ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
может также достигать больших значений (200° С ). Рабочая тем пература жидкостей гидравлических систем современных само летов достигает 10Q—120° С. Высокая температура агрегатов и рабочих жидкостей создает тяжелые условия работы оборудова ния, расположенного в этих отсеках и системах. В первую оче редь это сказывается на сроках замены уплотнений, нарушается герметичность соединений, рабочие жидкости при повышенных температурах претерпевают физические и химические измене ния. Изменения температуры и связанные с ними изменения гео-
Рис. 17. Изменение высоты полета Я, числа М и темпера туры Т в хвостовой части фюзеляжа в полете (M=V/a, где V—скорость полета; а—скорость звука; т—время поле та в секундах)
метрических размеров элементов и деталей систем авиационной техники приводят к изменению электрических параметров сис тем. Кроме того, с изменением температуры происходит измене ние механических характеристик материалов, применяемых в системах и агрегатах оборудования.
Быстрый рост перепада температуры воздействует на места сочленения деталей, узлов, устройств. Проявление этого воздей ствия тем более, чем значительнее отличаются температурные коэффициенты объемного расширения сочлененных и соединен ных деталей.
Частые перепады температуры и отклонения ее от допусти мой могут приводить к утяжелению режимов работы агрегатов из-за изменения физических свойств материалов, из которых из готовлены их узлы и детали.
Перепады температур могут быть и при хранении (стоянке) авиационной техники. Наблюдениями установлено, что при дли
26
тельном нахождении незачехленного самолета на солнце темпе ратура внутри отсеков превышает температуру окружающего воздуха:
— у самолетов с серебристым покрытием на 12—13° С;
— у самолетов, окрашенных в зеленый |
цвет, |
на 28—30° С. |
||
В ночное время |
(весной, |
летом, осенью и зимой) |
температура |
|
внутри отсеков |
самолета |
устанавливается |
равной |
температуре |
наружного воздуха.
Одним из факторов, оказывающих влияние на работоспособ ность агрегатов, является влажность. Резкие перепады влажно сти при эксплуатации, как правило, возникают в герметической кабине и ряде отсеков после взлета самолета в холодное время года. Перед взлетом агрегаты имеют температуру окружающей среды (если перерыв в полетах больше Зт, где т — постоянная времени нагрева агрегата). После взлета вследствие работы системы обогрева температура в герметической кабине устанав ливается на уровне 20±5°С.
В условиях высокой температуры и низкой влажности в соч ленения элементов конструкции планера, силовые установки, а также в агрегаты оборудования и систем авиационной техники неизбежно проникают пыль и песок. Пыль и песок могут прони кать в различные агрегаты авиационной техники. С увеличением высоты полета количество пыли быстро убывает. Однако в верхних слоях атмосферы может находиться значительное ко личество космической и вулканической пыли.
К числу климатических факторов, воздействующих на техни ку, относится также барометрическое давление. Высота полета современных летательных аппаратов достигает 10—25 км. При высотных полетах резко изменяется барометрическое давление. Изменение барометрического давления ухудшает ус ловия охлаждения аппаратуры, затрудняет герметизацию соеди нений, утяжеляет условия работы некоторых агрегатов оборудо вания. Влияние барометрического давления на работу аппарату ры может быть уменьшено при применении камер повышенного давления, которые дополнительно выполняют функции охлаж дения. Однако в некоторых случаях это неприемлемо, так как усложняет и утяжеляет аппаратуру. С ростом высот особенно резко ухудшаются условия работы гидросистем и гидроагрега тов. Вредное воздействие высоты на работу гидросистем сказы вается в следующем:
—ухудшается эффективность охлаждения агрегатов и дета лей из-за уменьшения массовой плотности воздуха и, как след ствие, из-за снижения его теплоемкости;
—понижается электрическая прочность изоляции электрогид-
равлических агрегатов; |
|
поддавливания в гид |
— возникает необходимость создания |
||
робачке для предупреждения |
кавитации |
рабочей жидкости на |
входе в насос. Применение |
системы поддавливания рабочей |
27
жидкости в гидросистеме, с одной стороны, ведет к увеличению ее массы, и, с другой стороны, введение нескольких дополнитель ных агрегатов может при определенных неблагоприятных ус ловиях снизить вероятность безотказной работы гидросистемы. Таким образом, увеличение высоты полета приводит к усложне нию условий работы отдельных агрегатов авиационной техники.
Перепад давлений является специфической особенностью эксплуатации агрегатов и деталей самолетов. Перепады давле ния создают дополнительные нагрузки на герметические узлы, что вызывает знакопеременные нагрузки в местах сочленений деталей. Низкое атмосферное давление может приводить к из менению параметров элементов, разрушению заливочных и гер метизирующих составов, ухудшению воздушного охлаждения. Разность давления внутри герметичных приборов и агрегатов приводит к нарушению герметичности, появлению трещин в ме стах сочленений деталей, образованию трещин в корпусах, герметизирующих замазках. При низком давлении летучие ве щества быстро испаряются и соответственно ухудшаются физи ческие свойства материалов. С увеличением высоты увеличива ется количество озона в атмосфере. Максимальная кон центрация озона обычно наблюдается на высотах 19,8—24,4 км. При соединении озона с влагой образуется перекись во дорода, которая оказывает вредное влияние на резину и пласт массы, приводя к их разрушению. Наиболее сильным будет воз действие озона при температуре 38°С, при наличии вибраций, высокой относительной влажности и концентрации озона, соот ветствующей высоте 20—25 км.
