Файл: Дуранина, И. С. Спортивные и зрелищные здания Ленинграда = Buildings for sports and performances in Leningrad.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Двусветное главное фойе, занимающее всю ширину здания, — одно

из

самых

эле­

 

гантно решенных помещений зала «Октябрьского». Ослепительно светлое помещение

 

раскрывается в экстерьер сплошным остеклением. Легкие белые колонны поддержи­

 

вают антресоль фойе балкона, куда ведут две изящно прорисованные открытые

 

лестницы, симметрично направленные к центру фойе. Очень интересны четыре боль­

 

шие кольцевые люстры, подвешенные параллельно антресолям в двусветной части

 

фойе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умело размещена декоративная зелень — она вносит

теплую

лирическую ноту в

 

стройную симфонию композиции интерьера. Благородная сдержанность, нарядная

 

торжественность звучания архитектуры невольно напоминают о лучших традициях

 

русского классицизма, проявившихся в решении

интерьеров.

Авторы

сумели

так­

 

тично удержаться на грани между упрощенчеством и излишней декоративностью.

 

Через ряд раздвижных дверей посетитель из фойе попадает в зал. Так же с уровня

 

антресоли фойе организованы входы на балкон. На уровне балкона в обоих боковых

 

кулуарах расположены буфеты. Зрительный зал — основное помещение комплекса —

 

решен удачно как в композиционном, так и в технологическом отношении. В плане

 

зал имеет форму, близкую к трапеции, места расположены амфитеатром, с легким

 

уклоном. Необходимое повышение отметок рядов обеспечивает хорошую видимость

 

отовсюду. Заполнение зала осуществляется через

люки, находящиеся в

средней

 

части зала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип продольного разреза зала — «балкон — консоль»; здесь балкон дублирует заднюю

 

зону мест. Основная масса кресел расположена вдоль задней, более широкой стены;

 

несколько спадая по отметкам и уменьшаясь по ширине, они идут вдоль боковых

 

стен зала и подходят к зоне сцены. Вместимость балкона — 1114 мест, амфитеатра —

 

2887 мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впечатляющи размеры зала. Высота доходит почти до 17 м, ширина по последнему

 

ряду, расположенному в наиболее широкой части зала, равна 45 м. Это лишь немногим

 

меньше расстояния от спинки кресел последнего ряда до сцены. Переход боковых

 

стен зала к площадке сцены предельно прост, жесткие кулисы сцены начинаются

 

непосредственно за стеной зала. Сцена и зал решены единым пространством, что

 

психологически как бы приближает действие, происходящее на сцене, к зрителю.

 

Весь метод формирования пространства сценической площадки с системой подвиж­

 

ных кулис и щитов сценического плафона отличается простотой и откровенностью

 

композиционного приема. Правда, такая подчеркнутая деловитость несколько сни­

 

жает праздничную приподнятость театрального

настроения,

но это

стремление

 

к строгой и четкой организации пространства вообще характерно для современной

 

архитектуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерьер зала обладает рядом бесспорных достоинств.

Это и масштабная

сетчатая

 

«облицовка» зала (выполняющая к тому же и акустические

задачи),

и умело

про­

 

рисованная лента поручня ограждения балкона, и удачно найденный плафон. Зри­

 

тельские кресла очень удобны, их синяя обивка хорошо сочетается со спокойной

 

бело-серой гаммой интерьера, образует основное

цветовое пятно зала.

Удачно

ре­

 

шенное освещение, отлично действующая установка кондиционирования воздуха,

 

удобная мебель, общие достоинства архитектуры

зала — все

это

предоставляет

 

зрителю максимальный уровень комфорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс киноаппаратной встроен в балкон. Это, с одной стороны, обеспечивает

130

хорошие условия проекции по вертикали, что наиболее желательно для современных


киноустановок, а с другой — не вносит осложнений в систему заполнения зала — под киноаппаратной ость проход в партер.

