Файл: Чижиков, Ю. М. Редуцирование и прокатка металла непрерывной разливки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
одинаковыми при всех значениях Н/В= const, различаясь только количественно. Так как при редуцировании дефор мации подвергаются полосы с большими значениями Н/В, обжатия за проход практически не могут превы шать иж 0,2 и то при малых значениях Н. Это очевидно, так как уже при Я = 1 0 0 0 мм абсолютное обжатие со ставляет 0 ,2 - 1 0 0 0 = 2 0 0 мм, что значительно превышает практически применяемые значения. Для интервала об жатий примерно от 0,03 до 0,2 полученные зависимости удовлетворительно описываются уравнением
Р = Сгот |
1 |
(5.5) |
|
1 + °-7 1/ Т |
|||
|
|
где От — предел текучести.
Для теории и особенно для современной практики большое значение имеют зависимости Р = <р(Н/В) и р —
р ,т / м м г Р'Тс
Рис. 57. Зависимость усилий Р и давлений р прокатки от отношения сторон сечения Н(В при редуцировании полос в калибре с т=0,06 при различных обжатиях за проход (сталь Ст.З, /=1150° С)
= f(H/B) при значениях Н/В, превышающих 1,5. Усилие прокатки Р, как это видно из рис. 57, с увеличением от ношения Н/В (примерно более 1,5) повышается по слабо вогнутым кривым, которые в первом приближении мож-
102
но принять за прямые. Это позволяет с достаточной точ ностью определить усилие Р по уравнению
Н\ |
г р |
1 + 0,35 (<2L |
1,5 |
(5.6) |
Р = ф( Т! |
И/В= 1,5 |
\ в |
|
|
Так как |
|
|
|
|
г = „,(т)-вКв |
/ |
т "- |
|
(5.7) |
|||
давление прокатки, очевидно, будет равно |
|
||||||
|
_Р_ |
С 2 Р Н/В |
+ 0 , 3 5 ( - ^ — 1 ,5 |
(5.8) |
|||
|
|
|
|
|
|
||
|
F |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
иг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
действительно описывается урав |
|||
Зависимость p = f ( — ) |
|||||||
нением |
|
|
|
|
Г я 1,5 |
|
|
Р - |
f |
|
^ 2 Р Н / В = 1, 5 |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
Я |
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
(5.9) |
О’Зб ----- 1,5 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
Аналогичным будет и уравнение для критерия р/от |
|
||||||
_Р |
С 2 Р и / В = 1,5 . / |
jЯ 1,5 |
1 +0,35 |
- 1 ,5 |
(5.10) |
||
ах |
|
стх |
у |
Я |
|
|
|
где Сг — коэффициент, |
учитывающий |
влияние и и дру |
гих переменных факторов, от которых зависит процесс. Количественно значения давлений р (рис. 57) получи лись довольно высокими. Они заметно возрастают с уве личением Н/В, уменьшаясь при этом с увеличением об жатия. Если учесть ограничения по условиям захвата, то, приняв как допустимый угол захвата а = 28° по из вестному уравнению
Д/г = (1 — cos a)D = 0,117D, |
(5.11) |
можно определить предельные значения Д/г, |
а следова |
тельно, и и при различных значениях Н —const. Величи ны и даны в табл. 7.
Как можно видеть по рис. 57, при HjB = 7, например, значения р будут находиться в пределах примерно от 6 , 6
ЮЗ
|
|
|
|
|
Т а бл и ц а 7 |
Значения предельных относительных обжатий и |
мм; |
|
|||
при редуцировании полос (D = |
1250 мм; АА=146 |
|
|||
В = 200 мм; |
а = 28°) |
|
|
|
|
Н, мм |
и |
Н/В |
Н, мм |
и |
Н/В |
800 |
0 ,1 8 3 |
4 |
1600 |
0,0 9 1 |
8 |
1000 |
0 ,1 4 6 |
5 |
1800 |
0,0 8 1 |
9 |
1200 |
0 ,1 2 2 |
6 |
2000 |
0 ,0 7 3 |
10 |
1400 |
0 ,1 0 4 |
7 |
2200 |
0 ,0 6 7 |
11 |
до 7,6 кгс/мм2, что вполне вероятно. Для принятых усло вий (сталь Ст. 3, 7=1150° С; Д=180 мм и др.) при отно
шении Н/В— 7 усилия прокатки Р равны |
(см. рис. 57) |
|
2,9—4,2 тс, что в переводе для |
натуры при масштабе |
|
моделирования, равном 1 : 1 0 , |
составит |
Рп = РмП2 = |
= (2,9-М ,2) •102 = 290-М20 тс. |
как видно, |
получаются |
Усилия при редуцировании, |
сравнительно небольшими [32]. Совместное влияние кри териев и и Н/В в первом приближении учитывается сле дующим уравнением
Р |
= С2ат |
|
у щ ,ь |
X |
|
|
|||
|
(l |
+ 0 , 7 К и ) V Н |
|
|
X 1 +0,35 — |
— 1,5 |
|
|
(5.12) |
в |
|
|
|
|
где Н1,5 = 1,5 В. |
Для условий |
проведенных |
опытов при |
|
B = const коэффициент С2 |
в |
уравнении |
(5.12) равен |
С2 = Сi = 2,2. Выведенные уравнения действительны до значений Н/В, при которых происходит полная потеря устойчивости.
