Файл: Дуранина, И. С. Спортивные и зрелищные здания Ленинграда = Buildings for sports and performances in Leningrad.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В силу своего положения на берегах Невы и Финского залива и благоприятных условий окружающего ландшафта Ленинград — родоначальник водного парусного спорта в России. В генеральном плане намечены пути развития и этого вида спорта и туризма. Должны быть построены несколько яхт-клубов, центральный клуб водного туризма и т. д. Предполагается также реконструировать бывшие форты и использо­ вать их как базы водного туризма.

Созданию оптимальных условий для развития физической и духовной культуры на­ селения, эстетическому воспитанию советского человека, подъему его творческих сил в нашей стране уделяется огромное внимание. Именно поэтому такие значительные средства ассигнуются на расширение сети спортивных, зрелищных и культурно-про­ светительных сооружений.

Генеральным планом развития Ленинграда проектируется по городу в целом увели­ чение числа мест в клубах, домах культуры, кинотеатрах, театрах, концертных залах в среднем вдвое, а площади спортивных сооружений — более чем в 5 раз. В театрах и концертных залах предполагается довести число мест до 12, в клубах городского и районного значения, дворцах и домах культуры до 26, а в кинотеатрах до 30 на тысячу жителей. Площадь же спортивных сооружений городского и районного зна­ чения со 110 м2 увеличится до 580 м2 на тысячу жителей.

Создается сеть клубов — первичных в микрорайонах, затем в жилых районах и каж­ дом планировочном районе с учетом радиуса обслуживания не более 1,5 км. Кроме того, увеличивается сеть клубов профессиональных объединений, учебных заведений и промышленных предприятий. Развитию клубной сети в генеральном плане при­ дается особенно большое значение. В жилых районах создаются клубы со зритель­

ными залами, библиотеками, помещениями

для работы кружков самодеятельности;

в планировочном районе — дома культуры,

где проводятся занятия с участниками

художественной самодеятельности, устраиваются массовые собрания и т. д.

Для того чтобы обеспечить столь высокий уровень культурного обслуживания насе­ ления, необходимо построить 10 новых театров и киноконцертных залов вмести­ мостью 1,5 — 2 тыс. мест, что практически позволит создать театры и киноконцерт­ ные залы в каждом планировочном районе. Зрелищные помещения в домах культуры предполагается в основном использовать для театров народного творчества. Нужно построить также многие и многие десятки клубов и кинотеатров.

К существующим крупным спортивным сооружениям общегородского значения, та­ ким как стадионы им. С. М. Кирова и им. В. И. Ленина, велотрек, мотодром и другие, добавятся стадион в Лахте, студенческий спортивный городок, стадион обществен­ ных спортивных организаций, яхт-клубы на Петровском острове и в Стрельне, Лисьем носу, Сестрорецке и Зеленогорске, ипподром, новые плавательные бассейны и целый ряд других спортивных сооружений.

Особое внимание уделено строительству крытых спортивно-зрелищных сооружений, в которых могут круглогодично, независимо от метеорологических условий, прово­ диться тренировки, соревнования, а также зрелищные и другие массовые мероприя­ тия. Наряду с существующими — Дворцом спорта «Юбилейный», Зимним стадионом, легкоатлетическим манежем — строится Большой Дворец спорта в Московском парке

Победы

с универсальным залом на

25 000 зрителей, проектируется

спортивный

комплекс

Кировского завода, Дворец

культуры и

спорта «Светлана»

и другие.

В итоге каждый жилой район получит свой спортивный комплекс со

стадионом,

кинотеатр или клуб на 900—1500 зрительских мест,

административно-хозяйственные,


Схема размещения спортивных сооружений (существующих и проектируемых по генеральному плану развития Ленинграда)

Схема размещения культурно-зрелищных сооружений (по генеральному плану развития Ленинграда)

торгово-бытовые и другие здания (не считая общественных сооружений общегород­ ского и районного значения).

Такая система обслуживания населения даст возможность Ленинграду — второму по значению культурному центру страны — обладать еще более разветвленной сетью зрелищных, просветительных и спортивных сооружений, самых современных по сво­ ему функциональному, идейно-воспитательному и художественно-эстетическому со­ держанию. Отражая черты своей эпохи, новые общественные здания в то же время должны сочетаться с произведениями зодчества прошлого своими объемами, ритми­ ческим строением и масштабом деталей. Естественно, что строятся они по иным композиционно-планировочным принципам. На основе новых материалов и конструк­ ций создаются новые приемы архитектурно-художественной выразительности. Соору­ жениям свойственны другие масштабы и объемно-планировочные решения. Тем не менее, они не должны быть инородными в структуре уже существующей застройки или диссонировать с ней. Внося ново.е, характерное для наших дней, они должны продолжать развитие уже сложившейся пространственной системы, обладать не меньшей художественной выразительностью, органически вписаться в «каменную летопись» города.