Архитектурно-пространственное решение здания основано на контрастном сопостав­ лении глухого каменного объема зала с парадным витражом входного портала. Перепады высот объемов боковых фасадов вносят известные трудности в их пла­

стическое решение. Частая сетка

вертикальных пластин

помогает композиционно

увязать разновысотные объемы и

значительные поверхности остекления и камня.

Та же тема проходит и по второму этажу заднего фасада здания.

Фасады облицованы естественным

камнем — сааремским

известняком и серым гра­

нитом Камнегорского месторождения. Угловые устои входного портала и поверх­ ности основного куба здания также облицованы плитками известняка. Серые гранитные поверхности подиума, подпорных стен и сходов удачно сочетаются с зе­ ленью у боковых фасадов здания, а также с гранитным основанием скульптуры «Октябрь», помещенной на широких ступенях у входа. Эта выразительная скульп­ турная композиция (скульптор А. Т. Матвеев), равно как и бронзовый барельеф входного портала, посвященный революционному движению в России и Октябрь­ скому штурму (автор — народный художник СССР М. К. Аникушин), служат рас­ крытию идейной направленности комплекса, повышают степень его эмоционального воздействия.

По своему планировочному решению и технологическому оснащению, по достоин­ ствам архитектурно-пластического выражения здание киноконцертного зала отвечает всем требованиям, предъявляемым к современным зрелищным сооружениям подоб­ ного вида.

Но не только в этом заключается его роль. По своему назначению такое крупное общественное сооружение призвано стать активной доминантой в окружающей застройке, должно сформировать новый городской ансамбль. «Октябрьский» находится в старой центральной части города, в непосредственной близости от главной город­ ской магистрали — Невского проспекта. Участок, на котором он расположен, нахо­ дится между Литовским и Греческим проспектами, 4-й и 5-й Советскими улицами. Главный фронт участка ориентирован на Лиговский проспект. Различный наземный транспорт, а также находящаяся неподалеку станция метро «Площадь Восстания» обеспечивают хорошую связь со всеми районами города.

Поместить огромный объем нового общественного здания в плотной застройке ста­ рого района — трудная и ответственная задача. Решение ее разбивается на несколько этапов, и окончательные результаты станут известны только в будущем. Современ­ ная же ситуация недостаточно удовлетворительна. Объем киноконцертного зала буквально «втиснут» в пространственную структуру разномасштабного и разностиль­ ного с ним района. Он совершенно поглотил площадь, масштабы которой соответство­ вали размерам маленькой церкви, находившейся ранее на месте «Октябрьского». Сейчас свободными остались лишь боковые проезды и небольшое пространство непо­ средственно перед входом в здание.

Объем киноконцертного зала начинает восприниматься лишь с самых близких подходов, а с ведущих к нему улиц его почти не видно. В перспективе улицы Жу­ ковского, на которую он ориентирован, фасад здания читается маловыразительно. Даже появление резко отнесенного в сторону и ориентированного на площадь Вос­ стания кассового вестибюля, удобного с функциональной точки зрения, мало помогло пространственной работе комплекса.


Таким образом, на данном этапе это крупное общественное сооружение теряет свои градоформирующие качества, не способствует повышению архитектурно-художест­ венного уровня окружающей существующей застройки. Очевидно, лишь реконструк­ ция близлежащего района сможет устранить несоответствие между градообразую­ щими возможностями великолепного киноконцертного зала и условиями его место­ положения. В будущем здесь предстоит решить целый ряд серьезных градостроитель­ ных проблем.

Ансамбль «Октябрьского» поможет связать главную магистраль города с набережными Невы еще в одном месте — путем устройства эспланады, которая протянется от пло­

щади Восстания

через обширные пространства Таврического сада к берегам Невы.

В перспективе

планируется снести два больших бывших «доходных» дома вдоль

5-й Советской улицы, вынести из этого района туберкулезный институт и детскую больницу в лучшие для них условия, раскрыть площадку со стороны улицы Жуков­ ского.

