Файл: Упоров, Н. Г. Землесосные снаряды и перекачивающие установки учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

через зазор между ступицей и бронедиском проходит в полость между задней стенкой рабочего колеса и бронью, отжимая посту­ пающую из зоны давления пульпу.

К группе вала относятся вал с подшипниками и полумуфта для соединения с приводом грунтового насоса. На конический конец ва­ ла 11, имеющего призматическую шпонку, посажено рабочее коле­ со. На цилиндрической части вала имеется резьба, на которую на­ вернута кольцевая гайка 9 с десятью отверстиями для болтов, на­ тягивающих ступицу рабочего колеса на конус вала. Два отверстия в гайке имеют резьбу, в которую ввинчиваются два болта для спрессовки рабочего колеса с вала при разборке грунтового насоса.

Вал вращается в подшипниках качения, которые смонтированы в передвижных корпусах (стаканах), зажимаемых крышками в под­ шипниковых стойках. Стойки имеют полости для охлаждения водой

иотлиты заодно со станиной 20.

Впереднем корпусе смонтирован воспринимающий радиальные усилия двухрядный сферический роликоподшипник, внутреннее кольцо которого упирается в упорную втулку. Втулка закрывает буртик вала и служит деталью уплотнения против вытекания смаз­ ки. Роликоподшипник затянут кольцевой гайкой, законтренной спе­

циальной стопорной шайбой.

Корпус подшипника имеет крышку с уплотнительным фетровым кольцом и масленкой Штауфера. В заднем корпусе смонтированы сферический двухрядный подшипник 14, воспринимающий радиаль­ ные усилия, и упорный шариковый подшипник 12, воспринимаю­ щий осевые усилия.

Два неподвижных сферических опорных кольца упорного под­ шипника опираются в переднюю станину стакана 16. Сидящая на валу упорная шайба, объединенная с проставочной втулкой 13, опи­ рается на подвижное кольцо подшипника.

Упорная шайба зажимается на валу кольцевой гайкой между внутренним кольцом роликового подшипника и проставочной втул­ кой, которая является частью уплотнения стакана. Уплотнение снабжено фетровой прокладкой. Наружное кольцо роликового под­ шипника запрессовано в упорную втулку 15, компенсирующую раз­ ницу в диаметрах упорного и роликового подшипников. Крышка 17 стакана собирается из двух половинок и своим внутренним бортом упирается во втулку 15, препятствуя смещению вала в сторону дви­ гателя. Двигатель соединяется с грунтовым насосом эластичной полумуфтой 18, посаженной на призматическую шпонку.

Для обеспечения осевого перемещения вала в связи с необходи­ мостью регулировки зазоров между рабочим колесом и передним бронедиском задний стакан снабжен двумя полуфланцами с от­ верстиями для регулировочных болтов 19 с контргайками. Рас­ стояние между полуфланцами на 20 мм превышает ширину стойки заднего подшипника, что соответствует максимуму регулировочной передвижки.

Смазка подшипников производится через масленку.

Грунтовый насос ЗГМ-1 имеет следующие характерные особен­

70



ности: спиральный отвод; плавный выход из рабочего колеса в от­ вод; регулируемое уплотнение всасывающей части; осевую регули­ ровку положения вала; подшипники качения; крепление рабочего колеса за навинченную на вал кольцевую гайку; объединение ста­ нины и задней крышки корпуса в одну отливку, обеспечивающее строгую соосность сальниковой коробки и гнезд подшипников, а так­

же наименьшую величину консоли вала грунтового насоса;

рабочее

колесо, корпус, бронедиски стальные.

насоса

Г р у н т о в ы й н а с о с З Г М - 1 М (рис. 37, б) от

ЗГМ-1 отличается введением внутреннего сменного броневкладыша (отвода) 25 из стального специального литья с сохранением геомет­ рии проточной части и изменением направления выбросного патруб­ ка (нижнее, горизонтальное).

Чугунный наружный корпус изготовлен из двух половин по типу грунтовых насосов НЗУ. Это дает возможность заменять внутрен­

ний отвод в случае его износа.

Г р у н т о в ы й н а с о с З Г М - 1 - 3 5 0 (рис. 38, о) является увеличенной на '/з моделью насоса ЗГМ-1.

