Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г. А. Виноградов

Полиграфическое

производство

(Введение в полиграфию)

Одобрено Ученым советом Го­ сударственного комитета Совета Министров СССР по профессио­ нально-техническому образова­ нию в качестве учебного посо­ бия для средних профессиональ­ но-технических учебных заведе­ ний

Издательство

Москва

«Книга»

1973

6П9.5

УДК 655.1/.3

В49

 

В курсе «Полиграфическое производство» дано описание основ­ ных процессов полиграфии, наиболее характерных видов оборудова­ ния, применяемых при изготовлении широкого ассортимента полигра­ фической продукции.

Книга адресована учащимся полиграфических профессиональнотехнических училищ. Может быть использована для первого знаком­ ства с техникой и технологией полиграфического производства лю­ бой категорией читателем.

3201;

3202; 3203-088

© Издательство «Книга», 1973 г.

В

31-73

 

 

002 (01)-73

 

Полиграфистам, выпускникам Московского

полиграфического института, павшим

в годы Великой Отечественной войны посвящает свой труд

Автор

ОТ АВТОРА

Курс «Полиграфическое производство» предназначен для уча­ щихся профессионально-технических училищ, независимо от изу­ чаемой ими профессии. Каждый учащийся должен знать основ­ ные принципы производства печатной продукции, иметь ясное представление о месте и роли своей профессии в общем произ­ водстве. Эта книга не призвана научить работать, она преследует цель ознакомить с основными принципами производства печат­ ной продукции, полиграфической техники и оборудованием.

Задачи, поставленные XXIV съездом КПСС на пятилетку, грандиозны и касаются всех областей жизни советского народа. Девятый пятилетний план — это план дальнейшего подъема эко­ номики страны и жизненного уровня всего советского народа.

Повышение материального уровня жизни народа потребует более полного удовлетворения культурных запросов. В решении этой задачи важное значение будет иметь дальнейшее увеличе­ ние выпуска книг, рост тиражей газет и журналов, повышение идейного уровня и улучшение внешнего оформления печатной продукции и качества материалов, необходимых для выпуска пе­ чатной продукции.

Полиграфия — техническая база печати — превратилась в мощную отрасль народного хозяйства, оснащенную новейшим оборудованием, автоматической и полуавтоматической техникой. Партия, как всегда, уделяет большое внимание расширению и дальнейшему совершенствованию производственной базы печати и ее материально-техническому обеспечению. В последние годы ведутся большое новое строительство и реконструкция действую­ щих полиграфических предприятий.

Верховный Совет СССР в июле 1973 г. принял ряд решений о народном образовании, в частности, о профессионально-техниче­ ском образовании.

Главная задача системы профессионально-технического обра­ зования — подготовка для народного хозяйства всесторонне раз­ витых, владеющих профессиональным мастерством рабочих, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззре-

5


ния, воспитание у них высоких моральных качеств, коммунисти­ ческого отношения к труду и общественной собственности, готов­ ности беречь и приумножать революционные и трудовые тради­ ции рабочего класса.

Кроме профессионально-технических училищ для желающих получить новую профессию или повысить свою квалификацию организуются вечерние (сменные) и профессионально-техниче­ ские училища, курсы и другие формы подготовки и повышения квалификации непосредственно на производстве.

Оканчивающим профессионально-техническое училище вы­ дается аттестат, а прошедшим обучение непосредственно на про­ изводстве — свидетельство о присвоении соответствующей квали­ фикации по профессии.

Молодым принадлежит будущее. Завет В. И. Ленина «учить­ ся, учиться и еще раз учиться» остается для молодежи путевод­ ной звездой. Полиграфисты в завоеваниях будущего занимают передовые рубежи: выпуская печатную продукцию, строят на­ дежный мост между наукой, техникой и культурной жизнью народа.

Успеха Вам, молодые полиграфисты, в этом строительстве!

Книга появилась в результате помощи ближайших товарищей, оказавших автору прямое или косвенное содействие в работе.

Автор с чувством глубокой благодарности вспоминает добрые советы ныне покойного доцента В. В. Попова, вложившего огром­ ный труд в дело развития отечественной полиграфии и воспита­ ния кадров.

