Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грязнения. Закрашивание обрезов часто применяется и при про­ изводстве беловых товаров.

Биговка выдавливание рубчика на картоне или плотной бу­ маге для улучшения условий перегиба, образования «шарнира» и улучшения внешнего вида. Биговку выполняют в некоторых видах переплетов (переплет № 4), бигуют обложки брошюр, сшитых втачку и покрытых вроспуск. Процесс биговки широко применяется при изготовлении скоросшивателей, папок для бу­ маг, альбомов и других беловых товаров.

Конгревное тиснение тиснение рельефным штампом. Изоб­ ражение получается возвышающимся в разной степени над уг­ лубленным фоном и общим уровнем поверхности. Для конгревного тиснения необходимы штамп с рельефным изображением и контрштамп (или матрица), представляющий собой зеркальную по рельефу копию штампа. Штамп и матрица закрепляются в конгрёвном прессе и нагреваются. Если между матрицей и штам­ пом поместить бумагу, картон, переплетную крышку и подверг­ нуть давлению, то на этом материале останется рельефное изоб­ ражение. Конгревное тиснение применяется при отделке пере­ плетных крышек, суперобложек, грамот, дипломов, пригласи­ тельных билетов, этикеток, мягких упаковок и других видов пе­ чатной продукции.

Торшонирование, или тренирование, заключается в измене­ нии фактуры поверхности оттисков (или бумаги), производимом пропуском оттисков через каландр, на одном из валов которого награвирован рисунок. Применяется торшонирование, например, на отделке четырехкрасочной репродукции с произведений жи­ вописи. Если на оттиск картины, написанной на холсте, нанести фактуру холста, то впечатление от репродукции улучшится. Торшонирование иногда приводится и на обрезах книжных бло­ ков.

Другая группа отделочных процессов используется только для специальных видов продукции. К таким процессам относят­ ся следующие.

Бронзирование нанесение тончайшего слоя бронзового (или алюминиевого) порошка на оттиск припудриванием от­ тиска вручную или на бронзировальных машинах. Непосредст­ венно перед бронзированием на офсетной или плоскопечатной машине выполняют прогон «под бронзу» краской, соответствую­ щей по цвету наносимому порошку, и сразу же передают оттиск в бронзировальную машину.

Бронзирование широко применяется в производстве этикеток, упаковок, при изготовлении грамот, дипломов и др.

Гуммирование нанесение на оборотную сторону оттисков быстро высыхающего клея, который при увлажнении приобре­ тает клеящую способность. Гуммирование необходимо для поч­ товых марок, этикеток и другой продукции, наклеиваемой на какую-либо поверхность.

9 Г. А . В и н о г р а д о в

257


Перфорирование пробивка ряда мелких отверстий в листе бумаги для образования линии отрыва.

Перфорирование бумаги или картона производят на биго- вально-перфорировальных станках, имеющих сменные аппараты для соответствующих процессов.

Высечка процесс придания изделию сложной конфигура­ ции. Эта операция производится на специальных высекальных прессах ножами-штампами с режущей кромкой, имеющей кон­ туры нужной конфигурации. Высечка (вырубка) применяется в производстве этикеток и упаковок.

Парафинирование бумаги процесс пропитки специальной бумаги парафином в специальных машинах для придания ей влагостойкости и других свойств, необходимых для упаковки пи­ щевых продуктов (масла, конфет и т. п.).

Рассмотренные в данной главе виды изделий и процессы свидетельствуют об огромном разнообразии полиграфической продукции.

Заключение

Д а же из краткого рассмотрения основ полиграфического про­ изводства ясно, что продукция полиграфии чрезвычайно разно­ образна, она проникает во все области человеческой деятельности и призвана удовлетворять политические, научные, технические, художественные и эстетические запросы самого широкого круга потребителей. В этой связи перед полиграфической промышлен­ ностью постоянно стоят важнейшие задачи — наращивать темпы выпуска продукции; совершенствовать качество исполнения всех видов изданий; сокращать время на создание печатных произве­ дений, т. е. совершенствовать средства печати.

Для выпуска печатной продукции полиграфическое произ­ водство использует огромное многообразие различных техноло­ гических методов, разные способы печати, множество приемов изготовления печатных форм, сложные и точные высокопроизво­ дительные машины и автоматы, широчайшую номенклатуру ма­ териалов. Поэтому решение главных задач полиграфии немы­ слимо без использования новейших достижений всех отраслей науки — химии и электроники, механики и оптики, ядерной фи­ зики и физиологии и т. д.

