Файл: Дуранина, И. С. Спортивные и зрелищные здания Ленинграда = Buildings for sports and performances in Leningrad.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
трансформации помещений, и часто противоречивые требования различных режимов использования помещений, и сложность эвакуации большого числа зрителей. Универсальный спортивно-зрелищный зал — новый тип гражданского сооружения большой общественной значимости, призванный играть огромную градостроительную роль. Такое сооружение заменяет несколько крытых спортивных и зрелищных со оружений обычного типа и, будучи универсальным, используется круглогодично, удовлетворяя самые разносторонние интересы населения. Потому, несмотря на зна чительные сложности, строительство универсальных залов сейчас получает все боль шее развитие в мировой строительной практике.
ольшой Дворец спорта. Самый грандиозный сейчас в Советском Союзе спортивно |
||
Б зрелищный комплекс — это строящийся в |
Ленинграде |
Большой Дворец спорта |
с залом универсального назначения на 25 000 |
зрителей |
(ЛенЗНИИЭП. Авторы — |
народный архитектор СССР Н. В. Баранов, архитекторы И. М. Чайко, Ф. Н. Яковлев, лауреат Государственной премии СССР Е. М. Полторацкий, инж. М. Н. Шехнер, Г. А. Миненкова при участии группы архитекторов и инженеров. Конструкция покры тия зала — лауреатов Государственной премии СССР инж. Ю. А. Елисеева, А. II. Мо розова, О. А. Курбатова, Г. Э. Райнуса).
Градостроительное решение можно признать весьма удачным. Величественное здание универсального зала — композиционный центр крупного спортивного комплекса, про
ектируемого на обширном |
озелененном участке (развитие Московского парка По |
|
беды) между |
Бассейной |
и Кузнецовской улицами, проспектами Космонавтов и |
Ю. Гагарина. |
Здание зала |
композиционно завершает перспективу Аллеи Героев |
(главной оси парка), открывающуюся с Московского проспекта, и становится доминантой развитой архитектурной композиции нового крупного района города. Тем самым открываются большие возможности для решения градостроительных проблем. Очень важно, что универсальный спортивный зал возводится в сравни тельно новом районе города. Здесь еще недостаточно законченных архитектурно-вы разительных композиций, мало интересных общественных зданий. К вновь возводи мому комплексу прилегают обширные массивы жилой застройки. Появление столь крупного общественного сооружения, органически вписанного в зелень парка и ор ганизующего окружающий район, просто необходимо.
Масштаб сооружения соразмерен широким перспективам прилегающих пространств. Универсальный спортивный зал — основная архитектурная доминанта. Перед глав ным входом предполагается организовать обширную площадь, разместить в зелени деревьев и на открытых площадках декоративную парковую скульптуру, фонтаны и другие малые архитектурные формы. Озеленение решается различно: это и ком позиции стриженой зелени, и живописные группы деревьев.
Важный фактор, влияющий на общую планировку комплекса, — распределение по токов зрителей. Основная их масса направляется непосредственно к станции метро «Парк Победы», остальная часть — по направлению к остановкам других видов транс порта. Правильное разрешение всех этих проблем создаст для всего района новую интересную градостроительную ситуацию.
Здание универсального зала — круглое в плане. Его композиционное решение осно вано на сочетании основного цилиндрического объема и опоясывающего его двух этажного кольца. Центральный объем при высоте 36,8 м имеет диаметр 160 м. В нем за ключен зрительный зал с ареной, трибунами и рядом вспомогательных помещений. Максимальный размер арены — 124 X 89 м, что позволяет проводить здесь футболь
ные матчи. В обстройке — служебные и вспомогательные помещения. Спортивная арена предназначена для соревнований и тренировок по футболу, хоккею с шайбой, различным видам тяжелой и легкой атлетики и спортивных игр. Сборно-разборная сцена дает возможность организовывать различные зрелища, эстрадные представле ния, выступления балета на льду и других ансамблей. Зал будет великолепным помещением для массовых физкультурных выступлений, а также здесь будут про водиться общегородские митинги и собрания.
Планировка самого зала и всех обслуживающих его помещений обусловлена много образием функций. На различных видах спортивных соревнований зрители, распола гаясь вокруг поля, могут занять все 25 000 мест зала и таким образом использовать его полную вместимость. Во время выступления балета на льду, эстрадных концер тов, демонстрации кинофильмов используется только часть зала.
Стремясь добиться возможно большей вместимости, проектировщики сместили спор тивную арену с оси симметрии зала. Это несколько осложнило решение ряда ин женерных задач, но позволило создать одну большую трибуну на 12 000 человек, которую целиком можно будет использовать во время различных спектаклей, собра ний и митингов. Три других трибуны, имеющих меньшие размеры, в этих случаях не работают. Для обеспечения наибольшей рентабельности зала предусмотрена воз можность его трансформации как для 14 видов спорта, так и для различных зрелищ ных и общественно-массовых мероприятий.
