Файл: Дуранина, И. С. Спортивные и зрелищные здания Ленинграда = Buildings for sports and performances in Leningrad.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

CONCLUSION

Опыт проектирования и строительства современных уникальных и типовых спортивно-зрелищных и культурно-просветительных зданий Ленинграда позволяет сделать некоторые заключения.

Очень сложно и в то же время крайне необходимо правильно оценить роль этих сооружений в решении крупных градостроительных проблем, определенных генераль­ ным планом развития Ленинграда. По самой своей природе и социальной значимости общественные здания призваны занять доминирующее положение в каждой конкрет­ ной градостроительной ситуации. И по своей градоформирующей роли, и по ярко выраженной идейно-образной характеристике они должны с особой выразительностью воплотить наш социально-художественный идеал, быть на переднем крае достиже­ ний советской архитектуры.

По-разному проявили себя в градостроительном плане построенные в последние десять лет спортивно-зрелищные и культурно-просветительные здания Ленинграда. Бесспорно творческой удачей можно считать композицию Дворца спорта «Юбилей­ ный», возведенного в непосредственной близости от памятников архитектуры второй половины XVIII века — Тучкова буяна и Князь-Владимирского собора. Новое соору­ жение и старые здания здесь резко контрастны по своим объемам и формам. Но бла­ годаря мастерству авторов именно это создало интересный и выразительный градо­ строительный эффект. Существовавшая архитектурная среда с введением нового элемента приобрела большую художественную выразительность, а благоустроенная и озелененная территория, примыкающая к дворцу, органично связала сооружение с набережной Невы и застройкой основных магистралей района. Здание уверенно заняло достойное место в ансамбле города.

Интересный пример — строительство нового здания ТЮЗа. Если и высказывается опасение, что размещение его будет несколько спорным при дальнейшей реконструк­ ции прилегающего района, то в существующих условиях оно может быть признано удачным. Лаконичный объем театра Отделен от окружающей застройки озеленен­ ным пространством сквера. И это правильно, потому что исключает непосредствен­ ное соприкосновение старых зданий с вновь созданными и тем дает большую свободу в их архитектурно-художественной трактовке. Очень удачна по размерам, пропорциям и планировочному решению площадь перед театром и эспланада, отделяющая здание от Загородного проспекта. Новое здание ТЮЗа далеко видно с любой точки улицы Дзержинского. Его спокойный объем и классически четкие членения хорошо читают­ ся с далеких расстояний.

Естественно, меньшую градостроительную нагрузку несут новые кинотеатры — зда­ ния микрорайонного значения. Но являясь зачастую центром композиции прилегаю­ щей застройки, они, несомненно, должны оказать большое влияние на формиро­ вание окружающей архитектурно-пространственной среды. Удачно композиционно выделен зеленью и деревьями из окружающей жилой застройки кинотеатр «Прибой». Привлекает к себе внимание своим высотным окружением из девятиэтажных башен­ ных домов кинотеатр «Максим». Неотъемлемым звеном общей архитектурной компо­ зиции является кинотеатр «Невский». Окончательное завершение создающихся ансамб-


лей в новых районах должно еще яснее выявить градоформирующие возможности зданий кинотеатров.

Много интересных спортивно-зрелищных зданий для Ленинграда еще строится или существует пока только в проектах. Но и на этой стадии уже можно видеть их буду­ щие композиционные и градостроительные качества. Станет центром всего прилегаю­ щего района сооружаемый в Московском парке Победы Большой Дворец спорта с универсальным спортивным залом на 25 000 зрителей. Его колоссальный объем, со­ звучный масштабам прилегающих широких магистралей, больших площадей и парка Победы, высоких жилых домов, крепко свяжет все эти составляющие, организует их в четкую пространственную систему. Существенную роль для своего района, где будет создан большой спортивный комплекс, призван сыграть пока еще проектируемый кон­ носпортивный манеж. Расположенный также среди новостроек Московского района, манеж обещает стать одной из значительных и интересных архитектурных доминант проспекта Юрия Гагарина.

К сожалению, есть примеры не вполне удачного размещения новых зданий. Со всех сторон «зажат» соседними зданиями новый киноконцертный зал «Октябрьский». Архитектурно выразительное современное здание поставлено в условия, абсолютно исключающие возможность раскрытия его градоформирующих качеств. Только рекон­ струкция прилегающей территории может ликвидировать получившийся диссонанс, позволит этому сооружению стать центром нового архитектурного ансамбля.

Не до конца использованы организующие архитектурно-пространственные возможно­ сти зданий вновь построенных бассейнов, спортивных комплексов. Не все новые кинотеатры размещены равно удачно, не везде гармонирует с окружением их внеш­ ний облик. Особенно это относится к первым типовым кинотеатрам, глухой объем которых безразличен к своему окружению.

