Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

погоде. Груз, увлажненный так называемой свободной водой, подвер­ гается такой же порче, как и при конденсации на нем паров воды.

Рассмотренные выше причины приводят к гниению, брожению, плесневению, коррозии и другим видам порчи грузов и к коррозии внутренних поверхностей корпусных конструкций. Чтобы избежать этого, необходимо оборудовать суда комплексом средств для под­ сушки воздуха грузовых помещений — системой технического кон­ диционирования воздуха. Приведем ряд примеров, ставших уже классическими, подтверждающих целесообразность оборудования транспортных судов установками для осушения воздуха.

Во время

погрузки в Нью-Йорке двух однотипных судов «Санта

Каталина»

и «Санта Тереза», эксплуатируемых фирмой Грейс Лайн, шел дождь

со снегом.

По прибытии

в г. Ливерпул груз на судне «Санта Каталина», оборудованном си­

стемой осушения воздуха, был в безупречном состоянии, а груз на судне «Санта Тереза», не оборудованном системой осушения, был очень испорчен.

Перед погрузкой судна «Санта Маргарита», оборудованного системой осушения воздуха, глубокие цистерны (диптанки) трюма № 2 были промыты водой из шланга, и вследствие очень холодной погоды переборки покрылись ледовой коркой. В глу­ бокие цистерны были погружены мешки с зерном н немедленно включена система осушения воздуха. Через неделю судно отправилось из Нью-Йорка в южную часть Тихого океана через Панамский канал, пересекло Индийский океан и достигло Персидского залива. Несмотря на тяжелые условия транспортировки, зерно ока­ залось в превосходном состоянии, а переборки глубоких цистерн — сухими.

В 1960 г. на теплоходе «Ленинский комсомол» были проведены испытания с целью определения эффективности работы системы технического кондиционирования воз­ духа, обслуживаемой воздухоосушительной установкой. В первой половине рейса при перевозке чугунных чушек в твиндек и трюм № 4 подавался наружный воз­ дух с добавкой осушенного воздуха. Остальные трюмы и твиндеки вентилировались только осушенным воздухом. При обследовании было установлено, что борта, па­ лубы и чугун в твиндеке и трюме № 4 были сухими, а во всех других грузовых по­ мещениях наблюдалось обильное отпотевание. Во второй половине рейса система обеспечивала нормальные условия хранения перевозимых каучука и зерна.

В целях исследования влияния условий морской перевозки на качество волокни­ стых грузов в 1967 г. в рейсе Ленинград—Куба была произведена опытная перевозка волокна хлопка и льна на теплоходе «Красноград», оборудованном системой для осушения воздуха [26].

Кипы хлопка и льна находились в следующих трюмах:

1)с подачей подсушенного в воздухоосушительной установке наружного воздуха;

2)с принудительной системой вентиляции при подаче наружного воздуха без

подсушки;

3)с вентиляцией без подсушки наружного воздуха-в течение половины рейса

ис подсушкой наружного воздуха в остальное время.

В течение двухмесячного нахождения опытных кип хлопка и льна в трюме, где осуществлялась подсушка воздуха, относительная влажность колебалась от 70 до 75%, температура — от 293 до 297 К; в трюме, где подсушка воздуха не производилась, от 80 до 95%, температура от 283 до 304 К-

Результаты исследований показывают, что хлопковое и льняное волокно, на­ ходившееся в течение рейса в трюме с подачей подсушенного воздуха, имело наи­ меньшую степень микробного повреждения и наибольшую прочность. Значительно сильнее оказалось поврежденным волокно, находившееся в течение всего рейса в трюме, где подсушка воздуха не производилась. Потеря прочности хлопка, пере­ возимого в таких условиях, составила 7,5% , льна 7,4% , а число микробных повреж­ дений возросло почти едва раза. Хлопок и лен, находившиеся половину рейса в трюме с вентиляцией без подсушки, а затем с подсушкой воздуха, оказались частично поврежденными.

Как показывают исследования В. А. Загор^йко [20—23] и дру­ гих, требования к системам технического кондиционирования воз­

11


духа, особенно для сухогрузных судов, перевозящих гигроскопи­ ческие грузы, должны быть ужесточены.

Возникновение градиента 1 температур в массе гигроскопиче­ ского груза под воздействием неравномерного теплообмена груза

сокружающей средой вызывает перемещение воды, содержащейся

вгрузе, в направлении, противоположном градиенту температуры, усушку более подогретых и увлажнение более холодных участков груза. Чрезмерное повышение влажности отдельных участков гигро­ скопических грузов органического происхождения приводит к интен­ сификации биохимических процессов в них и возможной их порче. Поэтому для снижения усушки и предотвращения порчи груза при переходе из районов низких широт в районы высоких широт система должна обеспечить необходимое охлаждение всей массы груза. При переходе из районов высоких широт в районы низких широт в тех же целях должен быть обеспечен необходимый подогрев его.

