ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
Однако, являясь функциями случайных величин, значения иссле дуемых характеристик сами становятся случайными. Для того чтобы количественно оценить вероятность выполнения требова ний в отношении характеристики у, необходимо знать возмож ное рассеивание этой характеристики при заданных допустимых пределах изменения аргументов х{. Подобного рода задачи в некоторых случаях могут быть решены с помощью методов ли неаризации функций случайных аргументов. Так, если функция (3.1) линеаризуется в области практически возможных значений всех аргументов хи то параметры распределения характеристи ки у могут быть определены следующим образом:
|
у ср(лу, Х % |
Хл), |
|
(3.2) |
||
df |
п |
df |
|
y ~ TipX ?Xj> (3.3) |
||
L + 2 |
|
|||||
dX! |
|
ю |
||||
/=1 |
|
|
|
|
|
|
где xv о^,..., Xj, |
z2Xl,...,xn, |
°хп —средние |
значения |
и |
дисперсии |
|
аргументов; |
|
и дисперсия |
исследуемой |
характе |
||
у, ау — среднее значение |
||||||
ристики; |
|
|
|
|
|
|
ГД — коэффициент корреляции аргументов хг-, Xj. |
когда аргу |
|||||
Особенно простой вид принимают формулы (3.3), |
||||||
менты хи х2.......хп не коррелированы, |
Г^ = 0 при i=f=j или, когда |
|||||
1Д=1. |
|
|
|
|
|
|
Определив цараметры распределения исследуемой характе ристики у и зная закон ее распределения, можно произвести ко личественную оценку вероятности требований, предъявляемых к
данной характеристике: |
|
Я = Вер{г/>г/тр), |
(3.4) |
т. е. решить задачу количественной оценки надежности исследу емой системы (узла, элемента).
Для определения показателей надежности изложенным мето дом необходимо знать закон и параметры его распределения каждого из аргументов xit влияющих на исследуемую характе ристику у, а также закон и его параметры исследуемой характе ристики у, определяющей работоспособность системы (узла, элемента). Иногда трудно применить предлагаемый метод из-за отсутствия этих сведений. Однако во многих случаях можно при нять нормальный закон распределения аргументов Хг и характе ристики у. На основании принятых допущений и требований технических условий к значениям аргументов Хг параметры рас
пределения последних' могут быть определены следующим обра зом:
4 |
533 |
97 |
|
|
— если поле допуска Ах, аргумента х, задано техническими
условиями или чертежом симметрично относительно |
номиналь |
||
ного значения х*‘н, то |
|
(3.5) |
|
х,*— Хг*н; |
|||
2 |
/ДXi \2 |
(3. 6) |
|
0х' = |
1 Г ’ |
||
|
где za— квантиль нормального распределения нахождения ар гумента Х{ с вероятностью а в пределах установленного допу ска Ах,-;
■— если поле допуска Ах* аргумента х,- задано односторонне
относительно номинального значения х,л (в сторону |
соответст- |
|
венно «+ » или «—»), то |
|
|
Xl ~ Xtn + |
Д-*ч> |
(3.7) |
|
|
(3.8) |
В каждом конкретном случае оценка вероятности а должна производиться на основе анализа достоверности методов контро ля величин х*. Если аргумент х, в формуле (3.1) является поп равочным коэффициентом, то параметры его распределения оп ределяются по формулам
|
**чпах “Ь -^mln . |
|
(3.9) |
Х‘ |
2 |
|
|
|
|
||
д2 |
(-^max -^mln)^ |
, |
(3. Ю) |
|
2 |
|
|
где хтах, Хщщ — соответственно минимально и максимально воз
можные величины аргумента х,-, |
выбранные на |
основании спра |
||||
вочных данных. |
|
|
|
|
|
|
Определив по формулам (3.2), (3.3) параметры закона |
рас |
|||||
пределения исследуемой характеристики |
у, можно оценить на |
|||||
дежность системы (узла, |
элемента) в соответствии с уравнени |
|||||
ем (3.4). При нормальном распределении этой |
характеристики |
|||||
уравнение (3.4) принимает вид |
|
|
|
|
||
|
+оо |
(У |
.Утр)2 |
|
|
|
Р = ---- W |
f e |
|
Ц |
dy = F0(U), |
(3.11) |
|
Qy У Z71 |
J |
|
|
|
|
|
^тр
где F0(U) — нормированная функция нормального распределе ния.
