Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
грязнения. Закрашивание обрезов часто применяется и при про изводстве беловых товаров.
Биговка — выдавливание рубчика на картоне или плотной бу маге для улучшения условий перегиба, образования «шарнира» и улучшения внешнего вида. Биговку выполняют в некоторых видах переплетов (переплет № 4), бигуют обложки брошюр, сшитых втачку и покрытых вроспуск. Процесс биговки широко применяется при изготовлении скоросшивателей, папок для бу маг, альбомов и других беловых товаров.
Конгревное тиснение — тиснение рельефным штампом. Изоб ражение получается возвышающимся в разной степени над уг лубленным фоном и общим уровнем поверхности. Для конгревного тиснения необходимы штамп с рельефным изображением и контрштамп (или матрица), представляющий собой зеркальную по рельефу копию штампа. Штамп и матрица закрепляются в конгрёвном прессе и нагреваются. Если между матрицей и штам пом поместить бумагу, картон, переплетную крышку и подверг нуть давлению, то на этом материале останется рельефное изоб ражение. Конгревное тиснение применяется при отделке пере плетных крышек, суперобложек, грамот, дипломов, пригласи тельных билетов, этикеток, мягких упаковок и других видов пе чатной продукции.
Торшонирование, или тренирование, заключается в измене нии фактуры поверхности оттисков (или бумаги), производимом пропуском оттисков через каландр, на одном из валов которого награвирован рисунок. Применяется торшонирование, например, на отделке четырехкрасочной репродукции с произведений жи вописи. Если на оттиск картины, написанной на холсте, нанести фактуру холста, то впечатление от репродукции улучшится. Торшонирование иногда приводится и на обрезах книжных бло ков.
Другая группа отделочных процессов используется только для специальных видов продукции. К таким процессам относят ся следующие.
Бронзирование — нанесение тончайшего слоя бронзового (или алюминиевого) порошка на оттиск припудриванием от тиска вручную или на бронзировальных машинах. Непосредст венно перед бронзированием на офсетной или плоскопечатной машине выполняют прогон «под бронзу» краской, соответствую щей по цвету наносимому порошку, и сразу же передают оттиск в бронзировальную машину.
Бронзирование широко применяется в производстве этикеток, упаковок, при изготовлении грамот, дипломов и др.
Гуммирование — нанесение на оборотную сторону оттисков быстро высыхающего клея, который при увлажнении приобре тает клеящую способность. Гуммирование необходимо для поч товых марок, этикеток и другой продукции, наклеиваемой на какую-либо поверхность.
9 Г. А . В и н о г р а д о в |
257 |
Перфорирование — пробивка ряда мелких отверстий в листе бумаги для образования линии отрыва.
Перфорирование бумаги или картона производят на биго- вально-перфорировальных станках, имеющих сменные аппараты для соответствующих процессов.
Высечка — процесс придания изделию сложной конфигура ции. Эта операция производится на специальных высекальных прессах ножами-штампами с режущей кромкой, имеющей кон туры нужной конфигурации. Высечка (вырубка) применяется в производстве этикеток и упаковок.
Парафинирование бумаги — процесс пропитки специальной бумаги парафином в специальных машинах для придания ей влагостойкости и других свойств, необходимых для упаковки пи щевых продуктов (масла, конфет и т. п.).
Рассмотренные в данной главе виды изделий и процессы свидетельствуют об огромном разнообразии полиграфической продукции.
Заключение
Д а же из краткого рассмотрения основ полиграфического про изводства ясно, что продукция полиграфии чрезвычайно разно образна, она проникает во все области человеческой деятельности и призвана удовлетворять политические, научные, технические, художественные и эстетические запросы самого широкого круга потребителей. В этой связи перед полиграфической промышлен ностью постоянно стоят важнейшие задачи — наращивать темпы выпуска продукции; совершенствовать качество исполнения всех видов изданий; сокращать время на создание печатных произве дений, т. е. совершенствовать средства печати.
Для выпуска печатной продукции полиграфическое произ водство использует огромное многообразие различных техноло гических методов, разные способы печати, множество приемов изготовления печатных форм, сложные и точные высокопроизво дительные машины и автоматы, широчайшую номенклатуру ма териалов. Поэтому решение главных задач полиграфии немы слимо без использования новейших достижений всех отраслей науки — химии и электроники, механики и оптики, ядерной фи зики и физиологии и т. д.