Нельзя не остановиться на сложной, не решенной еще проблеме типового обще­ ственного здания в городской застройке. Трудно создать запоминающийся ансамбль, организовав его типовыми жилыми домами и типовыми же общественными здани­ ями. К использованию в городском строительстве типового кинотеатра надо подхо­ дить творчески. Мало помогут здесь разница в цветовом решении, или вариантность в решении фасада, или различные малые формы. Необходимы более коренные преобра­ зования, учитывающие конкретную градостроительную обстановку. Собранный из функционально самостоятельных типовых блоков, скооперированный с каким-либо другим общественным зданием, кинотеатр получает возможность обрести индивиду­ альные черты, запоминающийся, своеобразный облик. Именно общественные здания зрелищного, спортивного, культурно-просветительного назначения должны в первую очередь ликвидировать архитектурную безликость новых кварталов.

Положительной особенностью многих новых спортивно-зрелищных и культурно-про­ светительных зданий и сооружений является соответствие их объемно-пространствен­ ной структуры функциональной организации и конструктивному решению. Четко читается функциональная организация Дворца спорта «Юбилейный». Повышенный объем зрительного зала и охватывающий его объем фойе зала «Октябрьский» не оставляют сомнений в назначении здания. Торжественный входной портик, повышен­ ный центральный объем нового ТЮЗа — это снова полное соответствие структуры и функциональной организации здания. Раскрывают назначения здания и подчерки­ вают его общественный характер большие вогнутые стеклянные витражи новых ти­ повых кинотеатров, которые целесообразны в общественных зданиях данного типа.


Велики достижения в области применения прогрессивных конструкций, новых мате­ риалов, способствующих появлению оригинальных и интересных архитектурно-худо­ жественных решений.

Не отделить конструкций от архитектуры почти во всех спортивных сооружениях. Смелые инженерные решения, легкие перекрытия огромных пролетов, большие остекленные плоскости характерны для архитектуры Дворца спорта «Юбилейный», Большого Дворца спорта, новых бассейнов и других спортивных комплексов. Нераз­ рывно слились конструкции и архитектура в оригинальном проекте киноконцертного зала Зеленогорска.

Новый прогрессивный принцип функциональной организации крупных спортивно­ зрелищных и культурно-просветительных зданий и сооружений — это универсаль­ ность их использования. И спортивные состязания по различным видам спорта, и самые разнообразные зрелищные мероприятия, и торжественные собрания — все это может проводиться во Дворце спорта «Юбилейный». Для использования в еще боль­ шем диапазоне и в грандиозных масштабах предназначен строящийся универсаль­ ный спортивный зал. Широки возможности использования концертного зала «Октябрьский». Применение систем трансформации значительно расширит возможно­ сти использования киноконцертного зала, разрабатываемого для только что построен­ ной гостиницы «Ленинград». Принцип этот целесообразен при создании ряда новых крупных общественных зданий спортивно-зрелищного и культурно-просветительного назначения.

Появлению эстетически выразительных композиций во многом способствует тактичное сочетание архитектуры с монументальной живописью и скульптурой. Яркие майоликовые панно ТЮЗа придают торжественный характер несколько сдер­ жанному облику здания. Мажорное звучание, поддержанное самим названием киноконцертного зала — «Октябрьский», несет скульптура «Октябрь» перед зданием и талантливо выполненная лента бронзового фриза главного входа. Подобный синтез изобразительных, декоративных искусств и архитектуры как могучее средство эмо­ ционально-художественного воздействия должен найти достойное место в произве­ дениях зодчества.

Архитектура общественных зрелищных и спортивных зданий должна способствовать повышению эстетических качеств застройки новых районов. Строящиеся в старых районах, эти здания не должны диссонировать с окружением, призваны усилить и заставить зазвучать по-новому удачные архитектурно-композиционные качества уже существующей застройки.

Обязательно надо учитывать конкретную градостроительную ситуацию, в чем очень большую помощь сможет оказать использование принципа универсальности и коопе­ рирования при создании этих объектов.

Творческий процесс улучшения художественных качеств архитектуры жилых ком­ плексов еще далеко не закончен. И важную роль в этом должны играть новые общественные здания и сооружения, призванные с особой выразительностью вопло­ тить художественные и социальные идеалы нашего времени и стать архитектурными акцентами новых крупных жилых районов.


ЛИТЕРАТУРА

LITERATURE

1. Б а р т е н е в

И. А.

Современная архитектура Ленинграда. Л., Лениздат, 1966.

2. Б а р у т ч е в

А. К.

«Октябрьский». Большой концертный зал Ленинграда.—

«Строительство и архитектура Ленинграда», 1968, № 1, с. 14—21.

3.Б а ш н и н Н. Н. Крытая спортивная арена. — «Строительство и архитектура Ле­ нинграда», 1966, № 2, с. 22—25.

