Файл: Упоров, Н. Г. Землесосные снаряды и перекачивающие установки учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
возможность подъезда автотранспорта и работы автомобильных или гусеничных кранов;
наличие достаточной площади для размещения монтируемого земснаряда, узлов и оборудования, ожидающих монтажа, площад ки для укрупненной сборки узлов, стеллажей для мелких частей и материалов, крытой кладовой для дефицитных материалов;
возможность подачи электроэнергии для электросварки и пита ния электролебедок;
наличие помещений для обогрева рабочих, санузла, временной мастерской и т. п.
Зимой для монтажа земснаряда, предназначаемого работать в русловой или пойменной части реки, монтажную площадку следует располагать на затапливаемом участке поймы, вне зоны ледохода, при условии, если этот участок удовлетворяет перечисленным выше требованиям.
Земснаряды, предназначенные для работы в закрытых водоемах, можно монтировать на льду, если его толщина позволяет пользо ваться автомобильным краном (80—90 см). Весной лед под земсна рядом протает и он осядет на воду. Если таяние льда задержи вается, проводят околку его по периметру земснаряда.
Там, где лед не достигает требуемой толщины, монтаж ведут на берегу, а затем сталкивают земснаряд по специальным устрой ствам (склизам) в воду или в специально вырытом пионерном кот ловане.
Летом монтаж удобно вести на берегах с пляжным откосом и твердым дном водоема, допускающими укладку склизов, по кото рым полностью смонтированный земснаряд при помощи полиспа стов сталкивают в воду. В этом случае в начале монтажа земснаряд располагают кормой к берегу с таким расчетом, чтобы применяе мый для монтажа автомобильный кран можно было подавать к обоим бортам корпуса для установки оборудования в любой точке палубы.
Если берег водоема невысокий, но обрывистый, а дно водоема илистое и неровное, то монтаж целесообразно вести на воде. Для этого бульдозером планируют наклонную площадку под стапель и склизы для монтажа корпуса и спуска на воду. Из снятого грунта делают временный причал, к которому ставят смонтированный коопус земснаряда. Монтаж оборудования ведут автомобильным кра- * ном с причала.
В случае установки земснаряда в карьере, водоснабжение кото рого будет осуществлено за счет использования грунтовых вод, монтаж ведут в пионерном котловане, отрываемом бульдозером или экскаватором. Корпус монтируют на дне котлована. Оборудо вание устанавливают автомобильным или гусеничным краном с бровки котлована, который отрывают в виде сектора (рис. 107) ра диусом на 5—8 м, превышающим длину земснаряда с грунтозабор ным устройством. Угол сектора должен быть не менее 60°, что уско рит вработку земснаряда в забой.
167
Монтажная площадка должна быть хорошо спланирована, иметь удобные подъезды для автотранспорта и оборудования в со ответствии с указанными выше требованиями.
Особое внимание должно быть уделено складированию узлов во избежание их поломки при разгрузке и укладке. Монтаж оборудо вания рекомендуется выполнять укрупненными блоками, масса ко торых определяется максимальной грузоподъемностью монтажных
Земснаряд следует монтировать по
|
имеющимся |
компоновочному |
и поуз- |
||
|
ловым чертежам, руководствуясь мар |
||||
|
кировкой, произведенной отправите |
||||
|
лем. |
|
|
|
|
|
Последовательность монтажа опре |
||||
|
деляется специальным графиком, в со |
||||
|
ответствии с которым следует завозить |
||||
|
на площадку |
оборудование. |
График |
||
|
монтажа составляют с учетом конкрет |
||||
|
ных условий |
данной монтажной пло |
|||
|
щадки и типом имеющихся грузоподъ |
||||
|
емных механизмов. |
|
|
||
|
Во всех случаях монтаж земснаря |
||||
Рис. 107. Схема первичного кот |
да начинают |
со сборки плавучей ба |
|||
лована для монтажа земсна |
зы — корпуса, |
затем |
устанавливают |
||
ряда |
грунтонасосный |
агрегат |
и в пределах |
будущего машинного зала — внутрен ние пульпопроводы. Затем монтируют обстройку с внутренней кранбалкой и кабиной управления, ставят блоки электрической части, постамент с лебедками, подвеску рыхлителя.
Если имеющийся кран не может обеспечить установку на место грунтового насоса и электродвигателя, все оборудование машинного зала ставят краном на палубу, затем подтаскивают к месту уста новки монтажной лебедкой.
