ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
онных нагрузок на элементы конструкции планера в местах установки агрегатов оборудования, а также самих агрегатов оборудования в настоящее время является экспериментальный метод.
Целью измерения колебаний, как правило, является следую щее:
—количественное определение характеристик колебаний (амплитуд, частот, виброперегрузок);
—выявление режимов с повышенными колебаниями и разра ботка рекомендаций по устранению этих колебаний;
—оценка допустимости колебаний из условий обеспечения прочности основных агрегатов самолета;
Рис. 53. Примерная схема размещения измерительной аппаратуры на са молете МиГ-21 в процессе испытаний эксплуатационной надежности:
/—вибродатчик перегрузок АВ-44; 2—осциллограф К12-21; 3—осциллограф СД-51; 4—
датчик давления |
МРД-8; 5—переходный блок АВ-44; б—электрочасы МЧ-62; 7—уси |
|
лительный блок |
АВ-44; 8—блок РУ-11М; 9—батарея СЦС-5; 10—датчик давления |
|
ТД-19; 11—датчик |
давления |
МРД-14; 12—приемник давления; 13—датчик перегрузок |
МП 66; |
14—термос; |
15—термопары УД-99-10; 16—термопары ТМК |
— оценка параметров колебаний в местах размещения авиа ционного оборудования и накопление статистического материа ла для уточнения действующих норм по испытанию механиче ской надежности (вибропрочности и виброустойчивости) агре гатов оборудования в лабораторных условиях.
Измерять вибрации целесообразно в местах установки агре гатов оборудования, на приборных досках в кабине, на элемен тах конструкции хвостового оперения, в двигательном отсеке (рис. 54). Для определения характеристик вибраций агрегатов оборудования вибродатчики можно устанавливать как в местах крепления на конструкцию самолета этих агрегатов, так и на самих агрегатах. Тензодатчики для измерения нагрузок следует наклеивать на основные элементы конструкции планера и шас си, от которых зависит статическая прочность и статическая вы носливость, а также на элементы конструкции, подвергающиеся значительным динамическим нагрузкам, на основные силовые элементы крыла, оперения, фюзеляжа, на узлы крепления кры ла и оперения к фюзеляжу, на силовые тяги управления само
117
летом, на элементы конструкции шасси. Напряжения необходи мо измерять также и на элементах конструкции планера самоле та, подверженных значительным вибрационным нагрузкам. К таким элементам относятся обшивка канала всасывания, об шивка фюзеляжа в плоскости вращения винтов, элементы хвос тового оперения и т. д. (рис. 55). Кроме измерения вибраций и напряжений (нагрузок) в процессе испытаний эксплуатационной надежности самолета целесообразно измерять переменные и монтажные напряжения в трубопроводах (рис. 56), давление и
Рис. 54. Примерная схема установки вибродатчиков на |
самолете |
в процессе испытаний эксплуатационной надежности |
самолета |
температуру гидросмеси, величину поддавливания в топливных баках, температуру в отсеках двигателя, а также элементов конструкции планера и агрегатов оборудования и другие пара метры.
При выявлении недопустимо высоких температур изменяется система обдува или производится защита агрегатов и деталей от воздействий высоких температур. Измерение температур, как правило, целесообразно производить по зонам установки агрега тов оборудования и систем. В процессе летных измерений сле дует непрерывно вести запись скоростей, высот полета и пере грузок в центре тяжести самолета. Кроме того, при измерениях нагрузок на органы управления необходимо измерять углы от клонения рулей и угловые скорости вращения самолета, а при измерениях нагрузок на шасси — перемещения штоков аморти заторов. Записи всех параметров должны быть синхронизиро ваны.
:118
Насыщенность современных самолетов агрегатами электро-, радио- и приборного оборудования привела к значительному увеличению влияния на надежность всего самолета надежности агрегатов оборудования и их систем. В связи с этим при прове дении испытаний эксплуатационной надежности самолета долж ны проводиться исследования нагрузок и уловий работы агре гатов оборудования и их систем. Так, у агрегатов электрообору
дования измеряется давление воздуха в отсеках установки агре гатов, температура, вибрации и перегрузки, определяются параметры работы источников и потребителей энергии (при из менении режима работы двигателя), изменения нагрузки. Осо бенностью исследований радио- и радиотехнического оборудова ния является необходимость широкой проверки состояния амор тизации его агрегатов и блоков. Все эти исследования должны проводиться в необходимом объеме в процессе испытаний эксп луатационной надежности самолетов.