Во избежание конденсации паров воды на грузе в момент вы­ грузки в порту после перехода из районов высоких широт в районы низких широт необходим подогрев в пути и негигроскопических грузов. Таким образом, речь идет не только о кондиционировании воздуха в грузовых помещениях, но и о кондиционировании самого груза. Такой подход к назначению систем существенно отличается от рекомендаций, представленных рядом иностранных фирм и компа­ ний, которые рассчитывают осушительные установки исходя из усло­ вий конденсации паров воды без учета реальных свойств груза и его влияния на микроклимат в трюмах и твиндеках.

Исследования советских (Л. П. Андронова, В. А. Загоруйко, А. Е. Пасса и др.) и зарубежных (Ч. Л. Сауэрбиера, Э. С. Шультерса

идр.) специалистов [1—5, 20—23, 28, 45—48, 75, 94, 95, 101] позво­ лили сформулировать основные условия сохранности грузов при перевозке:

а) температурное поле должно быть равномерным во всей массе

груза и должно соответствовать температуре окружающей среды; б) влагосодержание воздуха в грузовых помещениях должно соответствовать равновесному состоянию с перевозимым грузом

(см. гл. V);

в) температура точки росы воздуха в грузовых помещениях должна быть ниже температуры внутренних поверхностей корпус­ ных конструкций и груза в течение всего рейса.

§ 2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

В ЗАРУБЕЖНОМ И ОТЕЧЕСТВЕННОМ СУДОСТРОЕНИИ

До появления систем технического кондиционирования воздуха защита груза от попадания на него воды сводилась к его прикрытию со всех сторон брезентом и усиленной вентиляции грузовых поме-

1 Градиент (лат. gradiens — шагающий) — мера убывания или возрастания физической величины.

12


щений. Установка для осушения воздуха, спроектированная и изго­ товленная датской фирмой Каргокэйр, впервые была применена в 1939 г. на пароходе «Экспортер» (США). В трюмах, оборудованных установкой, груз (табак, целлюлоза, консервы и др.) находился

В грузовые помещения

Рис. 5. Схема работы воздухоосушительной установки с твердым сорбентом фирмы Кар­ гокэйр: а — левый ад­ сорбер работает в фазе десорбции, правый — в фазе адсорбции; б — левый адсорбер рабо­ тает в фазе адсорбции, правый — в фазе де­

сорбции.

1 — охладитель воздуха;

2 — четырехходовой кла­ пан; 3 — подогреватель воздуха; 4 — адсорбер; 5 — вентилятор десорб­ ции; 6 — вентилятор по­ дачи осушенного воздуха. I — воздух в грузовые помещения; II — воздух

десорбции.

в хорошем состоянии, в остальных трюмах он был поврежден пле­ сенью, гниением, коррозией. Система с установкой «Каргокэйр» получила признание судоходных компаний США.

Воздухоосушительная установка «Каргокэйр» включает в себя следующие элементы (рис. 5); аппараты для осушения воздуха — адсорбции паров воды (два или четыре адсорбера) с твердым поглоти­ телем воды сорбентом, вентиляторы, подогреватель воздуха, на­ правляемого для регенерации сорбента, охладитель осушенного воз­ духа и приборы, регистрирующие температуру и влажность воздуха.

13

Принцип действия установки состоит в том, что в одном из адсор­ беров происходит осушение воздуха, а в другом — регенерация сор­ бента. В связи с изменением положения четырехходовых клапанов через каждые 2 ч происходит смена функций адсорберов. Из адсор­ бера осушенный воздух поступает в грузовые помещения через охладитель, в трубках которого прокачивается забортная вода. В охладителе снимается теплота, выделяемая в процессе регенера­ ции, и теплота, выделяемая при адсорбции. Воздух, который по­ дается для регенерации сорбента, подогревается в паровом подогре­ вателе. Четырехходовые клапаны меняют свое положение с помощью сервомотора. Контроль за степенью осушения воздуха произ­ водится гигротермографом.

Производительность установки «Каргокэйр» типа Н составляла 5100 м:!/ч, а ее модификации типа S — 3300 м3/ч осушенного воз­ духа.

