ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
6.7. Методы исследования деталей золотниковых пар авиационных топливных и гидравлических агрегатов
Практически все наиболее опасные с точки зрения надежной работы самолетных систем и авиационных двигателей отказы зо лотниковых пар распределительных устройств гидроусилителей и регулирующих устройств топливной аппаратуры вызываются внезапным повышением трения выше допустимого техническими условиями предела, что, как правило, сопровождается различ ного рода повреждениями трущихся поверхностей деталей [11].
Во многих случаях при проведении исследований техническо го состояния агрегатов отказавшей авиационной техники бывает необходимо определить характер и причину повреждения рабо чих поверхностей деталей золотниковых пар и степень повыше ния трения, сопровождающего образование повреждения.
При исследовании технического состояния любой золотнико вой пары, в первую очередь, определяется тип золотниковой па ры, агрегатов планера, оборудования и силовой установки само лета. Все цилиндрические пары топливных и гидравлических аг регатов, исходя из кинематических особенностей работы деталей (характера относительных перемещений и действующих нагру зок), можно разделить на три типа. Каждый тип характеризует ся свойственными ему причинами повреждения поверхностей де талей и повышения трения между ними. Поэтому определение типа золотниковой пары позволяет установить возможные при чины повреждения и повышения трения в золотниковой паре.
Первый тип — золотниковые пары регулирующих устройств с возвратно-поступательными перемещениями золотника, вос принимающего осевую нагрузку от пружин и давления рабочей жидкости (топлива). Характер относительных перемещений де талей таких пар зависит в основном от изменения давления ра бочей жидкости.
Особенность нагружения |
регулирующих |
золотниковых пар |
|
вызвана тем, что осевые нагрузки, как правило, |
приложены не |
||
по оси золотника, поэтому |
золотник находится |
относительно |
|
гильзы в перекошенном состоянии. На участках |
контакта дета |
||
лей могут возникать значительные удельные давления. |
|||
В процессе работы детали золотниковых |
регулирующих уст |
ройств непрерывно или периодически в результате изменяющего ся давления рабочей жидкости совершают относительно друг друга возвратно-поступательные перемещения с различной час тотой и амплитудой.
При наличии пульсации давления рабочей жидкости золот ник может совершать вибрационные перемещения в осевом нап равлении, в результате чего возможно возникновение схватыва ния поверхностей деталей на участках фактического контакта.
Итак, основные особенности условий работы деталей золот никовых пар первого типа характеризуются следующим:
10 |
533 |
289 |
— осевая нагрузка на золотник вызывает относительный пе рекос его относительно гильзы, что может создать сравнительно высокие удельные давления в местах фактического контакта де талей;
— при наличии пульсации давления рабочей жидкости могут возникать продольные вибрационные перемещения деталей.
Ко второму типу относятся золотниковые пары регулирую щих устройств, у которых золотник, помимо возвратно-поступа тельных движений, совершает еще вращательное со скоростью, достигающей нескольких тысяч оборотов в минуту.
Высокие скорости скольжения создают условия, при которых в случае неблагоприятных обстоятельств, например попадания в зазор твердых частиц, может произойти локальный нагрев по верхностей трения, разрушение окисных и адсорбированных пле нок н, как результат — значительное увеличение трения сопря женных поверхностей деталей.
Детали золотниковых пар распределительных устройств тре тьего типа под действием ручного и электромагнитного приво дов периодически получают взаимные возвратно-поступательные перемещения. Рабочая жидкость подводится и отводится у таких золотниковых пар по радиальным отверстиям в гильзах, в ре зультате чего золотник практически не испытывает односторон них осевых усилий от давления рабочей жидкости. Поэтому пульсация давления рабочей жидкости не вызывает относитель ных вибрационных перемещений деталей.
Основной особенностью условий работы таких золотниковых пар является периодическая работа деталей в неподвижном сос тоянии при наличии в системе высокого давления рабочей жид кости. При этом в результате действия гидравлических сил и при попадании в зазоры-твердых частиц золотник может сильно прижиматься к гильзе. Кроме того, при протекании рабочей жидкости через зазор золотниковой пары, представляющей со бой капиллярную щель, при отсутствии взаимного перемещения деталей может возникнуть облитерация (заращивание) этой щели полярными молекулами и различного рода частицами, на ходящимися в жидкости. К третьему типу относятся золотнико вые пары самолетных гидроусилителей.
Принципиальное отличие золотниковых пар регулирующих устройств (первый и второй тип) от распределительных золот никовых устройств состоит в осевом приложении нагрузки и виб рационном или вращательном перемещении деталей, что создает в ряде случаев условия, вызывающие увеличение трения их соп ряженных поверхностей. В золотниковых распределительных устройствах трение не увеличивается, и причины повышения тре ния связаны с механическим заклиниванием деталей твердыми частицами и возникновением неуравновешенных гидростатиче ских сил.
