Файл: Соломонов, П. А. Надежность планера самолета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) Р (0) = 1, т. е. можно рассматривать безотказную работу лишь тех элементов и систем, которые были исправны в момент включения

 

P ( t - , оо)=0, 0 < Я ( 0 < 1 ;

(2.7)

2)

<7(0) =0,

 

 

q ( t * о о )= 1,

(2. 8)

В процессе эксплуатации в большинстве случаев требуется определить степень надежности самолета, его силовой установ­ ки, агрегатов оборудования' и систем в течение некоторого опре­ деленного периода эксплуатации, одного полета, посадки и т. д. При этом известно, что они имели уже некоторую наработку ta (налет). Вероятность безотказной работы технического устрой­ ства в период наработки tah при условии, что оно уже безот­ казно проработало перед этим в течение времени ta, определяет­ ся условной вероятностью

/5М в)= В е р (^ > ^ - ^ в),

 

(2.9)

где t\ — время появления первого

отказа с началом

отсчета в

точке ta.

 

 

 

 

 

 

Если известны статистические функции надежности

 

 

Р Ч 1 ) = Ш 1 .

 

 

 

(2. 10)

N о

 

 

 

N 0

 

 

то

 

 

 

 

 

 

v 0 а>

=

 

 

 

(2 . 11)

N (ta)

 

 

 

Следовательно,

 

 

 

 

 

 

P{t6lta)= 1^

N

L ,

(2. 12)

к 6

а>

 

{to)

v

т. е. вероятность безотказной работы технических устройств в течение времени ta—tb при условии, что они безотказно прора­ ботали перед этим в течение времени 0ta, выражается отно­ шением количества исправно проработавших технических уст­ ройств в течение времени 0—tb к количеству исправно прорабо­ тавших технических устройств в течение времени 0ta.

Надежность элементов не всегда удобно характеризовать вероятностью безотказной работы, так как для малых периодов времени работы элементов значения P(t) будут близкими к единице. Например, вероятность безотказной работы подкачи­ вающего топливного насоса в течение 1 часа Р(1) ~ 0,9999...

Поэтому наряду с вероятностью безотказной работы P(t) ис­ пользуется в качестве характеристик надежности плотность ве­ роятности отказов f(t). Статистическая плотность вероятности отказов f'(t) есть отношение количества отказов Длгоднотип­

56


ных технических устройств в единицу времени, взятых для дан­ ного отрезка времени Д^, к числу технических устройств N0, по­ ступивших на эксплуатацию или испытания, т. е.

Дщ

(2. 13)

N0A(i

 

Для получения кривой появления отказов статистическим ме­ тодом весь диапазон времени наработки однотипными техниче­ скими устройствами разбивается на равные отрезки

где ktiz==ti —•

Обрабатывая статистические данные, определяют количество отказов Дщ, Ап2, . . ., Дщ технических устройств за эти проме­ жутки времени. При этом имеется в виду, что отказавшие техни­ ческие устройства не восстанавливаются, в дальнейшей эксплу­ атации не участвуют и не заменяются новыми.

На основании полученных данных строят статистическую кри­ вую плотности вероятности отказов.

Если перейти от дискретного спектра плотности вероятности отказов к непрерывному распределению, т. е. принять Д/-Д), то получим выражение для плотности вероятности отказов f(t):

=

(2.14)

Лг q

ut

Классическое распределение времени появления отказов ха­ рактеризуются кривой, изображенной на рис. 30.

Первый участок f(t) от 0 до ^ характерен для первого не­ большого периода наработки изделий и отличается повышенной плотностью вероятности отказов. На этом участке преобладают отказЬг, которые возникают в результате скрытых неисправно­ стей, вызванных ошибками при проектировании или нарушением технологии изготовления.

Особенно значительной плотность вероятности отказов в этот период бывает у технических устройств, состоящих из большого количества мелких элементов. Ранние отказы на этом участке могут быть устранены или сокращены путем отбраковки эле­ ментов (агрегатов, деталей). Для этого до их применения (уста­ новки на самолет, двигатель, системы) проводятся испытания в лабораториях на специальных стендах и установках на наибо­ лее тяжелых режимах работы. Продолжительность испытаний должна обеспечивать приработку агрегатов, в процессе которой выявляются агрегаты, имеющие скрытые производственные де­ фекты.

Второй участок

f(t) от ti до t2 является основным

и наибо­

лее длительным за

время эксплуатации авиационной

техники.