В процессе конструирования в модель внесен ряд изменений при сохранении геометрического подобия проточной части.

Отвод. Выбросной патрубок расположен горизонтально внизу, ликвидированы отверстия для присоединения эжектора и нижнего спускного люка. Смотровой люк перенесен ближе к выбросному патрубку. Произведены местные утолщения стенок корпуса и носка отвода в соответствии с данными о местах наибольшего износа.

Рабочее колесо. При сохранении основных пропорций утолщен задний диск и утолщены лопатки в местах примыкания к диску. Линейный радиус значительно увеличен. Наружные кромки дисков колеса скруглены. Проходные сечения грунтового насоса доведены до 220 мм. Предусмотрена возможность работы на двух режимах — 590 и 730 об/мин, поэтому приняты два основных диаметра колес —

910—865 мм.

Уплотнения. Буртики бронедисков 3 и 7 скруглены по форме дисков рабочего колеса, что уменьшает их износ пульпой. На бронедиске 7 предусмотрен цилиндрический прилив, перекрывающий со­ ответствующий прилив рабочего колеса, что предотвращает закру­ чивание пульпы в полости передней крышки 6 и исключает износ крышки твердыми частицами грунта.

Прочие узлы. Задняя крышка запроектирована отъемной от станины с центровкой по двойной заточке. Все остальные узлы грун­ тового насоса выполнены по аналогии с конструкцией узлов грун­

тового насоса ЗГМ-1.

представляю­

Г р у н т о в ы й н а с о с З Г М - 2 М (рис. 38, б),

щий собой модификацию грунтового насоса ЗГМ-2,

предназначен

для работы на 730 об/мин, в связи с этим некоторые его узлы имеют следующие особенности по сравнению с основной моделью.

Диаметр всасывающего подвода 350 мм.

Рабочее колесо приведено в соответствии с диаметром подвода путем соответствующего увеличения входного отверстия. Ширина отвода и ширина рабочего колеса не изменялись.

71


2

Рис. 38. Грунтовые насосы:

а — ЗГМ-1-350, б — ЗГМ-2М (проточная часть); / — рабочее колесо, 2 — корпус, 3 и 7 — задний и передний бронедискн, 4 и 6 — задняя и передння крышки, 5 — грунд букса, 8 — отбойное кольцо, 9 — стакан подшипника

Уплотнение всасывающей части и передний бронедиск изменены в соответствии с новыми диаметрами подвода и входа в рабочее ко­ лесо. Задняя крышка 4 выполнена отъемной с центровкой на двой­

ной заточке, при этом

сохранена

малая величина консоли вала

(500 мм).

 

 

 

 

 

 

Стаканы 9 обоих подшип­

.

 

ников разъемные (на штиф-

*г“

тах), что оолегчает оослужи-

 

вание и замену подшипников

 

 

качения,

а также улучшает

 

 

уплотнение

переднего

под­

 

 

шипника путем установки от­

 

 

бойного

кольца 5,

которое

 

 

исключает

попадание пуль­

 

 

пы из сальника в корпус

 

 

подшипника. В стакане зад­

 

 

него подшипника установле­

 

 

на

дополнительная

маслен­

 

 

ка,

это

улучшает

смазку

 

 

упорного подшипника и, сле­

 

 

довательно,

увеличивает его

 

 

работоспособность.

 

 

 

 

 

Грунтовый насос с двига­

 

 

телем

соединены

зубчатой

 

 

муфтой, допускающей боль­

 

 

шие погрешности в центров­

 

 

ке, чем эластичная муфта,

 

 

обычно

применяемая

для

 

 

этой

цели.

 

 

 

 

 

 

Характеристики Q—H грунтовых насосов типа ЗГМ (рис. 39)

несколько круче характеристик

 

насосов НЗУ: 14—16% по сравне­

нию с 12—13%. Наиболее крутая характеристика у насосаЗГМ-2М, имеющая величину К = 23%, что обусловлено переводом модели, рассчитанной на работу при 590 об/мин, на работу при 740 об/мин. Это изменение режима работы ведет к повышенному износу отво­ да, что и подтверждается практикой эксплуатации этих грунтовых насосов.

