Файл: Упоров, Н. Г. Землесосные снаряды и перекачивающие установки учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
через зазор между ступицей и бронедиском проходит в полость между задней стенкой рабочего колеса и бронью, отжимая посту пающую из зоны давления пульпу.
К группе вала относятся вал с подшипниками и полумуфта для соединения с приводом грунтового насоса. На конический конец ва ла 11, имеющего призматическую шпонку, посажено рабочее коле со. На цилиндрической части вала имеется резьба, на которую на вернута кольцевая гайка 9 с десятью отверстиями для болтов, на тягивающих ступицу рабочего колеса на конус вала. Два отверстия в гайке имеют резьбу, в которую ввинчиваются два болта для спрессовки рабочего колеса с вала при разборке грунтового насоса.
Вал вращается в подшипниках качения, которые смонтированы в передвижных корпусах (стаканах), зажимаемых крышками в под шипниковых стойках. Стойки имеют полости для охлаждения водой
иотлиты заодно со станиной 20.
Впереднем корпусе смонтирован воспринимающий радиальные усилия двухрядный сферический роликоподшипник, внутреннее кольцо которого упирается в упорную втулку. Втулка закрывает буртик вала и служит деталью уплотнения против вытекания смаз ки. Роликоподшипник затянут кольцевой гайкой, законтренной спе
циальной стопорной шайбой.
Корпус подшипника имеет крышку с уплотнительным фетровым кольцом и масленкой Штауфера. В заднем корпусе смонтированы сферический двухрядный подшипник 14, воспринимающий радиаль ные усилия, и упорный шариковый подшипник 12, воспринимаю щий осевые усилия.
Два неподвижных сферических опорных кольца упорного под шипника опираются в переднюю станину стакана 16. Сидящая на валу упорная шайба, объединенная с проставочной втулкой 13, опи рается на подвижное кольцо подшипника.
Упорная шайба зажимается на валу кольцевой гайкой между внутренним кольцом роликового подшипника и проставочной втул кой, которая является частью уплотнения стакана. Уплотнение снабжено фетровой прокладкой. Наружное кольцо роликового под шипника запрессовано в упорную втулку 15, компенсирующую раз ницу в диаметрах упорного и роликового подшипников. Крышка 17 стакана собирается из двух половинок и своим внутренним бортом упирается во втулку 15, препятствуя смещению вала в сторону дви гателя. Двигатель соединяется с грунтовым насосом эластичной полумуфтой 18, посаженной на призматическую шпонку.
Для обеспечения осевого перемещения вала в связи с необходи мостью регулировки зазоров между рабочим колесом и передним бронедиском задний стакан снабжен двумя полуфланцами с от верстиями для регулировочных болтов 19 с контргайками. Рас стояние между полуфланцами на 20 мм превышает ширину стойки заднего подшипника, что соответствует максимуму регулировочной передвижки.
Смазка подшипников производится через масленку.
Грунтовый насос ЗГМ-1 имеет следующие характерные особен
70
ности: спиральный отвод; плавный выход из рабочего колеса в от вод; регулируемое уплотнение всасывающей части; осевую регули ровку положения вала; подшипники качения; крепление рабочего колеса за навинченную на вал кольцевую гайку; объединение ста нины и задней крышки корпуса в одну отливку, обеспечивающее строгую соосность сальниковой коробки и гнезд подшипников, а так
же наименьшую величину консоли вала грунтового насоса; |
рабочее |
колесо, корпус, бронедиски стальные. |
насоса |
Г р у н т о в ы й н а с о с З Г М - 1 М (рис. 37, б) от |
ЗГМ-1 отличается введением внутреннего сменного броневкладыша (отвода) 25 из стального специального литья с сохранением геомет рии проточной части и изменением направления выбросного патруб ка (нижнее, горизонтальное).
Чугунный наружный корпус изготовлен из двух половин по типу грунтовых насосов НЗУ. Это дает возможность заменять внутрен
ний отвод в случае его износа.
Г р у н т о в ы й н а с о с З Г М - 1 - 3 5 0 (рис. 38, о) является увеличенной на '/з моделью насоса ЗГМ-1.
В процессе конструирования в модель внесен ряд изменений при сохранении геометрического подобия проточной части.
