Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из всего многообразия продукции полиграфической промыш­ ленности выделяются следующие основные ее виды.

Газеты — периодические издания, содержащие материалы о текущих событиях и выходящие ежедневно, еженедельно или 2—• 3 раза в неделю в виде одного или нескольких несшитых ли­ стов.

В СССР по стандарту газеты печатаются на бумаге форматом

(размером)

60X84 см. Центральные, республиканские и област­

ные газеты

обычно

выпускаются в формате А2, т. е. 42 X 60 см

и имеют 4 полосы

(страницы), как, например, газета

«Советская

Россия», 6 полос, как «Правда», и даже до 16 полос

(«Литера­

турная газета»). Многие городские и районные

газеты выходят

в формате A3, т. е. 30X42 см с объемом 2 (лицо

и оборот) или

4 полосы. Некоторые газеты печатаются в 2—4 краски

(«Пионер­

ская правда», «Литературная газета»).

 

 

Журналы — периодические издания со строго установленными сроками выхода (еженедельные, ежемесячные), с постоянным объемом и форматом для текущего года издания, содержащие разнообразный по тематике материал в зависимости от целей и назначения журнала.

Журналы могут быть разделены на две группы. Значительная часть массовых «тонких» журналов представляет собой 2—4 бу­ мажных тетради, вложенные одна в другую и в обложку, и сши­ тые в корешке 2—4 проволочными скобами. К этой группе жур­ налов можно отнести «Огонек», «Здоровье», «Работницу», «Весе­ лые картинки» и др.

Ко второй группе относятся «толстые» журналы, состоящие более чем из 4 тетрадей, которые подбираются одна к другой и сшиваются нитками, металлическими скобами, проходящими через всю толщину журнала, либо скрепляются по корешковому срезу клеем.

Сшитые или склеенные листы покрываются обложкой, кото­ рая приклеивается к торцу корешка, а затем обрезаются с трех сторон и приобретают привычный для нас вид. Ко второй группе можно отнести такие журналы, как «Наука и жизнь», «Новый мир» и др.

Книги и брошюры — непериодические печатные (художествен­ ные, научные, технические, учебные и др.) издания, состоящие из скрепленных между собой листов и покрытые переплетной крыш­ кой (книга) или мягкой обложкой (брошюра). Книги и брошюры имеют различный объем и формат.

Брошюры по конструкции имеют много общего с жур­ налами.

Книга в конструктивном отношении представляет собой более сложное изделие и требует применения широкого ассортимента различных материалов: разных сортов бумаги, картона, ниток, тканей, разнообразных шрифтов; синтетических и естественных клеев, пленок из пластмасс и др.

11


Книга в переплете и ее элементы:

/ — книжный

б л о к , 2—переплетная крышка,

S—канты, 4— корешок, 5—каптал,

$ — форзац,

7 — с у п е р о б л о ж к а , 8— закладка,

9 — клапаны с у п е р о б л о ж к и , 10—

бандероль,

/ /

— футляр, 12—титульны»

лист, 13 — фронтиспис .

Оформление книги — индивидуально. Ее основными частями являются книжный блок, переплетная крышка и некоторые до­

полнительные элементы

оформления.

К н и ж н ы й б л о к

состоит из тетрадей, подобранных в по­

рядке следования страниц, скрепленных между собой в корешке

иобрезанных с трех сторон.

Ко р е ш о к — место скрепления листов книги, брошюры, а так­ же соответствующее место переплетной крышки или обложки брошюры и журнала. В верхней и нижней части корешка книж­ ного блока прикрепляют к а п т а л — кусочки специальной ткани, которые декоративно украшают готовую книгу и укрепляют ко­ решок.

Сверху (к первой странице первой тетради) и снизу (к по­ следней странице последней тетради) книжного блока прикреп­ лены форзацы. Ф о р з а ц — четырехстраничный лист бумаги, одна сторона которого приклеивается к внутренней стороне переплет­ ной крышки, а другая в большинстве книг узкой полоской у ко­ решка— к первой и последней страницам издания.

