Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
Г. А. Виноградов
Полиграфическое
производство
(Введение в полиграфию)
Одобрено Ученым советом Го сударственного комитета Совета Министров СССР по профессио нально-техническому образова нию в качестве учебного посо бия для средних профессиональ но-технических учебных заведе ний
Издательство |
Москва |
«Книга» |
1973 |
6П9.5 |
УДК 655.1/.3 |
В49 |
|
В курсе «Полиграфическое производство» дано описание основ ных процессов полиграфии, наиболее характерных видов оборудова ния, применяемых при изготовлении широкого ассортимента полигра фической продукции.
Книга адресована учащимся полиграфических профессиональнотехнических училищ. Может быть использована для первого знаком ства с техникой и технологией полиграфического производства лю бой категорией читателем.
3201; |
3202; 3203-088 |
© Издательство «Книга», 1973 г. |
В |
31-73 |
|
|
002 (01)-73 |
|
Полиграфистам, выпускникам Московского
полиграфического института, павшим
в годы Великой Отечественной войны посвящает свой труд
Автор
ОТ АВТОРА
Курс «Полиграфическое производство» предназначен для уча щихся профессионально-технических училищ, независимо от изу чаемой ими профессии. Каждый учащийся должен знать основ ные принципы производства печатной продукции, иметь ясное представление о месте и роли своей профессии в общем произ водстве. Эта книга не призвана научить работать, она преследует цель ознакомить с основными принципами производства печат ной продукции, полиграфической техники и оборудованием.
Задачи, поставленные XXIV съездом КПСС на пятилетку, грандиозны и касаются всех областей жизни советского народа. Девятый пятилетний план — это план дальнейшего подъема эко номики страны и жизненного уровня всего советского народа.
Повышение материального уровня жизни народа потребует более полного удовлетворения культурных запросов. В решении этой задачи важное значение будет иметь дальнейшее увеличе ние выпуска книг, рост тиражей газет и журналов, повышение идейного уровня и улучшение внешнего оформления печатной продукции и качества материалов, необходимых для выпуска пе чатной продукции.
Полиграфия — техническая база печати — превратилась в мощную отрасль народного хозяйства, оснащенную новейшим оборудованием, автоматической и полуавтоматической техникой. Партия, как всегда, уделяет большое внимание расширению и дальнейшему совершенствованию производственной базы печати и ее материально-техническому обеспечению. В последние годы ведутся большое новое строительство и реконструкция действую щих полиграфических предприятий.
Верховный Совет СССР в июле 1973 г. принял ряд решений о народном образовании, в частности, о профессионально-техниче ском образовании.
Главная задача системы профессионально-технического обра зования — подготовка для народного хозяйства всесторонне раз витых, владеющих профессиональным мастерством рабочих, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззре-
5
ния, воспитание у них высоких моральных качеств, коммунисти ческого отношения к труду и общественной собственности, готов ности беречь и приумножать революционные и трудовые тради ции рабочего класса.
Кроме профессионально-технических училищ для желающих получить новую профессию или повысить свою квалификацию организуются вечерние (сменные) и профессионально-техниче ские училища, курсы и другие формы подготовки и повышения квалификации непосредственно на производстве.
Оканчивающим профессионально-техническое училище вы дается аттестат, а прошедшим обучение непосредственно на про изводстве — свидетельство о присвоении соответствующей квали фикации по профессии.
Молодым принадлежит будущее. Завет В. И. Ленина «учить ся, учиться и еще раз учиться» остается для молодежи путевод ной звездой. Полиграфисты в завоеваниях будущего занимают передовые рубежи: выпуская печатную продукцию, строят на дежный мост между наукой, техникой и культурной жизнью народа.
Успеха Вам, молодые полиграфисты, в этом строительстве!
Книга появилась в результате помощи ближайших товарищей, оказавших автору прямое или косвенное содействие в работе.
Автор с чувством глубокой благодарности вспоминает добрые советы ныне покойного доцента В. В. Попова, вложившего огром ный труд в дело развития отечественной полиграфии и воспита ния кадров.