КРУТЯЩИЕ МОМЕНТЫ
По крутящим моментам при редуцировании данных пока очень мало. Можно считать, что полностью отсут ствуют зависимости крутящих моментов от основных по казателей процесса редуцирования. Учитывая отсутствие промышленных объектов, исследование некоторых зако номерностей по крутящим моментам провели методом моделирования. В процессе исследования получили за-
104
висимости крутящих моментов от относительного обжа тия за проход и, что особенно интересно, их зависимость
от отношения размеров сечения |
редуцируемых полос |
|
Н/В. Редуцирование проводили в |
глубоких |
калибрах |
с т = 2 /1р/6 д = 0,06. Прокатывали образцы из |
алюминия |
0,7.
0,6
X 0,5
0J
J0,6
0,2
0,1
Рис. 58. Моменты прокатки при редуцировании в первом проходе с различными относительными обжатиями полос и разным отношением HjB:
а — алюминий, /=20° С; б — сталь Ст.З, /=1150°С
при комнатной температуре и углеродистой стали Ст.З при 1150° С. Отношение размеров поперечных сечений со ставляло от 1 : 3 до 1 : 9. По принятым размерам образцы соответствовали в натуре полосам типа слябов сечением от 180X540 до 180X1600 мм. Крутящие моменты замеря ли по показаниям торсиометров, установленных на каж дом шпинделе. Эти показания записывались на осцилло граф одновременно с показаниями месдоз. По получен ным данным, в соответствии с методикой, описанной в работе [10], определили моменты прокатки Ма. На рис. 58 представлены зависимости момента прокатки от относительного обжатия за проход и отношения разме ров сечения полос. В соответствии с законом силового подобия момент прокатки в натуре связан с моментом прокатки при моделировании следующей зависимостью:
Шп)н = (Мп)мп3, |
(5.13) |
где п — масштаб моделирования. |
моделирования п был |
В наших условиях масштаб |
равен 10. Следовательно, чтобы определить момент про катки в натуре, необходимо умножить (Мп) м на п3 = 1 0 3. Зависимость момента прокатки от относительного об жатия при первом проходе получилась качественно оди наковой для стали и алюминия. Он увеличивается с ро стом относительного обжатия. В первом приближении
105
зависимость Mn= f (u ) может быть принята линейной. Полученные кривые моментов прокатки для алюми ния и стали различаются только количественно. Соот ветствующие значения для алюминия оказались более
Рис. 59. Зависимость моментов прокатки от отношения HjB при редуцировании с различными обжатиями в первом проходе:
а — алюминий, t=20° С; б — сталь Ст.З, ^=1150° С
высокими, чем для стали Ст. 3. Так, при относительном
обжатии 0,1, что для слябов |
с ///5 = 7 |
и |
шириной |
|
1260 мм соответствует абсолютному |
обжатию |
126 мм |
||
в натуре, момент прокатки |
стали |
Ст. |
3 составляет |
0,14• 103= 140 тс-м, а для алюминия 0,33-103=330 тс-м,
т. е. в 2,3 раза больше. Объясняется это тем, что сопро тивление деформации алюминия при комнатной темпе ратуре было значительно выше сопротивления дефор мации углеродистой стали при 1150° С.