4.Б и л и б и и И. Д. Дом культуры завода им. В. И. Ленина. — «Строительство и архитектура Ленинграда», 1964, № И, с. 34—35.

5.В е р ж б и ц к и й Ж. М. У Галерной гавани. Дом культуры энергетиков в ансамбле

 

Приморской площади. — «Строительство и архитектура Ленинграда», 1972,

№ 6,

 

с. 26—30.

 

 

 

6.

Г н е д о в с к и й Ю. П., С а в ч е н к о М. Р. Кинотеатры

(основы проектирования).

 

Стройиздат, 1968.

 

 

7.

Дом культуры

«Светлана». — «Строительство и архитектура Ленинграда»,

1971,

 

№ 3, с. 35.

 

 

 

8.

Д ур а нин а

И. С. Кинотеатры и киноконцертные

залы современного Ленин­

града (обзор). М., ЦНТИ, 1972.

9.К а м е н с к и й В. А. Город смотрит в завтра. Генеральный план развития Ленин­ града. Л., Лениздат, 1968.

10. К а м е н с к и й В. А., Н а у м о в А. И. Ленинград. Градостроительные проблемы развития. Л., Стройиздат, 1973.

И. К а м е н с к и й В. А. О реализации генерального плана развития Ленинграда.— «Строительство и архитектура Ленинграда», 1969, № 6, с. 2—10.

12.К н я з е в А. И. Дом молодежи. Проект комплекса у Малой Невки. — «Строитель­ ство и архитектура Ленинграда», 1968, № 3, с. 16—20.

13.«Колизей» — театр эстрады. Проект реконструкции. — «Строительство и архитек­ тура Ленинграда», 1970, № 7, с. 31.

14. Л е в и н с о н Е. А. Новое здание

Театра Юных Зрителей. — «Строительство и

архитектура Ленинграда», 1962, №

8, с. 2—4.

15.М а т в е е в а Н. Проблема театрального зала в США. — Информационное письмо 7—8, 9—10. М., ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, 1966.

16. Н а у м о в А. И. Будет сооружено в 1969—1970 гг. Генеральный план

развития

Ленинграда в действии. — «Строительство и архитектура Ленинграда»,

1969, № 1,

с. 6—9.

 

17.Общественные здания и пространственные конструкции. Под общ. ред. лауреата Гос. премии СССР А. П. Морозова и д-ра архит. М. 3. Тарановской. Л., Стройиздат, 1972. Авт.: Морозов А. П., Василенко О. В., Верижников С. М., Миронков Б. А.


18.

П о п о в В. В. Яхт-клуб спортивного общества «Труд». — «Строительство и архи­

 

тектура Ленинграда», 1967, № 1, с. 26-—29.

19.

П о т а п о в В. А. Реконструкция Дома культуры им. Капранова. — «Строительство

 

и архитектура Ленинграда», 1967, № 8, с. 30—31.

20. Р е з н и к о в . Универсальные зрелищно-спортивные залы. М., Стройиздат, 1969.

21.«Светлана». Дворец культуры и спорта у Поклонной горы.— «Строительство п архитектура Ленинграда», 1971, № 8, с. 29.

22.Современные общественные сооружения. Под общ. ред. А. В. Карагина, М. 3. Тарановской. Л., Стройиздат, 1968. Авт.: Карагин А. В., Верижников С. М., Тарановская М. 3., Квятковский И. А.

23.С т е п а н о в Г. П. О новых кинотеатрах Ленинграда. — «Строительство и архи­ тектура Ленинграда», 1961, № 2, с. 21—23.

24.С т е п а н о в Г. П. Ленинградским детям.— «Строительство и архитектура Ленин­ града», 1962, № 8, с. 5—6.

25.

С т е п а н о в Г. П. Широкоформатный кинотеатр. — «Строительство

и архитек­

 

тура Ленинграда», 1963, № 8, с. 27—28.

 

 

 

26. Т а р а н о в с к а я М. 3.,

Ч а й к о И. М.

«Юбилейный». Дворец спорта в Ленин­

 

граде. —«Строительство и архитектура Ленинграда», 1968, № 3, с. 2—8.

27.

Т а р а н о в с к а я М. 3.

Новое в старом.

О некоторых

вопросах реконструкции

 

центра Ленинграда. — «Строительство и

архитектура

Ленинграда»,

1969, № 8,

 

с. 18—21.

 

 

 

 

28. Т а р а н о в с к а я М. 3., М о р о з о в А. П. Дворец спорта «Юбилейный». Л., Строй­ издат, 1973.

29.Школа высшего спортивного мастерства. — «Строительство и архитектура Ленин­ града», 1966, № 4, с. 35.

30. Щ е р б и н В. Н. Дворец культуры завода им. В. И. Ленина. — «Строительство и архитектура Ленинграда», 1973, № 4, с. 3—5.