ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
цией и плохим знанием техники и правил ее эксплуатации, отсут ствием должных навыков и тренированности, нарушениями установленного регламента технического обслуживания лета тельных аппаратов и наземных средств обслуживания.
Сложные внешние факторы, особенно при отдельных отказах жизненно важных систем летательных аппаратов и их силовых установок, а также ошибки летного состава в отдельных случа ях могут способствовать возникновению аварийных ситуаций.
Кним относятся:
—туманы, грозовые фронты, турбулентность атмосферы,
мощные восходящие и нисходящие потоки воздуха; —■обледенение;
— столкновение с посторонними телами (например, птицами, воздушными шарами и т. д.).
Высокий уровень безопасности полетов обеспечивается про ведением необходимых мероприятий по нескольким важнейшим направлениям. Важнейшим направлением по обеспечению бе зопасности полетов летательных аппаратов является создание совершенных летательных аппаратов, имеющих хорошие летно технические характеристики, обеспечивающие, например, такие характеристики устойчивости, надежности и совершенства, ко торые исключают опасность возникновения аварийных ситуаций в полете из-за отказов и существенно снижают нагрузку на членов экипажа. Характерными требованиями к летательным ап паратам по обеспечению безопасности полетов являются следу ющие: при отказах силовых установок, гидросистем, демпферов, автопилотов и других систем управления характеристики устой чивости .и управляемости должны обеспечить такой режим поле та самолета, при котором в течение времени, необходимого лет чику для оценки обстановки и принятия решения без его вмешательства в управление, самолет не должен выходить на недопустимые режимы полета. На современных самолетах, как правило, обеспечивается безопасный взлет и прекращение его при отказе одного или нескольких двигателей, безопасный полет в турбулентной атмосфере в течение всего срока службы (техни ческого ресурса) самолета.
Безопасность полетов обеспечивается также разработкой вы соконадежных технических устройств, резервированием и раз работкой бортовых автоматических систем контроля и систем обеспечения безопасности, автоматически ликвидирующих пос ледствия отказов в полете, а также разработкой и применением совершенных наземных технических средств контроля и профи лактики.
Для обеспечения безопасности полетов большое значение имеет анализ причин отказов и неисправностей летательных ап паратов в процессе их эксплуатации, разработка необходимых мероприятий для серийного производства, ремонтных предпри ятий и эксплуатирующих организаций по устранению и пред
301
отвращению отказов агрегатов и деталей летательных аппара тов, силовых установок, а также их систем.
Объективный анализ причин летных происшествий и предпо сылок к ним является одним из условий обеспечения безопасно сти полетов. Он включает в себя разработку научных методов расследования причин предпосылок к летным происше ствиям и использование для этого объективных методов, осно ванных на использовании записей параметров полета и работы жизненно важных систем планера самолета и его силовой уста новки; необходимые расчеты, моделирование летных испытаний
иисследований, а также выработку обоснованных рекомендаций
имероприятий по предотвращению летных происшествий и предпосылок к ним.
Вборьбе за безопасность полетов особую роль играет исполь
зование информации бортовой регистрирующей аппаратуры. Она позволяет проводить объективный анализ причин предпосы лок к летным происшествиям с учетом достоверных данных о параметрах движения летательного аппарата, работоспособности отдельных систем самолета, двигателя и их систем, а также дей ствиях экипажа в полете. Используя записи бортовой регистри рующей аппаратуры, можно дать оценку отдельных этапов по лета, определить последовательность их выполнения, т. е. можно контролировать правильность выполнения полетного задания, а также своевременно выявлять недостатки в подготовке летного состава и таким образом предотвращать летные происшествия, связанные с ошибками пилотирования.
Кроме того, использование информации бортовой регистриру ющей аппаратуры в ряде случаев позволяет выявлять имевшие место в полете отказы авиационной техники и своевременно принимать меры по их предотвращению.
