Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Входящие в состав узла сильфонные компенсаторы с фланце­ выми соединениями раскрепляют до сборки с трубами ие менее чем четырьмя металлическими связями, как показано па рис. 121 и 122. Связи удаляют после окончательной установки узла на судне, при­ соединения его к механизмам и смежным трубам, установки креп­ ления подвесок и опоры.

Чтобы предохранить сильфонные компенсаторы от поврежде­ ния их наружной поверхности, устанавливают кожухи.

После сборки узлов осматривают внутренние полости труб и арматуры, проверяют закрытие запорных органов, на концевые соединения устанавливают заглушки. Погрузку собранного узла па место установки можно выполнять, например, с помощью гру­ зовой балки, равномерно распределяя по ней нагрузку.

Сильфонный компенсатор, по возможности, должен быть раз­ гружен от действий изгибающих моментов.

Окончательно изготовленные трубы, арматуру и узлы группи­ руют в технологические комплекты. Раскрепление сильфонных компенсаторов должно быть оставлено.

Схему погрузки разрабатывают в соответствии со сборочно-мон­ тажным чертежом. До начала монтажа трубопровода па судне должны быть закончены следующие работы: сборка и сварка кор­ пусных конструкций, кроме тех, которые будут устанавливать после погрузки и монтажа труб; установка механизмов и аппаратов, к кото­ рым присоединяют трубы; установка приварышей и обработка выре­ зов для прохода труб; установка оснований опор; сборка предвари­ тельно па прихватках башмаков креплений, ограничивающих попе­ речное перемещение труб; монтаж донно-забортной арматуры; рас­ пределение по местам установки путевой арматуры, фильтров и деталей крепления труб; установка рымов или приспособлений для крепления талей.

Последовательность монтажа труб в секциях и на стапеле производится в соответствии с графиком постройки судна.

Монтаж труб, расположенных в междудопиых отсеках, как пра­ вило, выполняют в процессе сборки укрупненных секций до за­ крытия пастила второго дна. При отсутствии кранового оборудова­ ния, обеспечивающего погрузку на стапель укрупненных секций, трубы можно монтировать в процессе формирования корпуса па стапеле.

Отклонение координат труб относительно базовых корпусных конструкций не должно превышать ±10 мм. Взамен штатных компен­ саторов при центровке труб применяют макеты, изготовленные по поминальным размерам компенсаторов. При центровке труб сле­ дует использовать тали, талрепы и домкраты. После центровки устанавливают но-штатному подвижные и неподвижные опоры и закрепляют трубы. Количество и расположение опор определяется чертежом трубопровода. После крепления труб на опорах макеты заменяют штатными компенсаторами.

Изготовленный в цехе монтажный узел, являющийся ответвле­ нием от магистрального трубопровода, устанавливают в соответ-

248


ctbiiii со сборочно-монтажным чертежом. По заранее подготовлен­ ному сопряжению на присоединительном конце монтажного узла размечают и вырезают отверстие в магистральной трубе. Перед приваркой монтажного узла внутреннюю поверхность магистраль­ ной трубы очищают от наплывов, грата и проверяют отсутствие по­ сторонних предметов в присоединяемых участках трубопровода.

Участки трубопровода, расположенные вертикально и имеющие сильфонные компенсаторы, монтируют после сборки переборок до закрытия настила верхней палубы.

Прямые вертикальные участки трубопровода, не имеющие разъ­ емных соединений, должны монтироваться после закрытия настила

верхней палубы; на конце участка должна предварительно устана­ вливаться палубная заделка, сварка которой выполняется после крепления участка трубопровода на промежуточных опорах.

При монтаже труб с фланцевыми соединениями отклонения от параллельности и соосности соединяемых фланцев не должны пре­ вышать 3 мм; зазор между фланцами не должен быть более 2 мм для прямых труб и 3 мм для труб с коленами. Окончательно опоры уста­ навливают на трубопроводах с фланцевыми соединениями после сборки фланцев на болтах с прокладками.

Правильность монтажа трубопроводов и соответствиие их распо­ ложения сборочно-монтажному чертежу проверяет отдел техниче­ ского контроля.

