Файл: Упоров, Н. Г. Землесосные снаряды и перекачивающие установки учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
8 : 1,26= 6,35 м, а геометрическая высота всасывания составит
1,65+1,2 = 2,85 м.
Таким образом, с повышением консистенции пульпы и увеличе нием глубины разработки как бы увеличивается геометрическая высота всасывания, т. е. увеличивается расстояние оси грунтового
насоса до уровня перекачиваемой жидкости. |
|
|
|
движения |
|||
|
Для обеспечения |
||||||
|
пульпы |
грунтовый |
|
насос дол |
|||
|
жен развивать |
вакуум, доста |
|||||
|
точный для подъема пульпы до |
||||||
|
оси рабочего колеса, для пре |
||||||
|
одоления потерь |
на |
входе в |
||||
|
трубу, линейных |
|
потерь |
на |
|||
|
гидротранспорт и для создания |
||||||
|
скоростного напора, |
обеспечи |
|||||
|
вающего |
необходимую |
произ |
||||
|
водительность грунтового насо |
||||||
|
са. Если для подъема воды тре |
||||||
|
буется |
разрежение, |
равное |
||||
|
1,2 м, то для подъема |
пульпы |
|||||
|
плотностью 1,15 потребное раз |
||||||
Рис. 35. Режим работы всасывающей ли |
режение составит: |
2,25X1,15 = |
|||||
нии грунтового насоса в зависимости от |
=2,6 м, |
а для пульпы с конси |
|||||
консистенции пульпы |
стенцией |
1 :3 |
|
|
(плотность |
||
|
1,26) — 2,85X1,26 = 3,6 м. |
обе |
|||||
Для создания во всасывающей линии скорости |
движения, |
спечивающей подачу грунтового насоса 1600—1800 м3/ч, требуется скоростной напор, приблизительно равный 2 м. Для преодоления сопротивлений на входе во всасывающую трубу и возмещения по терь на транспортирование пульпы по длине всасывающей трубы, через шарнир всасывающей трубы и т. д. потребуется еще около 1 м. Следовательно, общее потребное разрежение, равное сумме по терь напора, будет равно 3,6 + 2+1=6,6 м, что на 20% превышает среднедопускаемое для грунтового насоса ЗГМ-1-350 разреже ние 5,5 м.
При этих условиях неизбежно возникновение кавитации, которая ведет к появлению вибрации грунтового насоса и элементов корпу са земснаряда, резкому повышению износа рабочего колеса и дру гих деталей проточной части грунтового насоса.
При недостаточном гидравлическом сопротивлении напорной линии грунтовый насос развивает подачу, значительно превышаю щую оптимальную, при этом при входе в грунтовый насос скорость пульпы достигнет 9 м/с и более. Грунтовый насос только для созда ния такой скорости должен развивать разрежение более 4 м, что вместе с геометрической высотой всасывания и потерями во всасы вающем устройстве составит величину, превышающую нормальную допускаемую высоту всасывания, равную 5,5 м. Это опять приведет к возникновению явления кавитации.
При работе грунтового насоса необходимо учитывать одновре-
64
менно загрузку как всасывающей, так и напорной линии, не допу ская их перегрузки, чтобы не снижалась подача и не возникало заиление трубопровода. Поэтому для обеспечения оптимального ре жима работы грунтового насоса при разработке гравийно-песчаных и гравийно-галечниковых грунтов приходится работать на низких консистенциях пульпы.
Возможен случай, когда при работе на воде для данного объек та будет установлена недостаточная загрузка напорной линии. Тогда показания амперметра будут выше предусмотренных паспор том электродвигателя, показания манометра ниже напора, указан ного в паспорте для оптимальной точки, и показания вакуумметра составят 5,5—6 м. Для введения грунтового насоса в режим необ ходимо или уменьшить диаметр рабочего колеса, или заменить элек тродвигатель другим с меньшим числом оборотов в минуту. Способ ввода грунтового насоса в режим решается специальным расчетом, выполняемым производителем работ.
Если при проведении первичных замеров амперметр показывает большую недогрузку двигателя, а манометр — большое развивае мое давление (на 5—7 м выше номинального, указанного в паспор те), а вакуумметр — низкое разрежение (2,5—3,0 м), значит грун товый насос не в состоянии развить необходимый напор для пре одоления сопротивлений напорной линии, вследствие этого снижает
ся его подача.
Для ввода грунтового насоса в режим необходимо увеличить диаметр рабочего колеса (наплавить лопатки), установить другой электродвигатель (с большим числом оборотов в минуту) или уста новить последовательно еще один грунтовый насос, т. е. включить перекачивающую станцию.
Грунтовые насосы, как и все центробежные, для увеличения развиваемого напора можно подключать последовательно. Грунто вые насосы выпускаются одноступенчатыми и развиваемый ими на пор ограничен от 30—40 до 80 м вод. ст. При необходимости транс портирования пульпы на расстояние 3—5 км этого напора недо статочно.