Воплощение в жизнь этой большой градостроительной идеи позволит завершить формирование нового обширного городского комплекса, задуманного в духе архи­ тектурных традиций нашего города. И только тогда интересное общественное здание займет достойное место в ленинградской архитектуре, станет ядром ансамбля, обо­ гащающего город в целом.

Киноконцертный зал гостиницы «Ленинград». В Ленинграде спроектированы и строятся и другие киноконцертные залы, функциональная организация и кон­

структивное решение которых представляют значительный интерес. Один из них — киноконцертный зал новой гостиницы «Ленинград». Авторы — народный архитектор

СССР С. Б. Сперанский, архитекторы В. Э. Струзман, Н. В. Каменский, при участии архитекторов В. С. Волонсевича, С. Л. Михайлова, Ю. Г. Иванова, инженеров Е. М. Из­ раилева, М. Н. Шехнера (ЛенЗНИИЭП). Строительство гостиницы в 1973 г. отмечено Государственной премией СССР.

Выходящее главным фасадом на просторы Невы здание должно было вписаться в ансамбль невских набережных. Ответственность ее архитектурно-планировочной ситуации предопределила высокие требования к архитектуре гостиницы и ее градо­ строительному решению. Помимо основного повышенного двенадцатиэтажного кор­ пуса в ее комплексе два двухэтажных самостоятельных объема — ресторан и кино­ концертный зал. Распластанные объемы этих зданий призваны пластически связать высотный корпус гостиницы с участком и окружающей застройкой, сделать возмож­ ным соседство зданий столь разной этажности. Строительство киноконцертного зала относится ко второй очереди.

Киноконцертный зал гостиницы, так же как и «Октябрьский», будет залом многоцеле­ вого назначения. В нем можно будет проводить самые различные мероприятия — театрализованные эстрадные представления, международные конференции (обеспе­ чивается возможность перевода на 5 языков). Сможет зал использоваться и как ресторанный (на 500 человек), и как танцевальный.

В центре зала запроектирован трансформирующийся участок сцены, по ходу пред­ ставления превращающийся то в чашу бассейна (диаметр 8,5 м), то в сцену-танц­ площадку, которую можно опускать, поднимать и поворачивать. Сцена танцплощад­

ки набрана из стеклянных блоков с подсветкой снизу, что обеспечивает эффектное

 

освещение для выступлений актеров. Сцена может опускаться до уровня пола, и

134

тогда зал используется для танцев.


Наполненная водой чаша бассейна для проведения театрализованных представлений на воде будет выкатываться из-под эстрады. Выступления актеров смогут сопрово­ ждаться подсветкой и работой фонтанов. Над сценой в плафоне предусмотрено отверстие для спуска актеров при проведении цирковых номеров. Предусмотрена и возможность кинопоказа.

Общая цветовая гамма стен и потолка интерьера принята нейтральной. Это дает возможность изменять цвет их поверхности в зависимости от характера проводи­ мого мероприятия.

Представляет интерес решение трансформирующейся мебели. Когда зал работает как ресторан, посетители сидят в креслах-ложах на четыре человека. Перед каждой ложей находится обеденный стол. Если зал переводится на режим работы заседа­ ний, мебель трансформируется, откидывается крышка стола и под ней обнаружи­ ваются два кресла с подлокотниками, в которых находятся пюпитры для участников конференций (такие же пюпитры вмонтированы и в подлокотники кресел-лож). В кресла превращаются столики официантов, трансформируется и стол президиума. Это остроумное и очень удачное решение позволяет совершенно изменить характер помещения, повышает вместимость зала до 800—900 человек. Ложи-кресла в зале расположены амфитеатром и имеют направленную к сцене ориентацию.

Предусмотрено кондиционирование воздуха, специальное сценическое освещение, местное телевидение и другие виды самого современного инженерного оборудования. Проектирование такого зала, очень удобного в функциональном отношении, пред­ ставляет значительные трудности.

