Файл: Дуранина, И. С. Спортивные и зрелищные здания Ленинграда = Buildings for sports and performances in Leningrad.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
Трудно сказать, сможет ли кинотеатр проявить свои градообразующие возможности рядом, например, с 30-этажной гостиницей да еще со значительным объемом дворца культуры неподалеку. Уравновесит ли он значительный комплекс театра и гости ницы, расположенный прямо против него? Не потеряется ли он на значительном пространстве площади рядом с многоэтажной жилой застройкой? На все эти вопросы можно ответить только со временем.
Возможно ли вообще организовать обладающий определенными архитектурными достоинствами ансамбль, скомпоновав его из типовых элементов? Особенность подобного ансамбля заключается в том, что он создается из простых, лаконичных объемов и что индивидуальность и острота композиции присуща здесь не отдельным составляющим, а всему целому. Возможность интересных решений такого ансамбля обусловливается новыми методами организации пространства.
Определяющая роль отводится взаимосвязи и взаимодействию отдельных компонен тов, таких как характер и плотность окружающей жилой застройки, функциональная структура комплекса, распределение построек и зелени, характер зелени и ланд шафта и т. и. Здесь простые объемы типовых зданий естественны и необходимы, так как они лишь отдельные составные части одного ансамбля. Индустриализация строительства обеспечивает единую конструктивную основу всех входящих в ком плекс зданий и сооружений, подчеркивает общую масштабность и модульность ря дом стоящих объектов.
Но это идеальное решение задачи. Насколько отличается от него анализируемый нами случай — организация новых общественных центров с помощью строительства типового кинотеатра?
В каждом отдельном случае возникает своя, особая градостроительная ситуация. В одном примере здание кинотеатра включается в ряд других, рядом находящихся общественных зданий, различных по назначению, и не играет основную роль в ансамбле («Планета», «Максим»), В другом случае здание кинотеатра — почти един ственное подобное сооружение среди зелени и жилой застройки и берет на себя функции основного градообразующего акцента («Прибой», «Нарвский»), Или кино театр выходит на одну из главных магистралей города, и его организующие про странство задачи еще более усложняются («Невский», «Слава»).
Абстрактно в каждом конкретном случае можно найти приемы для создания це лостного ансамбля. А фактически иной раз хочется как-то изменить здание кино театра, лучше связать его с данной, окружающей его именно здесь застройкой, не создавать «типовых ансамблей». Монументальная живопись, скульптура, зелень — все это помогает создать каждый раз свой, неповторимый образ кинотеатра, тесно связанный с определенным районом строительства. Даже простая разработка различ ных вариантов решения фасадов позволяет добиться некоторого разнообразия приема.
Сейчас разработан проект иного решения облика здания кинотеатра. Например, «Урицк» — это тот же, уже знакомый нам «Максим», «Прибой», «Современник» и т. д., но внешний вид его изменился: исчезло сплошное остекление, вогнутая ли ния витража главного фасада здесь заменена прямой, несколько иначе трактован стилобат. Пусть не очень значительные, но изменения. И кинотеатр уже нельзя спу тать с другим, он уже вышел из серии кинотеатров-близнецов.
Современный уровень индустриализации строительства и типизации, безусловно, может подсказать и более радикальные приемы преобразования здания, строящегося
по типовому проекту. В проектировании жилых зданий уже определен переход к типизации не дома в целом, а отдельных блок-секций или блок-квартир, что зна чительно повысило качество общих композиционных решений. Вероятно, и при проектировании общественных сооружений можно и нужно по-новому подойти к вопросу типизации и создавать здания на основе отдельных типовых узлов, блоков, как конструктивных, так и объемно-планировочных. Очевидно, один и тот же даже хороший проект не должен несколько раз применяться для строительства в одном городе. Особенно, если этим городом является Ленинград, всемирно известный своими неповторимыми архитектурными ансамблями.
Качество архитектуры новых районов Ленинграда не должно ни в коей мере усту пать прославленным памятникам прошлого. Но на данном этапе типового проекти рования и строительства вопросы качества еще не нашли полного положительного решения. Потому при многократной привязке одного и того же общественного зда ния на первый план выступает именно этот вопрос. В Ленинграде уже построено значительное количество кинотеатров-близнецов, число их еще увеличится в бли жайшее время. Во всех случаях применялся без вариантов, без всяких изменений один и тот же проект. А так как эти совершенно одинаковые здания расположены по соседству с одинаковыми же типовыми зданиями торговых и обслуживающих учреждений и окружены типовой жилой застройкой, то новые районы от этого отнюдь не выигрывают.