Безусловно, что точность и достоверность получаемых при проектировании расчетных показателей надежности исследу
98
емых систем (узлов, элементов) в значительной степени опреде ляются точностью и достоверностью исходных данных. Опре деленные погрешности при расчетах неизбежны. Однако следует иметь в виду, что результаты расчетов могут быть проверены и откорректированы уже на ранней стадии производства исследу емых систем (узлов, элементов) по фактическим данным о рас сеивании характеристик.
3.3. Обеспечение надежности самолета в процессе серийного производства
Работы по созданию нового самолета не ограничиваются выполнением проектных работ, постройкой опытных образцов изделия, проведением лабораторных и летных испытаний. Про должением процесса проектирования с учетом требований серий ного производства и эксплуатации является конструктивно-тех нологическая доводка. Необходимость совершенствования конст рукции изделий вызывается спецификой опытного производства. В процессе проектирования и создания опытного' образца, в первую очередь, решаются вопросы обеспечения необходимых летно-технических характеристик самолета. К моменту оконча ния летных испытаний самолета вносится большое количество конструктивных изменений. Необходимость большого количест ва изменений становится ясней только к концу испытаний и ана лиза полученных при этом данных. Поэтому в процессе запуска самолетов в серийное производство производится конструктивно технологическаяотработка. Процесс конструктивно-технологи ческой отработки и подготовки серийного производства самолета необходимо максимально использовать для повышения показа телей его надежности и ресурса.
Повышение надежности самолета на этом этапе достигается в результате значительного улучшения его производственной,
эксплуатационной и ремонтной технологичности, |
продолжения |
и расширения объема начатых ранее ресурсных |
испытаний, ис |
следований действительных условий и режимов работы и нагру зок элементов конструкции планера, силовых установок, агрега тов их оборудования и систем, уточнения технических условий и программ испытаний готовых агрегатов. В процессе совершен ствования конструкции проводят анализ всех систем и элемен тов конструкции планера, силовых установок и оборудования самолета с точки зрения обеспечения технологичности, надежно сти и удобства эксплуатации. Кроме этого, в этот период реша ются многие вопросы рационального размещения оборудования, коммуникации, их увязки с элементами конструкции планера са молета. Важным средством увязки чертежей является плаз-чер теж в натуральную величину, выполненный с высокой точностью на жестком носителе размеров. Плаз предназначается для увяз ки сложных контуров самолета с деталями внутреннего набора.
4* 99
Параллельно с плазовыми работами ведется разработка техно логии монтажных работ. При этом необходимо обращать внима ние на выбор баз, относительно которых должны фиксироваться агрегаты силовой установки, системы управления, топливной и гидросистем, связанные трубопроводами.
Окончательную отработку сложных пространственных эле ментов всех систем целесообразно проводить на макете самоле та или головном самолете. Это позволяет изыскать еще более простые решения компоновки агрегатов, монтажа элементов коммуникаций, сократить число соединений, повысить эксплу атационные качества самолетов. Монтажные работы на макете следует производить строго в соответствии с чертежами. Обна руженные при этом недостатки конструкции, снижающие каче ство и надежность изделия, должны устраняться. На макете ус танавливается все оборудование и приборы для отработки мон тажей. По мере отработки монтажей должны быть изготовлены эталоны всех элементов систем (трубопроводы, электрожгуты, коллекторы и т. д.). Эти детали в дальнейшем используются при изготовлении всей заготовительной, монтажной и контрольной оснастки. Отработку монтажей целесообразно производить по зонам.
В процессе подготовки производства и в ходе серийного производства целесообразно продолжать лабораторные иссле дования и испытания агрегатов и систем самолета. Необходи мость в проведении этих исследований и испытаний объясняется рядом причин. Во-первых, в процессе проектирования и построй ки опытного образца самолета не всегда удается в желательном объеме провести необходимые испытания. Кроме того, в процес се летных испытаний, конструктивно-технологической отработки самолета вносится целый ряд конструктивных и технологических изменений, которые требуют лабораторной проверки. Необходи мо также углубить и расширить исследования нагрузок и усло вий работы элементов конструкции планера, силовых установок, агрегатов оборудования и систем. Во-вторых, необходимость испытаний объясняется большими разбросами результатов ис пытаний. Испытания одного или даже нескольких образцов не всегда могут отражать действительную картину надежности из делий. Для принятия решения и разработки рекомендаций не обходимо провести максимально большее количество испытаний. В-третьих, проведение исследований и испытаний необходимо для выявления причин отказов в процессе серийного производ ства и эксплуатации первых партий серийных самолетов. Пери одические лабораторные испытания в процессе серийного произ водства необходимы также для проверки стабильности произ водства.
В процессе серийного производства целесообразно проводить испытания агрегатов и жизненно важных систем, от надежной работы которых зависит безопасность полетов и эффективность
100