В некоторых статьях, особенно в иностранных журналах, вы сказывается мнение о том, что в ближайшем будущем книга, журнал, газета будут заменяться радио, телевидением, магнито фоном, электронно-вычислительными машинами и другими сред ствами передачи, закрепления и хранения информации. Такое мнение, безусловно, ошибочно. Поток информации возрастает BGe увеличивающимися темпами, так, объем научной информа ции каждые 10 лет удваивается. Наиболее надежным и удоб ным средством закрепления этой информации остается печатное
слово. Это подтверждается |
|
и статистическими |
данными. |
Так, |
|
если в X V I I I в. вышло около |
1,6 млн. книжных изданий, в |
X I X — |
|||
6,1 млн., за XX в. ожидается |
появление около 50 млн. книжных |
||||
изданий. Сейчас |
во всем |
мире ежегодно выпускается |
более |
||
400 тыс. названий |
книг. Статистика показала, |
что за период с |
9* |
259 |
1800 г. число журналов, выходящих на земном шаре в каждые полстолетия, умножается в 10 раз. Еще большее развитие полу чают другие виды печатной продукции, например, изобразитель ная продукция, упаковки, этикетки и др. Так что нет никаких оснований опасаться за будущее полиграфии, однако с ростом культуры и развитием техники постоянно повышаются требова ния к качеству печатных изданий.
Оценка качества издания образуется из ряда признаков. Качество печати является главным признаком. Вторым весьма важным признаком высокого качества является внешний вид
издания, |
о котором судят по исполнению |
брошюровочно-пере- |
||
плетных |
работ и использованию отделочных |
материалов. |
|
|
О качестве печатного изображения обычно судят по степени |
||||
точности |
воспроизведения оригинала или, |
независимо от |
него, |
|
по визуальному впечатлению, создаваемому |
черно-белым |
или |
многокрасочным изображением на оттиске. Это впечатление скла дывается из ряда отдельных элементов: цвета бумаги и краски, размеров оттиска и размеров изображения на оттиске, четкости контуров, яркости и насыщенности отдельных элементов изобра жения, распределения яркостей в пределах изображения, харак
тера поверхности оттиска (матовая |
или лакированная) и целого |
||||
ряда других факторов. |
|
|
|
||
Степень |
точности воспроизведения |
оригинала |
может быть |
||
различной, |
она зависит от вида оригинала, назначения оттиска |
||||
и применяемых методов его печатного воспроизведения. |
|||||
Так, |
например, при воспроизведении |
текстового |
оригинала |
||
главная |
задача — точная передача |
содержания, независимо от |
того, в частности, каким шрифтом написан оригинал. Безуслов но, небезразлично при этом и оформление издания (качество печати, бумаги, переплета), и этим вопросам уделяется огромное внимание. Но в некоторых случаях, например, при переиздании старинных книг, необходимо добиться по возможности полного совпадения издания с оригиналом — точно повторить рисунок шрифта, размер и характер каждой страницы, украшения и т. п.
Издания, точно повторяющие оригинал, называют факсимиль ными. Факсимильное воспроизведение оригиналов — чрезвычай но трудная задача, практически почти невыполнимая, но прибли жение оттиска к подлинному оригиналу может быть разным.
Так, например, в газете, художественном журнале и на боль шом листе бумаги воспроизводится репродукция с художествен ной картины. Репродукция в газете будет воспроизведена в черно-белом полутоновом виде с значительным уменьшением. Эта репродукция даст весьма отдаленное впечатление об ори гинале, так как цветовая гамма картины исчезла, она передана разной яркостью серого цвета. В журнале (типа «Огонек») ре продукция может быть воспроизведена на вклейке в большем размере средствами многокрасочной печати. Эта репродукция, несомненно, даст более точное представление об оригинале, хотя
260
размеры ее изменились, мелкие детали исчезли, цвета оригинала переданы с определенным искажением.
Листовая репродукция может быть дана с незначительным уменьшением или в натуральную величину, что еще больше при близит оттиск к оригиналу, но и в этом случае остается неточ ная цветопередача, не передается фактура холста и краски и т. п.
Безусловно, степень точности во всех случаях зависит от пра вильного выбора способа печати, метода изготовления форм, подбора бумаги, краски и, главным образом, от строгого соблю дения технологических режимов производства, контроля за ка
чеством |
используемых материалов, поддержания |
оборудования |
в хорошем техническом состоянии, квалификации |
исполнителей |
|
и ряда |
других факторов, зависящих от большого коллектива |
людей, участвующих в изготовлении печатной продукции — изда телей и полиграфистов. Малейшие нарушения условий производ
ства в любом звене сложного относительно |
продолжительного, |
а иногда и длительного процесса выпуска |
печатного издания |
могут нарушить точность воспроизведения оригинала, понизить качество издания, а в некоторых случаях привести к браку.
