Файл: Соломонов, П. А. Надежность планера самолета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

надежности изделий является повышение надежности его составных элементов. Одним из путей повышения надежности авиационной техники является совершенствование методов рас­ чета на базе проведения научных исследований, испытательных

иисследовательских работ и использования опыта эксплуатации

иремонта. Важное значение в обеспечении надежности каждого элемента конструкции имеет правильный выбор материала и конструктивных форм в зависимости от условий работы элемен­ та, нагрузок и факторов, определяющих его износ или разруше­ ние. Большинство деталей и агрегатов самолетов подвергаются механическому истиранию, тепловому разрушению, разрушениям от статических ударных, динамических вибрационных нагрузок,, подвергаются коррозии и действию других факторов. Примене­

ние при изготовлении агрегатов и деталей планера самолета, силовых установок, агрегатов оборудования и систем высоко­ прочных материалов, обладающих повышенной чувствительно­ стью к концентрации напряжений и колебаниям в технологиче­ ском процессе при усложнении спектра нагрузок, .увеличении срока службы, интенсивности эксплуатации, требует повышенно­ го внимания, а зачастую и нового подхода к проектированию силовых конструкций.

Поэтому одним из обязательных условий обеспечения надеж­ ности конструкции является правильный выбор материалов.. Кроме учета механических, электрических, химических и терми­ ческих свойств материалов, необходимо учитывать также посто­ янство их свойств. Особое внимание необходимо, когда выбор материала определяется комбинацией механических, физических и электрических свойств. Следует тщательно оценивать предпо­ лагаемые условия работы материала, детали, элемента или са­ молета в целом, а также влияние способа обработки на свойства материала.

Успехи авиационной техники были всегда связаны с прогрес­ сом в области изыскания более прочных, стойких и легких ме­ таллических, а также неметаллических материалов.

Требования, предъявляемые к материалу, в зависимости от условий его работы, характера механического нагружения, тем­ пературы и воздействия среды могут быть различными. Для изготовления, например, лонжеронов самолета требуется мате­ риал, обладающий большой жесткостью и статической прочно­ стью; валы авиационных двигателей изготовляются из матери­ ала, хорошо сопротивляющегося ударному и знакопеременному нагружению; для лопаток газовой турбины реактивного двига­ теля требуется материал высокой жаропрочности; при изготов­ лении подшипников авиадвигателя используется антифрикцион­ ный материал, не дающий при эксплуатации большого износа и обеспечивающий нормальную смазку. В связи с развитием жид­ костных реактивных двигателей появилась необходимость в ма­ териалах, стойках к действию сильных кислот, например,

8Т


азотной.

Для обшивки самолета

применяют прочный легкий

материал,

хорошо сопротивляющийся

действию

атмосферных

условий

(температуры, дождя, росы,

морской воды).

Для

ряда летательных аппаратов надо

применять

материал,

ко­

торый выдерживал бы большие напряжения и

имел высокие

характеристики термо- и жаростойкости.

 

 

 

Целый ряд деталей самолетов и авиационных двигателей из­ готовляется из пластических материалов, которые должны обла­ дать специальными свойствами: прозрачностью, электроизоля­ ционными качествами, малой теплопроводностью, высокими функциональными свойствами, эластичностью и непроницаемо­ стью для жидкостей и газов, высокой механической стойкостью. К таким материалам относятся плексиглас, стеклотекстолит, гетинакс, полиэтилен, полистирол, пенопласты, асботекстолит, по­ лихлорвинил, фторопласт, резина, дельта-древесина и др.

Все приведенные выше примеры показывают, что в настоя­ щее время характерно резкое дифференциальное применение материалов в зависимости от конкретных условий эксплуатации.

Свойства

материала нельзя рассматривать

изолированно,

без учета условий эксплуатации. Конструктивная

углеродистая

сталь, например, является

хорошим материалом

для деталей,

работающих

в условиях

обычных температур

и статического

нагружения,

но она не может быть использована

для изготов­

ления деталей, подвергающихся динамическому или знакопере­ менному нагружению, а также для деталей, работающих при высоких температурах, так как их прочность в этих условиях не­ достаточна. Магниевые сплавы рекомендуется использовать для деталей, работающих в обычных атмосферных условиях. Одна­ ко при воздействии, например, морской воды они быстро разру­ шаются, поэтому без специальной защиты применяться не мо­ гут. Следовательно, при изучении свойств металлов и сплавов надо учитывать условия эксплуатации, т. е. характер механиче­ ского нагружения изделия, температуру, состав и свойства внеш­ ней среды.

Кроме перечисленных выше широко распространенных ме­ таллов и сплавов, получены и используются новые металлы и сплавы. В последние годы нашли практическое применение ти­ тан, ниобий, хром, молибден, вольфрам. Разработка сплавов на их основе была одним из основных условий нового качественно­ го скачка авиационной техники. В современных конструкциях летательных аппаратов находят все большее применение неме­ таллические материалы. Разработанные в последние годы на ос­ нове эпоксидных, кремнийорганических, полиэфирных смол но­ вые стеклопластики и их модификации отличаются повышенной теплостойкостью, а по удельной прочности превосходят многие высокопрочные авиационные стали и сплавы. Пластмассы все шире используются как заменители дефицитных бронз и лату­ ней, а в ряде случаев качественных сталей. Одновременно пла­

88


стмассы благодаря целому ряду присущих им особых свойств во многих случаях являются не заменителями, а вполне само­ стоятельными высокоценными материалами. Примером могут служить десятки тысяч различных деталей самолетов, изготов­ ленных из конструкционных пластических масс, органического стекла и резины.