Здания культурно-зрелищных учреждений в общественных центрах наших городов играют главную роль. Этим они отличаются от капиталистических городов, где ос новное место в ансамбле центра отведено учреждениям торгово-коммерческого характера. Отсюда вытекают повышенные требования, предъявляемые нами к архи тектуре рассматриваемых зданий, несущих большую эстетическо-воспитательную и идейную нагрузки.
При творческом подходе к типизации в строительстве есть все возможности для удовлетворения архитектурно-художественных требований. Наличие определенной достаточно широкой номенклатуры типовых конструктивных и объемно-планировоч ных решений — это своеобразная архитектурно-строительная «азбука», умелое ис пользование которой открывает самые разнообразные творческие возможности. В истории застройки Ленинграда можно привести примеры, когда из типовых эле ментов создавались уникальные композиции (здание Адмиралтейства, ансамбль пло щади Искусств, ансамбль площади Островского, улицы Зодчего Росси, площади Ломо носова и другие).
Предоставление непременной свободы вариабельности при повторном применении типового проекта, наличие номенклатуры типовых конструкций, деталей и отдель ных объемно-планировочных блоков, творческий подход к проблеме могут и должны повысить эстетические качества застройки новых районов.
В этом отношении интересна практика московских архитекторов. Их методика в области строительства кинотеатров по типовому проекту оказалась достаточно гиб кой. Чтобы избежать однообразия, авторы привязки проекта к конкретному участку вносят в объемно-планировочную структуру соответствующие изменения. Конструк тивное, технологическое, а также основное планировочное решение, как и утвер жденная сметная стоимость, при этом сохраняются. Наличие различных вариантов фасадов и интерьеров основных помещений позволяет придавать зданиям кинотеат ров индивидуальную окраску. Практика работы архитекторов столицы допускает
даже частичную перепланировку, включение или, наоборот, исключение отдельных вспомогательных помещений, не предусмотренных первоначальным проектом. Творческий подход к работе над повторным применением проекта предполагает со единение положительных сторон как типового, так и индивидуального проекта, отбор из них самого рационального. Умелое сочетание экономических преимуществ типо вого проекта с большими возможностями качественного разнообразия индивидуаль ного должно помочь правильно решить вопросы повышения уровня современной архитектуры.
Очень перспективен принцип кооперирования разных по назначению общественных зданий. Кинотеатр с расширенным составом помещений (кафе, танцевальный зал, комнаты для игр и отдыха, гардероб) становится своеобразным общественным цент ром отдыха для населения района. Принцип кооперирования позволяет лучше учесть местные, конкретные условия строительства здания, создает возможность прибли жения к индивидуальному решению на типовой основе. Обязательная органическая взаимосвязь создаваемого комплекса с существующим окружением — одна из тра диций ленинградской архитектуры и в то же время — необходимое условие жизнен ности нового ансамбля. Использование принципа кооперирования кинотеатра с дру гими по назначению общественными учреждениями дает возможность следовать этой традиции. Применим такой принцип как к районному кинотеатру, так и к круп ному зрелищному учреждению общегородского значения (кинотеатры «Бородино» на 840 мест и «Октябрь» на 3000 мест в Москве).
Для более рационального использования залы большой вместимости часто эксплуати руют по-разному. Обычно крупнейшие по вместимости залы города или района функ ционируют не только для кинопоказа; в них могут проводиться собрания, конферен ции, концерты, вечера отдыха и другие мероприятия. Нередко универсальное исполь зование зала требует применения систем трансформации.
Тенденция к расширению функций кинозала наблюдалась еще в 30-х годах (кинотеатры «Ударник» в Москве, «Гигант» в Ленинграде), но по разным причинам не получила тогда достаточного развития. В современных условиях принцип универ сального использования кинозала приобрел новое освещение и стал вполне жизне способен для зрелищных сооружений общегородского и районного значения.