Место установки перекачивающей станции определяют расчетом. Обычно его выбирают в конце участка трубопровода, где сумма гидравлических сопротивлений несколько ниже напора, развиваемо го головным грунтовым насосом. В этом случае грунтовый насос второго подъема работает в условиях постоянного подпора, что обе спечивает его устойчивую работу.
Параллельное включение грунтовых насосов в один трубопровод не дало положительных результатов. Неравномерность загрузки каждого грунтового насоса пульпой в момент грунтозабора приво дит к несовпадению рабочих характеристик всех включенных в си стему грунтовых насосов, что исключает их совместную работу. Кроме того, внезапная остановка одного из грунтовых насосов, что бывает часто, особенно при работе на засоренных грунтах, неизбеж но ведет к уменьшению скорости пульпы в трубопроводе и заиле нию трубопровода.
5-ЗД1 |
65 |
При работе на глинистых пульпах, не имеющих крупных включе ний, возможна работа параллельно включенных двух и более грун товых насосов из одного зумпфа в общий трубопровод. Это позво ляет уменьшить численность персонала, обслуживающего установ ки и трубопроводы.
§ 20. Грунтовые насосы НЗУ
Несмотря на то что грунтовые насосы типа НЗУ не предусмот рены ГОСТом, их широко применяют в транспортном строительстве. Они являются модернизированным вариантом ранее изготовляв шихся грунтовых насосов (землесосов) типа НЗ и Р7.
Грунтовые насосы НЗУ выпускают по одной конструктивной схеме двух типоразмеров — с диаметрами всасывающего патрубка 200 (8НЗУ) и 300 (12НЗУ) мм. Первые цифры в марках насоса обозначают диаметр подвода, измеренный в дюймах.
1 2 |
3 |
4 |
5 |
Рис. 36. Грунтовый насос 8НЗУ:
/ — рабочее колесо, 2 — броневкладыш, 3 — корпус грунтового насоса, 4 и /9 — задний |
|
и передний бронедиски, 5 и 20 — задняя и передняя крышки, 6 — сальниковая |
набивка, |
7 — крышка сальника, 8 и 23 — кольцевые гайки, 9 и 11 — вкладыши переднего и задне |
|
го подшипников, 10 — вал, 12 — корпус упорного подшипника, 13 — полумуфта, |
14 — рас |
порное кольцо, 15 — распорная втулка, 16 — упорный подш ипник,/7 — станина, |
18 — во |
дораспределительное кольцо, 21 — уплотнительное кольцо, 22 — всасывающий патрубок |
Всасывающий подвод грунтового насоса 8НЗУ (рис. 36) выпол нен в виде конического патрубка с люком и фланцем для крепления к передней крышке 20. Рабочее колесо 1 трехлопастное диаметром 620 мм, имеет коническую посадку на валу и крепится шпильками к кольцу 8, навинченному на вал 10.
Корпус 3 выполнен с горизонтальным разъемом и защищен от абразивного износа стальным броневкладышем 2, являющимся от
66
водом концентрической формы. Изношенный броневкладыш можно заменять, что, безусловно, удобнее и дешевле, чем замена всего
корпуса.
Нижняя часть корпуса имеет лапы для установки на раму
икрепления к ней фундаментными болтами. Выбросной патрубок
сфланцем для присоединения напорного пульпопровода направлен горизонтально и находится также в нижней части корпуса. Верхняя часть присоединяется к нижней болтами на полуфланцах. Обе части корпуса имеют приливы, которые образуют фланцы для за кладных болтов. Закладные болты крепят переднюю 20 и заднюю 5 крышки, которые защищены бронедисками 19 и 4, закрепленны
ми шпильками.
Передний бронедиск 19 примыкает к уплотнительному кольцу 21, в которое с минимальным зазором входит торцовая часть рабочего колеса. Уплотнительное кольцо неподвижно закреплено в передней крышке шпильками.
Задняя крышка корпуса имеет прилив с выточкой для размеще ния шпилек, крепящих ее к полуфланцу станины 17. Выточка пред назначена для центровки полуфланца и обеспечения соосности вала и сальниковой коробки, размещенной в задней крышке.
Вал грунтового насоса вращается в подшипниках скольжения, смонтированных в гнездах станины. Подшипники состоят из чугун ных разъемных (на штифтах) вкладышей 9 и 11, залитых бабби том. Вкладыши имеют прорези для размещения колец, подающих смазку. У грунтовых насосов 8НЗУ каждый подшипник смазывается посредством одного кольца, а у насосов 12НЗУ — двух.