На нем наблюдается относительное постоянство плотности ве­ роятности отказов. На этом участке внезапные отказы изделий

57


происходят значительно реже. Отказы на участке ^ —t2 вызы­ ваются скрытыми дефектами производства, преждевременным старением материалов, из которых изготовлены изделия, внеш­ ними и другими причинами. Частота появления такого рода отказов обычно бывает небольшой. Период рабочего времени технических устройств, в течение которого устанавливается наи­ более низкая плотность вероятности отказов, называется перио­

дом нормальной эксплуатации. Последняя

часть кривой плот­

ности времени появления отказов с налетом

(наработкой) t2 и

более характеризуется массовым проявлением

отказов

вслед­

 

 

ствие износа технических уст­

 

 

ройств и старением

материалов,

 

 

из которых они изготовлены. На

 

 

этом участке

кривой

плотность

 

 

вероятности отказов сначала зна­

 

 

чительно увеличивается, а затем в

*1

-tz

результате значительного

умень­

 

 

шения количества исправных тех­

Рис. 30. График классического

нических устройств падает.

 

распределения

частоты появле­

Период рабочего времени тех­

ния

отказов

нических устройств, в течение ко­

 

 

торого наблюдается

значитель­

ное повышение плотности вероятности отказов вследствие изно­ са деталей и старения их материала, называется периодом изно­ са и старения'.

Плотность времени появления ранних отказов на первом уча­ стке кривой f(t), возникающих из-за производственных дефек­ тов, хорошо согласуется с распределением Пуассона

/ ' (' )= Т Г е ~Гт1>

(2Л5)

где Tmt — безразмерное математическое ожидание для распре­ деления на участке /, выраженное целым числом отрезков вре­ мени;

t — текущее безразмерное количество отрезков времени на­ работки, выраженное целым числом отрезков времени;

е — коэффициент нормирования.

Распределение времени появления внезапных отказов на втором участке кривой f(t), вызванных скрытыми производст­ венными дефектами и преждевременным старением материалов, выражается экспоненциальной формулой

 

t

/ / / W = T L- e

(2-16)

fit в

 

где Ттг — математическое ожидание времени безотказной рабо­ ты на участке II.

58


Плотность времени появления отказов на участке III, возни­ кающих в результате износа и старения, хорошо согласуется с кривой нормального распределения (рис. 31):

 

 

( < - Г тъ)*

 

 

 

/ я / ( 0 =

е

3

>

(2-

17)

 

°з у

 

 

 

 

где о3 — дисперсия времени

безотказной

работы

на участ­

ке III,

 

времени безотказной

ра­

Ттз — математическое ожидание

боты.

 

 

 

 

 

Подставив в выражение (2.14) параметр q{t), согласно фор­

муле (2.5) получим

 

 

 

 

 

 

 

 

dq{t)

 

dP{t)

ffc )

 

 

 

 

 

dt

 

 

UL

 

 

 

\ 1/б-^Ж

 

 

 

 

И Г (2 . 18)

 

 

 

' X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где f(t)

— плотность

вероят­

 

 

 

 

ности

отказов,

интерпретиру-

.

 

Л

 

ется как

скорость

увеличения

 

fit г

 

t

 

интегральной функции

распре-

.

 

bcv

 

деления времени появления от-

 

 

 

 

казов или как скорость убыва-

рис

3]

график изменения частоты

ния функции надежности.

отказов

f ( t ) при нормальном зако-

С течением

времени само-

 

 

не распределения

лет,

его

силовая

установка,

 

 

 

 

системы и агрегаты становятся все менее и менее надежными. Поэтому необходимо иметь характеристики, . позволяющие оце­ нить надежность самолета в каждый данный момент. Однако плотность вероятности отказов не позволяет полностью дать та­ кую оценку.

Плотность вероятности отказов f(t) позволяет оценить плот­ ность вероятности появления отказов из общего количества технических устройств, поступивших на эксплуатацию или испы­ тания. Однако плотность вероятности отказов f(t) не дает воз­ можности оценить плотность вероятности появления отказа от­ дельно взятого технического устройства, так как при расчете f(t) берется общее количество технических устройств, первона­ чально взятых под наблюдение.

В качестве характеристики, выражающей плотность вероят­ ности появления отказа отдельно взятого технического устрой­ ства используется интенсивность 1 отказов А. Она определяется количеством отказов Ап, в единицу времени, отнесенным к ко­

1 В некоторых литературных источниках интенсивность отказов называ­ ется опасностью отказов или Ламбда-характеристикой.

59