Универсальное использование кинозала, наряду с необходимыми кинотехническими установками, требует устройства сцены и развитого комплекса помещений при ней, наличия вестибюля, гардероба, помещения фойе, буфета и т. п.
Специфические условия эксплуатации такого зала выдвигают ряд требований к его архитектуре. Противоречивость и сложность требований для кинопоказа, с одной стороны, и эстрадно-театральных зрелищ — с другой, предопределили разные реше ния, отвечающие в большей степени либо требованиям панорамной кинопроекции, либо условиям проведения спектаклей и концертов. И хотя уже функционируют крупные киноконцертные залы во многих городах, они не достаточно универсальны по своему использованию. Так, киноконцертные залы в Целинограде, Свердловске, Ташкенте строились в основном как крупные кинотеатры с ограниченными возмож ностями использования их в качестве концертных залов.
Большой концертный зал «Октябрьский». Большой концертный зал «Октябрьский»— первый построенный в нашей стране универсальный зал многоцелевого назначе
ния. Его архитектурно-конструктивное решение, своеобразие компоновки зрительного комплекса и сцены, новые виды сценического оборудования, акустика, освещение
стали предметом пристального изучения и дали много интересного материала для строительства вслед за ним концертных залов в Киеве, Тбилиси, Баку. Поэтому ана лиз архитектурных и функциональных особенностей этого сооружения имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.
Это второе по величине в Ленинграде (после Дворца спорта «Юбилейный») и одно из самых вместительных зрелищных сооружений страны, рассчитанное на 4000 зрите лей, было построено в 19G7 году, в канун пятидесятилетия Советского государства. Авторы — арх. В. А. Каменский, А. В. Жук, Ж. М. Вержбицкий, Г. М. Вланин, инж. И. В. Максимов (Ленпроект).
Диапазон использования зала «Октябрьский» очень широк. В нем можно проводить съезды и конгрессы, конференции и митинги. Трудно перечислить виды зрелищных мероприятий, которые в возможностях зала: это и филармонические концерты, и эстрадные обозрения, и театрализованные спектакли, и выступления хоровых и хо реографических коллективов, и проведение кинофестивалей и кинопремьер. Техни ческая оснащенность и кинодемонстрационная аппаратура позволяют осуществлять показ широкоформатных и широкоэкранных фильмов, любых светотехнических эф фектов, зрелищ типа «Латерна магика».
Акустические требования удовлетворяются здесь при всех режимах использования зала. Широкий набор средств современной звукотехники вместе со специальными архитектурно-конструктивными решениями обеспечивает необходимую силу и чет кость звука. В зале решена проблема высококачественной акустики в режиме филар монического концерта, для чего используются подвижные горизонтально и вертикаль но расположенные акустические кулисы, образующие своеобразную акустическую раковину над эстрадой. Для другого режима работы (собрание, эстрадный концерт) зал переводится на озвучивание с помощью электронно-усилительной стереофони ческой системы звукоусиления.
Универсальности использования зала подчинено и решение сцены. Система специаль ных механизмов позволяет мобильно трансформировать сцену для данного конкрет ного случая. На самом высоком уровне решены вопросы оборудования зала аппарату рой перевода на восемь языков, снабжение системой специальной технологической связи, телевидения, кондиционирования воздуха и др.
Убедительна и логична объемно-пространственная организация киноконцертного зала: композиция его основана на использовании торцевого приема, как и в преды дущих случаях. Авторы применили классическую симметричную схему, при которой основной объем зала по всему периметру охвачен более низким объемом обслужи вающих помещений (вестибюль, кулуары, артистические, подсобные помещения для зрителей и персонала и др.). Внутреннее пространство здания четко продумано и разработано до мельчайших деталей. Система взаимосвязанных помещений логична, последовательность их строго определенна. Обширные пространства основных зри тельных помещений раскрыты и как бы «переливаются» друг в друга, что создает ощущение непрерывного пространства. Это удачный архитектурный прием решения зрительских комплексов сооружений подобного назначения.
Через парадно решенные тамбуры входного портала посетитель попадает в простор ный вестибюль. Наличие обширного фронта гардероба исключает возможную при огромной вместимости зала путаницу и чрезмерное скопление людей перед началом и после окончания мероприятия. Из вестибюля можно попасть в амфитеатр зритель ного зала или через систему лестниц подняться в главное фойе и боковые кулуары.