Для безопасности полетов необходимо обеспечить оптималь ное распределение функций между летчиком и автоматическими системами управления, соответствие характеристик летательного аппарата и его оборудования физиологическим возможностям летчика, создание оптимальных бортовых информационных сис тем, а также отбор и обучение летного состава.
К числу важнейших направлений по обеспечению безопасно сти полетов относится организационно-техническое. В него вхо дят совершенствование в эксплуатирующих организациях пла нирования, организации управления и руководства полетами, подготовки и обучения летного и инженерно-технического соста ва, а также совершенствование работы наземных средств обес печения полетов.
Под летным происшествием понимается возникновение на летательном аппарате в полете аварийных ситуаций. Аварийной считается такая ситуация, которая затрудняет выполнение поле та пли делает его невозможным. Она может возникать из-за воздействия одного или нескольких факторов, которыми могут
302
быть отказы авиационных двигателей, систем управления, гид- ро-и топливных систем, а также других жизненно важных сис тем и агрегатов летательных аппаратов, потеря ориентировки и опасные сближения летательных аппаратов; ухудшения само чувствия или ошибки членов экипажа в пилотировании.
В зависимости от последствий для экипажа, пассажиров и летательного аппарата летные происшествия подразделяются на поломки, аварии и катастрофы.
Летное происшествие, приведшее к повреждению летатель ного аппарата, требующего ремонта, называется поломкой. Под аварией понимают летное происшествие, при котором произош ло полное разрушение основных агрегатов летательного аппара та или такие повреждения, при которых восстановление лета тельного аппарата является нецелесообразным и не было гибели членов экипажа и пассажиров. В случае невозможности или не целесообразности эвакуации летательного аппарата в результате вынужденной посадки летное происшествие также считают ава рией.
В зависимости от степени повреждения летательного аппара та аварии подразделяют на тяжелые и легкие. Если в результа те летного происшествия есть жертвы, такое летное происшест вие называется катастрофой. В отдельных довольно редких случаях может происходить гибель членов экипажа или пасса жиров без повреждения летательного аппарата. Такие события называют чрезвычайными происшествиями.
Летные происшествия, заканчивающиеся поломкой, авариен и катастрофой, будем называть летными происшествиями с ава рийными-последствиями и обозначать (ЛПАП).
Аварийным называется такой фактор, который с вероятно стью, не равной нулю, может привести к летному происшест вию. Если, несмотря на воздействие аварийного фактора, полет завершился благополучно, то такое летное происшествие (ЛП) будем называть летным происшествием с благополучным пос ледствием или предпосылкой к летному происшествию и обозна чать (ЛПБП).
7.2. Понятие о критериях количественной оценки безопасности полетов
Для решения проблем обеспечения безопасности полетов нужно стремиться объективно определить причины летных про исшествий, степень их важности и в зависимости от этого разра ботать мероприятия по исключению и предупреждению их.
Кроме того, одной из проблем является количественная оцен ка безопасности полетов летательного аппарата в целом п раз работка критериев этой оценки. Критерии количественной оцен ки безопасности полетов должны использовать при разработке требований к летательному аппарату на этапе проектирования,
- 303
при оценке безопасности полетов в процессе испытаний, а также для выявления наиболее существенных конструктивных недо статков летательных аппаратов, их силовых установок, агрегатов оборудования и систем. До последнего времени для оценки бе зопасности полетов в основном использовались статистические критерии. К ним относятся среднее время налета на одно лет ное происшествие, количество летных происшествий на 100 000 ч налета, налет в пассажирокилометрах на одно летное происше ствие и т. д.
Однако эти критерии обладают рядом существенных недо статков. Во-первых, их можно получить лишь после длительной эксплуатации летательных аппаратов, после того, когда уже име ли место летные происшествия и предпосылки к ним. Задача же конструкторов, производственников и эксплуатирующих органи заций — предотвратить эти летные происшествия и предпосылки к ним. Во-вторых, они не в полной мере позволяют оценить ле тательные аппараты с точки зрения обеспечения безопасности полета, достаточно полно выявить причины появления аварийных ситуаций.