Выше мы рассмотрели возможные варианты изменения каче ства репродукции с оригинала, не рассчитанного на воспроизве дение средствами полиграфической техники. В настоящее время в большинстве случаев оригиналы готовят с расчетом на поли графические средства воспроизведения и учитывают те возмож ности, которыми обладает тот или иной метод. Так, например, если нужно наладить выпуск какой-либо упаковки, то художнику сообщается ряд условий: способ воспроизведения (высокая, глу бокая, плоская, трафаретная печать, а в некоторых случаях та или иная комбинация видов печати), число красок, которыми может быть отпечатана упаковка (а это значит, что должно быть не больше и не меньше указанного), материал (бумага или кар тон и их свойства, а возможно и синтетические пленки), харак тер отделки (лакировка, припрессовка пленки), условия формо образования упаковки (высечка, биговка мест сгибов и др.). Возможны и другие весьма разнообразные условия, перечислить и разобрать которые затруднительно. В этом случае перед ху дожником встает серьезная задача — как использовать макси мальные возможности полиграфической техники с тем, чтобы конечный результат был наилучшим. Для решения этой задачи нужны глубокие знания всего технологического процесса про изводства упаковки от создания оригинала (техническая его под готовка) до условий использования упаковки в производстве, при хранении, транспортировке и в быту.
Современный технический прогресс в полиграфическом про изводстве, бурное развитие техники и технологии всех способов печати привели к тому, что практически любой оригинал с за данной степенью точности может быть воспроизведен любым из известных способов печати.
2 И
Это положение следует рассматривать как теоретическое, целевое.
Тем не менее каждый из основных способов печати имеет свои отличительные особенности, определенные художественнотехнические возможности, в пределах которых для данного ори гинала можно получить наилучший результат воспроизведения при минимальных затратах материалов, времени и средств.
Ниже дано краткое сопоставление художественно-техниче ских возможностей трех основных видов печати — высокой, глу бокой и офсетной,— особенности которых рассмотрены ранее, применительно к воспроизведению штриховых элементов ориги нала (текст и штриховые иллюстрации) и полутоновых иллюст раций.
При воспроизведении текста или штриховых рисунков спо собами высокой, глубокой или офсетной печати характер печат ных форм и условия переноса краски на бумагу резко различ ны: в значительных пределах различается давление на бумагу в процессе печати, в связи с разными физико-химическими свой ствами красок и бумаг их взаимодействие между собой также разное.
На рисунке представлены макрофотографии поверхности от тисков и их поперечных срезов при печатании текста разными способами печати. В высокой печати I давление в процессе пе чатания наибольшее, поэтому воспроизведение контуров букв наиболее четкое, но в связи с рельефностью очка литер (или штрихов рисунка) и большим давлением формы на бумагу всег да происходит деформация бумаги, некоторое ее уплотнение, так называемый «натиск», заметный на обороте оттиска. По этой же причине по контуру очка наблюдается некоторое выдавли вание краски.
В офсетной печати III красочный слой переходит с плоской формы на офсетный цилиндр, а с него на бумагу. Часть краски остается на резиновом полотне, поэтому ее слой на бумаге не сколько тоньше, чем в высокой печати, и при равной насыщен ности краски оттиски текста несколько бледнее. В связи с шеро ховатостью поверхности формы контур штрихов менее четкий, некоторое увлажнение бумаги (часть влаги с формы попадает на бумагу) улучшает условия впитывания краски и она прони кает несколько глубже в толщу бумаги и распространяется по поверхности оттиска, что также смазывает контуры штрихов. Но так как бумага испытывает меньшее давление (на единицу пло
щади) |
и оно равно в пробельных и в печатающих элементах фор |
мы, натиск, характерный для высокой печати, отсутствует. |
|
В |
глубокой ракельно-растровой печати II изображения |
(знак, |
буква, штрих рисунка или полутона) расчленены растром |
на отдельные ячейки. Линии растра в печатной форме служат опорой для ракеля, счищающего печатную краску с пробель ных элементов. Краска жидкая, приготовлена на летучих раст-
262