки колодец погружали путем увеличения его веса за счет бетонирования стенок и удаления грунта из его шахт. Колодцы были погружены на 15 ж ниже дна реки и заложе­ ны в слое глинистых мергелей. Из шахт колодцев аллювиальные грунты вынимали эрлифтами и грейфером без водоотлива, а при прохождении грунтов шахты удалось осушить.

Устройство фундаментов на опускных колодцах в ряде случаев может быть экономичным решением. Однако от них иногда отказы­ ваются из-за возможного зависания колодцев в грунте, что чаще всего случается в плотных глинистых или гравелистых грунтах. По­ этому в отдельных случаях (например, для мостов через реки Оя и Хемчик) предварительно разрабатывали экскаватором грунт на значительную глубину вокруг колодца, что нельзя считать удачным решением, так как оно связано с возможностью больших отклонений колодца от проектного положения и даже опрокидывания.

та

Неплохих результатов удавалось достигнуть подрыванием грун­

под ножом

колодца,

например,

 

 

 

 

 

 

 

на

строительстве

фундаментов опор

 

 

 

 

3

 

 

моста через р. Кемчуг. Здесь колод­

 

 

 

 

 

 

 

цы с размерами

в плане

5,5X9,8 ж

 

 

 

 

 

 

 

необходимо

было

погрузить

ниже

 

 

 

 

 

 

 

уровня меженных вод на 7 ж, в том

 

 

 

 

 

 

 

числе на 3 ж в гравелистых грунтах

 

 

 

 

 

 

 

и 3

ж в

очень

плотных

влажных

 

 

 

 

 

 

 

глинах и каолинированной

супеси.

 

 

 

 

 

 

 

В

гравелистых

 

грунтах

колодцы

 

 

 

 

 

 

 

опускались под действием собствен­

 

 

 

 

 

 

 

ного веса, глина же с трудом под­

 

 

 

 

 

 

 

давалась

 

разработке

грейфером

 

 

 

 

 

 

 

лишь в

пределах

шахты

колодца,

 

 

 

 

 

 

 

так как под ножом грунт не

нару­

Рис.

V II.12.

Схема

разработки

шался.

Попытки

откачать

грунт

грунта

под

ножом колодца спосо­

мощными водоотливными

насосами

 

 

бом

взрывов:

 

1 — скальный

грунт;

2 — гравелистые

результатов

не дали. Пришлось под

грунты;

3 — трубки

диаметром 38—

ножом

колодца

грунт

разраба­

50 мм;

 

4 — опускной

колодец; 5 — зона

разрушения

подрыванием;

6 — шахта

408


тывать

подрыванием

(рис.

со

VII.12). В трубках диаметром

 

38—50 мм, забитых заострен­

 

ными концами в грунт на рас­

 

стоянии 1

м друг

от

друга,

 

подрывали

заряды

по

400 з

 

взрывчатого

вещества (ВВ).

 

В результате

взрыва

грунт об­

 

валивался

 

в разработанную

 

шахту

и колодец

погружался.

А - А

6 - 6

 

Подрывание грунта в уров­

 

W/v.

422227: Ч / / /

 

не дна

котлована

в шахте

ко­

//.

лодца

применяют

иногда

для

 

//

 

/

его встряхивания при зависа­

V/

■/ 77277//.

нии в процессе погружения. Та­

5.2

Щ5

 

кой

метод успешно применен

 

 

 

на строительстве опор большо­

Рис. VII.13. Сборно-монолитные

го моста

на Октябрьской ж, д.

опускные колодцы

 

Там

на

глубину

4 м колодцы

 

 

 

погружали обычным способом до их зависания, которое ликвидиро­ вали при помощи взрывов. После извлечения грунта в случае необ­ ходимости весь цикл повторяли. В среднем от каждого взрыва (оптимальная масса заряда 300 г) колодец погружался на 20 см, а среднее опускание в смену составило 40 см. Скорость опускания ко­ лодца зависела только от производительности грейфера. Наплыв грунта в колодец не превышал 10%.

В последние годы находят применение сборно-монолитные и сборные конструкции опускных колодцев. Например, сборно-моно­ литная конструкция применена для большого числа опускных колод­ цев мостов через реки Иман и Уссури. Колодцы (рис. VII.13) бето­ нировали на месте опускания в опалубке 1 из железобетонных щи­ тов заводского изготовления, ставших элементами конструкции колодца после укладки монолитного бетона 2. При заклинивании в процессе опускания массу колодца увеличивали путем наращивания наружных щитов и заполнения водой образовавшегося пространст­ ва (с предварительным перекрытием шахт).

Сборные опускные колодцы изготавливают обычно из плоских секций. Для автодорожных мостов в Криворожье при размерах ко­ лодцев в плане 2,9 X 4,5 м и высоте 4,5 м их монтировали из секции высотой 40 см. Нижняя ножевая секция имела высоту 50 см и раз­ меры в плане на 20 см больше остальных, за счет чего образовались выступы по 10 см. В каждую секцию закладывали вертикальные трубки диаметром 75 мм для пропуска при сборке колодца сталь­ ных тяжей, при помощи которых секции соединяли. Секции массой по 6 тизготавливали на полигоне, доставляя их на трейлерах к мес­ ту сборки. Монтировали колодец на слое глиноземистого цемента при помощи крана грузоподъёмностью 10 тза одну рабочую смену, а одновременное погружение двух колодцев для каждого фундамен­ та за шесть рабочих смен.

409