Отвод. Выбросной патрубок расположен горизонтально внизу, ликвидированы отверстия для присоединения эжектора и нижнего спускного люка. Смотровой люк перенесен ближе к выбросному патрубку. Произведены местные утолщения стенок корпуса и носка отвода в соответствии с данными о местах наибольшего износа.
Рабочее колесо. При сохранении основных пропорций утолщен задний диск и утолщены лопатки в местах примыкания к диску. Линейный радиус значительно увеличен. Наружные кромки дисков колеса скруглены. Проходные сечения грунтового насоса доведены до 220 мм. Предусмотрена возможность работы на двух режимах — 590 и 730 об/мин, поэтому приняты два основных диаметра колес —
910—865 мм.
Уплотнения. Буртики бронедисков 3 и 7 скруглены по форме дисков рабочего колеса, что уменьшает их износ пульпой. На бронедиске 7 предусмотрен цилиндрический прилив, перекрывающий со ответствующий прилив рабочего колеса, что предотвращает закру чивание пульпы в полости передней крышки 6 и исключает износ крышки твердыми частицами грунта.
Прочие узлы. Задняя крышка запроектирована отъемной от станины с центровкой по двойной заточке. Все остальные узлы грун тового насоса выполнены по аналогии с конструкцией узлов грун
тового насоса ЗГМ-1. |
представляю |
Г р у н т о в ы й н а с о с З Г М - 2 М (рис. 38, б), |
|
щий собой модификацию грунтового насоса ЗГМ-2, |
предназначен |
для работы на 730 об/мин, в связи с этим некоторые его узлы имеют следующие особенности по сравнению с основной моделью.
Диаметр всасывающего подвода 350 мм.
Рабочее колесо приведено в соответствии с диаметром подвода путем соответствующего увеличения входного отверстия. Ширина отвода и ширина рабочего колеса не изменялись.
71
2
Рис. 38. Грунтовые насосы:
а — ЗГМ-1-350, б — ЗГМ-2М (проточная часть); / — рабочее колесо, 2 — корпус, 3 и 7 — задний и передний бронедискн, 4 и 6 — задняя и передння крышки, 5 — грунд букса, 8 — отбойное кольцо, 9 — стакан подшипника
Уплотнение всасывающей части и передний бронедиск изменены в соответствии с новыми диаметрами подвода и входа в рабочее ко лесо. Задняя крышка 4 выполнена отъемной с центровкой на двой
ной заточке, при этом |
сохранена |
малая величина консоли вала |
||||||
(500 мм). |
|
|
|
|
|
|||
|
Стаканы 9 обоих подшип |
. |
|
|||||
ников разъемные (на штиф- |
*г“ |
|||||||
тах), что оолегчает оослужи- |
|
|||||||
вание и замену подшипников |
|
|
||||||
качения, |
а также улучшает |
|
|
|||||
уплотнение |
переднего |
под |
|
|
||||
шипника путем установки от |
|
|
||||||
бойного |
кольца 5, |
которое |
|
|
||||
исключает |
попадание пуль |
|
|
|||||
пы из сальника в корпус |
|
|
||||||
подшипника. В стакане зад |
|
|
||||||
него подшипника установле |
|
|
||||||
на |
дополнительная |
маслен |
|
|
||||
ка, |
это |
улучшает |
смазку |
|
|
|||
упорного подшипника и, сле |
|
|
||||||
довательно, |
увеличивает его |
|
|
|||||
работоспособность. |
|
|
|
|
||||
|
Грунтовый насос с двига |
|
|
|||||
телем |
соединены |
зубчатой |
|
|
||||
муфтой, допускающей боль |
|
|
||||||
шие погрешности в центров |
|
|
||||||
ке, чем эластичная муфта, |
|
|
||||||
обычно |
применяемая |
для |
|
|
||||
этой |
цели. |
|
|
|
|
|
||
|
Характеристики Q—H грунтовых насосов типа ЗГМ (рис. 39) |
|||||||
несколько круче характеристик |
|
насосов НЗУ: 14—16% по сравне |
нию с 12—13%. Наиболее крутая характеристика у насосаЗГМ-2М, имеющая величину К = 23%, что обусловлено переводом модели, рассчитанной на работу при 590 об/мин, на работу при 740 об/мин. Это изменение режима работы ведет к повышенному износу отво да, что и подтверждается практикой эксплуатации этих грунтовых насосов.
