Файл: Упоров, Н. Г. Землесосные снаряды и перекачивающие установки учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8 : 1,26= 6,35 м, а геометрическая высота всасывания составит

1,65+1,2 = 2,85 м.

Таким образом, с повышением консистенции пульпы и увеличе­ нием глубины разработки как бы увеличивается геометрическая высота всасывания, т. е. увеличивается расстояние оси грунтового

насоса до уровня перекачиваемой жидкости.

 

 

 

движения

 

Для обеспечения

 

пульпы

грунтовый

 

насос дол­

 

жен развивать

вакуум, доста­

 

точный для подъема пульпы до

 

оси рабочего колеса, для пре­

 

одоления потерь

на

входе в

 

трубу, линейных

 

потерь

на

 

гидротранспорт и для создания

 

скоростного напора,

обеспечи­

 

вающего

необходимую

произ­

 

водительность грунтового насо­

 

са. Если для подъема воды тре­

 

буется

разрежение,

равное

 

1,2 м, то для подъема

пульпы

 

плотностью 1,15 потребное раз­

Рис. 35. Режим работы всасывающей ли­

режение составит:

2,25X1,15 =

нии грунтового насоса в зависимости от

=2,6 м,

а для пульпы с конси­

консистенции пульпы

стенцией

1 :3

 

 

(плотность

 

1,26) — 2,85X1,26 = 3,6 м.

обе­

Для создания во всасывающей линии скорости

движения,

спечивающей подачу грунтового насоса 1600—1800 м3/ч, требуется скоростной напор, приблизительно равный 2 м. Для преодоления сопротивлений на входе во всасывающую трубу и возмещения по­ терь на транспортирование пульпы по длине всасывающей трубы, через шарнир всасывающей трубы и т. д. потребуется еще около 1 м. Следовательно, общее потребное разрежение, равное сумме по­ терь напора, будет равно 3,6 + 2+1=6,6 м, что на 20% превышает среднедопускаемое для грунтового насоса ЗГМ-1-350 разреже­ ние 5,5 м.

При этих условиях неизбежно возникновение кавитации, которая ведет к появлению вибрации грунтового насоса и элементов корпу­ са земснаряда, резкому повышению износа рабочего колеса и дру­ гих деталей проточной части грунтового насоса.

При недостаточном гидравлическом сопротивлении напорной линии грунтовый насос развивает подачу, значительно превышаю­ щую оптимальную, при этом при входе в грунтовый насос скорость пульпы достигнет 9 м/с и более. Грунтовый насос только для созда­ ния такой скорости должен развивать разрежение более 4 м, что вместе с геометрической высотой всасывания и потерями во всасы­ вающем устройстве составит величину, превышающую нормальную допускаемую высоту всасывания, равную 5,5 м. Это опять приведет к возникновению явления кавитации.

При работе грунтового насоса необходимо учитывать одновре-

64


менно загрузку как всасывающей, так и напорной линии, не допу ­ ская их перегрузки, чтобы не снижалась подача и не возникало заиление трубопровода. Поэтому для обеспечения оптимального ре­ жима работы грунтового насоса при разработке гравийно-песчаных и гравийно-галечниковых грунтов приходится работать на низких консистенциях пульпы.

Возможен случай, когда при работе на воде для данного объек­ та будет установлена недостаточная загрузка напорной линии. Тогда показания амперметра будут выше предусмотренных паспор­ том электродвигателя, показания манометра ниже напора, указан­ ного в паспорте для оптимальной точки, и показания вакуумметра составят 5,5—6 м. Для введения грунтового насоса в режим необ­ ходимо или уменьшить диаметр рабочего колеса, или заменить элек­ тродвигатель другим с меньшим числом оборотов в минуту. Способ ввода грунтового насоса в режим решается специальным расчетом, выполняемым производителем работ.

Если при проведении первичных замеров амперметр показывает большую недогрузку двигателя, а манометр — большое развивае­ мое давление (на 5—7 м выше номинального, указанного в паспор­ те), а вакуумметр — низкое разрежение (2,5—3,0 м), значит грун­ товый насос не в состоянии развить необходимый напор для пре­ одоления сопротивлений напорной линии, вследствие этого снижает­

ся его подача.

Для ввода грунтового насоса в режим необходимо увеличить диаметр рабочего колеса (наплавить лопатки), установить другой электродвигатель (с большим числом оборотов в минуту) или уста­ новить последовательно еще один грунтовый насос, т. е. включить перекачивающую станцию.

Грунтовые насосы, как и все центробежные, для увеличения развиваемого напора можно подключать последовательно. Грунто­ вые насосы выпускаются одноступенчатыми и развиваемый ими на­ пор ограничен от 30—40 до 80 м вод. ст. При необходимости транс­ портирования пульпы на расстояние 3—5 км этого напора недо­ статочно.