Автор весьма благодарен профессору Н. И. Синякову, препо­ давателю профессионально-технического училища инженеру Е. И. Усмановой за ценные советы и указания, сделанные при ре­ цензировании рукописи, кандидату технических наук М. В. Шульмейстеру — спец. редактору рукописи, а также А. А. Васильевой, оказавшей поддержку и помощь в период работы над рукописью.

ВВЕДЕНИЕ

В Отчетном докладе XXIV съезду КПСС Генеральный секре­ тарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев сказал: «В нашей стране огромен интерес к книге. По праву советский народ считается самым чи­ тающим народом в мире». Советская книга с каждым годом на­ ходит все более широкое распространение. Об огромном размахе книгоиздательского дела в СССР красноречиво говорят данные по выпуску печатной продукции.

Под печатной продукцией понимается совокупность произве­ дений печати, предназначенных для удовлетворения духовных за­ просов народа, выпущенных за определенный отрезок времени, принятый как учетный период, например, за год.

А. М. Горький говорил, что количество издаваемых в стране книг и газет — главный показатель высоты культуры народа. Од­ ним из завоеваний Великой Октябрьской социалистической рево­ люции является огромный рост культуры народов СССР, что ха­ рактеризуется ростом выпуска печатной продукции.

В дореволюционной России в 1913 г. издавалось 859 названий газет на 24 языках с разовым тиражом 2,73 млн. экз. На терри­ тории СССР выходит около 8 тыс. названий газет различного на­ значения, которые печатаются на 66 языках.

Число книг, выпускаемых в СССР, в сравнении с данными 1913 г. возросло более чем в 8,5 раза и достигло почти 6 экз. на душу населения.

В СССР в настоящее время издается более 12 тыс. журналов с годовым тиражом почти 2 млрд. экз.

Изобразительная продукция представлена разнообразной ли­ стовой продукцией обычно с печатью на одной стороне: полити­ ческие, инструктивные, учебные, информационные, рекламные плакаты, наглядные пособия, портреты, репродукции произведе­ ний искусства, открытки.

Всего ежегодно выпускается более 15 тыс. названий изопродукции общим тиражом 3,5 млрд. экз. Кроме того, выпускается огромное количество таких изданий, как афиши, этикетки, упако-

7


вочная бумага, упаковки для мелкой расфасовки товаров широ­ кого потребления и др.

Более 200 издательств знакомят советского читателя во всех уголках нашей необъятной Родины с лучшими произведениями литературы и искусства, с достижениями науки и техники, с пе­ редовыми методами работы, применяемыми лучшими работни­ ками в промышленности, на совхозных и колхозных полях, на транспорте, со всеми событиями внутренней и международной жизни.

Полиграфическая промышленность является технической ба­ зой выпуска печатной продукции. За годы Советской власти по­ лиграфия из отсталого карликового производства превратилась в мощную отрасль народного хозяйства, оснащенную передовой техникой.

Техническая оснащенность полиграфических предприятий в

Советском Союзе резко изменилась, что позволяет за

1 мин вы­

пускать

около 3 тыс. экз. книг и брошюр, а за день

в среднем

3,5 млн.

экз.

 

Полиграфия тесно связана с другими отраслями промышлен­ ности. Для нормальной работы полиграфии необходим большой ассортимент различных материалов, которые вырабатываются на других предприятиях страны. Бумага и картон поставляются бу­ мажными фабриками. Химики готовят для нужд полиграфии пигменты, красители, связующие вещества для изготовления кра­ сок. Фототехнические предприятия выпускают специальные сор­ та фотопленок, химикаты для их обработки. Металлурги постав­ ляют различные металлы: цинк, алюминий, свинец, олово, медь. Текстильщики выпускают по специальным заказам ткани, нитки и другие виды продукции, получившие применение в полиграфии. Машиностроители строят и поставляют полиграфические маши­ ны, инструменты, приспособления, производственную мебель.

Книги, газеты, журналы, открытки, плакаты — все это пред­ назначено для населения. Каждое издание должно найти своего читателя и удовлетворить его интересы. Эту огромную работу по распространению печатной продукции выполняют специальные торговые организации, имеющие широкую сеть книжных магази­ нов, киосков.