В связи с этим в настоящее время получили развитие вероят ностные критерии оценки безопасности полетов. К ним относятся, в первую очередь, вероятность безопасного полета Р(БП ), пол ная вероятность летного происшествия с аварийными последст виями Я (ЛПАП). Эти два состояния составляют полную группу несовместных событий, следовательно,
Я ( Л П А П ) + Р ( Б П ) = 1 , |
( 7 . 1 ) |
откуда |
|
Р (Б П )~ 1 —Р (ЛПАП). |
(7.2) |
К вероятностным критериям оценки безопасности полетов относятся также условная вероятность летного происшествия с аварийным последствием от воздействия /-го фактора /ДЛПАП/П,,-) и вероятность летного происшествия с аварийным последствием от воздействия /-го фактора
P j ( Л П А П ) = Я ( П у ) Р ( Л П А П / П Д |
(7 . 3 ) |
Полная вероятность летного происшествия с аварийным пос ледствием по всем установленным для данного летательного ап парата N аварийным факторам
N |
|
Р ( Л П А П ) = 2 Р ( П у ) Р ( Л П А П / П , - ) . |
( 7 . 4 ) |
i~1
Условная вероятность Я(ЛПАП/П;) зависит в основном от летно-технических характеристик самолета и его оборудования (характеристик устойчивости и управляемости, наличия автома тов и блоков безопасности, систем информации экипажа об от-
казах и т. д.), а также навыков и тренированности летного состава. Кроме того, Р(ЛПАП/П^) зависит от характеристик надежности летательного аппарата, наземных средств обеспече ния полетов, от частоты ошибок пилотирования, руководства и управления полетами и др., т. е. от вероятности появления /-го аварийного фактора Р(П ;).
Критерии Я(ЛПАП) и Я(БП) являются основными комплек сными критериями для оценки летательного аппарата в целом по безопасности полета.
Не все аварийные факторы действуют в течение всех этапов
полета. Некоторые из них действуют только на этапе |
посадки, |
другие — только на этапе взлета и набора высоты, |
третьи — |
только при полете по маршруту и т. д. |
полета на |
В ряде случаев необходимо оценить безопасность |
отдельных этапах полета. Например, необходимо оценить безо пасность полета на этапе взлета и набора высоты. Известно, что только на этом этапе к летным происшествиям могут привести щ аварийные факторы. Кроме этого, имеется еще п0 аварийных
факторов, которые |
могут привести к летным происшествиям на |
всех этапах. Тогда |
вероятность летного происшествия с аварий |
ным последствием на этапе взлета и набора высоты Рвзл соста |
|
вит |
|
Л0+Я1 |
|
|
Явзл = 2 |
^(Пу)Я(ЛПАП/Пу). |
(7.5) |
J - |
1 |
|
При расчете вероятности летного происшествия или вероят ности безопасного полета основная трудность состоит в опреде лении условных вероятностей Я (ЛПАП/П,-). Их можно полу чить путем статистического моделирования и полунатурных ис пытаний с применением тренажеров. При этом расчет ведется по частоте выхода летательного аппарата за пределы допустимых значений координат
Р (ЛПАП/П;)= Я;- [ х е *огР] , |
(7. 6) |
|
где ^огр — область недопустимых |
значений |
координат х {хи |
х2, • •., *к) • При этом расчет ведется |
по частоте событий выхода |
|
Я* (ЛПАП/П,) = — , |
(7.7) |
|
1 |
М |
|
где т —'Количество выходов летательного аппарата за пределы допустимых значений координат;
М — количество проведенных при этом опытов.
В связи с тем, что количество опытов может быть различно после расчета Р* (ЛПАП/Пу), необходимо оценить доверитель ные интервалы и доверительные вероятности. Для получения достаточно достоверных значений вероятности летных происше-
305