ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
И. Н. ВЕСЕЛОВСКИЙ, 10. А. БЕЛЫЙ
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК
Издательство «Наука»
Москва 1974
РЕДКОЛЛЕГИЯ СЕРИИ «НАУЧНО-БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
И ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ АН СССР
ПО РАЗРАБОТКЕ НАУЧНЫХ БИОГРАФИЙ ДЕЯТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ:
доктор биол. наук. Л. Я. Вляхер, доктор физ.мат. наук А. Т. Григорьян, доктор физ.-мат. наук Я. Г. Дорфман, академик В. М. Кедров,
доктор экон. наук В. Г. Кузнецов, доктор хим. наук В. И. Кузнецов, доктор биол. наук А. И. Купцов, канд. истор. наук В. В. Левшин,
чл.-корр. АН СССР С. Р. Микулипе кий,
доктор истор. наук Д. В. Ознобишин,
канд. техн. наук 3. К. Соколовская (ученый секретарь), канд. техн. наук В. II. Сокольский,
доктор хим. наук Ю. И. Соловьев, канд. тохн. наук А. С. Федоров (зам. председателя),
канд. тохн. наук И. А. Федосеев, доктор хим. наук И. А. Фигуровский (зам. председателя),
доктор техн. наук А. А. Чеканов, доктор техн. наук С. В. Шухардин, доктор физ.-мат. наук А. П. Юшкевич, академик А. Л. Яншин (председатель), доктор пед. наук М. Г. Ярошевский.
Ответственный редактор
академик А. А. Михайлов
f ОС. |
П 5 'к ч ц ая |
|
яаучис- |
•ич |
ская |
виблио |
’ |
ср |
ЭКЗ£|.и ' Р р
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
сЗОИЗ У
В 20601—0820042(01)—74 БЗ-27-5-73 © Издательство «Наука», 1974 г
ВВЕДЕНИЕ
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
НОВОГО ВРЕМЕНИ
Совершающаяся па наших глазах и при нашем непосредственном участии научно-техническая ре волюция сопровождается глубочайшими изменения ми в сфере производства, в человеческой деятельно сти. Всего поколение назад человечество могло толь ко мечтать о машинах, аппаратах, устройствах, которые в настоящее время стали привычными, но характеристики которых и сейчас еще с трудом ук ладываются в сознание: одни из них производят вычисления со скоростью миллионов операций в се кунду, другие покрывают расстояния в сотни мил лионов километров со скоростью, измеряющейся де сятками тысяч километров в час, третьи перевозят за один рейс сотни тысяч тонн грузов. Люди создали новые материалы с неизвестными рапее свой ствами, новые, не существующие в природе химиче ские элементы, расщепили атом, начали освоение космического пространства.
Л между тем еще сравнительно недавно, всего не сколько веков назад, люди, мнившие себя привиле гированными рбитателями центра всего мира, жили в примитивных с нашей точки зрения условиях: ос новным источником механической энергии у них были мышцы, в меньшей мере — натуральные «ло шадиные силы», ветер и — совсем немного — вода. Путешествие между двумя соседними городами дли лось тогда дольше, чем сейчас длится полет на ре активном лайнере между двумя материками. Чело вечество не умело измерять температуру и давление, не имело средств для обострения зрения и усиле ния других органов чувств.
5
Однако и в прошлом выделяются периоды бурно го, революционного развития науки, сопровождавше гося расширением ее приложений к практической деятельности человека. Об одном из таких периодов, занимающем в истории человечества, в истории ес тествознания и техники исключительно важное мес то, Энгельс писал:
«Современное естествознание,— единственное, окотором может идти речь как о науке, в проти воположность гениальным догадкам греков и спора дическим, не имеющим между собой связи иссле дованиям арабов,— начинается с той грандиозной эпохи, когда бюргерство сломило мощь феодализма, когда на заднем плане борьбы между горожанами и феодальным дворянством показалось мятежное крестьянство, а за ним революционные предшествен ники современного пролетариата, уже с красным знаменем в руках и с коммунизмом на устах,— с той эпохи, которая создала в Европе крупные монархии, сломила духовную диктатуру папы, воскресила гре ческую древность и вместе с ней вызвала к жизни высочайшее развитие искусства в новое время, кото рая разбила границы старого orbis * и впервые, соб ственно говоря, открыла Землю.
Это была величайшая из революций, какие до тех пор пережила Земля. И естествознание, развивав шееся в атмосфере этой революции, было насквозь революционным, шло рука об руку с пробуждаю щейся новой философией...» *1
Этот революционный процесс в развитии естест вознания сейчас часто называют естественнонаучной революцией Нового времени. Этот термин подчерки вает' и определенные аналогии (скачкообразное раз витие науки с переходом количества в качество, усиление ее связей с практической деятельностью че ловека), и существенные отличия как количествен ного, так и качественного характера от совершаю щейся в настоящее время научно-технической рево люции.
