Файл: Чижиков, Ю. М. Редуцирование и прокатка металла непрерывной разливки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ц?о

0,!8

0,/S

OJU

0J2

Ц10

0fi8

ОМ

0,02

3 4 5 6 7 8 9 fOH/S 3 4 5 6 7 8 9 Ю Н /в ■

Рис. 42. Зависимость продольного изгиба от отношения размеров поперечного

сечения полос Я/В при

осадке с различными относительными обжатиями и:

-------------------------- осадка

на гладких п л и т а х ;---------------осадка в

калибре

 

(2/iр =2,78;

т=0,06)

висимости существенно различаются: при осадке в ка­ либрах при равных значениях Н/В и Д/г/Я продольный изгиб значительно меньше, чем при осадке на гладких плитах. Объясняется это изменением формы вертикаль­ ной оси осаживаемого стержня.

Осадка на гладких плитах аналогично формоизмене­ нию сжатого стержня с шарнирно закрепленными конца­ ми, ось которого принимает форму полуволны синусои­ ды. Осадка же в калибре в зависимости от его формы и степени защемления соответствует случаю осадки стер­ жня с заделанными с той или иной степенью жесткости концами, когда вертикальная ось принимает форму сину­

соиды с двумя полуволнами (рис. 43).

Сказанное хоро­

шо иллюстрируется фотографиями,

показанными на

рис. 44.

 

 

2. Полученные результаты справедливы, когда дефор­

мируемый участок

/* равен длине образца, т. е. при

L— 1*. Когда

начинает сказываться влияние крите-

88

Рис. 43. Форма вертикальной оси при осадке полос с различной жесткостью закрепления концов:

/, 2 — шарнирное закрепление, синусоида с одной полуволной; 3, 4 — жесткое закрепление, синусоида с двумя полуволнами

рия L/H. При осадке длинных полос, как это происходит при ковке (прессовании) участками, протяженность I* ко­ торых значительно меньше L, условия продольного изги­ ба существенно изменяются. Судя по кривым рис. 45, наибольший продольный изгиб имеет место, когда L = L. По мере увеличения отношения L//*, т. е. с увеличением свободной задней зоны (во всех случаях осаживался толь­ ко передний конец), продольный изгиб заднего конца уменьшается до нуля, переднего — до некоторой величи­ ны, зависящей от Н/В. При отношении Н/В= 9 это про­ исходит, когда L //*«3,5; при Н/В — 5 — когда L/Ц »2 .

Влияние критерия LjH особенно сильно проявляется

вусловиях прокатки. При прокатке, осуществлявшейся

втаком же калибре, как и при осадке (см. рис. 40), за­ меряли величины, показанные на рис. 46, и затем опре­ деляли стрелу прогиба S по формуле

S = 0,5 (2С — Ьц — А + 0,5ЬВ— Б — 0,5 Ьп).

(4.15)

Как и при осадке, продольный изгиб

увеличивается

с увеличением относительного обжатия и

отношения Н/В,

89



действием кондов внешних зон полосы по продольной оси, причем в устано­ вившемся процессе прокатки на эти условия оказывают влияние две внеш­ ние зоны. При входе полосы в валки отсутствует передняя зона, а при выхо-

Рис. 45. Изменение продольного изгиба S/И на переднем и заднем концах в зависимо­ сти от длины задней внешней зоны:

------------------- передний конец;---------------

зад­

ний

конец

Н/8

рис. 47. Продольный изгиб полос при прокатке с обжатием н«0,1 в калибре с л/г=0,06 и 2йр/&д=»2,78 (алюминий, /*20° С):

1 — задний конец; 2 — передний конец; 3—уста­ новившийся процесс

Рис. 46. Схема к оп­ ределению стрелы прогиба S/H при про­ катке

91

де — задняя. Эти различия в условиях закрепления по­ лосы в очаге деформации проявились в различной степе­ ни продольного изгиба полос по их длине при равных значениях Ah/H и В/Н.

Как это можно видеть по рис. 47, продольный изгиб получается наименьшим на участке установившегося про­ цесса, несколько большим у переднего конца и значитель­ ным на заднем конце. Такое изменение продольного изги-

L/lM

Рис. 48. Распределение продольного изгиба по длине полос

(алюминий,

а — калибр с

т=0,06,

2/!р/6д =2,78;

и=0,08;

б —-калибр

с

/=20° С):

т=0,06,

2йр/6д =3,33;

и=0,08;

Я /В -9; / — передний

конец; 2 — задний конец.

 

 

Стрелкой

показано направление

прокатки

92


ба по длине полос характерно для различных отношений Н/В (рис. 48, а). Соответствующие кривые отличаются только количественно. Сама длина полосы, если она не меньше некоторой величины, на характер изменения продольного изгиба по длине полос влияние не оказыва­ ет. Судя по рис. 48, б, влияние заднего конца на продоль­ ный изгиб начинает сказываться на расстоянии 4—5 /д от заднего торца, независимо от общей длины всей полосы, которая для одной из них равнялась L i« 8 /H, а для дру­

гой /,2да17/д. То же самое было и у

переднего конца,

влияние которого проявляется на участке примерно 1,5—

2,0 /д

(/д — длина очага деформации).

