Файл: Дуранина, И. С. Спортивные и зрелищные здания Ленинграда = Buildings for sports and performances in Leningrad.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Трудно сказать, сможет ли кинотеатр проявить свои градообразующие возможности рядом, например, с 30-этажной гостиницей да еще со значительным объемом дворца культуры неподалеку. Уравновесит ли он значительный комплекс театра и гости­ ницы, расположенный прямо против него? Не потеряется ли он на значительном пространстве площади рядом с многоэтажной жилой застройкой? На все эти вопросы можно ответить только со временем.

Возможно ли вообще организовать обладающий определенными архитектурными достоинствами ансамбль, скомпоновав его из типовых элементов? Особенность подобного ансамбля заключается в том, что он создается из простых, лаконичных объемов и что индивидуальность и острота композиции присуща здесь не отдельным составляющим, а всему целому. Возможность интересных решений такого ансамбля обусловливается новыми методами организации пространства.

Определяющая роль отводится взаимосвязи и взаимодействию отдельных компонен­ тов, таких как характер и плотность окружающей жилой застройки, функциональная структура комплекса, распределение построек и зелени, характер зелени и ланд­ шафта и т. и. Здесь простые объемы типовых зданий естественны и необходимы, так как они лишь отдельные составные части одного ансамбля. Индустриализация строительства обеспечивает единую конструктивную основу всех входящих в ком­ плекс зданий и сооружений, подчеркивает общую масштабность и модульность ря­ дом стоящих объектов.

Но это идеальное решение задачи. Насколько отличается от него анализируемый нами случай — организация новых общественных центров с помощью строительства типового кинотеатра?

В каждом отдельном случае возникает своя, особая градостроительная ситуация. В одном примере здание кинотеатра включается в ряд других, рядом находящихся общественных зданий, различных по назначению, и не играет основную роль в ансамбле («Планета», «Максим»), В другом случае здание кинотеатра — почти един­ ственное подобное сооружение среди зелени и жилой застройки и берет на себя функции основного градообразующего акцента («Прибой», «Нарвский»), Или кино­ театр выходит на одну из главных магистралей города, и его организующие про­ странство задачи еще более усложняются («Невский», «Слава»).

Абстрактно в каждом конкретном случае можно найти приемы для создания це­ лостного ансамбля. А фактически иной раз хочется как-то изменить здание кино­ театра, лучше связать его с данной, окружающей его именно здесь застройкой, не создавать «типовых ансамблей». Монументальная живопись, скульптура, зелень — все это помогает создать каждый раз свой, неповторимый образ кинотеатра, тесно связанный с определенным районом строительства. Даже простая разработка различ­ ных вариантов решения фасадов позволяет добиться некоторого разнообразия приема.

Сейчас разработан проект иного решения облика здания кинотеатра. Например, «Урицк» — это тот же, уже знакомый нам «Максим», «Прибой», «Современник» и т. д., но внешний вид его изменился: исчезло сплошное остекление, вогнутая ли­ ния витража главного фасада здесь заменена прямой, несколько иначе трактован стилобат. Пусть не очень значительные, но изменения. И кинотеатр уже нельзя спу­ тать с другим, он уже вышел из серии кинотеатров-близнецов.

Современный уровень индустриализации строительства и типизации, безусловно, может подсказать и более радикальные приемы преобразования здания, строящегося


по типовому проекту. В проектировании жилых зданий уже определен переход к типизации не дома в целом, а отдельных блок-секций или блок-квартир, что зна­ чительно повысило качество общих композиционных решений. Вероятно, и при проектировании общественных сооружений можно и нужно по-новому подойти к вопросу типизации и создавать здания на основе отдельных типовых узлов, блоков, как конструктивных, так и объемно-планировочных. Очевидно, один и тот же даже хороший проект не должен несколько раз применяться для строительства в одном городе. Особенно, если этим городом является Ленинград, всемирно известный своими неповторимыми архитектурными ансамблями.

Качество архитектуры новых районов Ленинграда не должно ни в коей мере усту­ пать прославленным памятникам прошлого. Но на данном этапе типового проекти­ рования и строительства вопросы качества еще не нашли полного положительного решения. Потому при многократной привязке одного и того же общественного зда­ ния на первый план выступает именно этот вопрос. В Ленинграде уже построено значительное количество кинотеатров-близнецов, число их еще увеличится в бли­ жайшее время. Во всех случаях применялся без вариантов, без всяких изменений один и тот же проект. А так как эти совершенно одинаковые здания расположены по соседству с одинаковыми же типовыми зданиями торговых и обслуживающих учреждений и окружены типовой жилой застройкой, то новые районы от этого отнюдь не выигрывают.

