Файл: Упоров, Н. Г. Землесосные снаряды и перекачивающие установки учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
на по сравнению с шириной колеса насосов для перекачивания во ды такой же подачи (рис. 28). Благодаря этим особенностям рабо чее колесо грунтового насоса развивает меньший напор и к. п.д. его значительно ниже.
Для уменьшения влияния абразивного износа рабочего колеса на гидравлические характеристики грунтового насоса, а также для увеличения долговечности колеса все элементы его (передний и зад ний диски, рабочие лопатки) изготовляют значительной толщины. В связи с необходимостью частой замены рабочих колес при работе на абразивных пульпах для них предусмотрена коническая посадка на консоль вала, что облегчает напрессовку и съем колес.
Рис. 28. Рабочие колеса насосов одинаковой подачи:
а — грунтового ЗГМ-1, б — водяного 12НДс
Ступица рабочего колеса служит элементом сальникового уплот нения и является защитной рубашкой вала. Это позволяет сократить
величину консоли вала. |
|
|
||||
О т в о д |
грунтового насоса |
|
|
|||
имеет повышенное, по сравне |
|
|
||||
нию с отводом насоса, перека |
|
|
||||
чивающего |
воду, |
поперечное |
|
|
||
сечение |
и очень |
слабо выра |
|
|
||
женную спиральность корпуса |
|
|
||||
(рис. 29, а) |
или |
концентрич |
|
|
||
ность (рис. 29,6). Это вызвано |
|
|
||||
необходимостью |
увеличить |
a) |
s) |
|||
проходные сечения и избежать |
||||||
|
|
|||||
заклинивания крупных камней |
Рис. 29. Спиральный (а) и концентриче- |
|||||
между |
лопаткой |
рабочего ко- |
ский (б) |
отводы грунтовых насосов |
леса и носком отвода, а также снизить скорость движения пульпы в отводе для уменьшения абра зивного износа корпуса.
У некоторых грунтовых насосов (например, НЗУ, Гру-Т, 20Р-11М) предусмотрен внутренний сменный вкладыш (броневкладыш), защищающий корпус от абразивного износа. В связи с этим корпус делают разъемным.
58
У п л о т н е п и я примэняют для уменьшения внутренней цирку ляции пульпы и предотвращения выхода пульпы в атмосферу вдоль ступицы рабочего колеса. Эти уплотнения служат для повышения к. п. д., уменьшения абразивного износа поверхностей, вдоль кото рых идет утечка пульпы (диски и ступица рабочего колеса, стенки передней и задней крышек). Для предохранения от износа переднюю и заднюю крышки корпуса защищают бронедисками.
Уплотнение, препятствующее внутренней циркуляции пульпы между бронедиском и передним диском рабочего колеса, осуществ ляется путем создания минимальных торцовых зазоров между бро недиском 1 (рис. 30, а) и передним диском рабочего колеса 2 (для насосов с диаметром всасывающего патрубка 100—150 мм), а так же между торцом рабочего колеса 3 (рис. 30, б) и специальным уп лотнительным кольцом 4 (для насосов с диаметром всасывающего патрубка 150 мм и выше). В более крупных грунтовых насосах при меняют уплотнение с подвижным уплотнительным кольцом 9 (рис. 30, в), передвигающимся при помощи регулировочных шпи лек 8 и болтов 7 вдоль установочного кольца 6.
Рис. 30. Щелевые уплотнения всасывающей части грунтового насоса:
а _ торцовое, б — торцовое с |
неподвижным |
уплотняющим кольцом, |
в — то |
|
же, с подвижным; |
1 — передний |
бронедиск, 2, |
3 и 5 — рабочие колеса, 4 |
и 9 — |
уплотнительные |
кольца, 6 — установочное кольцо, 7 — болт, 5 — шпилька |
Для предохранения от износа ступицы рабочего колеса и уплот нения с напорной стороны служит сальниковое уплотнение (рис. 31, а). Чистая вода подается от вспомогательного насоса че рез патрубок 1 и водораспределительное кольцо 5 в сальниковую коробку 2. Проходя через кольцевой зазор между бронедиском и ступицей, а затем между рабочим колесом и бронедиском, вода оттесняет частицы грунта и не дает им проникнуть в сальник через кольцевой зазор между ступицей и упорным или водораспредели тельным кольцом. Кроме того, применяют резино-металлическое уплотнение (рис. 31,б) напорной части: вместо сальниковой на бивки в коробку закладывают попеременно стальные 8 и резино
59
вые 9 кольца определенного профиля. Сжатые крышкой сальника и металлическими кольцами резиновые кольца плотно прижимаются к ступице и уплотняют зазор. Благодаря большой стойкости резины такое уплотнение служит дольше, чем сальниковая набивка. От жимная вода подается в полость 6, а затем поступает в полость 10.
