ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Внекоторых случаях могут происходить процессы теплового разрушения твердых тел. В зависимости от скорости нагревания тепловое разрушение представляет собой процесс плавления или испарения твердого тела. Медленное нагревание кристалличе ского твердого тела сопровождается его плавлением и испаре нием расплавленной части вещества, быстрое нагревание вызы вает испарение твердого тела.
Впроцессе эксплуатации происходит старение материалов. Старением называют процессы изменения физико-механических свойств материалов. Обычно старение обусловлено недостаточ но стабильным состоянием материала в процессе длительной эксплуатации или хранения. При старении может происходить как ухудшение, так и улучшение определенных свойств материа лов. Используемое в промышленности старение сплавов, естест
венное и искусственное, сопровождающееся выделением кристаллов новых фаз, является одним из основных методов улучшения определенных свойств некоторых сплавов, например, повышения механической прочности алюминиевых, медных и никелевых сплавов, повышения жаропрочности никелевых спла вов и т. д.
На летательных аппаратах и их.системах в процессе эксплу атации старению, в первую очередь, подвергаются агрегаты и детали, выполненные из резино-технических изделий. Старение этих материалов вызвано в основном распадом основных цепей микромолекул на осколки более простого строения, а также из менением строения макромолекул и взаимодействием между ними. Эти процессы происходят под влиянием физических (теп ло, свет и т. д.) или химических (кислород, вода и т. д.) фак торов. При старении могут изменяться структура, молекуляр ный вес, химический состав материалов.
Процессы, происходящие часто при старении, существенно ухудшают механические свойства материалов: снижается проч ность при растяжении, увеличивается хрупкость при низких тем пературах, снижается стойкость к истиранию. При старении каучуков и резин утрачивается их эластичность, увеличивается газонепроницаемость и ухудшаются диэлектрические свойства. Скорость старения резино-технических изделий зависит от структуры макромолекул, концентрации кислорода в окружаю щей среде, температуры поверхности соприкосновения с атмо сферой, света, наличия катализаторов и кислотных продуктов.
Зная физические характеристики и параметры элементов, а также скорости их изменения, можно определить время выхода параметров, определяющих работоспособность агрегатов и сис тем, за допустимые пределы, т. е. время отказа.
Так, вероятность возникновения отказов вследствие наруше ния механической, электрической или тепловой прочности мож но определить как
46
|
дд |
д (Ах) |
( 1. 11) |
|
о д (Дх) |
|
|
о |
|
’ |
|
где Ах определяет запас |
прочности |
(механической, электри |
|
ческой, или тепловой); |
|
|
3 (Дх)
—— - определяет скорость изменения запаса прочности dt
вследствие протекающих внутри или на поверхности элемента (детали) физико-химических процессов;
дд
— — определяет вероятностные прочностные характеристики
д (д х)
материала.
В общем случае необходимо рассматривать механическую, электрическую и тепловую прочность материала и действие раз личных факторов, вызывающих изменение запаса прочности.
Однако в настоящее время нет достаточно полных данных о физических характеристиках материалов, а также о влиянии различных физико-химических процессов на скорость изменения этих характеристик. Кроме того, недостаточно исследованы нагрузки и условия работы большинства агрегатов планера са молета, силовых установок, их оборудования и систем. Большое влияние на работоспособность агрегатов оказывают условия и особенности эксплуатации, характеризующиеся своим многооб разием и изменчивостью в процессе выработки агрегатами их технического ресурса. Надежность агрегатов и систем самолета зависит также от качества и объема работ, выполняемых обс луживающим персоналом. Детали и элементы агрегатов и сис тем не могут быть изготовлены полностью идентично, на их изготовление'имеются определенные допуски. Нестабильна так же технология производства. При изготовлении деталей и агрегатов, их сборке могут быть допущены ошибки. Таким обра зом, на качество изготовления отдельных агрегатов планера самолета и систем, а также всего самолета, на его работоспо собность оказывают влияние многочисленные факторы, не всег да поддающиеся учету. В связи с этим для определения харак теристик надежности в основном применяются методы теории вероятностей и математической статистики, разработанные Дружининым Г. В., Синдеевым И. Г., Румянцевым Е. А. и Крау зом С. В.
Глава II
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАДЕЖНОСТИ САМОЛЕТА
2 .1. Основные понятия надежности самолета
Эффективность использования самолетов и безопасность по летов в значительной степени зависят от надежности авиацион ной техники. Под надежностью понимается свойство авиацион ной техники выполнять заданные функции при сохранении своих летно-тактических и технических характеристик на земле и в воздухе в установленных пределах в течение требуемого проме жутка времени или требуемого налета. Надежность авиационной техники закладывается в процессе ее проектирования, производ ства, испытаний и доводки и обеспечивается системой эксплу атации и ремонта. Под долговечностью понимается свойство авиационной техники длительно сохранять работоспособность вплоть до наступления момента полной технической непригод ности или экономической нецелесообразности ее дальнейшей эксплуатации. Критерием долговечности является технический ресурс. Под техническим ресурсом понимается общий возмож ный срок службы изделия (налет, количество взлето-посадок, наработка агрегатов и систем, календарный срок эксплуатации и т. д.) с учетом всех видов ремонта и работ, проводимых в про цессе эксплуатации.
