Файл: Упоров, Н. Г. Землесосные снаряды и перекачивающие установки учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

возможность подъезда автотранспорта и работы автомобильных или гусеничных кранов;

наличие достаточной площади для размещения монтируемого земснаряда, узлов и оборудования, ожидающих монтажа, площад­ ки для укрупненной сборки узлов, стеллажей для мелких частей и материалов, крытой кладовой для дефицитных материалов;

возможность подачи электроэнергии для электросварки и пита­ ния электролебедок;

наличие помещений для обогрева рабочих, санузла, временной мастерской и т. п.

Зимой для монтажа земснаряда, предназначаемого работать в русловой или пойменной части реки, монтажную площадку следует располагать на затапливаемом участке поймы, вне зоны ледохода, при условии, если этот участок удовлетворяет перечисленным выше требованиям.

Земснаряды, предназначенные для работы в закрытых водоемах, можно монтировать на льду, если его толщина позволяет пользо­ ваться автомобильным краном (80—90 см). Весной лед под земсна­ рядом протает и он осядет на воду. Если таяние льда задержи­ вается, проводят околку его по периметру земснаряда.

Там, где лед не достигает требуемой толщины, монтаж ведут на берегу, а затем сталкивают земснаряд по специальным устрой­ ствам (склизам) в воду или в специально вырытом пионерном кот­ ловане.

Летом монтаж удобно вести на берегах с пляжным откосом и твердым дном водоема, допускающими укладку склизов, по кото­ рым полностью смонтированный земснаряд при помощи полиспа­ стов сталкивают в воду. В этом случае в начале монтажа земснаряд располагают кормой к берегу с таким расчетом, чтобы применяе­ мый для монтажа автомобильный кран можно было подавать к обоим бортам корпуса для установки оборудования в любой точке палубы.

Если берег водоема невысокий, но обрывистый, а дно водоема илистое и неровное, то монтаж целесообразно вести на воде. Для этого бульдозером планируют наклонную площадку под стапель и склизы для монтажа корпуса и спуска на воду. Из снятого грунта делают временный причал, к которому ставят смонтированный коопус земснаряда. Монтаж оборудования ведут автомобильным кра- * ном с причала.

В случае установки земснаряда в карьере, водоснабжение кото­ рого будет осуществлено за счет использования грунтовых вод, монтаж ведут в пионерном котловане, отрываемом бульдозером или экскаватором. Корпус монтируют на дне котлована. Оборудо­ вание устанавливают автомобильным или гусеничным краном с бровки котлована, который отрывают в виде сектора (рис. 107) ра­ диусом на 5—8 м, превышающим длину земснаряда с грунтозабор­ ным устройством. Угол сектора должен быть не менее 60°, что уско­ рит вработку земснаряда в забой.

167


Монтажная площадка должна быть хорошо спланирована, иметь удобные подъезды для автотранспорта и оборудования в со­ ответствии с указанными выше требованиями.

Особое внимание должно быть уделено складированию узлов во избежание их поломки при разгрузке и укладке. Монтаж оборудо­ вания рекомендуется выполнять укрупненными блоками, масса ко­ торых определяется максимальной грузоподъемностью монтажных

Земснаряд следует монтировать по

 

имеющимся

компоновочному

и поуз-

 

ловым чертежам, руководствуясь мар­

 

кировкой, произведенной отправите­

 

лем.

 

 

 

 

 

Последовательность монтажа опре­

 

деляется специальным графиком, в со­

 

ответствии с которым следует завозить

 

на площадку

оборудование.

График

 

монтажа составляют с учетом конкрет­

 

ных условий

данной монтажной пло­

 

щадки и типом имеющихся грузоподъ­

 

емных механизмов.

 

 

 

Во всех случаях монтаж земснаря­

Рис. 107. Схема первичного кот­

да начинают

со сборки плавучей ба­

лована для монтажа земсна­

зы — корпуса,

затем

устанавливают

ряда

грунтонасосный

агрегат

и в пределах

будущего машинного зала — внутрен­ ние пульпопроводы. Затем монтируют обстройку с внутренней кранбалкой и кабиной управления, ставят блоки электрической части, постамент с лебедками, подвеску рыхлителя.

Если имеющийся кран не может обеспечить установку на место грунтового насоса и электродвигателя, все оборудование машинного зала ставят краном на палубу, затем подтаскивают к месту уста­ новки монтажной лебедкой.