Большое влияние на надежность агрегатов оборудования и систем самолета оказывает изменение рассмотренных выше факторов, т. е. изменение окружающих условий работы и нагру зок (климатических, электрических, механических и т. п.). Ве личина и характер этих изменений в процессе эксплуатации но сит случайных характер.
При реальной эксплуатации агрегаты оборудования и систем подвергаются комбинированному воздействию ряда факторов, усиливающих или ослабляющих их действие.
1.4. Факторы, воздействующие на агрегаты планера, оборудования и систем самолета при хранении
Исправное состояние авиационной техники в значительной степени зависит от условий, в которых она находится между по
летами [1.29].
Большую часть времени летательные аппараты, агрегаты оборудования и систем подвергаются воздействию климатиче ских и биологических факторов. К климатическим факторам от носятся явления, которые обусловлены режимом погоды. Это
28
температура, влажность, давление, ветер, пыль, песок, солнеч ная радиация.
В эксплуатации повышенная температура может способство вать ухудшению свойств изоляционных материалов, изменению параметров различных устройств автоматики
Пониженная температура увеличивает хрупкость, вызывает значительные изменения физических и химических свойств не которых материалов.
Агрегаты оборудования и систем, установленных на самоле тах, подвергаются периодическому тепловому воздействию, обусловленному суточным изменением температуры воздуха, ре гулярным солнечным облучением и другим периодическим воз действиям.
Апериодическое тепловое воздействие обусловливается сме ной времени года или связано с перебазированием самолетов (перелетом на сравнительно длительный срок) из одного клима тического пояса в другой.
Изменения характеристик деталей и узлов и мест их сочле нений происходят от многократных периодических тепловых воздействий. Особое влияние на нарушение мест сочленений оказывают переходы температуры через 0°С. При этом интен сивность появления повреждений во многом зависит от разности между наивысшей и наинизшей температурами. Под действием температуры со временем, как уже отмечалось, уменьшается механическая прочность органических материалов, они стано вятся более хрупкими и в конечном счете разрушаются под действием вибраций и ударов.
Влажность также является одним из основных факторов, ока зывающих влияние на надежность агрегатов оборудования и систем. Количество влаги, находящейся в воздухе, зависит от географического расположения местности. По влажности геог рафические районы земного шара разбиты на зоны: полярную, тропическую, умеренную и зону пустынь. При этом, если на уровне земли средние значения абсолютной влажности для по лярных районов равны «*0,1 г/м3, то для тропических районов они достигают 27 г/м3. Влага, находящаяся в природе в раз личных состояниях (водяные пары, дождь, снег, лед, иней, ту ман, соляные брызги), проникает в агрегаты оборудования и систем через атмосферу в жидком, парообразном или твердом состоянии. Содержание влаги в атмосфере принято характери зовать относительной влажностью, выражающей отношение в процентах действительного содержания влаги в воздухе к пре дельному значению влажности.
Для разных географических районов значение относитель ной влажности колеблется от 30 до 100%. Относительная влаж ность подвергается значительным колебаниям как в течение го да, так и в течение суток. Хотя вода, выпадающая в виде осад
29
ков, по своему составу является |
более чистой |
в природе, все |
же она содержит около 0,034 г сухого остатка |
на 1 л. В состав |
|
этого остатка входят углекислые |
и сернистые |
соли кальция, |
магния, железа, хлористого натрия, органические и неорганиче ские частицы, а также растворенные газы воздуха (азот, кисло род, углекислый газ). В промышленных районах имеются при меси серной и сернистой кислот, образующихся при сжигании каменного угля, а также азота в виде аммиака и азотной кисло ты. Влага вызывает также химический распад масел и смазок. Наличие во влаге некоторых составляющих (солей, окислов и т. д.), увеличение температуры или одновременное воздействие этих факторов будет увеличивать скорость реакций.
При низких температурах влага, проникающая в материалы, будет замерзать и тем самым вызывать внутренние напряжения, а это в некоторых случаях может вызвать заклинивание движу щихся частей.
Атмосферное давление и его колебания являются фактора ми, оказывающими влияние на изменение технического состоя ния ряда агрегатов оборудования и систем. Правда, колебания атмосферного давления на земле и по величине, и по скорости значительно меньше колебаний его в полете.
При колебаниях атмосферного давления в герметических уз лах и приборах могут возникать дополнительные напряжения. Однако практически суточные колебания атмосферного давления не превышают ±30 мм рт. ст. и на надежность большинства аг регатов заметного влияния не оказывают.
Агрегаты оборудования и систем при стоянке самолетов между вылетами подвергаются воздействию ветра, пыли и пес ка. Ветер является активным переносчиком пыли, влаги и песка и способствует повреждению устройств. Частички пыли, легко переносимые ветром и имеющие малые размеры, проникают в агрегаты и приборы, попадают на трущиеся поверхности, что приводит к быстрому их износу, а в некоторых случаях — к зае данию подвижных деталей, засорению приборов и трубопрово дов систем. Особенно опасны пыль и песок для таких агрегатов
идеталей, которые не могут все время находиться в герметизи рованных корпусах, защищенных от атмосферного воздействия. Наземная пыль состоит из мельчайших обломков горных пород
иповерхности почвы, остатков растительных и животных орга низмов, растений, дыма промышленных предприятий, поднима
емых в атмосферу восходящими течениями и вихрями. Количе ство и степень загрязненности оценивается количеством пыли, находящейся в 1 м3 воздуха.
В зависимости от условий в воздухе может быть от 0,25 до 60 мг/м3 пыли. Размеры пылинок различны, но в среднем их размер равен 0,1—20 мк. Содержащиеся в пыли углекислые, сернокислые, хлористые и другие растворимые соли поглощают влагу из окружающего воздуха, слои пыли становятся хорошим
30