Одновременно ведут монтаж обстройки, по его окончании с по мощью кран-балки устанавливают оборудование в машинном зале, монтируют трубопроводы и т. д. Если земснаряд монтируют насухо, очередность монтажа свайного хода и рыхлительнсго устройства принципиального значения не имеет и решается на месте.
Демонтаж земснаряда ведут в обратном порядке: его по скли зам извлекают на берег и разбирают с использованием автомобиль ного крана. Организация работ на демонтажной площадке в прин ципе не отличается от описанной выше при производстве монтаж ных работ. При демонтаже зимой работы можно вести на льду, если его толщина достигает 80—90 см. Однако в этом случае извле чение корпуса связано с большим объемом ледокольных работ.
§ 51. Монтаж корпуса землесосного снаряда
Перед началом монтажа производят ревизию всех узлов корпу са — визуально проверяют состояние всех его коробок, особенное
168
внимание обращают на наличие помятостей обшивки коробок и дру гих дефектов, возникающих при транспортировании.
Если возникло подозрение, что нарушена герметичность швов, проводят их испытание. Наиболее простым является следующий спо соб. С внутренней стороны коробки швы протирают керосином; в местах шва, потерявших герметичность, с наружной стороны появят
ся пятна керосина.
Проверяют комплектность деталей межпонтонного соединения, люков коробок (особое внимание обращают на состояние гермети зирующих прокладок и прижимов), щитов межпонтонного покры
тия, леерных ограждений.
Корпус (понтон) чаще всего собирают на суше, на стапельной площадке, представляющей собой выровненную бульдозером пло щадку размером 10X25 м с уклоном в сторону водоема. Вдоль пло щадки в три-четыре ряда под каждую коробку укладывают брусья или тесаные с одной стороны бревна, сшитые скобами или болта ми так, чтобы детали крепления не выступали над поверхностью дерева.
На стапель укладывают и выравнивают отдельные коробки кор пуса, внутренние поперечные фланцы коробок корпусов земснаря дов центрируют домкратами или краном и фиксируют коническими оправками. Затем устанавливают болты (через 2—4 отверстия) и затягивают их, после чего устанавливают и крепят остальные болты поперечных стыков.
При монтаже коробок понтона землесосного снаряда 8НЗ, име ющего поперечные стыки с наружным фланцем, отдельные коробки укладывают палубой вниз и крепят по боковым уголкам и днищу, а затем переворачивают. Если имеющимся краном переворот вы полнить нельзя, коробки выставляют на внутренний борт, крепят по днищу и палубе и все вместе опрокидывают на днище при помощи трактора и лебедки.
Днищевые стыки иногда затягивают из предварительно вырытых под стапелем траншей.
После поперечного соединения правой и левой половин корпуса расстояние между ними (по продольной оси) выравнивают тракто ром или лебедкой, устанавливают горизонтальную ферму межпон тонного соединения и «наживляют» болтами. Затем выставляют вертикальные балки средних (под фермой) соединений, которые также затягивают болтами. После установки и закрепления носово го и кормового (для землесосных снарядов 8НЗ) межпонтонных соединений производят полную затяжку болтов с установкой контр гаек среднего межпонтонного соединения, включая горизонтальную ферму.
Полутрюмный корпус землесосного снаряда ЗГМ-1-350, у кото рого межпонтонное соединение выполнено в виде целого блока, яв ляющегося одновременно фундаментом агрегата, монтируют по аналогии с установкой среднего межпонтонного соединения.
Затем устанавливают кнехты и металлические щиты «межпонтонпого покрытия. По окончании монтажа всего оборудования.
169
расположенного на палубе корпуса, устанавливают леерное ограж дение и привальный брус, а также навешивают спасательную ве ревку.
Днище, борта и транцы коробок окрашивают до монтажа кор пуса, палубу и леерные ограждения красят по окончании монтажа земснаряда.
Обстройку монтируют после размещения всего оборудования и трубопроводов в машинном зале. Работу начинают с раскладки и прихватки торцовых уголков нижней обвязки (по корме) по размет ке, выполненной в соответствии с чертежом. Одновременно выкла дывают и продольные уголки.
Затем монтируют торцовую стену из щитов с одновременной установкой угловых щитов продольных стен для придания устойчи вости обстройке. После закрепления болтов, соединяющих щиты между собой и с нижней обвязкой, устанавливают и крепят торцо вую стропильную ферму крыши и закрепляют концы продольных уголков обвязки.