В некоторых статьях, особенно в иностранных журналах, вы­ сказывается мнение о том, что в ближайшем будущем книга, журнал, газета будут заменяться радио, телевидением, магнито­ фоном, электронно-вычислительными машинами и другими сред­ ствами передачи, закрепления и хранения информации. Такое мнение, безусловно, ошибочно. Поток информации возрастает BGe увеличивающимися темпами, так, объем научной информа­ ции каждые 10 лет удваивается. Наиболее надежным и удоб­ ным средством закрепления этой информации остается печатное

слово. Это подтверждается

 

и статистическими

данными.

Так,

если в X V I I I в. вышло около

1,6 млн. книжных изданий, в

X I X —

6,1 млн., за XX в. ожидается

появление около 50 млн. книжных

изданий. Сейчас

во всем

мире ежегодно выпускается

более

400 тыс. названий

книг. Статистика показала,

что за период с

9*

259


1800 г. число журналов, выходящих на земном шаре в каждые полстолетия, умножается в 10 раз. Еще большее развитие полу­ чают другие виды печатной продукции, например, изобразитель­ ная продукция, упаковки, этикетки и др. Так что нет никаких оснований опасаться за будущее полиграфии, однако с ростом культуры и развитием техники постоянно повышаются требова­ ния к качеству печатных изданий.

Оценка качества издания образуется из ряда признаков. Качество печати является главным признаком. Вторым весьма важным признаком высокого качества является внешний вид

издания,

о котором судят по исполнению

брошюровочно-пере-

плетных

работ и использованию отделочных

материалов.

 

О качестве печатного изображения обычно судят по степени

точности

воспроизведения оригинала или,

независимо от

него,

по визуальному впечатлению, создаваемому

черно-белым

или

многокрасочным изображением на оттиске. Это впечатление скла­ дывается из ряда отдельных элементов: цвета бумаги и краски, размеров оттиска и размеров изображения на оттиске, четкости контуров, яркости и насыщенности отдельных элементов изобра­ жения, распределения яркостей в пределах изображения, харак­

тера поверхности оттиска (матовая

или лакированная) и целого

ряда других факторов.

 

 

 

Степень

точности воспроизведения

оригинала

может быть

различной,

она зависит от вида оригинала, назначения оттиска

и применяемых методов его печатного воспроизведения.

Так,

например, при воспроизведении

текстового

оригинала

главная

задача — точная передача

содержания, независимо от

того, в частности, каким шрифтом написан оригинал. Безуслов­ но, небезразлично при этом и оформление издания (качество печати, бумаги, переплета), и этим вопросам уделяется огромное внимание. Но в некоторых случаях, например, при переиздании старинных книг, необходимо добиться по возможности полного совпадения издания с оригиналом — точно повторить рисунок шрифта, размер и характер каждой страницы, украшения и т. п.

Издания, точно повторяющие оригинал, называют факсимиль­ ными. Факсимильное воспроизведение оригиналов — чрезвычай­ но трудная задача, практически почти невыполнимая, но прибли­ жение оттиска к подлинному оригиналу может быть разным.

Так, например, в газете, художественном журнале и на боль­ шом листе бумаги воспроизводится репродукция с художествен­ ной картины. Репродукция в газете будет воспроизведена в черно-белом полутоновом виде с значительным уменьшением. Эта репродукция даст весьма отдаленное впечатление об ори­ гинале, так как цветовая гамма картины исчезла, она передана разной яркостью серого цвета. В журнале (типа «Огонек») ре­ продукция может быть воспроизведена на вклейке в большем размере средствами многокрасочной печати. Эта репродукция, несомненно, даст более точное представление об оригинале, хотя

260


размеры ее изменились, мелкие детали исчезли, цвета оригинала переданы с определенным искажением.

Листовая репродукция может быть дана с незначительным уменьшением или в натуральную величину, что еще больше при­ близит оттиск к оригиналу, но и в этом случае остается неточ­ ная цветопередача, не передается фактура холста и краски и т. п.

Безусловно, степень точности во всех случаях зависит от пра­ вильного выбора способа печати, метода изготовления форм, подбора бумаги, краски и, главным образом, от строгого соблю­ дения технологических режимов производства, контроля за ка­

чеством

используемых материалов, поддержания

оборудования

в хорошем техническом состоянии, квалификации

исполнителей

и ряда

других факторов, зависящих от большого коллектива

людей, участвующих в изготовлении печатной продукции — изда­ телей и полиграфистов. Малейшие нарушения условий производ­

ства в любом звене сложного относительно

продолжительного,

а иногда и длительного процесса выпуска

печатного издания

могут нарушить точность воспроизведения оригинала, понизить качество издания, а в некоторых случаях привести к браку.