П е р е п л е т н а я к р ы ш к а — плотная оболочка книги, кото­ рая состоит из передней и задней сторонок, соединенных между со­ бой в корешке. Сторонки могут быть покрыты переплетным ма­ териалом или печатной бумажной обложкой. Обычно переплет­ ная крышка делается несколько больше, чем книжный блок, и сторонки выступают за обрез блока с трех сторон. Выступающие части сторонок называются к а н т а м и .

Книжный блок вставляется в переплетную крышку и приклеи­ вается форзацами к сторонкам крышки.

Для удобства пользования в некоторых изданиях имеется лен­ точка-закладка, или ляссе, представляющая собой шелковую уз­ кую тесьму, один конец которой прикреплен к верхней части ко­ решка книжного блока, а второй может быть введен в разъем книги в любом месте. .

12


Иногда книги выпускаются

в с у п е р о б л о ж к а

х из

бумаги

или синтетической прозрачной

пленки, надеваемых

на переплет

с загнутыми на внутреннюю сторону переплета краями

(клапа­

нами).

 

 

 

Иногда книги покрывают бандеролью (пояском из бумаги). Суперобложки и бандероли могут применяться и для брошюр, они защищают переплет или обложку, дополняют общее оформ­ ление издания и играют роль рекламы.

Некоторые издания выпускаются в футлярах. Футляр служит для упаковки книг, он предохраняет их на пути от типографии до книжной полки. Футляры делают из простого желтого (наиболее дешевого) картона. На футляре обычно помещают название издания или наклеивают этикетку с соответствующей инфор­ мацией.

Иногда футляры изготовляют для двух и более книг единого оформления, при этом они становятся элементом оформления и имеют сложную многодетальную конструкцию.

Первая страница книги с основными сведениями о ней (автор,

заглавие,

издательство и др.) называется т и т у л о м ,

или ти­

т у л ь н ы м

л и с т о м . Титул всегда размещают с правой

стороны

разворота, чаще всего сразу за форзацем. Если слева от титула помещают какую-либо иллюстрацию, ее называют ф р о н т и с п и ­ с о м , а если текст (например, в собраниях сочинений), то — к о н т р т и т у л о м .

Кроме газет, журналов, книг и брошюр, силами полиграфиче­ ской промышленности изготовляется другая разнообразная про­ дукция, например:

листовая продукция — плакаты, афиши, открытки, художест­ венные репродукции и другие изделия на отдельных листах раз­ личного формата.

Иногда подборку репродукций на отдельных листах собирают в обложку или папку сложной конструкции;

картографическая продукция — карты и атласы; акцидентно-бланочная продукция — пригласительные билеты,

программы, бланки деловой документации и т. п.; упаковочная и этикетная продукция — складные коробки, эти­

кетки для различных товаров и т. п.; беловые товары тетради, записные книжки, альбомы для

марок и фотографий и др.; билетная продукция — картонные, бланковые, ленточные би­

леты для транспорта, театральные билеты и т. п.

Как правило, полиграфические предприятия специализирова­ ны на выпуске определенного вида продукции. Условия выпуска газет резко отличаются от условий изготовления книг, поэтому обычно газеты и журналы печатаются на специализированных газетно-журнальных предприятиях, а книги — на других специа­ лизированных или универсальных предприятиях. Изготовление, например, высокохудожественных репродукций картин, или карт

13


и атласов, или беловых товаров, или обоев в каждом случае тре­ бует специфических технологических методов, и такая продукция выпускается соответственно на специализированных фабриках цветной печати, картографических фабриках, фабриках беловых товаров, обойных и т. п.

В настоящее время полиграфия, кроме того, нашла примене­ ние почти во всех отраслях народного хозяйства. Так, например, в пищевой промышленности производится печатание по жести для изготовления консервных банок; в радиопромышленности — для маркировки деталей и т. д. Во всех случаях принципы нане­ сения изображений на любом материале основаны на примене­ нии технических процессов полиграфического производства, но с использованием специальных материалов и специализированного оборудования.

2.