Далее монтируют стены вдоль обоих бортов, одновременно уста навливая фермы крыши, затем торцовую стену обстройки и ставят рубку управления. По окончании монтажа ферм крыши подвеши вают двутавры кран-балки и саму кран-балку. Затем выполняют все столярные работы по настилу крыши, заделке фронтонов, на веске ворот, заделке проемов в местах прохода всасывающей и на порной труб, подгонке примыканий рубки управления и блоков высоко- и низковольтных распределительных устройств, которые устанавливают одновременно. Последними выполняют кровельные и стекольные работы.
Окрашивают земснаряд по окончании монтажа.
§52. Монтаж вспомогательного
игрунтового насосов
Перед монтажом следует убедиться в полной исправности на сосов. Для этого проводят их ревизию:
изучают паспорт и инструкцию по эксплуатации и монтажу на
соса; частично расконсервируют насос, снимают антикоррозионную
смазку со всех внешних поверхностей и удаляют предохранитель ные заглушки;
тщательно осматривают узлы и детали с целью установления комплектности насоса и обнаружения погнутых и отколотых внеш них деталей, наличия трещин на станине и основных деталях, ржав чины и помятостей на вращающихся и крепежных деталях;
проверяют состояние шейки вала, защитной втулки и ступицы рабочего колеса, устанавливают, нет ли ржавчины и задиров, про веряют состояние смазки подшипников путем снятия крышек под шипников или вывертывания масленок, легкость и плавность враще ния вала;
170
проверяют затяжку всех болтов и шпилек крепления крышек бронедисков, уплотнений подшипниковых стоек, самих подшипни ков и кольцевых гаек и т. д. Ослабевшие болты и шпильки подтяги вают и вновь проверяют легкость и плавность вращения на слух, определяя наличие задеваний рабочего колеса за уплотнения.
У грунтовых насосов, не прошедших заводские испытания под нагрузкой, дополнительно проверяют правильность зазоров между рабочим колесом, бронедисками, уплотнительным кольцом и тор цом рабочего колеса.
Вспомогательные и грунтовые насосы монтируют в соответствии с рабочими чертежами установки. С электродвигателями их соеди няют на бетонном фундаменте (в капитальных насосных, перекачи вающих станциях) или на фундаментных рамах. Перед монтажом тщательно проверяют качество сварных швов продольных и попе речных элементов фундаментных плит и косынок жесткости. Тре щины сварных швов в элементах фундаментных рам не допуска ются. Исправляют швы в соответствии с техническими условиями на изготовление металлоконструкций. К,роме того, проверяют соот ветствие рамы сборочному и установочному чертежам. Все плиты для крепления станины насоса должны лежать в одной горизонталь ной плоскости, а плиты для крепления двигателей в плоскости, па раллельной ей. Проверку производят уровнем в двух взаимно пер пендикулярных направлениях.
При монтаже особенно тщательно выполняют крепление конст рукций корпуса установки к раме. Болты должны быть хорошо за тянуты с установкой контргаек.
После установки насоса и двигателя на фундаментную раму их валы центрируют: ось одного вала должна быть продолжением оси другого по одной прямой. Для упругих муфт диаметром 300—500 мм допускается взаимный перекос осей вала, не превышающий 0,2 мм на 1 м длины вала, для зубчатых муфт — 1 мм. Взаимное парал лельное смещение валов для упругих муфт не должно превышать 0,1 мм; для подвижных зубчатых — 0,8 мм.
Для компенсации осевых люфтов зазор между торцами полумуфт диаметром 300—500 мм должен быть в пределах 4—7,5 мм. По окончании центрирования гайки фундаментных болтов фикси руют контргайками. Устанавливают пальцы полумуфт, их гайки шплинтуют; зазор между резиной амортизатора и поверхностью отверстия не должен превышать 0,3—0,6 мм.
Надежная работа вспомогательного и грунтового насосов зави сит от качества монтажа их всасывающей и напорной линий. Нару шение герметичности всасывающей линии ведет к подсасыванию воздуха, что затрудняет или делает невозможным запуск агрегата и снижает производительность насоса. Неплотности стыков и арма туры на напорной линии вызывают утечку воды в машинный зал под большим напором, что требует немедленной остановки агрегата и ремонта линии.
Поэтому перед монтажом все патрубки, фасонные части компен сатора, обратный клапан и задний сальниковый шарнир тщательно
171