§ 22. Грунтовый насос Р
Грунтовый насос 20Р-11 (рис. 40, а) — наиболее распространен на земснарядах строительной гидромеханизации.
Всасывающий подвод 1 и его уплотнение 2, рабочее колесо 6 и его посадка на вал 9, корпус (отвод) 3, задняя крышка 5 и ее крепление к станине 11 конструктивно аналогичны насосам типа ЗГМ, но имеют большие геометрические размеры.
Бронедиски 4 и 13 крышек не имеют буртиков. Узел подачи отжимной воды в сальниковое уплотнение по сравнению с грунто-
73
т
3 V
Рис. 40. Грунтовые насосы:
а 20P-U |
б — 20P-1IM (проточная часть); / — подвод, 2 — уплотнение, 3 — корпус, 4 и 13 — задний |
и передний |
бронедиски, |
5 — напорная |
|
крышка, 6 |
п 16 — рабочие колеса, 7 — маслосбрасывающее кольцо, 8 — подшипники, |
9 — вал, 10 — упорный |
подшипник, |
// — станина, |
12 — водорас |
|
пределительное кольцо, 14 — броневкладыщ, |
15— разъемный корпус |
|
|
вым насосом ЗГМ изменен: вода подается к водораспределитель ному кольцу 12, упирающемуся в буртик сальниковой коробки, т. е.
так, как в насосах НЗ и НЗУ.
Вал грунтового насоса вращается в подшипниках скольже ния 8, смонтированных в станине 11. Эти узлы такие же, как у на соса 12НЗУ; изменено лишь маслосбрасывающее кольцо 7, одно временно являющееся отбойным кольцом, которое защищает под шипник от пульпы, пробивающей сальник. В корпусе упорного под шипника 10 смонтированы два обычных радиальных подшипника, воспринимающих осевые усилия. Они закреплены кольцевыми гай ками и контргайкой.
Крышка корпуса упорного подшипника состоит из двух поло винок и имеет буртик, в который упирается наружное кольцо под шипника в случае перемещения вала в сторону двигателя. Подшип ник смазывается жидким маслом, находящимся в ванне корпуса. Доливают масло через пробку. Корпус упорного подшипника имеет полость для водяного охлаждения.
Грунтовый насос с двигателем соединен эластичной муфтой. Грунтовый насос 20Р-11М (рис. 40, б) отличается от насоса
20Р-11 наличием внутреннего броневкладыша (отвода) 14, заме няемого по мере износа. Наружный корпус 15 состоит из двух поло вин с разъемом по горизонтали, отлит из чугуна и пульпой не изна шивается. Внутренний корпус отлит из стали, его ширина соответст вует ширине рабочего колеса 16, благодаря чему он свободно раз мещается между бронедисками и является как бы продолжением стенок рабочего колеса.
Все остальные детали и узлы взяты без изменения от грунтово го насоса 20Р-11.
§ 23. Грунтовые насосы типа Гру
Грунтовые насосы Гру (ГОСТ 9075—63) выпускают 26 типораз меров производительностью от 20 до 12 000 м3/ч при напорах от 19 до 75 м, к. п. д. от 32 до 75%, мощностью от 2,2 до 3825 кВт и с про ходными сечениями от 29 до 500 мм.
В обозначении типоразмера первые цифры означают диаметр подвода в мм, уменьшенный в 25 раз. Буквы обозначают назначе ние насоса: Гру — грунтовый с увеличенными проходными сечения ми деталей проточной части. Цифры после буквенного обозначения означают коэффициент быстроходности грунтового насоса, разде ленный на 10 и округленный. Затем отдельной буквой обозначается исполнение: Л — легкие однокорпусные; Р — легкие с футеровкой из резины; Т — тяжелые двухкорпусные, т. е. имеющие внутренний бронекорпус из износоустойчивых материалов.
Например, грунтовый насос 10 Гру-8Л представляет собой насос для перекачивания пульпы с увеличенными проходными сечениями рабочего колеса и отвода, диаметром подвода 250 мм, коэффициен том быстроходности, равным 80, легкого типа (однокорпусный).
75