Вкладыши насоса 8НЗУ центрируют |
по |
расточке двух ребер |
|
станины и крышки, |
образующих емкость |
для |
смазочного масла, |
а вкладыши насоса |
12НЗУ — по расточке одного среднего ребра. |
В торцовой части станины у заднего подшипника предусмотрен фланец для крепления корпуса 12 упорного подшипника, восприни мающего осевые усилия. Упорный подшипник 16 состоит из двух однорядных шарикоподшипников. Его устанавливают при помощи распорных колец 14, фиксирующих буртик распорной втулки 15 между стенкой корпуса подшипника и его крышкой. Втулка 15 за жата на валу кольцевой гайкой 23. Описанная конструкция упор ного подшипника не предусматривает осевой регулировки вала.
Для привода грунтового насоса служит эластичная полумуфта 13, посаженная на призматической шпонке.
§ 21 Грунтовые насосы ЗГМ
Г р у н т о в ы й |
н а с о с ЗГМ-1 является базовой моделью всех |
грунтовых насосов, |
выпускаемых в СССР (рис. 37, а). Всасываю |
щий подвод выполнен в виде цилиндрического короткого патрубка с фланцем для присоединения всасывающего трубопровода и от лит заодно с передней крышкой 3 корпуса. Крышка имеет фланец для присоединения к корпусу 5 закладными Т-образными болтами и полости для размещения уплотнения всасывающей части.
5* |
67 |
5-
Рис. 37. Грунтовые насосы:
а — ЗГМ-1, |
б — ЗГМ-1М (проточная |
часть); |
/ — установочное кольцо, 2 — рабочее колесо, |
3 — передняя крышка, 4 и 6 — перед |
||
ний и задний бронедиски, 5 — корпус, |
7 — грунд-букса, 8 — крышка |
сальника, 9 — кольцевая гайка, 10 — стакан переднего подшипни |
||||
ка 11 — вал, |
12 — упорный подшипник, 13 |
и |
15 — проставочная |
и компенсирующие втулки, |
14 — роликоподшипник, 16 — стакан |
|
заднего подшипника, 17 — крышка стакана, |
18 — полумуфта, 19 — регулировочные болты, 20 — станина, 21 и 22 — патрубки, 23 — уп |
|||||
|
лотнительное кольцо. 24 — шпильки |
с колпачками, 25 — броневкладыш |
Рабочее колесо 2 закрытое трехлопастное с мечеобразными ло патками, утолщающимися к концу, благодаря чему увеличивается
срок работы колеса.
У входной части рабочего колеса имеется торцовый прилив, яв ляющийся частью уплотнения всасывающего подвода. Ступица глухая с конической проточкой для насадки на вал. Минимальные
проходные сечения 200 мм.
Отвод корпуса 5 спиральный, коробчатого поперечного сечения. Выбросной патрубок направлен вверх и оканчивается фланцем для присоединения напорного трубопровода. В передней части имеется фланец с прорезями для закладных болтов присоединения крышки,
в задней — круговой прилив для размещения шпилек |
крепления |
корпуса к напорной крышке, отлитой заодно со станиной 20. |
|
В корпусе предусмотрены отверстия для смотрового |
люка, для |
присоединения эжектора и для спускного люка и четыре лапы с от верстиями для крепления к фундаменту.
Передняя и задняя крышки защищены бронедисками 4 и 6, за крепленными на глухих, не выходящих на поверхность шпильках. Бронедиски снабжены буртиками, в которые заподлицо входят диски рабочего колеса, что обеспечивает плавный расширяющийся выход пульпы из канала рабочего колеса в канал отвода.
Уплотнение всасывающей части грунтовых насосов ЗГМ-1 вы полнено в виде неподвижного (установочного) кольца 1, фланец ко торого имеет шлицы, и закреплен шпильками в специальной выточ ке передней крышки. Свободный конец установочного кольца вхо дит с зазором в выточку прилива торцовой части рабочего колеса, образуя лабиринт. Уплотнительное кольцо 23, также имеющее шли цы, посажено на установочное 1. При этом шлицы обоих колец на ходятся в зацеплении, что препятствует вращению уплотнительного кольца. Уплотнительное кольцо для регулирования зазора между всасывающей частью рабочего колеса и уплотнительным кольцом при помощи шпилек 24 с колпачковыми гайками может передви гаться к торцу рабочего колеса и от него. Зазор должен быть не бо
лее 0,3 мм.
В полость передней крышки через патрубок 22 подается напор ная вода от вспомогательного насоса. Часть ее проходит через ла биринт уплотнения во всасывающую часть рабочего колеса, а дру гая часть подается между бронедиском и передним диском рабо чего колеса и отжимает пульпу, поступающую из зоны высокого давления.
Уплотнение напорной части сальниковое с нажимной крышкой 8. состоящей из двух половинок. Сальниковая набивка упирается в грунд-буксу 7 со шлицем, которая в свою очередь упирается в бур тик заднего бронедиска. Буртик также имеет шлиц, препятствую щий вращению грунд-буксы.
В патрубок 21 подается вода, создающая противоток пульпе, которая поступает в полость, образованную выточкой в задней крышке и бронедиском. Часть этой воды идет через зазор между ступицей рабочего колеса и грунд-буксой к сальнику, а другая часть
69