Рационально использовано основное подтрибунное пространство. В его объеме — 6 этажей. В них размещены фойе, вестибюли, различные служебные помещения. В двухэтажном опоясывающем кольце (ширина его 16,45 м) находятся вспомога тельные помещения. Композиция всего комплекса зала лаконична и выразительна, а функциональная организация тщательно продумана. Двенадцать широких лестниц, расположенных по окружности здания, ведут к его входам. Открытая галерея опоясы вает основной объем зала. Композиция его экстерьера и интерьеров основана на чет ком ритме опор (56 колонн), окружающих объем по контуру, и строгом вертикальном рисунке витражей, вкомпонованных между ними.
Нова и оригинальна конструкция покрытия зала огромного пролета (160 м) — вися чая стальная оболочка-мембрана, очерченная по сферической поверхности радиусом, равным 404 м. Площадь мембраны около 2 га, провисание 8 м, а толщина лишь 6 мм. Мембрана подвешивается на отметке 36,3 м к железобетонному кольцу, опирающе муся на 56 стальных опор. Собирается мембрана из 56 стальных листов. Радиально идущие ребра из швеллеров, предварительно-напряженные стягивающие тросы,
промежуточные |
и внутренние стальные |
кольца (диаметры соответственно 78 и |
24 м) — все это элементы оригинальной |
системы этого уникального покрытия. |
|
Оно спроектировано на основе детального |
научного исследования и испытаний на |
|
модели в 1 : 25 |
натуральной величины в условиях научно-экспериментальной базы |
ЛенЗНИИЭП. Стальные колонны по периметру здания после установки бетонируются. Несущие конструкции трибун — сборно-монолитный каркас с перекрытиями кессон ного типа. Сетка колонн — 9 X 12 м. В двухэтажном опоясывающем кольцевом объеме принята радиально-кольцевая сетка колонн.
Перекрытия рассчитаны по схеме безбалочных многопролетных плит с учетом пла стического перераспределения усилий. Такая конструкция облегчает решение интерьеров без дорогих подвесных потолков. Для фундаментов проектом предусмотре ны центрифугированные трубчатые составные сваи диаметром 600 мм и общей длиной
Большой Дворец спорта. Схема трансформации зала и конструкции покрытия:
1 — часть зала, трансформированная для концертов и демонстрации кинофильмов; 2 — схема покрытия; 3 — схема расположения стабилизирующих тросов
22 м и монолитные железобетонные свайные ростверки. Все подземные сооружения, туннели, проходные и непроходные каналы — из монолитного плотновибрированного железобетона.
Здесь, как и в уже построенном Дворце спорта «Юбилейный», архитектура здания неотделима от его конструктивной системы. И не может быть иначе в общественном сооружении, масштабы и пролеты которого рождены нашим временем, потребностя ми современности. Отсюда — только самое прогрессивное конструктивное решение. А для современных архитектурных приемов не характерно закрывать конструкцию внешней декоративной оболочкой художественных пластических форм. Зодчие стре мятся к органическому единству содержания и формы, конструкции и архитектуры.
Новый универсальный спортивный |
зал отвечает этим требованиям. Это не снимает |
с повестки дня проблемы синтеза |
архитектуры и монументально-декоративных ис |
кусств, идейно-художественной выразительности, которые для таких крупных обще ственных сооружений, как Большой Дворец спорта, имеют первостепенное значение. И в этом аспекте авторам уже удалось найти достаточно удачное решение.
Проектирование и строительство Большого Дворца спорта — это смелый и сложный эксперимент не только в решении многих архитектурных, но также и технических проблем. Сложны инженерные вопросы, относящиеся к эксплуатации зала. Одна из них — разработка системы кондиционирования воздуха. Трудности ее создания усу гублялись не только огромным объемом помещения (около полумиллиона кубомет ров), но и универсальностью его назначения. Количество и распределение зрителей по местам на трибунах резко изменяется в зависимости от характера зрелища, что влияет на условия работы системы.
Производились аэродинамические исследования на модели зала в 1 :25 натуральной величины. На этой модели были проверены скорости выхода воздуха, характер его движения непосредственно в зоне, где находятся зрители. Продувка производилась при всех режимах работы (футбол, кинофильм, балет на льду и т. д.). Специальными устройствами производился нагрев и измерялась температура воздуха в различных точках объема модели. Исследования внесли ряд уточнений в проект и подтвердили правильность выбранного направления работ. Схема воздухообмена обеспечит требуе мые параметры воздушной среды во всех зонах зала.
Универсальный спортивный зал будет оборудован многозональной комбинированной
системой кондиционирования воздуха |
и вентиляции. Подача приточного |
воздуха |
на большую трибуну и партер будет |
осуществляться через потолочные |
воздухо |
распределители системы ВНИИГС, а на малые трибуны и балкон — через |
веерные |
|
решетки с регуляторами. Центральная |
холодильная станция обеспечит все холодо- |
|
снабжение, необходимое для работы системы кондиционирования и намораживания |
льда хоккейного поля.