Г р у п п а в а л а отличается большей, по сравнению с водяными насосами аналогичной характеристики, массивностью вследствие возможности появления значительных усилий, изгибающих вал при дебалансе (неуравновешенности) рабочего колеса. Дебаланс воз никает при неравномерном износе торцовых дисков и лопаток рабо чего колеса.
Рис. 31. Сальниковое (а) и резино-металлическое (б) уплотнения на порной части грунтового насоса:
1 — патрубок для воды, 2 — сальниковая коробка, 3 — набивка, 4 — крышка, 5 —
водораспределительное |
кольцо, 6 — водяная полость, 7—5 — кольца (упорное, |
стальное, |
резиновое), 10 — полость отжима пульпы |
Вал вращается в подшипниках скольжения или качения. Осевые усилия в больших грунтовых насосах воспринимают упорные под шипники, а в небольших грунтовых насосах для этого достаточны обычные однорядные радиальные шариковые подшипники. В круп ных грунтовых насосах (подача более 6000 м3/ч) применяют спе циальные устройства, например плиту Митчела для грунтового на
соса 1000—80.
Подшипники скольжения (рис. 32), применяемые в грунтовых насосах, представляют собой чугунные из двух половин вклады ши 1, залитые баббитом. Смазка кольцевая. Из масляной ванны 2 масло захватывается кольцами 10, свободно висящими на валу 11 в специальных прорезях верхней половины вкладыша и вращаю щимися за счет силы трения.
Масло с кольца стекает на вал и, двигаясь по специальным мас ляным канавкам, вырезанным в баббите, смазывает поверхности вала и вкладыша. Излишки масла стекают с торцов вкладышей в масляную ванну. Вкладыш фиксируется на специальных ребрах 9 станины 8 и верхней крышки.
60
Станине через специальный корпус 3 передаются осевые усилия, воспринимаемые или упорными, или обыкновенными радиальными шарикоподшипниками 4, закрепленными на валу гайками и крыш кой 5. Такая конструкция надежно предохраняет вал от передви жек в осевом направлении. Упорный подшипник смазывают жидким маслом, заливаемым в его корпус.
3
Рис. 32. Группа вала грунтового |
насоса на подшипниках |
скольжения: |
|
/ — вкладыш, залитый баббитом, |
2 — |
масляная ванна, 3 — корпус упорного под |
|
шипника, 4 — упорный подшипник, |
5 — крышка упорного подшипника, 6 — кольце |
||
вая гайка, 7 — полость для воды, |
5 — станина, 9 — ребро станины, |
10 — масляное |
кольцо, 11 — вал
Подшипники качения (рис. 33) смонтированы в специальных корпусах 2, закрепленных в гнездах станины 1 крышками 3 в виде полухомутов. В ближайшем к рабочему колесу опорном узле уста-
Рис. 33. Группа вала грунтового насоса на подшипниках качения:
/ — станина, 2 — корпус переднего подшипника, 3 — крышка станины, 4 и 10 — пе
редний и задний роликовые подшипники, 5 и /3 — крышки, б — вал, 7 и Р — проставочные втулки, 6 — упорный шариковый подшипник, / / — кольцевая гайка, 12 —
муфта
61
новлен шариковый или двухрядный роликовый подшипник 4, рас считанный на большие радиальные нагрузки. В заднем опорном уз ле смонтированы два подшипника 8 и 10, первый воспринимает осевые усилия, а второй — радиальные.
Упорный подшипник 8 передает осевое усилие на торцовую стенку корпуса. Буртик проставочной втулки 9 нажимает на вра щающееся кольцо упорного подшипника, передающего осевое уси лие через шарики на неподвижное кольцо, которое опирается на торцовую стенку корпуса подшипника.
В корпуса подшипников 4 и 10 через пресс-масленки подается консистентная смазка. Вал грунтового насоса с двигателем соеди нен эластичными муфтами 12.
Станина 1 (консоль) представляет собой чугунную отливку с обработанными присоединительными поверхностями. К ней при соединены группа вала и задняя крышка корпуса грунтового насо са с бронедиском. Задняя крышка корпуса присоединена на шпиль ках к полуфланцу станины, а корпуса подшипников группы вала уложены в гнезда подшипниковых стоек станины и закреплены крышками.