Одновременно ведут монтаж обстройки, по его окончании с по­ мощью кран-балки устанавливают оборудование в машинном зале, монтируют трубопроводы и т. д. Если земснаряд монтируют насухо, очередность монтажа свайного хода и рыхлительнсго устройства принципиального значения не имеет и решается на месте.

Демонтаж земснаряда ведут в обратном порядке: его по скли­ зам извлекают на берег и разбирают с использованием автомобиль­ ного крана. Организация работ на демонтажной площадке в прин­ ципе не отличается от описанной выше при производстве монтаж­ ных работ. При демонтаже зимой работы можно вести на льду, если его толщина достигает 80—90 см. Однако в этом случае извле­ чение корпуса связано с большим объемом ледокольных работ.

§ 51. Монтаж корпуса землесосного снаряда

Перед началом монтажа производят ревизию всех узлов корпу­ са — визуально проверяют состояние всех его коробок, особенное

168


внимание обращают на наличие помятостей обшивки коробок и дру­ гих дефектов, возникающих при транспортировании.

Если возникло подозрение, что нарушена герметичность швов, проводят их испытание. Наиболее простым является следующий спо­ соб. С внутренней стороны коробки швы протирают керосином; в местах шва, потерявших герметичность, с наружной стороны появят­

ся пятна керосина.

Проверяют комплектность деталей межпонтонного соединения, люков коробок (особое внимание обращают на состояние гермети­ зирующих прокладок и прижимов), щитов межпонтонного покры­

тия, леерных ограждений.

Корпус (понтон) чаще всего собирают на суше, на стапельной площадке, представляющей собой выровненную бульдозером пло­ щадку размером 10X25 м с уклоном в сторону водоема. Вдоль пло­ щадки в три-четыре ряда под каждую коробку укладывают брусья или тесаные с одной стороны бревна, сшитые скобами или болта­ ми так, чтобы детали крепления не выступали над поверхностью дерева.

На стапель укладывают и выравнивают отдельные коробки кор­ пуса, внутренние поперечные фланцы коробок корпусов земснаря­ дов центрируют домкратами или краном и фиксируют коническими оправками. Затем устанавливают болты (через 2—4 отверстия) и затягивают их, после чего устанавливают и крепят остальные болты поперечных стыков.

При монтаже коробок понтона землесосного снаряда 8НЗ, име­ ющего поперечные стыки с наружным фланцем, отдельные коробки укладывают палубой вниз и крепят по боковым уголкам и днищу, а затем переворачивают. Если имеющимся краном переворот вы­ полнить нельзя, коробки выставляют на внутренний борт, крепят по днищу и палубе и все вместе опрокидывают на днище при помощи трактора и лебедки.

Днищевые стыки иногда затягивают из предварительно вырытых под стапелем траншей.

После поперечного соединения правой и левой половин корпуса расстояние между ними (по продольной оси) выравнивают тракто­ ром или лебедкой, устанавливают горизонтальную ферму межпон­ тонного соединения и «наживляют» болтами. Затем выставляют вертикальные балки средних (под фермой) соединений, которые также затягивают болтами. После установки и закрепления носово­ го и кормового (для землесосных снарядов 8НЗ) межпонтонных соединений производят полную затяжку болтов с установкой контр­ гаек среднего межпонтонного соединения, включая горизонтальную ферму.

Полутрюмный корпус землесосного снаряда ЗГМ-1-350, у кото­ рого межпонтонное соединение выполнено в виде целого блока, яв­ ляющегося одновременно фундаментом агрегата, монтируют по аналогии с установкой среднего межпонтонного соединения.

Затем устанавливают кнехты и металлические щиты «межпонтонпого покрытия. По окончании монтажа всего оборудования.

169


расположенного на палубе корпуса, устанавливают леерное ограж­ дение и привальный брус, а также навешивают спасательную ве­ ревку.

Днище, борта и транцы коробок окрашивают до монтажа кор­ пуса, палубу и леерные ограждения красят по окончании монтажа земснаряда.

Обстройку монтируют после размещения всего оборудования и трубопроводов в машинном зале. Работу начинают с раскладки и прихватки торцовых уголков нижней обвязки (по корме) по размет­ ке, выполненной в соответствии с чертежом. Одновременно выкла­ дывают и продольные уголки.

Затем монтируют торцовую стену из щитов с одновременной установкой угловых щитов продольных стен для придания устойчи­ вости обстройке. После закрепления болтов, соединяющих щиты между собой и с нижней обвязкой, устанавливают и крепят торцо­ вую стропильную ферму крыши и закрепляют концы продольных уголков обвязки.