Не менее сложной задачей оказалась акустика. С этой точки зрения универсальный спортивный зал имеет целый ряд особенностей. Он представляет собой огромный ци
линдр диаметром 160 |
м и высотой 25 м. Общий объем — полмиллиона |
кубометров, |
а площадь пола 20 000 |
м2. Обеспечение хорошей слышимости, полной разборчивости |
|
речи или музыки, синхронности зрительных и слуховых восприятий, |
сохранение |
естественного тембра, то есть всех тех условий, которые принято называть звуко |
|
вым комфортом, — невозможно без современной техники. Он достигается рациональ |
|
ным расположением звукопоглощающих поверхностей и специальной электроакусти |
30 |
ческой системы, согласованных с формой зала. |
|
Режим озвучивания представляется четырьмя вариантами, рассчитанными на спор |
||||||||
|
тивные выступления, общественно-политические мероприятия (собрания и митинги), |
||||||||
|
концерты, кинофильмы. При такой универсальности назначения звуковой комфорт |
||||||||
|
может быть достигнут созданием специальных систем распределения звуковой |
||||||||
|
аппаратуры. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для проверки предположений проектировщиков и проведения других акустических |
||||||||
|
исследований была изготовлена модель зала в масштабе 1 : 40. Исследования позво |
||||||||
|
лили найти взаимосвязь (близкую к оптимальной) между архитектурными формами |
||||||||
|
проектируемого помещения, характером обработки его поверхностей и электроакусти |
||||||||
|
ческой системой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Акустической обработке должны быть подвергнуты все поверхности зала, кроме |
||||||||
|
пола. Наиболее сильно следует заглушить потолок. Для этой цели предполагается |
||||||||
|
использовать слои стекловолокна в марле или стеклоткани, расположенных на не |
||||||||
|
котором расстоянии от потолка. Стены будут задрапированы тяжелой тканью. В слу |
||||||||
|
чае частичного заполнения зала может оказаться полезной акустическая обработка |
||||||||
|
трибун, |
то есть самих мест зрителей. Оборудование |
для озвучивания |
зала будет |
|||||
|
состоять из двух систем: централизованной для работы в режиме «концерт — фильм — |
||||||||
|
массовые зрелища» и рассредоточенной — для работы в режиме |
«спорт». Исследова |
|||||||
|
ния позволили установить требования для |
разработки звукотехнической |
аппара |
||||||
|
туры. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Строительство Дворца спорта уже ведется быстрыми |
темпами. |
Оно осуществляется |
||||||
|
в две очереди. Сначала возводится здание универсального спортивного зала, корпуса |
||||||||
|
холодильной установки и организуется |
стоянка автотранспорта. Позднее — здание |
|||||||
|
крытого тренировочного хоккейного поля, |
открытый и крытый плавательные бассейны, |
|||||||
|
хозяйственные корпуса. Скоро ленинградцы получат грандиозное монументальное |
||||||||
|
здание, которое не только украсит наш город, но и сделает значительно более до |
||||||||
|
ступными спортивные зрелища. Даже сейчас в незаконченном виде это грандиозное |
||||||||
|
сооружение уже начало играть активную градоформирующую роль и производит |
||||||||
|
большое впечатление своими размерами, оригинальностью и четкостью архитектур |
||||||||
|
ного и конструктивного решений. |
|
|
|
|
|
|
||
|
ворец спорта «Юбилейный». Среди функционирующих спортивно-зрелищных со |
||||||||
|
Доружений ведущая роль по праву принадлежит Дворцу спорта «Юбилейный». Это |
||||||||
|
сейчас крупнейший зрительный зал города, где проводятся все происходящие в Ле |
||||||||
|
нинграде значительные городские, всесоюзные и международные спортивные сорев |
||||||||
|
нования, чемпионаты и зрелищные мероприятия. |
|
|
|
|
||||
|
Дворец |
спорта |
«Юбилейный» вступил |
в |
строй к |
50-летию |
Советской |
власти |
|
|
(Авторы — лауреаты Государственной премии СССР арх. Г. П. Морозов, И. П. Сус |
||||||||
|
ликов, арх. А. Л. Левханьян, Ф. Н. |
Яковлев, лауреаты Государственной пре |
|||||||
|
мии СССР инж. А. П. Морозов, Ю. А. Елисеев. О. А. Курбатов, Г. Э. Райнус, инж. |
||||||||
|
Л. С. Москалев, Н. С. Пукач, М. Г. Басевич при участии группы архитекторов и ин |
||||||||
|
женеров ЛенЗНИИЭП). |
|
|
|
|
|
|
||
|
«Юбилейный» — спортивное сооружение, |
широко известное теперь как в Советском |
|||||||
|
Союзе, так и за рубежом. В 1971 г. его основные авторы и участники строительства |
||||||||
|
были удостоены Государственной премии СССР. Это сооружение нового типа, первый |
||||||||
|
в Ленинграде и в стране комплекс с двумя ледяными полями |
(для спортивно-зре |
|||||||
31 |
лищных и тренировочных занятий), решенный в одном здании многоцелевого на |
||||||||
значения. Здесь |
созданы условия для |
проведения |
международных |
соревнований |