Схема работы модели S аналогична схеме работы модели Н, однако модель S отличается от модели Н обтекаемостью формы, меньшими размерами и массой. Громоздкие заслонки приточного воздуха в модели S заменены относительно легким и малогабаритным четырехходовым клапаном. Электродвигатель управления заслон­ ками заменен сервомотором.

В качестве сорбента можно применять вещества с капиллярно­ пористой структурой, вследствие чего они обладают весьма развитой

внутренней поверхностью капилляров, достигающей

нескольких

сот квадратных метров на 1 кг массы вещества (табл.

1).

Механизм процесса осушения воздуха (адсорбции паров воды) при прохождении его через слой сорбента заключается в следующем [41]. Известно, что когда смачивающая жидкость частично запол­ няет капиллярный канал, мениск жидкости в капилляре приобре­ тает вогнутую форму. Парциальное давление паров на вогнутой по­ верхности мениска меньше, чем парциальное давление паров над плоской поверхностью жидкости. Поскольку парциальное давление водяных паров в окружающем воздухе выше, чем на вогнутой по­ верхности мениска, то образующийся потенциал вызывает перенос пара. В капилляре пар претерпевает фазовое превращение при пере­ ходе из газообразного в жидкое состояние.

Таким образом, при прохождении осушаемого воздуха через слой сорбента наблюдается явление капиллярной конденсации, обусловленное наличием некоторого количества жидкости в капил­ лярах, необходимого для образования вогнутого мениска.

Из элементарной физики известно, что понижение парциального давления на вогнутой поверхности мениска обратно пропорционально радиусу капилляра. Следовательно, и количество конденсирующе­ гося пара будет также обратно пропорционально радиусу капил­ ляра.

Наиболее распространенным сорбентом является силикагель, который был использован в установках «Каргокэйр». Кристаллы силикагеля SiO.,, не напитанного водой, в зависимости от способа получения имеют стекловидный белый или светло-синий цвет. Раз-

14


Характеристики твердых сорбентов

[74]

 

Таблица 1

 

 

 

Отношение

Остаточная

Достигаемая

 

температура

 

часового

влажность газа

точки росы газа

Осушитель

объема осу-

(воздуха)

(воздуха)

шиваемого

 

 

 

 

 

газа(воздуха)

 

 

 

 

 

к объему

г/м3

%

°с

К

 

осушител я

CuS04 (безводный)

36—50

2,3

0,36

—6

267

СаС12 (гранулирован­

66—165

1,5

0,185

—14

259

ный)

 

 

 

 

 

СаС13 (технический без­

115—150

1,25

0,155

—15,5

257,5

водный)

 

 

 

 

 

ZnCl2

120—335

0,98

0,12

—18

255

Ва (С104)2 (безводный)

26—36

0,82

0,10

—20

253

NaOH

75-170

0,80

0,10

—20

253

СаС12 (безводный)

75—240

0,36

0,046

—28

245

Mg(C104)2-3H20

65—160

0,031

0,004

—50

223

кон

55—65

0,014

0,0019

—56

217

Si02 (силикагель)

43—59

0,006

0,0008

—52

221

CaS04 (безводный)

75—150

0,005

—63

210

СаО

60—90

0,003

—65

208

Mg (С104) (безводный)

43—53

0,002

—68

205

А120 з (активизирован­

36-63

0,001

—70

203

ный алюмогель)

63-66

0,00065

 

ВаО

 

 

 

 

 

меры кристаллов 2—7 мм, объемная масса 500—800 кг/м3. Силика­ гель характерен большой пористостью.

В Советском Союзе согласно ГОСТ 3956—54 выпускается куско­ вой и гранулированный мелко- и крупнопористый силикагель. Всего изготовляется 12 марок силикагеля. Наибольшей механиче­ ской прочностью обладает гранулированный силикагель марки КСМ (крупный силикагель, мелкопористый) с упрочняющей добавкой глинозема. Размеры гранул силикагеля марки КСМ составляют 2,7—7 мм. Несколько меньшей прочностью (на 2%) обладает куско­ вой силикагель марки КСМ. Зерна кускового силикагеля неправиль­ ной формы, размером до 7 мм, стекловидные или прозрачные.

Физические свойства

силикагеля исследовали П. 3. Бурбо,

А. А. Шмыков и др. [14,

74].

Одним из основных свойств сорбента является его поглотитель­ ная способность, т. е. способность поглощать воду из воздуха. Поглотительную способность принято выражать в процентах или массой в граммах поглощенной воды на 100 г сорбента. Так, погло­ тительная способность, равная 10%, означает, что каждый килограмм

15