Здания культурно-зрелищных учреждений в общественных центрах наших городов играют главную роль. Этим они отличаются от капиталистических городов, где ос­ новное место в ансамбле центра отведено учреждениям торгово-коммерческого характера. Отсюда вытекают повышенные требования, предъявляемые нами к архи­ тектуре рассматриваемых зданий, несущих большую эстетическо-воспитательную и идейную нагрузки.

При творческом подходе к типизации в строительстве есть все возможности для удовлетворения архитектурно-художественных требований. Наличие определенной достаточно широкой номенклатуры типовых конструктивных и объемно-планировоч­ ных решений — это своеобразная архитектурно-строительная «азбука», умелое ис­ пользование которой открывает самые разнообразные творческие возможности. В истории застройки Ленинграда можно привести примеры, когда из типовых эле­ ментов создавались уникальные композиции (здание Адмиралтейства, ансамбль пло­ щади Искусств, ансамбль площади Островского, улицы Зодчего Росси, площади Ломо­ носова и другие).

Предоставление непременной свободы вариабельности при повторном применении типового проекта, наличие номенклатуры типовых конструкций, деталей и отдель­ ных объемно-планировочных блоков, творческий подход к проблеме могут и должны повысить эстетические качества застройки новых районов.

В этом отношении интересна практика московских архитекторов. Их методика в области строительства кинотеатров по типовому проекту оказалась достаточно гиб­ кой. Чтобы избежать однообразия, авторы привязки проекта к конкретному участку вносят в объемно-планировочную структуру соответствующие изменения. Конструк­ тивное, технологическое, а также основное планировочное решение, как и утвер­ жденная сметная стоимость, при этом сохраняются. Наличие различных вариантов фасадов и интерьеров основных помещений позволяет придавать зданиям кинотеат­ ров индивидуальную окраску. Практика работы архитекторов столицы допускает


даже частичную перепланировку, включение или, наоборот, исключение отдельных вспомогательных помещений, не предусмотренных первоначальным проектом. Творческий подход к работе над повторным применением проекта предполагает со­ единение положительных сторон как типового, так и индивидуального проекта, отбор из них самого рационального. Умелое сочетание экономических преимуществ типо­ вого проекта с большими возможностями качественного разнообразия индивидуаль­ ного должно помочь правильно решить вопросы повышения уровня современной архитектуры.

Очень перспективен принцип кооперирования разных по назначению общественных зданий. Кинотеатр с расширенным составом помещений (кафе, танцевальный зал, комнаты для игр и отдыха, гардероб) становится своеобразным общественным цент­ ром отдыха для населения района. Принцип кооперирования позволяет лучше учесть местные, конкретные условия строительства здания, создает возможность прибли­ жения к индивидуальному решению на типовой основе. Обязательная органическая взаимосвязь создаваемого комплекса с существующим окружением — одна из тра­ диций ленинградской архитектуры и в то же время — необходимое условие жизнен­ ности нового ансамбля. Использование принципа кооперирования кинотеатра с дру­ гими по назначению общественными учреждениями дает возможность следовать этой традиции. Применим такой принцип как к районному кинотеатру, так и к круп­ ному зрелищному учреждению общегородского значения (кинотеатры «Бородино» на 840 мест и «Октябрь» на 3000 мест в Москве).

Для более рационального использования залы большой вместимости часто эксплуати­ руют по-разному. Обычно крупнейшие по вместимости залы города или района функ­ ционируют не только для кинопоказа; в них могут проводиться собрания, конферен­ ции, концерты, вечера отдыха и другие мероприятия. Нередко универсальное исполь­ зование зала требует применения систем трансформации.

Тенденция к расширению функций кинозала наблюдалась еще в 30-х годах (кинотеатры «Ударник» в Москве, «Гигант» в Ленинграде), но по разным причинам не получила тогда достаточного развития. В современных условиях принцип универ­ сального использования кинозала приобрел новое освещение и стал вполне жизне­ способен для зрелищных сооружений общегородского и районного значения.

