ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
1.3. Нагрузки и условия работы в полете агрегатов оборудования и систем самолета
К числу факторов, оказывающих влияние на надежность агрегатов оборудования и систем, в первую очередь, относятся механические нагрузки. Различают три вида механических на грузок: ударные нагрузки, вибрации и перегрузки. Под ударом понимают мгновенное приложение силы к агрегатам с последу ющим изменением скорости в течение короткого промежутка времени. Вследствие удара возникают колебания деталей с за тухающей амплитудой и собственной частотой. Процесс удара протекает в течение миллиили микросекунд. Его разделяют на две фазы — сжатие и восстановление. При сжатии центры тя жести элементов конструкции сближаются и кинетическая энер гия внешних сил переходит в потенциальную энергию деформа ции узлов и деталей. При восстановлении потенциальная энер гия упругой деформации преобразуется в кинетическую энергию отдельных элементов.
В упругих конструкциях возникают колебания с затухающей амплитудой на собственной частоте колебаний конструкции. Амплитуда колебаний отдельных узлов может быть значитель ной, достигать нескольких миллиметров и даже сантиметров (при резонансных и квазирезонансных явлениях).
При ударах в хрупких материалах конструкции появляются изломы и трещины. Кроме того, ускорения, вызываемые уда ром, передаются на все элементы конструкции и прочностные свойства отдельных узлов и деталей изменяются. В неупругих конструкциях в результате удара возникают деформации конст руктивных элементов. Ударные нагрузки на агрегаты оборудо вания и систем возникают в основном при посадках. При этом величина перегрузки может достигать 20 g. Это приводит к воз никновению внутренних напряжений в деталях и узлах и в конечном счете к снижению их прочности, а также нарушению1 надежности сочленения деталей.
Ударная нагрузка представляет собой случайную величину,, непрерывно изменяющуюся во времени, и для нее можно полу чить кривую распределения.
Вотличие от ударных нагрузок вибрационные нагрузки, сравнительно постоянны на определенных режимах полета и ре жимах работы двигателей.
Взависимости от режима полета и режима работы двигателя частота вибраций изменяется и отдельные узлы и блоки или элементы могут попадать в резонанс с возбуждающими коле баниями и приводить к быстрому преждевременному выходу из строя деталей и элементов оборудования.
Взависимости от конструкции отдельные детали агрегатов оборудования и систем могут испытывать вибрации с частотами до 5000 Гц. Амплитуды вибраций, как правило, невелики. Толь
21
ко на некоторых типах летательных аппаратов, например на вертолетах, амплитуда вибраций может достигать нескольких миллиметров.
Величина вибраций (диапазон частоты и величины амплитуд смещений) агрегатов зависит от типа самолета (вертолета) и
Рис. 12. Максимальные величи |
Рис. 13. Максимальные величи |
|
ны |
виброускорений оборудова |
ны виброускорений оборудова |
ния, установленного в хвосто |
ния, установленного на при |
|
вой |
части фюзеляжа легкого |
борной доске легкого самоле |
|
самолета |
та |
их силовых установок, а также от зоны (фюзеляж, крыло, хвос товое оперение, кабина), в которой они установлены. Вибрации
амортизированного оборудования |
происходят в диапазоне час |
|||||||
тот /=5-т-5000 Гц с амплитудами |
S = 24-0,00005 мм, неаморти |
|||||||
зированного |
оборудования с /=5-^2000 Гц, |
S = 2-^0,0001 мм |
||||||
(рис. 12, |
13, 14) . |
возникать |
|
|
||||
и |
Вибрации |
могут |
|
|
||||
под |
действием акустических |
|
|
|||||
шумов. Интенсивные акустиче |
|
|
||||||
ские поля с уровнем громкости |
|
|
||||||
140—160 дБ могут так же, как и |
|
|
||||||
механические вибрации, вызывать |
|
|
||||||
повреждения оборудования. Та |
|
|
||||||
кие акустические поля могут воз |
|
|
||||||
никать при работе мощных авиа |
|
|
||||||
ционных двигателей. |
|
|
|
|
||||
|
Кроме ударов и вибраций, на |
|
|
|||||
агрегаты |
|
оборудования |
и |
систем |
|
|
||
в |
полете |
действуют |
различные |
|
|
|||
ускорения, возникающие при вы |
Рис. 14. Максимальные вели |
|||||||
полнении |
летательным |
аппара |
чины виброускорений оборудо |
|||||
том различных эволюций. |
В отли |
вания |
легкого самолета |
чие от вибрационных сил, кото рые по направлению действия сил являются знакопеременными,
действие инерционных сил направлено в одну из сторон. Результат действия ударов, вибраций, а также сил инерции
принято выражать через ускорение. В этом случае действие
.22
внешних сил на агрегаты оборудования и систем характеризуют величиной ускорения /.
В ряде случаев воздействие внешних сил удобно характери
зовать не ускорением, а перегрузкой, |
под которой понимают |
отношение результирующего ускорения, |
испытываемого телом, |
к ускорению силы тяжести. |
|
Из определения следует, что |
|
= |
(1.3) |
S |
|
где п — перегрузка.
Таким образом, коэффициентом перегрузки можно характе ризовать действие всех сил: инерционных, ударных и вибраци онных.