Основные этапы полиграфического производства

В полиграфическом производстве печатание является основ­ ным процессом. Для того чтобы можно было приступить к печа­ танию, необходимо иметь печатную форму.

П е ч а т н а я ф о р м а — специально изготовленная или подго­ товленная тем или иным способом поверхность, которая будучи закатана краской, под давлением дает на бумаге или ином мате­ риале оттиск, воспроизводящий содержание оригинала. С изго­ товления печатной формы начинается полиграфический производ­ ственный процесс.

Имея печатную форму, печатную машину, бумагу (или какойлибо другой материал) и краску, можно получить необходимое количество оттисков. Печатную форму помещают в печатную ма­ шину и наносят на нее тонкий слой краски. Затем лист бумаги должен быть прижат к печатной форме и в этот момент краска

сформы перетаскивается на бумагу.

Пе ч а т а н и е м называется процесс многократного получения оттисков с печатной формы. Лист бумаги с изображением, полу­ ченным при печатании, называется о т т и с к о м . Установленное

количество оттисков называется

т и р а ж о м .

Отпечатанные листы бумаги

(оттиски) в большинстве случаев

еще являются полуфабрикатами и требуют дальнейшей обра­ ботки.

Превращение оттисков в готовое изделие (книгу, журнал, брошюру, листовку и т. п.) является заключительным процессом полиграфического производства. Операции по обработке оттисков

и приданию им товарного вида

готовой

продукции

называются

о т д е л о ч н ы м и процессами,

в состав

которых при

изготовле­

нии книг и журналов входят

брошюровочно-переплетные про­

цессы.

 

 

 

Таким образом, производство печатной продукции проходит три основных этапа: 1) изготовление печатной формы; 2) печата-

14


ние и 3) обработка отпечатанных оттисков и получение готового изделия.

Весь сложный полиграфический процесс состоит из большого количества различных операций. Чтобы выпустить продукцию хо­ рошего качества, надо правильно выполнить каждую из этих опе­ раций. Существуют специально разработанные производственнотехнологические инструкции, устанавливающие, каким образом должна выполняться та или иная операция. Соблюдение этих ин­ струкций для полиграфических предприятий является обязатель­ ным.

3.

Способы печати

Печатная форма состоит из печатающих и пробельных эле­ ментов. Печатающие элементы форм являются носителями изо­ бражения (например, буквы, линии рисунков), которое мы полу­ чаем на оттиске в процессе печатания. Непечатающие элементы формы, называемые также пробельными, следов на оттиске не

оставляют

(например, промежутки

между

буквами,

словами,

строками, поля).

 

 

 

Процесс

изготовления печатной

формы

заключается в том,

чтобы на основе оригинала создать

из какого-либо

материала

пробельные и печатающие элементы.

 

 

 

В зависимости от характера печатающих и пробельных эле­ ментов формы различают несколько способов печати. Широкое промышленное применение получили три способа: высокая пе­ чать, глубокая печать, плоская печать, их общая особенность за­ ключается в том, что перенос краски с печатной формы на бумагу (или другой материал) осуществляется при давлении формы на бумагу.

Существуют и другие способы печати: трафаретная печать, электрографическая и другие, отличающиеся характером формы и отсутствием необходимости создавать давление при печатании. Эти способы печати пока имеют сравнительно узкое применение из-за несовершенства процессов и оборудования. Однако они таят в себе огромные возможности и, очевидно, в недалеком будущем по мере совершенствования процессов и создания машин полу­ чат более широкое промышленное применение.

Высокая печать. В печатной форме высокой печати печатаю­ щие элементы возвышаются над пробельными и находятся на од­ ном уровне. Краска, равномерно наносимая на печатную форму при прокатывании валика по форме, покрывает только печатаю­ щие элементы. Печатающие элементы, предварительно покрытые краской, под давлением создадут на бумаге (или каком-либо дру­ гом материале) видимое изображение, при этом пробельные эле­ менты не оставят следов на оттиске.

Глубокая печать. Для формы глубокой печати характерно углубление печатающих элементов относительно пробельных.

15