*—orbis terrarum (лат.) — круга земель, |
т. е. мира. |
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. |
20, стр. 508. |
6
Революцию совершают люди. Именно о той эпохе и ее наиболее выдающихся представителях писал Энгельс, что это была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и ученос ти» 2. Титаном той эпохи был и великий польский ученый Николай Коперник, преобразователь астро номии и математик, искусный врач и видный эко номист, талантливый администратор и дипломат, со дня рождения которого 19 февраля 1973 г. исполни лось 500 лет.
Внешне жизнь Коперника была пебогата события ми. Лишь постоянные притязания па северополь ские земли соседнего Тевтонского ордена, угрозы, сменявшиеся грабительскими набегами и прямыми военными действиями, омрачали и осложняли ее. За исключением лет учения в Кракове, а затем на родине гуманизма в Италии,— почти вся его со знательная жизнь прошла в одном из самых глухих
уголков |
Европы — маленьком |
городке |
Фромборке, |
|||
расположенном |
на побережье |
Балтийского моря |
||||
строго |
на |
север |
(буквально |
на |
одном |
меридиане) |
от тогдашней" польской столицы Кракова. |
||||||
И вот |
в этом |
«медвежьем |
углу» |
Коперником |
были выполнены исследования, влияние которых на умы людей, на последующее развитие пауки трудно переоценить. Чтобы в немногих словах и в то же время достаточно ярко и значимо охарактеризовать его научный подвиг, мы снова обратимся к Энгель су: «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... было из дание бессмертного творения, в котором Коперник бросил... вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление осво бождение естествознания от теологии, хотя выясне ние между ними отдельных взаимных претензий за тянулось до наших дней и в иных головах далеко еще не завершилось даже и теперь. Но с этого вре мени пошло гигантскими шагами также и развитие
наук, |
которое |
усиливалось, если можно так выра |
г Там |
же, стр. |
346. |
7
зиться, пропорционально квадрату расстояния (во времени) от своего исходного пункта» 3.
Упоминаемое здесь бессмертное творение — это знаменитая книга Коперника «De Revolutionibus orbium coelestium», «О вращениях небесных сфер», опубликованная в 1543 г., буквально за несколько недель до смерти ее автора. Какие же положения коперниканского учения, изложенные в этом произве дении, позволяют столь высоко оценить его вклад в развитие науки, его влияние на мыслителей после дующих поколений?.
Основной заслугой Коперника было обоснование положения о том, что видимое движение Солнца и звезд объясняется не обращением их вокруг Зем ли, а суточным вращением самой Земли вокруг соб ственной оси и годичным обращением ее вокруг Солнца. Этим самым идее гелиоцентризма,, выска занной еще в древности Аристархом Самосским, была придана научная форма и отвергалось геоцент рическое учение Клавдия Птолемея, древнегреческо го ученого II в. н. э., господствовавшее до того и официально поддерживавшееся отцами церкви.
Исходя из необходимости различать истинпые и кажущиеся движения, Коперник приходит уже око ло 1515 г. к следующим выводам:
«Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, по принадлежат Земле и пашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солн ца, как и всякая другая планета; таким образом, Земля имеет несколько движений.
Кажущиеся прямые и попятные движения планет принадлежат ие им, но Земле. Таким образом, одно ее движение достаточно для объяснения большого числа видимых в небе неравномерностей» 4.
Теория Коперника с помощью двух основных дви жений Земли (т. е. ее вращения вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца) позволила просто и ло гично объяснить причины сложных и запутанных движений планет (попятные движения, стояния,*
» К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 347.
*Пиколай Коперник. Малый комментарий. В кн. Николай Коперник.
Овращениях небесных сфер. М., «Наука», 1964, стр. 420.
8
петли) и суточных перемещений Солнца, Лупы, планет и звезд. Придя к выводу, что при движении Земли вокруг Солнца ее ось сохраняет неизменное положение (остается параллельной самой себе), Ко перник впервые в истории астрономии объяснил причину смены времен года. Для этого ему понадо билось ввести еще одно, «третье» движение Зем ли — обратное вращение вокруг оси, проводившейся им через центр Земли перпендикулярно к плоско сти эклиптики. Именно с помощью комбинации го дичного вращения Земли вокруг Солнца и ее «треть его» движения Копернику удалось впервые сконст руировать кинематический механизм явления пре цессии — предварения равноденствий. Объяснение этому явлению с помощью законов механики дал позже Ньютон.