В последнее время нашли применение композиционные ма­ териалы. Это гетерогенная структура, состоящая из двух разно­ родных композиций: матриц, заполняемых волокнами из раз­ личных материалов, и наполнителя (например, бора или стекло­ волокна) .

Переход к высокопрочным и композиционным материалам приводит к снижению массы и увеличению прочностных характе­ ристик конструкций. Применяя материалы нового типа — ком­ позиционные материалы — в ближайшие годы реально можно будет увеличить прочность и жаропрочность в несколько раз. Для повышения эксплуатационных характеристик материалов в процессе проектирования должна быть предусмотрена антикор­ розионная защита от фретинга, должны также использоваться покрытия, улучшающие электропроводные, теплопроводные и антифрикционные свойства, назначаться технологические при­ емы, повышающие механические характеристики материалов (поверхностный наклеп, термическая обработка, напыление твер­ дых сплавов и т. д.).

Кроме выбора материала, большое значение имеет примене­ ние известных принципов проектирования с учетом обеспечения необходимой надежности. Одним из таких принципов является проектирование' -конструкций повышенной надежности. При этом даже самая низкая надежность элементов конструкции должна быть выше требуемой надежности всей конструкции. Однако использование этого принципа ведет к значительному утяжелению конструкций. И все же для некоторых элементов конструкции (лопасти вертолетов, лопатки компрессора, турбин двигателей и т. д.) этот принцип является одним из обязатель­ ных. Другим важным условием /конструирования является соз­ дание силовых конструкций, рассчитанных на безопасное разру­ шение. К такому типу относятся статически неопределимые конструкции, имеющие несколько основных силовых элементов, воспринимающих нагрузки. В случае разрушения или поврежде­ ния каких-либо элементов в конструкциях такого типа нагруз­ ки воспринимаются другими элементами. Этот тип конструкции обычно применяется в жизненно важных агрегатах, подвержен­ ных действию переменных нагрузок сложного спектра. Наибо­ лее характерным примером таких конструкций являются многолонжеронные конструкции крыльев и фюзеляжей самолетов.

В некоторых случаях используют принцип создания силовых конструкций со «слабым» звеном. «Слабый» элемент должен быть выбран таким образом, чтобы разрушение его происходи-

89



до медленно и легко поддавалось контролю. Появление повреж­ дений этих элементов указывает на снижение прочностных ха­ рактеристик основных агрегатов конструкции. Следовательно, при появлении повреждений необходимо более тщательно конт­ ролировать состояние основных силовых элементов конструкции. Многие ответственные силовые конструкции могут быть выпол­ нены со встроенной сигнализацией, извещающей о нарушении целостности их элементов. В качестве примера можно привести

•сигнализацию, предупреждающую о появлении усталостных трещин в лонжероне несущей лопасти вертолета. Лонжерон ло­ пасти несущего винта имеет полую конструкцию. Полость лон­ жерона заполняется воздухом под небольшим избыточным дав­ лением и через манометр сообщается с сигнализатором. При появлении усталостной трещины в лонжероне давление в поло­ сти падает и загорается красная лампочка сигнализатора.

В некоторых случаях на труднодоступные элементы конструк­ ции может быть наклеена изолированная от конструкции прово­ лока, имеющая статическую выносливость, близкую к статиче­ ской выносливости этих элементов. Используя специальные выводы, можно «прозванивать» эти проводники и таким обра­ зом контролировать состояние элементов конструкции.

Для надежной работы элемента конструкции очень важен выбор его конструктивных, геометрических форм. Элементы кон­ струкции или системы по возможности должны быть равнопроч­ ными и свободными от концентраторов напряжений. Так как в большинстве случаев этого добиться не удается, элементам при­ даются формы, смягчающие действие концентраторов напря­ жений.

Большое значение для обеспечения надежности имеет выбор оптимальной схемы систем изделия. Схема по возможности должна быть наиболее простой. Элементы системы должны быть рассчитаны на работу в условиях, обеспечивающих их нормаль­ ное, надежное функционирование (ударные нагрузки, вибрации, температура, ее перепады, давление, его перепады, влажность и т. д.). Большое внимание должно быть уделено оптимальным температурным режимам, распределению температурных полей, разработке систем охлаждения.

При разработке систем целесообразно предусмотреть на­ стройку и контроль объективными и по возможности автомати­ зированными средствами. С этой целью системы снабжают спе­ циальными отводами для присоединения аппаратуры настройки и контроля. Во многих случаях необходимо предусматривать самоконтроль и самонастройку систем, выдачу информации

орежимах работы и возникших неисправностях, а иногда даже

ипрогнозирование возможных отказов.

При конструировании важен выбор допусков, обеспечиваю­ щих безотказную работу элементов систем в течение заданного периода работы. К ним относятся допуски на геометрические

90