Для лучшего обслуживания населения учреждения культуры и спортивные соору­ жения необходимо размещать равномерно в селитебной зоне города. Поэтому общест­ венные здания и сооружения строятся сейчас как в старой части Ленинграда, так и в новых, возникающих районах. Отсюда понятна сложность и необходимость ин­ дивидуального подхода в каждом отдельном случае к такому строительству. Возводя здание в уже сложившейся архитектурной среде, надо не нарушить характера существующего окружения, придав тем не менее иные градостроительные черты комплексу при введении нового объекта, заставив по-новому звучать старый ансамбль. Если же здание строится в районе новостроек, оно берет на себя существенную гра­ дообразующую нагрузку. Здесь должны выявиться все его градоформирующие ка­ чества, способность организовать архитектурно-пространственную композицию, стать либо ядром возникающего комплекса, либо полноправным компонентом единого ан­ самбля, создающегося общественного или культурного центра.

Как правило, жилая застройка новых районов ведется по типовым проектам. Типо­ выми же строятся и большинство культурно-бытовых общественных зданий — сто­ ловые, магазины, парикмахерские, ателье и т. п. В этих условиях становится особен­ но сложным и ответственным решение градостроительных проблем. Лишь правильно решая в каждом районе свои, каждый раз особенные градостроительные задачи, можно добиться получения выразительных и индивидуальных композиций. Ре­ шающее значение имеют здесь общественные здания и сооружения как ударные моменты, акценты новой застройки, организующие окружение, без которых невоз­ можно дальнейшее совершенствование архитектурно-художественных качеств боль­ ших жилых массивов городской застройки. Именно общественные здания для ши­ роких слоев трудящихся достойно выполняют в социалистических городах эту роль. В Ленинграде уже многое сделано по реализации генерального плана развития го­ рода. В частности, за последнее десятилетие возведен целый ряд новых крытых спор­ тивных и зрелищных сооружений, как типовых, так и уникальных. По типовым проектам построено множествокинотеатров. Созданы такие уникальные сооружения, как Театр Юных Зрителей, большой концертный зал «Октябрьский», Дворец спорта «Юбилейный». Построен ряд . плавательных бассейнов с местами для зри-

I


телей; спортивных клубов. Осуществлена реконструкция Государственного академи­ ческого Театра оперы и балета имени С. М. Кирова, проектируется реконструкция домов культуры имени Капранова, имени Бабушкина и других, построены Дворец культуры завода им. В. И. Ленина и легкоатлетический манеж, сооружается

крупнейший в Европе спортивно-зрелищный

комплекс

с универсальным залом

на 25 000 зрителей, яхт-клуб на Петровском

острове и

ряд других спортивных

клубов. Строится сооружение нового типа — Дом молодежи. Проектируются спортив­ но-зрелищный комплекс «Кировец», Дворец культуры и спорта «Светлана», здания Театра имени Ленсовета и Академического Театра комедии, ряд кинотеатров, кино­ концертных залов, домов культуры и клубов различного назначения. Разработаны проекты реконструкции Театра музыкальной комедии и крупного кинотеатра «Коли­ зей» для размещения в нем Театра эстрады.

При проектировании и строительстве спортивно-зрелищных сооружений, зрелищных и культурно-просветительных зданий был решен ряд сложных проблем градострои­ тельного плана. Так, при строительстве нового ТЮЗа в центре города создан пар­ ковый комплекс, удачно вписавшийся в существующую градостроительную среду и обогативший ее. Значительным архитектурным акцентом нового района на берегу Невы стал Дворец культуры завода им. В. И. Ленина. Проектируемые здания Театра имени Ленсовета и Театра комедии должны стать архитектурными доминантами еще более развитых пространственных композиций в новых районах города. Дворец спорта «Юбилейный» удачно вписался в существующую зеленую среду, не нарушив

паркового

характера территории и в

комплексе с памятниками архитектуры 2-й

половины

XVIII в.

образовал новый

гармоничный ансамбль. Это здание вместе

с расположенным

рядом стадионом

им. В. И. Ленина композиционно завершает

с восточной стороны комплекс спортивных сооружений Петровского острова и стало одним из наиболее значительных архитектурных компонентов в застройке всего района Малой Невы.

Возводимый в Московском парке Победы универсальный спортивный зал на 25 000 зрителей станет доминантой развитой архитектурно-пространственной композиции нового крупного района города. Центром целого комплекса спортивных сооружений будет конноспортивный манеж, строительство которого начато в Московском районе. Таким центром в Выборгском районе стал уже построенный легкоатлетический манеж у Ольгинского пруда.

Комплекс яхт-клуба, сооружаемый на Петровском острове, увязанный архитектурно со стадионом им. С. М. Кирова, окажется существенным звеном композиционной системы морского фасада Ленинграда. Органично связан с природой и окружающей городской застройкой новый киноконцертный зал, проектируемый для Зеленогорска.

Столь существенное значение спортивные,

зрелищные и клубные здания имеют

не только в градостроительном плане.

Постоянное и неуклонное расширение

сети спортивных и культурно-просветительных учреждений вытекает у нас из по­ требностей эстетического воспитания советского человека, развития физической и духовной его культуры. Вместе с ростом благосостояния и потребностей трудящихся, увеличением их свободного времени растет и необходимость увеличения числа бас­ сейнов, стадионов, спортивных клубов, театров, кинотеатров, концертных залов.