Место установки перекачивающей станции определяют расчетом. Обычно его выбирают в конце участка трубопровода, где сумма гидравлических сопротивлений несколько ниже напора, развиваемо­ го головным грунтовым насосом. В этом случае грунтовый насос второго подъема работает в условиях постоянного подпора, что обе­ спечивает его устойчивую работу.

Параллельное включение грунтовых насосов в один трубопровод не дало положительных результатов. Неравномерность загрузки каждого грунтового насоса пульпой в момент грунтозабора приво­ дит к несовпадению рабочих характеристик всех включенных в си­ стему грунтовых насосов, что исключает их совместную работу. Кроме того, внезапная остановка одного из грунтовых насосов, что бывает часто, особенно при работе на засоренных грунтах, неизбеж­ но ведет к уменьшению скорости пульпы в трубопроводе и заиле­ нию трубопровода.

5-ЗД1

65


При работе на глинистых пульпах, не имеющих крупных включе­ ний, возможна работа параллельно включенных двух и более грун­ товых насосов из одного зумпфа в общий трубопровод. Это позво­ ляет уменьшить численность персонала, обслуживающего установ­ ки и трубопроводы.

§ 20. Грунтовые насосы НЗУ

Несмотря на то что грунтовые насосы типа НЗУ не предусмот­ рены ГОСТом, их широко применяют в транспортном строительстве. Они являются модернизированным вариантом ранее изготовляв­ шихся грунтовых насосов (землесосов) типа НЗ и Р7.

Грунтовые насосы НЗУ выпускают по одной конструктивной схеме двух типоразмеров — с диаметрами всасывающего патрубка 200 (8НЗУ) и 300 (12НЗУ) мм. Первые цифры в марках насоса обозначают диаметр подвода, измеренный в дюймах.

1 2

3

4

5

Рис. 36. Грунтовый насос 8НЗУ:

/ — рабочее колесо, 2 — броневкладыш, 3 — корпус грунтового насоса, 4 и /9 — задний

и передний бронедиски, 5 и 20 — задняя и передняя крышки, 6 — сальниковая

набивка,

7 — крышка сальника, 8 и 23 — кольцевые гайки, 9 и 11 — вкладыши переднего и задне­

го подшипников, 10 — вал, 12 — корпус упорного подшипника, 13 — полумуфта,

14 — рас­

порное кольцо, 15 — распорная втулка, 16 — упорный подш ипник,/7 — станина,

18 — во­

дораспределительное кольцо, 21 — уплотнительное кольцо, 22 — всасывающий патрубок

Всасывающий подвод грунтового насоса 8НЗУ (рис. 36) выпол­ нен в виде конического патрубка с люком и фланцем для крепления к передней крышке 20. Рабочее колесо 1 трехлопастное диаметром 620 мм, имеет коническую посадку на валу и крепится шпильками к кольцу 8, навинченному на вал 10.

Корпус 3 выполнен с горизонтальным разъемом и защищен от абразивного износа стальным броневкладышем 2, являющимся от­

66


водом концентрической формы. Изношенный броневкладыш можно заменять, что, безусловно, удобнее и дешевле, чем замена всего

корпуса.

Нижняя часть корпуса имеет лапы для установки на раму

икрепления к ней фундаментными болтами. Выбросной патрубок

сфланцем для присоединения напорного пульпопровода направлен горизонтально и находится также в нижней части корпуса. Верхняя часть присоединяется к нижней болтами на полуфланцах. Обе части корпуса имеют приливы, которые образуют фланцы для за­ кладных болтов. Закладные болты крепят переднюю 20 и заднюю 5 крышки, которые защищены бронедисками 19 и 4, закрепленны­

ми шпильками.

Передний бронедиск 19 примыкает к уплотнительному кольцу 21, в которое с минимальным зазором входит торцовая часть рабочего колеса. Уплотнительное кольцо неподвижно закреплено в передней крышке шпильками.

Задняя крышка корпуса имеет прилив с выточкой для размеще­ ния шпилек, крепящих ее к полуфланцу станины 17. Выточка пред­ назначена для центровки полуфланца и обеспечения соосности вала и сальниковой коробки, размещенной в задней крышке.

Вал грунтового насоса вращается в подшипниках скольжения, смонтированных в гнездах станины. Подшипники состоят из чугун­ ных разъемных (на штифтах) вкладышей 9 и 11, залитых бабби­ том. Вкладыши имеют прорези для размещения колец, подающих смазку. У грунтовых насосов 8НЗУ каждый подшипник смазывается посредством одного кольца, а у насосов 12НЗУ — двух.

Вкладыши насоса 8НЗУ центрируют

по

расточке двух ребер

станины и крышки,

образующих емкость

для

смазочного масла,

а вкладыши насоса

12НЗУ — по расточке одного среднего ребра.