При посадке сухопутные самолеты испытывают перегрузку, которая может быть приближенно определена по формуле
п = 2,6 |
4500 |
(1.4) |
|
G + 2500 |
|||
|
’ |
где G — полетная масса самолета в кг.
Таким образом, при посадке летательного аппарата агрегаты оборудования и систем могут испытывать перегрузку не менее 2,6 g, а при грубых посадках до 6—8 g.
Возбуждающие силы, возникающие в полете, по-разному дей ствуют на различные части летательного аппарата, поэтому принято считать, что в нем образуется вибрационное поле.
Основным источником этого поля являются авиационные дви гатели.
Кроме нагрузок от внешнего воздействия, детали и узлы аг регатов оборудования и систем испытывают также высокие нагрузки от работы самих агрегатов.
Агрегаты систем современных самолетов при работе подвер гаются значительным нагрузкам. Так, обороты турбохолодиль ников системы кондиционирования кабины достигают 20—30 ты сяч оборотов в минуту, что приводит к высоким механическим и температурным нагрузкам их деталей, особенно подшипников. Значительным нагрузкам подвержены агрегаты других систем.
Гидравлические системы на современных летательных аппа ратах выполняют самые разнообразные операции; управление механизмами взлетно-посадочных приспособлений (шасси, поса дочных щитков и закрылков, тормозов колес и т. д.), управле ние механизацией входных и выходных каналов двигателей, открытие и закрытие створок люков, управление воздушными тормозами. В ряде случаев гидравлические системы применя ются для перемещения антенн радиолокационных станций и т. д. В системе управления летательным аппаратом гидравличе ские системы получили преимущественное применение. Все
23
большее применение находят комбинированные гидравлические и электрогидравлические агрегаты.
Гидравлические и топливные системы характеризуются высо кими рабочими давлениями жидкостей. Это вызвало увеличение нагрузок на детали агрегатов этих систем (рис. 15).
В настоящее время, как правило, применяются насосы пере
менной производительности, что вызывает пульсации |
давления |
в системах (рис. 16), а это, в свою очередь, приводит |
к увели |
чению переменных напряжений в трубопроводах. |
|
Рис. 15. График изменения переменных напряжений в тру бопроводах двигателя при его работе на земле:
/—*в основной гидросистеме; 2—в системе гидроусилителя
В условиях летной работы воздействие температуры на агре гаты оборудования и систем носит циклический характер. Мак симальная температура нагрева отдельных агрегатов, установ
ленных вблизи форсажных камер в двигательных |
отсеках, до |
||
стигает 250—300° С. За сравнительно короткий |
промежуток |
||
времени температура, окружающая |
агрегаты |
оборудования и |
|
систем, может изменяться от —50 до |
+50°С, |
а |
затем от +50 |
до —50° С. Наблюдаемая интенсивность перепадов температуры может быть самой различной и зависит от времени набора вы соты, скорости полета, размещения агрегатов на самолете и пе риодичности их включения в работу.
С точки зрения условий работы и подверженности воздейст вию внешних факторов агрегаты систем планера самолета, сило вых установок и оборудования можно разделить на четыре группы:
—агрегаты, установленные в герметической кабине;
—агрегаты, расположенные вне герметической кабины (в
крыле, фюзеляже и т. д.) и не подвергающиеся нагреву от двига теля и других агрегатов силовой установки;
— агрегаты, установленные в двигательных отсеках, отсеках, расположенных вблизи форсажных камер, а также агрегаты
24
систем, в которых циркулирует рабочая жидкость с относитель но высокими температурами;
— агрегаты, работающие в условиях искусственного климата. Приборы и агрегаты, установленные в герметической кабине, работают большую часть времени при температуре 20±5°С. При этом перепад температур при эксплуатации не превышает
обычно 60—70° С.
Агрегаты систем, размещенные внутри отсеков конструкции планера и не нагревающиеся от силовых установок и форсаж-
£ез расхода гидросмеси |
Прирадоте тормозными щитками |
||
\ |
|
|
I |
\ |
2&Р=13,2Н/см‘ |
0,1с |
2&Р=26,д н/см2 |
|
|
Г
f =330Гр
РСр=2172Н/смг
Рср=185Н/см2
Рис. 16. Осциллограмма с записью пульсации давлений в гидросистеме са молета
ных камер, в зависимости от места установки могут подвергать ся воздействию различных перепадов температур.
Наибольшему перепаду температур подвержены узлы и де тали, установленные снаружи или вблизи обшивки летательного аппарата, обдуваемой встречным потоком воздуха.
Агрегаты, не подверженные аэродинамическому нагреву или нагреву от силовых установок и форсажных камер, могут под
вергаться перепадам температур от +50° С перед |
взлетом до |
—50° С в полете и наоборот. Скорость изменения |
окружающей |
температуры при полетах со сверхзвзуковыми скоростями может достигать до 50° С в минуту (рис. 17).
Обеспечение больших скоростей и высот полета требует вы сокой энерговооруженности самолетов. С ростом мощностей си ловых установок увеличивается количество выделяемого ими тепла, усложняются температурные условия элементов конст рукции и оборудования самолетов, ухудшаются их характери стики.
Особенно большие температуры возникают в отсеках двига телей и форсажной камеры. Температура воздуха, обдувающего цилиндры управления реактивным соплом, может достигать 400° С и более. При опробовании двигателей на земле темпера тура в отсеках фюзеляжа, если там установлены двигатели,
25