При проектировании и строительстве эт,

;имание

уделяется

поискам архитектурного образа, созданй о

|о использования

зрительных залов, трансформации,: on'j [м

.ахки чосн ая t

быстрой

акустики

3!13ГлЦЛ:->- i


эвакуации зрителей, рациональной планировке, совершенному инженерно-технологи­ ческому оборудованию. Поскольку вместимость новых спортивных и зрелищных зданий исчисляется тысячами зрителей, размеры этих сооружений становятся зна­ чительными. Поэтому, естественно, возникают вопросы, связанные с необходимостью создания безопорных перекрытий больших пролетов. Создаются новые прогрессив­ ные конструктивные системы и отвечающие им архитектурно-художественные формы.

Интересно вантовое покрытие Дворца спорта «Юбилейный» (диаметр 93 м) в виде двухъярусной системы тросов. Уникальна конструкция перекрытия универсального спортивного зала пролетом 160 м в виде тонкой стальной мембраны. По-иному реша­ ются конструкции в комплексе яхт-клуба — в основу положена пространственная система регулярной пластинчатой структуры. Весь комплекс конноспортивного ма­ нежа объединяется покрытием размером 93 X 93 м в виде системы металлических пространственных ферм. Вызывают интерес конструктивная схема в проекте лет­ него киноконцертного зала в Зеленогорске, где сочетаются регулярно-стержневая плита и подвесная вантовая система, и конструкция легкоатлетического манежа. Оригинальные новые системы создают своеобразную архитектуру. Большие остеклен­ ные поверхности, смелые выносы консолей, ажурные решетки покрытий, характерно очерченные формы зданий, легкость и вместе с тем мощь железобетона и стали — все это видим мы в новых спортивно-зрелищных комплексах и зрелищных зданиях.

Таким образом, сделано уже немало. Но еще больше предстоит выполнить. Поэтому обобщение и анализ уже имеющихся достижений и недостатков может оказать боль­ шую практическую помощь в ходе претворения в жизнь грандиозных задач, стоящих перед зодчими Ленинграда и других городов нашей страны.

СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

BUILDINGS FOB SPOBTS AND PEBFORMANCES

Для жителей современных городов спорт имеет немаловажное значение. Он помогает горожанам восполнить недостаток движений, сохраняет бодрость и здоровье. В нашей стране для этого создаются все условия. Сеть спортивных зданий и сооружений, как крытых, так и открытых, непрерывно развивается. Строятся стадионы, манежи, бас­ сейны, яхт-клубы, катки, спортивные клубы. Здания общественных центров вклю­ чают в себя спортивные залы и имеют открытые площадки, школы получают разви­ тое спортивное ядро. При жилых домах оборудуются площадки для различных спортивных игр. Создаются и крупные залы, рассчитанные на проведение больших спортивных соревнований и различных зрелищных и массовых мероприятий.

Большое внимание уделяется строительству спортивных сооружений и за рубежом. Часто спортивные сооружения объединяются со зданиями зрелищного назначения. В состав такого комплекса входят гимнастический и театральный залы и плаватель­ ный бассейн, соединенные общим холлом и имеющие собственные подсобные поме­ щения. Такие комплексы существуют самостоятельно или дополняют и развивают ранее построенные общественные сооружения. В состав общественного центра, кроме специальных зрелищных и спортивных залов, иногда включаются залы большой вместимости и многоцелевого (универсального) назначения для проведения как спор­ тивных, так и зрелищных мероприятий. Универсальность использования сочетается с изменением вместимости при различных режимах работы, что обеспечивается трансформацией зрительских мест, сценической площадки, кулис, частей потолка, пола или стен. Именно такой тип зала большой вместимости в мировой архитектурностроительной практике последних лет получил широкое распространение. Так, за последние годы в США в различных штатах построен и строится ряд крупных спор­ тивно-зрелищных зданий, предназначенных для проведения спортивных выступлений, конгрессов и собраний, музыкальных и театральных представлений и даже больших торговых выставок. Трибуны для зрителей трансформируются, вместимость сооруже­ ний изменяется согласно режиму их работы. Конструкции открыты в интерьер н определяют архитектурные формы.

Широкое развитие получило строительство больших универсальных залов в крупных городах Советского Союза, таких как Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси, Ереван, Харьков и другие. Требование универсальности использования в таких сооружениях естественно и необходимо, так как иначе их работа (учитывая большие размеры) будет нерентабельна. Прежде всего это — спортивное сооружение, где созданы все условия для занятий спортом и проведения общесоюзных и международных спортив­ ных соревнований. Но, помимо этого, в универсальном зале должны быть созданы максимально благоприятные условия для проведения зрелищных мероприятий. Очевидно, чтобы удовлетворить столь различные требования, зал должен обладать определенной степенью функциональной гибкости, допускать проведение необходи­ мых трансформаций.

При проектировании, строительстве и эксплуатации универсальных спортивно-зре­ лищных залов возникают сложные и многообразные проблемы. Здесь и трудности решения покрытий залов больших пролетов различной формы, и вопросы