Пригонку забойных труб выполняют после окончательного мон­ тажа основного трубопровода на штатные прокладки и опоры. Пря­ мые забойные трубы, свариваемые при монтаже, размечают по ли­ стовым накладным шаблонам с прорезями (рис. 123). Шаблон устанавливают на концы смежных труб и закрепляют; на шаблон наносят риски, определяющие кромку стыка. Затем шаблон пере­ ставляют на заготовку забойной трубы; на трубу переносят риски, по которым газовым резаком отрезают припуск и выполняют фаски под сварку. Трубу устанавливают на место и сваривают со смежными трубами. Совмещение стыков труб производится с помощью звенных центраторов.

24Э

ГЛАВА VII

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ СИСТЕМ С УСЛОВИЯМИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДНА

Зависимость режима работы системы технического кондициони­ рования воздуха от условий эксплуатации судна может быть сведена

кследующему.

1.Вентиляция грузовых помещений наружным воздухом запре­ щается, если температура точки росы наружного воздуха равна или больше температуры груза.

2.Не рекомендуется вентилировать грузовые помещения в слу­ чаях, когда температуре точки росы наружного воздуха выше тем­ пературы груза за вычетом минимального температурного запаса, предотвращающего отпотевание груза при резких понижениях

температуры воздуха и принимаемого равным 3 К.

3.Вентиляция грузовых помещений наружным воздухом воз­ можна, когда температура точки росы наружного воздуха ниже температуры груза, уменьшенной на величину минимального температурного запаса.

4.Необходима работа системы технического кондиционирова­ ния воздуха при температуре точки росы воздуха в грузовом по­ мещении, равной или выше температуры груза; при температуре точки росы воздуха в грузовом помещении, равной или выше тем­ пературы ограждения.

Исходя из этого после окончания погрузки и закрытия трюмов требуется:

— включить систему технического кондиционирования воздуха при переходе из теплой зоны в холодную;

— произвести вентиляцию наружным воздухом при температуре точки росы наружного воздуха ниже температуры точки росы трюм­ ного воздуха;

— осуществить режим рециркуляции воздуха при температуре точки росы воздуха грузового помещения ниже температуры точки росы наружного воздуха и при перевозке грузов, не требующих притока свежего воздуха.

Если указанные мероприятия полностью обеспечивают сохран­ ность пегигроскопичных грузов, то, транспортируя гигроскопичные грузы, необходимо, чтобы параметры воздуха в грузовом помещении соответствовали параметрам и свойствам перевозимого груза. Это достигается правильной эксплуатацией систем (особенно типов Е и Ж), для чего все суда должны быть снабжены средствами расчета пара­ метров влажного воздуха (психрометрическими таблицами, диаграм­ мами, номограммами и др.) и средствами определения влажностного состояния перевозимых гигроскопичных грузов.

Сдругой стороны, на судне должны производиться мероприятия,

снижающие нагрузку системы. Так, при переходе судов из холод­ ного района плавания в теплый рекомендуется запрессовать цистерны

250


двойного дна водой или топливом, а при переходе из теплового рай­

она плавания в холодный — держать их свободными

или

непол­

ными с учетом сохранения остойчивости судна.

на

тепло­

С целью уменьшения влияния солнечной радиации

влажностные режимы грузовых помещений рекомендуется по воз­ можности иметь на палубе либо в твиндеке малотеплопроводный груз (дерево, пробка, деревянные бочки).

На судне следует вести журнал работы системы технического кондиционирования воздуха, в котором ежедневно отмечать коор­ динаты судна, состояние погоды, показания датчиков температуры и влажности и режимы работы.

Характер зависимости режимов работы системы инертных газов

от

операций, проводимых нефтеналивным

судном, показан на

рис.

124.

После того как будет

Танкер прибывает к топливному причалу.

откачен оставшийся балласт, до начала погрузки в освобожденные цистерны вводятся инертные газы. Во время загрузки вливающаяся жидкость вытесняет через систему газоотвода из цистерн инертные газы, которые выводятся в атмосферу. Во время этого процесса система инертных газов выключена и изолирована от системы газо­ отвода.

Во время перехода в грузу давление в незаполненном простран­ стве может возрасти, особенно если применяется подогрев груза. В этом случае осуществляется сброс давления с помощью предохра­ нительных устройств.

Втечение последующих нескольких дней давление в цистернах обычно падает из-за незначительной утечки через горловины люков, прокладки и т. д. Суточные колебания давления происходят от из­ менений температуры, и если давление надает ниже установленного предела, включается система, и давление восстанавливается. Эта операция, как указывалось в гл. V, занимает около 15 мин, а перио­ дичность колеблется от одного раза в день до одного раза в неделю.