В Советском Союзе более 14 тыс. книжных магазинов и около 34 тыс. киосков. Кроме того, широкое развитие получили общест­ венные формы распространения книг на предприятиях, в учреж­ дениях, учебных заведениях, совхозах, на транспорте. Книги, взя­

тые

в книготорговых организациях,

на общественных началах

распространяют более 500 тыс. активистов.

 

 

Другой весьма важный канал распространения

книг — широ­

кая

сеть библиотек. В Советском Союзе около 375 тыс. библио­

тек

различных типов и видов. Общий фонд книг

и

других ви­

дов

печатных изделий, хранящихся

в библиотеках,

составляет

2,5 млрд. экз.

8


Крупнейшая библиотека мира — Государственная ордена Ле­ нина библиотека СССР имени В. И. Ленина — насчитывает более 25 млн. единиц изданий.

В библиотеке 22 читальных зала, в которых может одновре­ менно разместиться более 2,5 тыс. читателей. Они никогда не пу­ стуют.

Книга, газета, журнал являются результатом труда большого коллектива, объединенного одной задачей — выпустить издание вовремя, красиво оформленным и отлично выполненным в поли­ графическом отношении.

В нашей стране регулярно проводятся выставки, смотры, кон­ курсы. Наибольший интерес представляют ежегодные Всесоюз­ ные конкурсы изданий, лучших по художественному оформлению и полиграфическому исполнению.

Всесоюзному конкурсу предшествуют республиканские и меж­ республиканские, после которых лучшие издания поступают на «высший смотр».

Победители конкурса — издательства, как организаторы из­ дания, и полиграфические предприятия, как исполнители, а так­ же художники оформители изданий, технические редакторы, на­ борщики, верстальщики, печатники, переплетчики и рабочие дру­ гих квалификаций — награждаются почетными дипломами и по­ ощрительными грамотами.

Периодически организуются и международные конкурсы и выставки изданий. Многие советские издания отмечены медаля­ ми, дипломами и грамотами. Это золотой фонд наших изданий.

Все это стало возможным благодаря высокой квалификации рабочих-полиграфистов и инженерно-технических работников, замятых в промышленности. Успехи в труде отмечены высокими правительственными наградами. Среди полиграфистов имеются рабочие, награжденные Орденом Ленина с вручением звезды Героя Социалистического Труда. Многие десятки, сотни и тысячи работников полиграфии награждены орденами и медалями Со­ ветского Союза.

Отмечены Правительственными орденами ряд ведущих поли­ графических предприятий.

Глава 1

Общие сведения

Приятно книжки почитать, А сделать их попробуй! Искусство тонкое — печать И требует учебы

С. Маршак

1.

Основные виды печатной продукции

Слово п о л и г р а ф и я происходит от греческих слов: п о л и — много и г р а ф о — пишу. Полиграфия (или полиграфическая про­ мышленность) — это отрасль промышленности, которая занята изготовлением разнообразной печатной продукции в большом ко­ личестве экземпляров по оригиналам, поступающим от изда­

тельств или других

организаций.

О р и г и н а л о м

называется текстовой и иллюстрационный

материал, предназначенный для воспроизведения его средствами полиграфической техники в виде печатного издания. Оригинал является результатом творческого труда автора (писателя, учено­ го, рабочего, художника) или коллектива авторов; оригиналом может служить текст, отпечатанный на пишущей машинке, чер­ теж или рисунок, выполненный графиком, фотография, произ­ ведение живописи и др.

При воспроизведении разных видов оригиналов перед поли­ графическим производством ставятся различные задачи. В неко­ торых случаях необходимо, чтобы печатное издание сохранило все признаки оригинала, например, при воспроизведении цветной репродукции с картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» требуется сохранение всех признаков живописи; при воспроизве­ дении чертежа в технической книге должна быть соблюдена точ­ ность размеров и пропорций и обеспечена ясность его чтения; при воспроизведении текста часто достаточно только точно пере­ дать те же буквы и знаки, что в оригинале.

Решение таких разнообразных задач требует использования очень многих вариантов технологических процессов и применения разнообразного оборудования.

Печатная продукция сопровождает человека всю его жизнь от раннего детства до глубокой старости. Книга, журнал и газета, плакат и календарь, школьная тетрадь и почтовая марка, краси­ вая упаковка различных товаров и много других видов печатных изделий — все это продукция, изготовленная с использованием технологических процессов полиграфической промышленности.

Ю