ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ КРАСНОЗНАМЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
имени генерала армии А. Н. КОМАРОВСКОГО
В. И. СМИРНОВ, В. В. МАРДИН, В. И. КОПЫТИН
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ
Утверждено в качестве учебника для курсантов и слушателей
Ленинградского высшего военного инженерного строительного Краснознаменного училища имени генерала армии А. Н. Комаровского
Под общей редакцией кандидата технических наук доцента В. И. СМИРНОВА
\
Ленинград
1974
Уb -ю
Учебник написан в соответствии с программой «Строительные маши ны» и предназначен для курсантов специальностей IA, IVA, VA. В нем изложены общие вопросы теории, конструкции и устройства машин, рас крывающие их технические возможности, и даны основные положения по эксплуатации машин, применяемых на военном строительстве.
Учебник может быть полезен слушателям других специальностей, а также инженерно-техническому составу военно-строительных организаций.
Рисунков 221, таблиц 15, библиографий 32.
ЛВВИСКУ, 1974.
ПРЕДИСЛОВИЕ
На строительстве занят огромный парк разнообразных машин, от степени использования которых зависят качество работ, сроки ввода объектов в эксплуатацию н экономика строительных орга низаций.
Механизация — выполнение работ с помощью машин и обору дования. Коммунистическая партия и Советское правительство с первых дней Советской власти уделяли большое значение во просам механизации тяжелых и трудоемких процессов во всех сферах народного хозяйства, в том числе и на строительстве. На ша промышленность поставляет ежегодно сотни новых совершен ных образцов строительных и дорожных машин, автотракторной техники и оборудования предприятий строительной индустрии.
В 1970 году каждый седьмой рабочий-строитель являлся маши нистом, водителем или специалистом, обслуживающим машины, от успеха работы которого во многом зависит выполнение'плано вых заданий и рост производительности труда, так как примене ние машин облегчает работу, увеличивает трудовые возможности человека н повышает эффективность выполнения задач.
С каждым годом роль машин еще более возрастает. Новые за дачи, поставленные XXIV съездом КПСС перед капитальным строительством по вопросам комплексной механизации и автома тизации, повышению выработки и развитию эксплуатационно ремонтной базы, увеличению выпуска машин и управлению произ водством, повышению производительности труда на 36—40% без увеличения численности рабочих, занятых на строительстве, тре буют эффективного использования средств механизации.
Поэтому инженеру-строителю как организатору производства для решения задач механизации строительства необходимо знать основы рабочего процесса и технические возможности машин, пути повышения производительности их и оптимальные условия комплексного использования, определяемые конструкцией и уст ройством этих машин. С другой стороны для поддержания машин в работоспособном состоянии он должен знать основные положе
1* |
3 |
ния по эксплуатации машин, так как по вопросам эксплуатации инженеру-строителю ежедневно приходится принимать решения.
В учебнике авторы стремились дать необходимую информацию
по разнообразным типам |
машин, которая помогла бы инженерам |
в их разнохарактерной |
практической деятельности на военном |
строительстве. При этом были использованы учебники и учебные пособия по соответствующим курсам других вузов, разработки кафедры, публикации периодической печати и личный опыт авто ров в области механизации военно-строительных работ.
Гл. 1—11 и 21—24 написаны кандидатом технических наук до центом В. В. Мардиным; гл. 7, 12—16, 18—20 и 25—27 — инжене ром В. И. Копытиным; введение и гл. 17.и 28—30 — кандидатом технических наук доцентом В. И. Смирновым.
Общая редакция книги выполнена В'. И. Смирновым.
Авторы выражают признательность за ценные советы, замеча ния и пожелания рецензентам: преподавателям кафедры № 7 ВИОЛКА им. В. В. Куйбышева во главе с доктором технических наук профессором А. Г,- Лобовым и коллективу отдела механиза ции, возглавляемого Н. Г. Нежальским.