Автор весьма благодарен профессору Н. И. Синякову, препо давателю профессионально-технического училища инженеру Е. И. Усмановой за ценные советы и указания, сделанные при ре цензировании рукописи, кандидату технических наук М. В. Шульмейстеру — спец. редактору рукописи, а также А. А. Васильевой, оказавшей поддержку и помощь в период работы над рукописью.
ВВЕДЕНИЕ
В Отчетном докладе XXIV съезду КПСС Генеральный секре тарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев сказал: «В нашей стране огромен интерес к книге. По праву советский народ считается самым чи тающим народом в мире». Советская книга с каждым годом на ходит все более широкое распространение. Об огромном размахе книгоиздательского дела в СССР красноречиво говорят данные по выпуску печатной продукции.
Под печатной продукцией понимается совокупность произве дений печати, предназначенных для удовлетворения духовных за просов народа, выпущенных за определенный отрезок времени, принятый как учетный период, например, за год.
А. М. Горький говорил, что количество издаваемых в стране книг и газет — главный показатель высоты культуры народа. Од ним из завоеваний Великой Октябрьской социалистической рево люции является огромный рост культуры народов СССР, что ха рактеризуется ростом выпуска печатной продукции.
В дореволюционной России в 1913 г. издавалось 859 названий газет на 24 языках с разовым тиражом 2,73 млн. экз. На терри тории СССР выходит около 8 тыс. названий газет различного на значения, которые печатаются на 66 языках.
Число книг, выпускаемых в СССР, в сравнении с данными 1913 г. возросло более чем в 8,5 раза и достигло почти 6 экз. на душу населения.
В СССР в настоящее время издается более 12 тыс. журналов с годовым тиражом почти 2 млрд. экз.
Изобразительная продукция представлена разнообразной ли стовой продукцией обычно с печатью на одной стороне: полити ческие, инструктивные, учебные, информационные, рекламные плакаты, наглядные пособия, портреты, репродукции произведе ний искусства, открытки.
Всего ежегодно выпускается более 15 тыс. названий изопродукции общим тиражом 3,5 млрд. экз. Кроме того, выпускается огромное количество таких изданий, как афиши, этикетки, упако-
7
вочная бумага, упаковки для мелкой расфасовки товаров широ кого потребления и др.
Более 200 издательств знакомят советского читателя во всех уголках нашей необъятной Родины с лучшими произведениями литературы и искусства, с достижениями науки и техники, с пе редовыми методами работы, применяемыми лучшими работни ками в промышленности, на совхозных и колхозных полях, на транспорте, со всеми событиями внутренней и международной жизни.
Полиграфическая промышленность является технической ба зой выпуска печатной продукции. За годы Советской власти по лиграфия из отсталого карликового производства превратилась в мощную отрасль народного хозяйства, оснащенную передовой техникой.
Техническая оснащенность полиграфических предприятий в
Советском Союзе резко изменилась, что позволяет за |
1 мин вы |
|
пускать |
около 3 тыс. экз. книг и брошюр, а за день |
в среднем |
3,5 млн. |
экз. |
|
Полиграфия тесно связана с другими отраслями промышлен ности. Для нормальной работы полиграфии необходим большой ассортимент различных материалов, которые вырабатываются на других предприятиях страны. Бумага и картон поставляются бу мажными фабриками. Химики готовят для нужд полиграфии пигменты, красители, связующие вещества для изготовления кра сок. Фототехнические предприятия выпускают специальные сор та фотопленок, химикаты для их обработки. Металлурги постав ляют различные металлы: цинк, алюминий, свинец, олово, медь. Текстильщики выпускают по специальным заказам ткани, нитки и другие виды продукции, получившие применение в полиграфии. Машиностроители строят и поставляют полиграфические маши ны, инструменты, приспособления, производственную мебель.
Книги, газеты, журналы, открытки, плакаты — все это пред назначено для населения. Каждое издание должно найти своего читателя и удовлетворить его интересы. Эту огромную работу по распространению печатной продукции выполняют специальные торговые организации, имеющие широкую сеть книжных магази нов, киосков.