Летний киноконцертный зал в Зеленогорске. Бесспорно интересен проект летнего киноконцертного зала для г. Зеленогорска. Его автор — народный архитектор СССР

С. Б. Сперанский (при участии инженера лауреата Государственной премии СССР

А. П. Морозова, ЛенЗНИИЭП). Зал может использоваться как для выступлений эстрадных и музыкальных коллективов, так и для демонстрации кинофильмов. В летнее время в городе-курорте, каким является Зеленогорск, количество населения резко увеличивается. Остро ощущается недостаток в зрелищных зданиях. Отсюда вполне оправданна и большая вместимость зала — 2000 зрителей.

Название «зал» несколько условно для этого оригинального сооружения. Ряды зри­ тельских мест, декоративное панно у эстрады, ажурная решетка над головой — вот и все его архитектурные элементы. Стен нет. Зрительный зал открыт, окружающая природа со всех сторон входит в него, неотрывно связана с его архитектурой. Этим подчеркивается открытый, парковый характер сооружения.

Несмотря на кажущуюся простоту архитектурного решения, композиция кинокон­

цертного зала

удовлетворяет всем функциональным требованиям, предъявленным

к современным

зрелищным сооружениям подобного вида. Здесь созданы хорошие

условия видимости, обеспечен высокий уровень акустики, эвакуация зрителей про­ исходит быстро и просто.

Хорошая видимость с любого места достигается необходимым уклоном пола зритель­ ного зала. Невысокий подиум, на который поднято здание, дает возможность создания этого уклона. Кроме того, подиум используется и для размещения открытого летнего кафе. Это еще одна интересная и удачная возможность использования сооружения. Решение вопросов акустики совмещается здесь с вариантностью объемных решений зала: с помощью раздвижных акустических стенок открытый зал может превра­ щаться в замкнутое помещение.


Конструкция здесь слилась с архитектурой, поскольку в данном случае конструк­ ция — это и есть архитектура. Покрытие зала очень эффектно. Это сочетание двух систем — пространственно-стержневой в виде структурной плиты (размером 48X78 м) ц подвесной, вантовой. Плоское покрытие нз анодированных тонкостенных алюмини­ евых элементов подвешено с помощью тросов к стальной вертикальной раме. Это, с одной стороны, создает необходимую жесткость конструкции и сводит до минимума количество опор, с другой — рождает прекрасное архитектурное решение: высоко взметнувшаяся рама со сверкающим переплетением горящих колец очень динамична и выразительна. Применение покрытия в виде структурной плиты уменьшает общую кубатуру здания, а также создает интересный контраст массивного подиума и легкой венчающей части сооружения.

Большую полукруглую эстраду охватывает декоративная стенка-панно. Барельефные изображения на ее рифленой поверхности раскрывают назначение сооружения. Новое зрелищное сооружение, столь необходимое для курортного района Ленинграда, займет, надо полагать, достойное место в его застройке.

Рассмотрение всех перечисленных объектов позволяет сделать некоторые выводы. Изменения, происшедшие в архитектуре кинотеатров за столь короткое время, дают возможность надеяться на дальнейшее повышение качества решений этих важных массовых общественных зданий зрелищного назначения. Создаются многозальные кинотеатры, проектируются кинотеатры большой вместимости. Все это позволит избе­ жать строительства довольно безликих и однообразных типовых кинотеатров про­ шлых лет.

Жизненно оправданно и стремление к созданию универсальных по назначению зре­ лищных зданий. Возможности их эксплуатации в различных режимах обеспечат достаточно высокий уровень посещаемости и в будущем. Этим же требованиям рен­ табельности будут отвечать и кинотеатры, кооперированные с другими обществен­ ными учреждениями родственного назначения. Весьма перспективным, по нашему мнению, является также строительство кинотеатров из типовых функциональных блоков, позволяющих получать различные объемно-пространственные композиции.