Приспособленность авиационной техники к выявлению, уст ранению и предупреждению неисправностей называется восста навливаемостью или ремонтопригодностью. Восстанавливаемость или ремонтопригодность не может быть обеспечена без эксплу атационной технологичности, являющейся необходимым услови ем восстанавливаемости.
Под эксплуатационной технологичностью самолета понимают совокупность таких его свойств, которые характеризуют степень его приспособленности к использованию при эксплуатации наи более экономичных процессов технического обслуживания для обеспечения заданного уровня надежности и исправности само летного парка.
48
Надежность, долговечность и восстанавливаемость обладают количественными характеристиками и, следовательно, могут быть подвергнуты объективной оценке.
Предметом теории надежности является исследование и раз работка способов оценки и обеспечения надежности техники. Рассматриваемые ниже вопросы надежности в большинстве слу чаев одинаковы для ряда технических устройств авиационной техники. Будут рассматриваться системы (технические устрой ства) и единичные рабочие части систем — элементы. Система есть совокупность совместно действующих агрегатов, предназ наченных для самостоятельного выполнения определенной прак тической задачи. В состав системы могут входить более простые системы — подсистемы. Под агрегатом (элементом) понимается часть системы, которая не предназначается для самостоятельно го практического применения.
В качестве примера системы можно привести систему пита ния авиадвигателя топливом, практическим назначением кото рой является размещение необходимого количества топлива и бесперебойная его подача к форсункам камер сгорания на всех режимах полета в требуемых количествах и под необходимым давлением. В этой системе можно выделить в качестве подсис тем: питание двигателей основным топливом, питание двигате лей пусковым топливом, автоматику управления расходом и из мерением количества топлива, дренажирования баков, центра
лизованную заправку и т. д. |
. |
Агрегатами (элементами) |
такой системы являются баки, под |
качивающие насосы, фильтры и т. п. Некоторые из этих элемен тов, например, основной насос, может, в свою очередь, рассмат риваться как система, состоящая из автомата запуска,.автомата приемистости и других подсистем, каждая из которых состоит из таких элементов, как золотники, тяги, дроссельные пакеты, сервопоршни и т. д.
Современный самолет можно характеризовать как сложную
систему, в которой силовая |
установка, |
шасси, |
гидросистема, |
радиотехническое оборудование, авиационное |
оборудование и |
||
т. д. являются отдельными |
элементами. |
Если, |
с точки зрения |
конструкции, элемент есть самостоятельная часть системы, име ющая определенные функции, то при исследовании надежности выбор границ элемента зависит от характера решаемой задачи.
В теории надежности в качестве элементов могут рассматри ваться как отдельные детали и совокупности деталей (серво поршни, золотник, обратный клапан и т. д.), предназначенные для простейшего преобразования физических величин, так и це лые сложные механизмы, приборы и устройства (агрегаты).
Часто выделяют типовые элементы, применяемые в различ ных системах, выполняющие близкие функции, характеризую щиеся сходными конструктивными особенностями и технологией изготовления.
49
В том случае, если не возникает необходимости деления объ ектов авиационной техники на составные части, пользуются тер мином «изделие» или «техническое устройство». Эти термины относятся к любой законченной конструкции, предназначенной для решения определенной практической задачи. Система может состоять из одного или многих технических устройств.
Все элементы, составляющие какие-либо системы, можно разделить на три группы:
•— активные, участвующие в рабочем процессе системы пос редством функционирования под нагрузкой (механической, электрической);
—базовые, составляющие основу для правильного взаимно го расположения и взаимодействия активных элементов (рамы, панели, контейнеры, кронштейны и т. д.);
—вспомогательные, которые служат для создания нормаль ного функционирования активных и базовых элементов (все раз новидности контровок и т. д.).
Элементы каждой группы могут утратить работоспособность из-за различных видов отказов, но активные элементы относятся к наиболее изнашивающимся, поэтому оценка надежности сис тем зависит в основном от показателей безотказности и восста навливаемости именно этих элементов. При расчете надежности систем соединения между элементами (сварные, штуцерные, фланцевые соединения трубопроводов, клеевые и паяные соеди нения электропроводов) также могут являться источниками от казов, т. е. обладать собственной ненадежностью, поэтому они также должны учитываться как первичные элементы.
К основным понятиям надежности относятся также понятия отказа, дефекта и неисправности.
Под отказом авиационной техники понимается всякая поте ря работоспособности (полная, частичная, временная) системы (агрегата) при отклонении ее (его) параметров от установлен ных норм, проявившаяся или в полете или на земле.
Отказы, происшедшие от момента начала разбега самолета при взлете до момента сруливания с ВПП после посадки, отно сятся к отказам авиационной техники в воздухе.
Отказы авиационной техники, которые создают аварийную обстановку в полете, являются предпосылками к летным проис шествиям.
Отказы могут происходить из-за разрушения и трещин на де талях, износов трущихся поверхностей, заклинивания или зали вания золотников, загрязнения рабочих жидкостей гидравличе ских систем, нарушения контактов электрических цепей и т. д.
Любое техническое устройство (агрегат) выполняет задан ные ему функции при рабочих параметрах элементов (деталей, узлов), значения которых находятся в определенных пределах допусков (рис. 28).
50