§ 22. Грунтовый насос Р

Грунтовый насос 20Р-11 (рис. 40, а) — наиболее распространен на земснарядах строительной гидромеханизации.

Всасывающий подвод 1 и его уплотнение 2, рабочее колесо 6 и его посадка на вал 9, корпус (отвод) 3, задняя крышка 5 и ее крепление к станине 11 конструктивно аналогичны насосам типа ЗГМ, но имеют большие геометрические размеры.

Бронедиски 4 и 13 крышек не имеют буртиков. Узел подачи отжимной воды в сальниковое уплотнение по сравнению с грунто-

73


т

3 V

Рис. 40. Грунтовые насосы:

а 20P-U

б — 20P-1IM (проточная часть); / — подвод, 2 — уплотнение, 3 — корпус, 4 и 13 — задний

и передний

бронедиски,

5 — напорная

крышка, 6

п 16 — рабочие колеса, 7 — маслосбрасывающее кольцо, 8 — подшипники,

9 — вал, 10 — упорный

подшипник,

// — станина,

12 — водорас­

 

пределительное кольцо, 14 — броневкладыщ,

15— разъемный корпус

 

 

вым насосом ЗГМ изменен: вода подается к водораспределитель­ ному кольцу 12, упирающемуся в буртик сальниковой коробки, т. е.

так, как в насосах НЗ и НЗУ.

Вал грунтового насоса вращается в подшипниках скольже­ ния 8, смонтированных в станине 11. Эти узлы такие же, как у на­ соса 12НЗУ; изменено лишь маслосбрасывающее кольцо 7, одно­ временно являющееся отбойным кольцом, которое защищает под­ шипник от пульпы, пробивающей сальник. В корпусе упорного под­ шипника 10 смонтированы два обычных радиальных подшипника, воспринимающих осевые усилия. Они закреплены кольцевыми гай­ ками и контргайкой.

Крышка корпуса упорного подшипника состоит из двух поло­ винок и имеет буртик, в который упирается наружное кольцо под­ шипника в случае перемещения вала в сторону двигателя. Подшип­ ник смазывается жидким маслом, находящимся в ванне корпуса. Доливают масло через пробку. Корпус упорного подшипника имеет полость для водяного охлаждения.

Грунтовый насос с двигателем соединен эластичной муфтой. Грунтовый насос 20Р-11М (рис. 40, б) отличается от насоса

20Р-11 наличием внутреннего броневкладыша (отвода) 14, заме­ няемого по мере износа. Наружный корпус 15 состоит из двух поло­ вин с разъемом по горизонтали, отлит из чугуна и пульпой не изна­ шивается. Внутренний корпус отлит из стали, его ширина соответст­ вует ширине рабочего колеса 16, благодаря чему он свободно раз­ мещается между бронедисками и является как бы продолжением стенок рабочего колеса.

Все остальные детали и узлы взяты без изменения от грунтово­ го насоса 20Р-11.

§ 23. Грунтовые насосы типа Гру

Грунтовые насосы Гру (ГОСТ 9075—63) выпускают 26 типораз­ меров производительностью от 20 до 12 000 м3/ч при напорах от 19 до 75 м, к. п. д. от 32 до 75%, мощностью от 2,2 до 3825 кВт и с про­ ходными сечениями от 29 до 500 мм.

В обозначении типоразмера первые цифры означают диаметр подвода в мм, уменьшенный в 25 раз. Буквы обозначают назначе­ ние насоса: Гру — грунтовый с увеличенными проходными сечения­ ми деталей проточной части. Цифры после буквенного обозначения означают коэффициент быстроходности грунтового насоса, разде­ ленный на 10 и округленный. Затем отдельной буквой обозначается исполнение: Л — легкие однокорпусные; Р — легкие с футеровкой из резины; Т — тяжелые двухкорпусные, т. е. имеющие внутренний бронекорпус из износоустойчивых материалов.

Например, грунтовый насос 10 Гру-8Л представляет собой насос для перекачивания пульпы с увеличенными проходными сечениями рабочего колеса и отвода, диаметром подвода 250 мм, коэффициен­ том быстроходности, равным 80, легкого типа (однокорпусный).

75