В торцовой части станины у заднего подшипника предусмотрен фланец для крепления корпуса 12 упорного подшипника, восприни­ мающего осевые усилия. Упорный подшипник 16 состоит из двух однорядных шарикоподшипников. Его устанавливают при помощи распорных колец 14, фиксирующих буртик распорной втулки 15 между стенкой корпуса подшипника и его крышкой. Втулка 15 за­ жата на валу кольцевой гайкой 23. Описанная конструкция упор­ ного подшипника не предусматривает осевой регулировки вала.

Для привода грунтового насоса служит эластичная полумуфта 13, посаженная на призматической шпонке.

§ 21 Грунтовые насосы ЗГМ

Г р у н т о в ы й

н а с о с ЗГМ-1 является базовой моделью всех

грунтовых насосов,

выпускаемых в СССР (рис. 37, а). Всасываю­

щий подвод выполнен в виде цилиндрического короткого патрубка с фланцем для присоединения всасывающего трубопровода и от­ лит заодно с передней крышкой 3 корпуса. Крышка имеет фланец для присоединения к корпусу 5 закладными Т-образными болтами и полости для размещения уплотнения всасывающей части.

5*

67


5-

Рис. 37. Грунтовые насосы:

а — ЗГМ-1,

б — ЗГМ-1М (проточная

часть);

/ — установочное кольцо, 2 — рабочее колесо,

3 — передняя крышка, 4 и 6 — перед­

ний и задний бронедиски, 5 — корпус,

7 — грунд-букса, 8 — крышка

сальника, 9 — кольцевая гайка, 10 — стакан переднего подшипни­

ка 11 — вал,

12 — упорный подшипник, 13

и

15 — проставочная

и компенсирующие втулки,

14 — роликоподшипник, 16 — стакан

заднего подшипника, 17 — крышка стакана,

18 — полумуфта, 19 — регулировочные болты, 20 — станина, 21 и 22 — патрубки, 23 — уп­

 

лотнительное кольцо. 24 — шпильки

с колпачками, 25 — броневкладыш

Рабочее колесо 2 закрытое трехлопастное с мечеобразными ло­ патками, утолщающимися к концу, благодаря чему увеличивается

срок работы колеса.

У входной части рабочего колеса имеется торцовый прилив, яв­ ляющийся частью уплотнения всасывающего подвода. Ступица глухая с конической проточкой для насадки на вал. Минимальные

проходные сечения 200 мм.

Отвод корпуса 5 спиральный, коробчатого поперечного сечения. Выбросной патрубок направлен вверх и оканчивается фланцем для присоединения напорного трубопровода. В передней части имеется фланец с прорезями для закладных болтов присоединения крышки,

в задней — круговой прилив для размещения шпилек

крепления

корпуса к напорной крышке, отлитой заодно со станиной 20.

В корпусе предусмотрены отверстия для смотрового

люка, для

присоединения эжектора и для спускного люка и четыре лапы с от­ верстиями для крепления к фундаменту.

Передняя и задняя крышки защищены бронедисками 4 и 6, за­ крепленными на глухих, не выходящих на поверхность шпильках. Бронедиски снабжены буртиками, в которые заподлицо входят диски рабочего колеса, что обеспечивает плавный расширяющийся выход пульпы из канала рабочего колеса в канал отвода.

Уплотнение всасывающей части грунтовых насосов ЗГМ-1 вы­ полнено в виде неподвижного (установочного) кольца 1, фланец ко­ торого имеет шлицы, и закреплен шпильками в специальной выточ­ ке передней крышки. Свободный конец установочного кольца вхо­ дит с зазором в выточку прилива торцовой части рабочего колеса, образуя лабиринт. Уплотнительное кольцо 23, также имеющее шли­ цы, посажено на установочное 1. При этом шлицы обоих колец на­ ходятся в зацеплении, что препятствует вращению уплотнительного кольца. Уплотнительное кольцо для регулирования зазора между всасывающей частью рабочего колеса и уплотнительным кольцом при помощи шпилек 24 с колпачковыми гайками может передви­ гаться к торцу рабочего колеса и от него. Зазор должен быть не бо­

лее 0,3 мм.

В полость передней крышки через патрубок 22 подается напор­ ная вода от вспомогательного насоса. Часть ее проходит через ла­ биринт уплотнения во всасывающую часть рабочего колеса, а дру­ гая часть подается между бронедиском и передним диском рабо­ чего колеса и отжимает пульпу, поступающую из зоны высокого давления.

Уплотнение напорной части сальниковое с нажимной крышкой 8. состоящей из двух половинок. Сальниковая набивка упирается в грунд-буксу 7 со шлицем, которая в свою очередь упирается в бур­ тик заднего бронедиска. Буртик также имеет шлиц, препятствую­ щий вращению грунд-буксы.

В патрубок 21 подается вода, создающая противоток пульпе, которая поступает в полость, образованную выточкой в задней крышке и бронедиском. Часть этой воды идет через зазор между ступицей рабочего колеса и грунд-буксой к сальнику, а другая часть

69