290
—повреждения, возникающие в результате увеличения мест ного трения сопряженных поверхностей деталей;
—повреждения, возникающие в результате значительного
увеличения трения сопряженных поверхностей деталей;
— повреждения, возникающие в результате |
царапания по |
верхностей твердыми частицами. |
парах первого |
Причина увеличения трения в золотниковых |
типа имеет конструктивно-производственный характер, так как она определяется условиями нагружения, характером относи тельных перемещений, свойствами материала и состоянием по верхности деталей и практически не связана с наличием в топливе или рабочей жидкости механических частиц или воды.
В золотниковых парах второго типа значительное увеличение трения возможно только при наличии высокой скорости сколь жения сопряженных поверхностей.
Для большинства существующих золотниковых пар критиче ская скорость скольжения, ниже которой трение практически не увеличивается, равна 1 м/с.
Наиболее вероятной причиной увеличения трения в таких золотниковых парах является попадание в зазор абразивных или металлических частиц, соизмеримых по твердости с поверх ностью деталей, образование которых возможно в результате сколов и выкрашивания материала самих деталей золотниковой пары.
Попадание в зазор частиц песка или металла с твердостью, существенно меньшей, чем поверхность деталей, как и наличие в топливе (рабочей жидкости) воды, не приводит к увеличению трения сопряженных поверхностей гильзы и пояска золотника, между которыми они попадают.
Процесс повышения трения представляет собой образование металлических связей в местах контакта, разрушение которых может сопровождаться повреждением рабочих поверхностей в результате вырыва и налипания металла и царапания образую щимися неровностями. Поэтому внешними признаками, харак теризующими схватывание, как правило, являются -следы выры ва, налипания и пластического деформирования частиц металла, наличие задиров и царапин.
Когда увеличивается трение и возникающие повреждения образуются на микроучастках поверхностей, т. е. .на участках, имеющих размеры порядка 1 мм2, характерные признаки повы шенного трения легко выявляются уже при увеличении в 4—■ 10 раз.
При увеличении трения на микроучастках поверхностей, из меряемых сотыми долями миллиметра, выявить признаки повы шенного трения очень трудно. Увеличение трения сопряженных деталей на микроучастках контакта может сопровождаться пов реждением поверхностей в виде многочисленных царапин в нап равлении относительных перемещений без явно выраженных
2 9 2
следов переноса металла. Такое состояние поверхности внешне сходно с состоянием поверхности деталей, подверженных цара пающему действию абразивных частиц.
Повреждения поверхностей деталей золотниковых регулиру ющих устройств, вызванные увеличением трения на микроучаст ках фактического контакта, имеют следующие характерные при
знаки: |
поверхности деталей |
— видимые при визуальном осмотре |
|
и осмотре при небольших увеличениях |
(порядка 3—10 раз) |
участки, покрытые многочисленными продольными царапинами, имеющие четко выраженную границу на фоне поверхности с ис
ходным состоянием. Под исходным состоянием |
понимается по |
верхность, имеющая следы механической обработки; |
|
— видимые только при больших увеличениях |
(порядка 30— |
100 раз) следы вырыва и налипания частиц металла на повреж денных участках. Налипание частиц, как правило, имеет вид светлых участков;
— существенное повышение (на 30—40%) микротвердости на микроучастках повышенного трения по сравнению с микро
твердостью на участках с исходным состоянием |
поверхности; |
— наличие участков со следами повышенного |
трения, распо |
ложенных на разных концах деталей с диаметрально противопо ложных сторон, т. е. в местах их контакта, определяемых нали чием относительного перекоса деталей, создаваемого эксцентри ситетом приложения осевых сил к золотнику.
Таким образом, признаками увеличения трения деталей зо лотниковых пар являются характерные повреждения и упрочне ние поверхностей на локальных участках, вызванные пластиче ской деформацией поверхностных слоев металла.
В связи с изложенным определение признаков повышенного трения на поверхностях деталей золотниковых пар регулирую щих устройств целесообразно проводить в следующем порядке:
а) извлеченный из агрегата золотник (плунжер) осматрива ется визуально с помощью лупы при увеличении в 3—10 раз для обнаружения на участках трения поверхности золотника налип ших частиц металла, язвин от вырыва частиц и продольных ца рапин (борозд), имеющих обычно протяженность, не превышаю щую величину максимального рабочего перемещения золотника относительно гильзы, и образуемых налипшими на поверхность сопряженной детали частицами перенесенного металла;
б) если осмотр золотника при увеличении в 3—10 раз не поз волил выявить явных признаков повышенного трения, необходи мо осмотреть поверхность с помощью микроскопа МБС-2 при увеличении в 30—100 раз для определения признаков поврежде ния поверхности, характерных для увеличения трения на микро участках контакта сопряженных деталей золотниковой пары;
в) используя микротвердомер ПМТ-3, измерить микротвер дость на участках с исходным состоянием поверхности золотника
293