Выше мы рассмотрели возможные варианты изменения каче­ ства репродукции с оригинала, не рассчитанного на воспроизве­ дение средствами полиграфической техники. В настоящее время в большинстве случаев оригиналы готовят с расчетом на поли­ графические средства воспроизведения и учитывают те возмож­ ности, которыми обладает тот или иной метод. Так, например, если нужно наладить выпуск какой-либо упаковки, то художнику сообщается ряд условий: способ воспроизведения (высокая, глу­ бокая, плоская, трафаретная печать, а в некоторых случаях та или иная комбинация видов печати), число красок, которыми может быть отпечатана упаковка (а это значит, что должно быть не больше и не меньше указанного), материал (бумага или кар­ тон и их свойства, а возможно и синтетические пленки), харак­ тер отделки (лакировка, припрессовка пленки), условия формо­ образования упаковки (высечка, биговка мест сгибов и др.). Возможны и другие весьма разнообразные условия, перечислить и разобрать которые затруднительно. В этом случае перед ху­ дожником встает серьезная задача — как использовать макси­ мальные возможности полиграфической техники с тем, чтобы конечный результат был наилучшим. Для решения этой задачи нужны глубокие знания всего технологического процесса про­ изводства упаковки от создания оригинала (техническая его под­ готовка) до условий использования упаковки в производстве, при хранении, транспортировке и в быту.

Современный технический прогресс в полиграфическом про­ изводстве, бурное развитие техники и технологии всех способов печати привели к тому, что практически любой оригинал с за­ данной степенью точности может быть воспроизведен любым из известных способов печати.

2 И


Это положение следует рассматривать как теоретическое, целевое.

Тем не менее каждый из основных способов печати имеет свои отличительные особенности, определенные художественнотехнические возможности, в пределах которых для данного ори­ гинала можно получить наилучший результат воспроизведения при минимальных затратах материалов, времени и средств.

Ниже дано краткое сопоставление художественно-техниче­ ских возможностей трех основных видов печати — высокой, глу­ бокой и офсетной,— особенности которых рассмотрены ранее, применительно к воспроизведению штриховых элементов ориги­ нала (текст и штриховые иллюстрации) и полутоновых иллюст­ раций.

При воспроизведении текста или штриховых рисунков спо­ собами высокой, глубокой или офсетной печати характер печат­ ных форм и условия переноса краски на бумагу резко различ­ ны: в значительных пределах различается давление на бумагу в процессе печати, в связи с разными физико-химическими свой­ ствами красок и бумаг их взаимодействие между собой также разное.

На рисунке представлены макрофотографии поверхности от­ тисков и их поперечных срезов при печатании текста разными способами печати. В высокой печати I давление в процессе пе­ чатания наибольшее, поэтому воспроизведение контуров букв наиболее четкое, но в связи с рельефностью очка литер (или штрихов рисунка) и большим давлением формы на бумагу всег­ да происходит деформация бумаги, некоторое ее уплотнение, так называемый «натиск», заметный на обороте оттиска. По этой же причине по контуру очка наблюдается некоторое выдавли­ вание краски.

В офсетной печати III красочный слой переходит с плоской формы на офсетный цилиндр, а с него на бумагу. Часть краски остается на резиновом полотне, поэтому ее слой на бумаге не­ сколько тоньше, чем в высокой печати, и при равной насыщен­ ности краски оттиски текста несколько бледнее. В связи с шеро­ ховатостью поверхности формы контур штрихов менее четкий, некоторое увлажнение бумаги (часть влаги с формы попадает на бумагу) улучшает условия впитывания краски и она прони­ кает несколько глубже в толщу бумаги и распространяется по поверхности оттиска, что также смазывает контуры штрихов. Но так как бумага испытывает меньшее давление (на единицу пло­

щади)

и оно равно в пробельных и в печатающих элементах фор­

мы, натиск, характерный для высокой печати, отсутствует.

В

глубокой ракельно-растровой печати II изображения

(знак,

буква, штрих рисунка или полутона) расчленены растром

на отдельные ячейки. Линии растра в печатной форме служат опорой для ракеля, счищающего печатную краску с пробель­ ных элементов. Краска жидкая, приготовлена на летучих раст-

262