Станины грунтовых насосов имеют полости для подачи воды, ох лаждающей масло. Для установки радиальных подшипников 10 скольжения предусмотрены специальные ребра, а для присоедине ния корпуса 2 упорного подшипника — фланец.
Станина имеет отверстия для анкерных болтов крепления грун тового насоса на фундаменте или на специальной раме.
§ 19. Режим работы грунтового насоса на землесосном снаряде
■1-1 |
I И , , |
I I Г I |
500 |
W00 |
1500 |
О, м3/г
Рис. 34. Характеристика Q — Я центробежного на
соса 12НДс (а) и грунтового насоса ЗГМ-1 (б)
Конструктивные особенности основ ных деталей грунтового насоса, по сравнению с конструкцией насосов, пе рекачивающих однородные жидкости, привели к ухудшению основных харак теристик грунтовых насосов: более низ кий к. п. д. до 70% по сравнению с 78—80% у водяных насосов типа НД. Грунтовые насосы обычно имеют более пологую характеристику Q—Н
(рис. 34).
Благодаря этому сравнительно не большой прирост сопротивлений на на порной линии (увеличение геодезиче ской высоты отвала или расстояния транспортирования грунта) может привести к резкому снижению разви ваемой грунтовым насосом объемной подачи.
62
Подача грунтового насоса также снижается в связи с увеличе нием консистенции пульпы, так как при этом увеличиваются потери на трение в трубопроводе и, кроме того, грунтовому насосу прихо дится развивать большее давление для преодоления массы столба транспортируемой пульпы.
Развиваемый любым центробежным насосом напор прямо про порционален квадрату скорости вращения рабочего колеса и плот ности перекачиваемой жидкости. Поэтому если земснаряд после разработки грунта перевести на чистую воду, то развиваемый грун товым насосом напор уменьшится пропорционально уменьшению плотности перекачиваемой жидкой среды, т. е. в 1,2—1,4 раза
(табл. 6).
Т А Б Л И Ц А 6
Плотность пульпы в зависимости от ее объемной консистенции
Объемная |
консистенция |
|
П л о т н о с т ь |
п у л ь п ы , |
г /см3 |
ч а с т я х |
в % |
с у г л и н к и |
п е с о к |
м е л к и й |
пе сок к р у п н ы й |
и с у п е с и |
и с р е д н и й |
и гр а в и й |
|||
1 : 10 |
10 |
1 , 0 8 |
1 , 0 9 |
i p |
|
1 : 7 |
1 4 , 3 |
1 , 1 2 |
1 , 1 2 |
1 , 1 4 |
|
1 : 5 |
2 0 |
1 , 1 5 |
1 , 1 6 |
1 , 1 8 |
|
1 : 4 |
2 5 |
1 , 1 8 |
1 , 2 0 |
1 , 2 2 |
|
1 : 3 |
3 3 |
1 , 2 6 |
1 , 2 6 |
1 , 2 8 |
|
1 : 2 |
5 0 |
1 , 3 5 |
1 , 3 6 |
1 , 3 9 |
В то же время плотность пульпы в пульпопроводе остается прежней. Вследствие этого грунтовый насос резко (в 1,5—2 раза) уменьшает подачу и скорость движения пульпы в трубе уменьшает ся. Частицы грунта при этом могут опуститься на дно и начнется заиление трубопровода, нередко приводящее к его закупорке грун том. Благодаря крайней неравномерности консистенции пульпы, об разующейся при работе земснаряда, режим работы грунтового на соса неравномерен.
Режим работы грунтового насоса зависит от режима работы всасывающей и напорной линий.
Рассмотрим режим работы всасывающей линии грунтового насо са ЗГМ-1-350, установленного на полутрюмном земснаряде. Высота расположения центра всасывающего патрубка грунтового насоса над уровнем воды 1,2 м, глубина разработки 8 м (рис. 35). Расстоя ние от оси всасывающего патрубка грунтового насоса до горизон та воды называется геометрической высотой всасывания.
При работе на воде геометрическая высота всасывания равна 1,2 м (уровень-/). При заборе пульпы с консистенцией 1 : 5 (20% по объему) ее плотность составит 1,15 (см. табл. 6). Давление слоя во ды 8 м уравновешивается столбом пульпы во всасывающей трубе
8: 1,15= 6,95 м (уровень II). |
Геометрическая высота всасывания |
при этом увеличится на 1,05 м и составит 1,05+1,2 = 2,25 м. |
|
В случае увеличения насыщения грунтом пульпы до 33% (1:3, |
|
плотность— 1,26) давление |
воды уравновесит столб пульпы |
63