В Советском Союзе более 14 тыс. книжных магазинов и около 34 тыс. киосков. Кроме того, широкое развитие получили общест венные формы распространения книг на предприятиях, в учреж дениях, учебных заведениях, совхозах, на транспорте. Книги, взя
тые |
в книготорговых организациях, |
на общественных началах |
||
распространяют более 500 тыс. активистов. |
|
|
||
Другой весьма важный канал распространения |
книг — широ |
|||
кая |
сеть библиотек. В Советском Союзе около 375 тыс. библио |
|||
тек |
различных типов и видов. Общий фонд книг |
и |
других ви |
|
дов |
печатных изделий, хранящихся |
в библиотеках, |
составляет |
2,5 млрд. экз.
8
Крупнейшая библиотека мира — Государственная ордена Ле нина библиотека СССР имени В. И. Ленина — насчитывает более 25 млн. единиц изданий.
В библиотеке 22 читальных зала, в которых может одновре менно разместиться более 2,5 тыс. читателей. Они никогда не пу стуют.
Книга, газета, журнал являются результатом труда большого коллектива, объединенного одной задачей — выпустить издание вовремя, красиво оформленным и отлично выполненным в поли графическом отношении.
В нашей стране регулярно проводятся выставки, смотры, кон курсы. Наибольший интерес представляют ежегодные Всесоюз ные конкурсы изданий, лучших по художественному оформлению и полиграфическому исполнению.
Всесоюзному конкурсу предшествуют республиканские и меж республиканские, после которых лучшие издания поступают на «высший смотр».
Победители конкурса — издательства, как организаторы из дания, и полиграфические предприятия, как исполнители, а так же художники оформители изданий, технические редакторы, на борщики, верстальщики, печатники, переплетчики и рабочие дру гих квалификаций — награждаются почетными дипломами и по ощрительными грамотами.
Периодически организуются и международные конкурсы и выставки изданий. Многие советские издания отмечены медаля ми, дипломами и грамотами. Это золотой фонд наших изданий.
Все это стало возможным благодаря высокой квалификации рабочих-полиграфистов и инженерно-технических работников, замятых в промышленности. Успехи в труде отмечены высокими правительственными наградами. Среди полиграфистов имеются рабочие, награжденные Орденом Ленина с вручением звезды Героя Социалистического Труда. Многие десятки, сотни и тысячи работников полиграфии награждены орденами и медалями Со ветского Союза.
Отмечены Правительственными орденами ряд ведущих поли графических предприятий.
Глава 1
Общие сведения
Приятно книжки почитать, А сделать их попробуй! Искусство тонкое — печать И требует учебы
С. Маршак
1.
Основные виды печатной продукции
Слово п о л и г р а ф и я происходит от греческих слов: п о л и — много и г р а ф о — пишу. Полиграфия (или полиграфическая про мышленность) — это отрасль промышленности, которая занята изготовлением разнообразной печатной продукции в большом ко личестве экземпляров по оригиналам, поступающим от изда
тельств или других |
организаций. |
О р и г и н а л о м |
называется текстовой и иллюстрационный |
материал, предназначенный для воспроизведения его средствами полиграфической техники в виде печатного издания. Оригинал является результатом творческого труда автора (писателя, учено го, рабочего, художника) или коллектива авторов; оригиналом может служить текст, отпечатанный на пишущей машинке, чер теж или рисунок, выполненный графиком, фотография, произ ведение живописи и др.
При воспроизведении разных видов оригиналов перед поли графическим производством ставятся различные задачи. В неко торых случаях необходимо, чтобы печатное издание сохранило все признаки оригинала, например, при воспроизведении цветной репродукции с картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» требуется сохранение всех признаков живописи; при воспроизве дении чертежа в технической книге должна быть соблюдена точ ность размеров и пропорций и обеспечена ясность его чтения; при воспроизведении текста часто достаточно только точно пере дать те же буквы и знаки, что в оригинале.
Решение таких разнообразных задач требует использования очень многих вариантов технологических процессов и применения разнообразного оборудования.
Печатная продукция сопровождает человека всю его жизнь от раннего детства до глубокой старости. Книга, журнал и газета, плакат и календарь, школьная тетрадь и почтовая марка, краси вая упаковка различных товаров и много других видов печатных изделий — все это продукция, изготовленная с использованием технологических процессов полиграфической промышленности.
Ю