Программа полетов при исследовании нагрузок и условий работы авиационной техники должна быть составлена так, что бы в процессе эксплуатации были охвачены все возможные ва
П»
рианты использования данного |
типа самолета |
(вертолета). |
|
В начале испытаний измеряются |
напряжения в элементах кон |
||
струкции планера, вибрации, температура элементов |
конструк |
||
ции планера самолета и его оборудования, темпы |
отклонения |
||
рулей, угловых скоростей вращения самолета, |
нагрузки при |
взлетах и посадках, исследуются условия работы и нагружения оборудования. В дальнейшем измеряется повторяемость пере грузок в центре тяжести самолета для получения статистических данных о повторяемости перегрузок в зависимости от налета. Другие параметры измеряют по мере необходимости для уточ-
Рис. 56. Принципиальная схема участка гидравлической системы (— места установки тензодатчиков) на трубопроводы
нения нагружения отдельных элементов конструкции планера, узлов и агрегатов оборудования самолета и его силовой установ ки. По данным измерения нагрузок, действующих на элементы конструкции планера, уточнения повторяемости перегрузок и оценки особенностей эксплуатации данного типа самолета про изводится расчет статической выносливости элементов конст рукции планера и уточнение минимального срока службы пла нера самолета. На основании этих данных разрабатываются рекомендации по повышению эксплуатационной надежности и установлению технического ресурса планера самолета. По ре зультатам исследований нагрузок и условий работы оборудова ния и систем составляются программы длительных ресурсных испытаний. При анализе материалов этих испытаний должны уточняться программы лидерных испытаний, разрабатываться рекомендации по повышению надежности и технического ресурса оборудования и систем самолета.
Испытания эксплуатационной надежности проводятся, как правило, в два этапа. Налет самолетов в течение первого этапа не должен превышать 80—90% уточненного минимального тех нического ресурса планера самолета.
Большой объем работ в процессе испытаний выполняется по силовой установке. Программа летных испытаний должна быть составлена так, чтобы силовая установка работала в наиболее
120
тяжелых условиях при выполнении различных элементов поле та. При этом должна быть предусмотрена оценка устойчивости работы двигателей на различных режимах работы, а также на дежный запуск их в воздухе. В процессе летных испытаний не обходимо постоянно записывать режим работы двигателей, а также вести запись параметров, характеризующих нагрузки и условия работы агрегатов силовой установки, режимы их рабо ты. При наземных исследованиях измеряются геометрические размеры входного устройства двигателей, проверяется состояние обшивки каналов всасывания, техническое состояние и работо способность выдвижного конуса, противопомпажных створок и блокировки рычага управления двигателем по числу М, опреде ляется техническое состояние агрегатов силовых установок, кро ме того, они испытываются на стендах.
Большое значение в обеспечении безопасности полетов имеет надежность системы управления двигателем. Поэтому в процес се испытаний эксплуатационной надежности самолетов должны проводиться работы по определению надежности агрегатов уп равления, шарнирных и подвижных соединений, тяг управления, а также проверка жесткости системы. В процессе наземных ра бот должны проверяться жесткость управления, усилия на рыча гах, силы трения.
Надежность пусковой бензосистемы определяют при провер ке ее герметичности, измерениях поддавливания в бензобачке, давления бензина за электропневмоклапаном, а также при запу ске двигателей.
В процессе испытаний определяют надежность кислородной подпитки двигателей. Проверяется герметичность системы, а также надежность включения и работы. Кроме включений сис темы кислородной подпитки в воздухе, целесообразно предусмот реть многократное включение системы на земле.
При испытаниях эксплуатационной надежности оценивают надежность парашютно-тормозной системы и шасси. Для этого производится запись посадочной скорости, скорости в момент
выпуска тормозного парашюта, в момент начала |
торможения, |
перегрузок пу и пх при взлете и посадке, времени |
уборки и вы |
пуска шасси, амплитуды колебаний передней стойки шасси, дав ления в амортизационных стойках, нагрузок на стойки шасси и элементы конструкции планера и другие параметры. При лет ных испытаниях должны производиться аварийный выпуск и аварийное торможение. В процессе наземных испытаний измеря ется величина схода колес, люфтов в подвижных соединениях шасси, диаметры и ширина покрышек, степень износа протек тора, исследуется техническое состояние агрегатов и деталей парашютно-тормозной системы и шасси. В гидросистемах опре- » деляются основные их характеристики, спектры частот колеба ния жидкости в трубопроводах и вибрации трубопроводов, изме ряются фактические величины напряжений в трубопроводах,
121