Далее монтируют стены вдоль обоих бортов, одновременно уста­ навливая фермы крыши, затем торцовую стену обстройки и ставят рубку управления. По окончании монтажа ферм крыши подвеши­ вают двутавры кран-балки и саму кран-балку. Затем выполняют все столярные работы по настилу крыши, заделке фронтонов, на­ веске ворот, заделке проемов в местах прохода всасывающей и на­ порной труб, подгонке примыканий рубки управления и блоков высоко- и низковольтных распределительных устройств, которые устанавливают одновременно. Последними выполняют кровельные и стекольные работы.

Окрашивают земснаряд по окончании монтажа.

§52. Монтаж вспомогательного

игрунтового насосов

Перед монтажом следует убедиться в полной исправности на­ сосов. Для этого проводят их ревизию:

изучают паспорт и инструкцию по эксплуатации и монтажу на­

соса; частично расконсервируют насос, снимают антикоррозионную

смазку со всех внешних поверхностей и удаляют предохранитель­ ные заглушки;

тщательно осматривают узлы и детали с целью установления комплектности насоса и обнаружения погнутых и отколотых внеш­ них деталей, наличия трещин на станине и основных деталях, ржав­ чины и помятостей на вращающихся и крепежных деталях;

проверяют состояние шейки вала, защитной втулки и ступицы рабочего колеса, устанавливают, нет ли ржавчины и задиров, про­ веряют состояние смазки подшипников путем снятия крышек под­ шипников или вывертывания масленок, легкость и плавность враще­ ния вала;

170


проверяют затяжку всех болтов и шпилек крепления крышек бронедисков, уплотнений подшипниковых стоек, самих подшипни­ ков и кольцевых гаек и т. д. Ослабевшие болты и шпильки подтяги­ вают и вновь проверяют легкость и плавность вращения на слух, определяя наличие задеваний рабочего колеса за уплотнения.

У грунтовых насосов, не прошедших заводские испытания под нагрузкой, дополнительно проверяют правильность зазоров между рабочим колесом, бронедисками, уплотнительным кольцом и тор­ цом рабочего колеса.

Вспомогательные и грунтовые насосы монтируют в соответствии с рабочими чертежами установки. С электродвигателями их соеди­ няют на бетонном фундаменте (в капитальных насосных, перекачи­ вающих станциях) или на фундаментных рамах. Перед монтажом тщательно проверяют качество сварных швов продольных и попе­ речных элементов фундаментных плит и косынок жесткости. Тре­ щины сварных швов в элементах фундаментных рам не допуска­ ются. Исправляют швы в соответствии с техническими условиями на изготовление металлоконструкций. К,роме того, проверяют соот­ ветствие рамы сборочному и установочному чертежам. Все плиты для крепления станины насоса должны лежать в одной горизонталь­ ной плоскости, а плиты для крепления двигателей в плоскости, па­ раллельной ей. Проверку производят уровнем в двух взаимно пер­ пендикулярных направлениях.

При монтаже особенно тщательно выполняют крепление конст­ рукций корпуса установки к раме. Болты должны быть хорошо за­ тянуты с установкой контргаек.

После установки насоса и двигателя на фундаментную раму их валы центрируют: ось одного вала должна быть продолжением оси другого по одной прямой. Для упругих муфт диаметром 300—500 мм допускается взаимный перекос осей вала, не превышающий 0,2 мм на 1 м длины вала, для зубчатых муфт — 1 мм. Взаимное парал­ лельное смещение валов для упругих муфт не должно превышать 0,1 мм; для подвижных зубчатых — 0,8 мм.

Для компенсации осевых люфтов зазор между торцами полумуфт диаметром 300—500 мм должен быть в пределах 4—7,5 мм. По окончании центрирования гайки фундаментных болтов фикси­ руют контргайками. Устанавливают пальцы полумуфт, их гайки шплинтуют; зазор между резиной амортизатора и поверхностью отверстия не должен превышать 0,3—0,6 мм.

Надежная работа вспомогательного и грунтового насосов зави­ сит от качества монтажа их всасывающей и напорной линий. Нару­ шение герметичности всасывающей линии ведет к подсасыванию воздуха, что затрудняет или делает невозможным запуск агрегата и снижает производительность насоса. Неплотности стыков и арма­ туры на напорной линии вызывают утечку воды в машинный зал под большим напором, что требует немедленной остановки агрегата и ремонта линии.

Поэтому перед монтажом все патрубки, фасонные части компен­ сатора, обратный клапан и задний сальниковый шарнир тщательно

171