 

калибров 2hp/H

3.

Влияние относительной

глубины

и величины выпуска на продольный

изгиб определяли

при осадке и прокатке в калибрах с постоянным выпу­

ском сс=3°30/ [ т=(Ьр—Ьд)/2/гр=0,06] при

различных

глубинах 2hp/H от 0 до 0,7,

а также

при

постоянном

2йр/# = 0 ,3 5 и выпусках т,

равных 0,06 и 0,105. Защем­

ление в начальный момент во всех случаях отсутствова­

ло, так как ширины дна калибров и деформируемых по­

лос были одинаковыми.

чем

больше 2hv/H или, что

Судя по кривым рис. 49,

то же, чем больше глубина калибра,

тем меньше про­

дольный изгиб при всех значениях Н/В. Такой характер

влияния 2hv/H объясняется тем, что по мере увеличения

относительной глубины калибров

уменьшается свобод­

ная высота осаживаемой полосы, что по существу рав­ нозначно уменьшению критерия Н/В.

С увеличением глубины калибров уменьшается воз­ можная суммарная деформация в этих калибрах, кото­ рая практически не должна быть меньше 50% •Это озна­ чает, что отношение 2/гр/Я не может быть больше 0,5. Вместе с тем, чем больше 2/гр/Я, тем больше и диаметр валков, в которых нарезаются соответствующие калибры, что не всегда желательно. Судя по опытным данным, при отношениях 2hp/H от 0,3 до 0,5 продольный изгиб, хотя и снижается, но не очень значительно. Оптимальными следует считать калибры, характеризующиеся отно­ шением 2/ip/# := 0,254-0,3.

Положительное влияние на устойчивость оказывает уменьшение выпуска калибров (рис. 50). Оно обуслов­ лено тем, что с уменьшением выпуска увеличивается же­ сткость закрепления контактных концов полос. Однако значительное уменьшение выпуска также нежелательно в связи с возможным увеличением износа калибров.

93


4.Влияние защемления полосы [критерий Ья)/В]

итрения на контактной поверхности (критерий р) на продольный изгиб непосредственно не изучали. Косвенно при исследовании других факторов установили, что на-

Рис. 49. Зависимость продольного

Рис. 50. Зависимость продольного из­

изгиба полос при осадке от отно­

гиба полос

от выпуска

калибра

а и

сительной

глубины калибров 2Лр/Я

т - (

6 р —6д)/2Лр

при

осадке

(2hp :

(т=0,06;

а~0,1, алюминий, (=20° С)

:Ьд

=2,78).

Алюминий,

t= 20° С,

и=0,1

личие защемления способствует повышению устойчиво­ сти осаживаемых полос в связи с увеличением жесткости закреплений контактных концов. Что касается критерия р, то его влияние само по себе невелико. Во всяком слу­ чае при осадке на плоских плитах и при прокатке на гладкой бочке влиянием трения на контактных поверх­ ностях можно пренебречь. При деформации в калибрах влияние трения, по-видимому, существенно, но проявля­ ется оно через другие критерии, влияние которых под­ робно описано выше.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ПОЛОС ПРИ ДЕФОРМАЦИИ

Допустим, что стержень ас с шарнирно закрепленны­ ми концами (рис. 51) под действием сжимающей силы

94

потерял устойчивость: его ось приняла вид кривой с из­ ломом в точке А по середине высоты стержня1, причем в процессе сжатия высота стержня Я не изменилась. Из геометрического построения следует

5у =

(ЛЛХ)2 =

 

lH —Ah у

(4.16)

V 2

}

 

или

 

 

5 У - 0,5 Я У и(2 —и),

(4.17)

где

Ah

 

и ----

(4.18)

Н'

Вэтом случае, когда при осаживании стержня первона­ чальная длина его уменьшает­ ся в результате пластического сжатия, продольный изгиб стержня будет зависеть уже от длины Н1 меньшей, чем Я, на величину ДЯЬ равную

А Н1 = Н — Н1.

(4.19)

Обозначив относительную де­ формацию пластического сжа­ тия через е

АНг

(4.20)

Н

будем иметь

Ях - Я ( 1 — е).

(4.21)

Рис. 51. Схема к выводу урав­ нения продольного изгиба при осадке

При наличии пластического сжатия, равного АНи при перемещении опор на величину Ah, точка А займет поло­

жение не А\, а Аг. Отрезок AA2 = S представляет собой стрелу продольного изгиба при наличии пластического сжатия. Она равна:

(4.22)

1 В действительности изгиб всегда получается достаточно плавным.

95