Моменты прокатки получились высокими, поэтому они обращают на себя внимание. Следует учесть, что усилия прокатки, как это было показано выше, в этих же условиях получаются сравнительно небольшими. Безусловный интерес представляют кривые зависимости моментов прокатки от отношения размеров редуцируе мых сечений Н/В (рис. 59). Как видно, с ростом отноше ния HjB моменты прокатки заметно увеличиваются. Полученная закономерность Ma=f(H/B) остается неиз менной для стали и алюминия, что указывает на ее не зависимость от состава редуцируемого металла. Вместе с тем, как и в предыдущем случае, количественные зна чения моментов прокатки для алюминия получились более высокими, чем для углеродистой стали, что, оче-
106
видно, объясняется теми же причинами, на которые указывалось выше. Так как редуцированию будут под вергаться слябы в горячем состоянии, причем наибольшая температура их будет в начале процесса, когда отноше ние HJB в каждом данном случае тоже наибольшее, практическое значение имеют данные, полученные для стали Ст. 3. Судя по этим данным, при таком большом
отношении, как Н/В= 9, и при обжатии 0,15, |
что |
соот |
||||
ветствует |
абсолютному |
обжатию |
в 240 |
мм |
(для |
|
/ / — 1600 |
мм), |
суммарный крутящий |
момент |
составит |
||
(см. рис. |
59) |
для натуры |
0,29-103 = |
290 тс-м. Чтобы |
||
определить крутящие моменты для условий |
редуциро |
вания, отличающихся от тех, применительно к которым осуществлено моделирование, необходимо воспользо ваться методом коэффициентов несоответствия, деталь но изложенным в работе [10]. Так, если редуцирование
будет производиться |
в валках |
с рабочим |
диаметром |
|
1500 |
вместо 1100 мм, то, воспользовавшись |
коэффици- |
||
том |
несоответствия по диаметру, |
равным тц = |
= |
|
= У |
750/550 = 1,165 |
получим для |
рассмотренных выше |
условий момент прокатки, равный 290-1,165=338 тс-м. Если, кроме того, в валках диаметром 1500 мм подвер гался редуцированию сляб сечением 300X2100 мм при Н/В= 7, но с обжатием п= 0,1, то момент прокатки для
него |
будет равен 0,15-103- 1,165-1,09-1,07 = 204 тс-м, |
где |
1,165; 1,09 и 1,07 — коэффициенты несоответствия |
по диаметру валков, ширине и высоте, подсчитанные по
формулам, приведенным в работе [10, с. 82]. |
Полные |
|
крутящие моменты, в которые входят |
моменты |
трения |
и холостого хода, будут соответственно |
больше. |
|
КОЭФФИЦИЕНТ ПЛЕЧА РАВНОДЕЙСТВУЮЩЕЙ
Располагая данными по моментам прокатки и соот ветствующим им усилиям прокатки по известной зави симости
(5.14)
2 Р V Ш
определяли коэффициент плеча равнодействующей для исследованных случаев редуцирования. По полученным данным построили кривые, показанные на рис. 60. Зако номерности ф = Ы «) и yp = f2(H/B), как видно, получи-
107
лись существенно различными. В то время как коэффи циент плеча равнодействующей с увеличением и умень шается, с ростом отношения Н/В он значительно увеличивается. Обращают на себя внимание весьма вы-
Рис. 60. Коэффициент плеча равнодействующей при реду цировании в зависимости от отношения Н/В и относи тельного обжатия за проход (алюминий, t= 20° С, D =
= 110 мм)
Рис. 61. Схема к определе нию коэффициента плеча
равнодействующей ф
сокие значения коэффициента ф. При самых малых зна чениях и и одновременно больших значениях Н/В коэффи циент ф превышает даже единицу, приближаясь к 1 ,1 .
108
Для отношений Н/В в пределах 5—8 коэффициент ф при обжатии 0,1 составляет около 0,7. Полученные значения для ф необычные и требуют объяснения. Как известно [33], равнодействующая усилий прокатки Pq направле на параллельно линии, соединяющей центры обоих вал ков, т. е. вертикально, как это показано на рис. 61, что имеет место только при простом процессе прокатки. В этом случае плечо равнодействующей силы Ро, рав ное а0, и коэффициент плеча равнодействующей будут на ходиться в следующей связи
Фо = т 2- < 1 ,
‘д
так как а0 при этом всегда будет меньше /д, что очевидно из построения. Чтобы имело место равенство
Фо = До. I, |
(5.15) |
равнодействующая Р\ должна проходить под некоторым углом к вертикали, являясь касательной к кругу радиу сом, равным ct\= /д. При дальнейшем увеличении накло на равнодействующей, например при а2 =1,5/д, равнодей ствующая займет положение Р2. В пределе равнодейст вующая может достигнуть положения касательной Р3, когда значение а3 будет равно радиусу валка. В этом случае
Фз |
Оз |
г |
г |
/■ |
> 1 . |
(5.16) |
|
|
1Я |
V T h r |
V |
ДА |
|||
|
|
|
|
Зависимость (5.16) показывает, что ф может быть больше единицы и что его предельное значение равно
V г Ikh. Из построения (см. рис. 61) явствует, что увели чение наклона равнодействующей от положения Ро к Р2 и т. д. сопровождается увеличением касательных сил трения от Т0 до Т2. Из этого следует и обратная зависи мость: если при прочих равных условиях процесс прокат ки сопровождается увеличением сил трения, втягиваю щих металл в валки, то неизбежно и возрастание плеча равнодействующей усилий прокатки и в результате уве личение крутящих моментов.
Тот факт, что при редуцировании, как было установ лено в процессе исследования, коэффициент плеча рав нодействующей значительно больше обычного и даже
109