Разработанная Коперником теория позволила ему впервые в истории науки о небе сделать обосно ванные выводы о действительном расположении пла нет в Солнечной системе и с весьма большой точ ностью определить их относительные расстояния от Солнца.
Любое из упомянутых здесь положений учения Коперника представляло собой большое открытие, важное не только для астрономии, но и для всего естествознания в целом. Однако еще более важ ным было значение теории Коперника для того переворота в мировоззрении человечества, который был непосредственно или опосредствованно ею вы зван.
В самом деле, почему церковь поддерживала гео центрическую' модель мира, по Птолемею, и учение Аристотеля, по которому опять же Земля вместе с непосредственно окружающим ее «подлунным ми ром» расположена в центре всего, ибо состоит из самых тяжелых элементов, ни один из которых не может быть вечным; «надлунный» же мир обладает свойствами «чистоты» и «нетленности», резко отли чающими его от земных? Да потому, что эти поло жения и в самом деле не задевали догматов Священ ного писания о том, что бог создал человека «по своему образу и подобию» и все в природе приспо соблено к его существованию: покоящаяся в центре
9
мира Земля — для его обитания, движущееся вокруг нее Солнце — для обеспечения человека светом и теплом, дождь — для увлажнения его пашни и т. д., а вот уж землетрясения, наводнения, бури и «мо ровое поветрие» посылаются богом в наказание за грехи.
И над такими привычными, освященными веками, традицией и церковью представлениями о столь це лесообразном устройстве мира нависает угроза: если Земля не занимает в мире центрального, главенст вующего положения, а представляет собой одну из многих планет, обращающихся вокруг Солнца, то можно ли рассматривать мир как нечто, созданное исключительно для и ради основного обитателя Зем ли — человека? И учение Коперника не могло не вызвать сомнений в истинности и непоколебимости библейских догм. В этом состоял удар, нанесенный новым учением теологии в самое чувствительное ее место. И удар этот имел далеко идущие последст вия, важные не только для дальнейшего развития
астрономии, естествознания, науки |
в целом, но и |
для революционного изменения в |
образе мыслей, |
в подходе к изучению закономерностей окружающе го нас мира, без которого был бы немыслим тот бурный процесс развития научного естествознания, который начался вскоре после опубликования гени ального произведения Коперника, процесс естест веннонаучной революции Нового времени, по праву называемой коперниканской.
Непосредственное наблюдение небесных явлений применялось астрономами в течение многих веков и даже тысячелетий и до Коперника, но тем не менее человечество продолжало оставаться в неведении о действительных связях и отношениях между наблю давшимися явлениями. Коперник проводил астроно мические наблюдения с простыми и примитивными даже для того времени инструментами и с невысо кой точностью. Однако он по праву считается пер вым представителем нового естествознания — он от бросил старый схоластический метод построения на учных теорий и сумел познать скрытые связи явле ний, выделив в них путем абстракции главное, существенное, и, отправляясь от этого существенного,
10
объяснить несущественные признаки данного яв ления; полученные таким образом научные выводы Коперник апробировал на практике; явления окру жающей действительности он рассматривал не изо лированно друг от друга, а в их взаимосвязи и вза имной обусловленности. Эта методика исследования была впоследствии принята на вооружение и разви та многочисленными сторонниками учения Коперни ка с Кеплером и Галилеем во главе.
Удар нового учения по теологическим представле ниям в области естествознания был исключительно
эффективным, воздействие |
его |
на |
человеческие |
умы — огромным, отразить |
этот |
удар |
было невоз |
можно. |
|
|
|
Менее известна деятельность Коперника в области общественных наук, в экономике. В течение доволь но длительного времени он занимался исследовани ем законов денежного обращения, крайне запутан ного в силу многих обстоятельств на северопо'льских землях того времени. Этому вопросу было посвящено несколько публичных выступлений Ко перника, а также несколько специальных трактатов, при его жизни не опубликованных. Исследованиями в области теории денег и денежного обращения Ко перник позже прославился как видный ученый-эко номист периода раннего капитализма. Им был от крыт, в частности, экономический закон, гласящий, что «худшие деньги вытесняют из обращения луч шие» 5, который значительно позже был переоткрыт англичанином Т. Грешемом и получил его имя. Сле дует отметить и определенное антитеологическое значение работ Коперника о природе денег. Пока зав, что их стоимость зависит не от монаршей вла сти, а от стоимости содержащегося в них драго ценного металла (золота или серебра), Коперник тем самым опровергал освященную канонами церк ви доктрину о том, что сила денег определяется волей выпускающих их властителей, своей печатью придающих им чудесное свойство быть мерой всех ценностей.
‘Имеются в виду металлические монеты различного качества, т. е. с разным процентом содержания драгоценных металлов.
12