Универсальное использование кинозала, наряду с необходимыми кинотехническими установками, требует устройства сцены и развитого комплекса помещений при ней, наличия вестибюля, гардероба, помещения фойе, буфета и т. п.

Специфические условия эксплуатации такого зала выдвигают ряд требований к его архитектуре. Противоречивость и сложность требований для кинопоказа, с одной стороны, и эстрадно-театральных зрелищ — с другой, предопределили разные реше­ ния, отвечающие в большей степени либо требованиям панорамной кинопроекции, либо условиям проведения спектаклей и концертов. И хотя уже функционируют крупные киноконцертные залы во многих городах, они не достаточно универсальны по своему использованию. Так, киноконцертные залы в Целинограде, Свердловске, Ташкенте строились в основном как крупные кинотеатры с ограниченными возмож­ ностями использования их в качестве концертных залов.

Большой концертный зал «Октябрьский». Большой концертный зал «Октябрьский»— первый построенный в нашей стране универсальный зал многоцелевого назначе­

ния. Его архитектурно-конструктивное решение, своеобразие компоновки зрительного комплекса и сцены, новые виды сценического оборудования, акустика, освещение


стали предметом пристального изучения и дали много интересного материала для строительства вслед за ним концертных залов в Киеве, Тбилиси, Баку. Поэтому ана­ лиз архитектурных и функциональных особенностей этого сооружения имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.

Это второе по величине в Ленинграде (после Дворца спорта «Юбилейный») и одно из самых вместительных зрелищных сооружений страны, рассчитанное на 4000 зрите­ лей, было построено в 19G7 году, в канун пятидесятилетия Советского государства. Авторы — арх. В. А. Каменский, А. В. Жук, Ж. М. Вержбицкий, Г. М. Вланин, инж. И. В. Максимов (Ленпроект).

Диапазон использования зала «Октябрьский» очень широк. В нем можно проводить съезды и конгрессы, конференции и митинги. Трудно перечислить виды зрелищных мероприятий, которые в возможностях зала: это и филармонические концерты, и эстрадные обозрения, и театрализованные спектакли, и выступления хоровых и хо­ реографических коллективов, и проведение кинофестивалей и кинопремьер. Техни­ ческая оснащенность и кинодемонстрационная аппаратура позволяют осуществлять показ широкоформатных и широкоэкранных фильмов, любых светотехнических эф­ фектов, зрелищ типа «Латерна магика».

Акустические требования удовлетворяются здесь при всех режимах использования зала. Широкий набор средств современной звукотехники вместе со специальными архитектурно-конструктивными решениями обеспечивает необходимую силу и чет­ кость звука. В зале решена проблема высококачественной акустики в режиме филар­ монического концерта, для чего используются подвижные горизонтально и вертикаль­ но расположенные акустические кулисы, образующие своеобразную акустическую раковину над эстрадой. Для другого режима работы (собрание, эстрадный концерт) зал переводится на озвучивание с помощью электронно-усилительной стереофони­ ческой системы звукоусиления.

Универсальности использования зала подчинено и решение сцены. Система специаль­ ных механизмов позволяет мобильно трансформировать сцену для данного конкрет­ ного случая. На самом высоком уровне решены вопросы оборудования зала аппарату­ рой перевода на восемь языков, снабжение системой специальной технологической связи, телевидения, кондиционирования воздуха и др.

Убедительна и логична объемно-пространственная организация киноконцертного зала: композиция его основана на использовании торцевого приема, как и в преды­ дущих случаях. Авторы применили классическую симметричную схему, при которой основной объем зала по всему периметру охвачен более низким объемом обслужи­ вающих помещений (вестибюль, кулуары, артистические, подсобные помещения для зрителей и персонала и др.). Внутреннее пространство здания четко продумано и разработано до мельчайших деталей. Система взаимосвязанных помещений логична, последовательность их строго определенна. Обширные пространства основных зри­ тельных помещений раскрыты и как бы «переливаются» друг в друга, что создает ощущение непрерывного пространства. Это удачный архитектурный прием решения зрительских комплексов сооружений подобного назначения.

Через парадно решенные тамбуры входного портала посетитель попадает в простор­ ный вестибюль. Наличие обширного фронта гардероба исключает возможную при огромной вместимости зала путаницу и чрезмерное скопление людей перед началом и после окончания мероприятия. Из вестибюля можно попасть в амфитеатр зритель­ ного зала или через систему лестниц подняться в главное фойе и боковые кулуары.