Впериод разгрузки инертные газы подаются в цистерны под некоторым избыточным давлением. Если во время слива груза на­ грузка па судовые котлы меняется, то необходимо внимательно сле­ дить за автоматическим регулированием горения; достигнуть концент­ рации кислорода менее 5"о обычно несложно. На супертанкерах, где производительность котлов наиболее соответствует интенсивности

слива

груза, нижний

предел допустимой

концентрации кислорода

достигается более легко.

 

 

После слива груза в некоторые цистерны перед выходом в море

принимается балласт с целью улучшения

мореходных качеств тан­

кера.

Использование

системы инертных

газов во время

приема

балласта аналогично

ее использованию во время приемки груза.

На некоторых супертанкерах предусмотрена возможность при­

емки

во время слива

груза «грязного балласта». В этом

случае

система инертных газов работает с полной нагрузкой. Однако во избежание создания повышенного давления в магистрали инертных газов, когда срабатывает жидкостное предохранительное устрой-

251


В атмосферу i

252

Рис. 124. Работа системы инертных газов при различ­ ных операциях: а — прием груза или балласта; б — слип груза или удаление балласта; в - - мойка грузовых ци­ стерн; г — вентилирование грузовых цистерн нагнетате­ лем инертных газов; д — вентиляция грузовых цистерн

переносными вентиляторами.

/ — клапан отбора газов от дымоходов котлов; 2—клапан регулирования давления газов; 3 — труба продувания; 4 — маги­ стральный разобщительный клапан; 5 — люк для моечной ма­ шины; 6 — измеритель уровня; 7 — клапан для сброса давления в цистерне; 8 — клапан выпуска газов в атмосферу; 9 — руч­ ной измеритель уровня; 10 — моечные машины; 11 — эластич­

ный рукав; 12 — переносной вентилятор.

253


ство или же происходит выброс жидкости из палубного гидравли­ ческого затвора, клапаны системы газоотвода открываются, чтобы поддерживать среднее давление в магистрали. Если прием балласта закончится раньше, то клапаны следует закрыть, а поступление инертных газов должно продолжаться до полного окончания слива.

Перед мойкой цистерны продувают инертными газами. Если время не позволяет продуть все цистерны перед началом мойки, от­ дельные грузовые отсеки можно продувать, когда другие уже под­ вергаются мойке. При мойке переносными моечными машинами можно установить манометр, чтобы определить подходящее давле­ ние |обычио 25 кПа (250 мм вод. ст.) I. Во время мойки в цистернах поддерживается нейтральный состав газовой смеси (см. § 3).

Перед вводом судна в сухой док нагнетатель инертных газов может переключаться на нагнетание свежего воздуха для полной вентиляции грузовых отсеков. Обычно заборник свежего воздуха расположен в машинном отделении у котла, до скруббера (в целях сохранения постоянного сопротивления системы), и представляет собой глухой фланец, установленный на тройнике (см. гл. III). Такую схему вентиляции обычно используют только перед поста­ новкой судна в сухой док, а во время его перехода при необходимости нагнетания свежего воздуха в какую-либо цистерну используют переносные вентиляторы.

Вход в грузовую цистерну допускается, если в ее атмосфере отсутствует углеводород, а кислород составляет 21%.

Газовый состав в грузовых цистернах определяют с помощью переносных приборов, которые измеряют процентное содержание кислорода на выходе трубы продувания. Английские специалисты считают, что это наиболее надежный способ определения условий, преобладающих внутри самих цистерн. Правда, это не означает, что пробы, взятые на выходе трубы продувания, обязательно совпа­ дут с данными измерений внутри цистерн. Однако такой проверки достаточно, чтобы убедиться в наличии безопасной атмосферы в лю­ бом месте цистерны. Вместе с тем ряд специалистов указывают на опасность появления в цистернах окиси азота, что требуется также учитывать.

Поскольку газовая смесь в незаполненном пространстве во время перехода в грузу состоит в основном из газообразных углеводоро­ дов и азота, то концентрацию кислорода или углекислого газа в не­ заполненном пространстве обычно не измеряют.

Концентрацию кислорода в пустых цистернах измеряют после слива груза или балласта, продувания инертными газами, мойки и вентиляции, а также регулярно в промежутках между этими опе­ рациями.

Нужно помнить, что система инертных газов не должна создавать ложного чувства безопасности, ее обслуживание необходимо осу­ ществлять в точном соответствии с заводскими инструкциями.