Авторы благодарят коллективы кафедр ЛВВИСКУ, принимав шие участие в обсуждении учебника, за предложения по повыше нию его практической направленности.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАШИНАХ
Всякий производственный процесс включает три составные части: предмет труда, орудия труда и деятельность человека, уп равляющего этим процессом. Открытия законов природы и дости жения естественных наук в основном реализуются в развитии ору дий труда с целью повышения производительности и облегчения физического труда человека. Поэтому вся история развития тех ники представляет собой замену устаревших орудий труда более производительными и совершенными.
Машинный период развития техники отличается тем, что на смену ручным орудиям труда пришли машины. М а ш и н о й назы вается устройство (орудие труда), создаваемое человеком с целью облегчения физического и умственного труда, увеличения его про изводительности путем частичной или полной замены человека в его трудовых или физиологических функциях. Машина состоит, как правило, из четырех элементов: двигателя, трансмиссии, рабо чего оборудования (исполнительного органа) и системы управ ления.
В двигателях происходит преобразование тепловой, электриче ской или другого вида энергии в механическую.
Трансмиссия или силовая передача передает основную мощ ность на исполнительные органы, преобразуя крутящий момент двигателя в своих механизмах. Механизмы входят в состав ма шины и предназначены для преобразования вида движения одних тел в требуемое движение других. Механизмы в машине самые разнообразные. Одни из них представляют сочетания только твер дых тел, другие имеют в своем составе гидравлические, пневмати ческие, электрические устройства, но все они предназначены для изменения движения рабочего оборудования или исполнительного
органа.
Трансмиссия может быть простая, когда она передает один вид движения только к одному исполнительному органу. Примером такой трансмиссии является трансмиссия трактора, передающая мощность от двигателя внутреннего сгорания на ведущие звездочки гусеничной ленты. При разветвленной трансмиссии мощность дви гателя передается на несколько исполнительных органов, совер-
5
тающих различные виды движения. Примером такой трансмиссии является силовая передача кранов, экскаваторов и других машин.
Рабочий орган машины определяет ее предназначение и усло вия производственного использования. Рабочие органы машин, при меняемых на строительстве, весьма разнообразны. Машины целе вого назначения, например уплотняющие машины, имеют один ра бочий орган. В универсальных машинах (экскаваторах, автогрей дерах и пр.) имеется значительный набор сменного рабочего обо рудования.
В зависимости от характера и времени воздействия на обраба тываемый предмет различают машины периодического (цикличе ского) и непрерывного действия.
Машинами н е п р е р ы в н о г о действия называются такие ма шины, у которых рабочие органы воздействуют на обрабатываемый предмет непрерывно и все операции по перемещению, переработке и выдаче продукта происходят одновременно. К таким машинам относятся многоковшовые экскаваторы, элеваторы, насосы, транс портеры и др. Машины непрерывного действия более производи тельные и лучше предрасположены к автоматизации рабочего про цесса.
Машинами п е р и о д и ч е с к о г о действия называются такие машины, у которых рабочие операции периодически повторяются через определенный промежуток времени, называемый циклом. Примером таких машин являются краны, одноковшовые экскава торы, бульдозеры.
Системы управления машин представляют собой устройства, позволяющие включать, отключать или изменять положение рабо чего органа машины. Системы управления по характеру срабаты вания подразделяются: на ручные, полуавтоматические и автома тические. При ручной системе управления, применяемой на сравни тельно несложных машинах, все движения рабочего органа опре деляются движением руки машиниста, усилие которого может быть увеличено за счет использования различного рода механических, гидравлических, пневматических и электрических усилителей (сервомеханизмов).
Повышение производительности машин и скоростей движения исполнительных органов, а также требования к качеству изделий создают такое положение, при котором человек испытывает непре одолимые затруднения в управлении машиной: физиология чело века лимитирует его непосредственную реакцию на отклонение параметров рабочего процесса от установленных. Поэтому воз никла необходимость в автоматических регуляторах, управляющих работой машин.
При автоматической системе управления рабочий орган рабо тает без участия человека, выбирая оптимальное положение. При полуавтоматической системе машинист периодически перестраи вает работу машины, производя переключения на другой режим работы.
6
§1. Развитие строительных машин и науки
остроительных машинах
Применение машин на строительстве началось в конце XVIII — начале XIX века, когда были созданы землечерпалка и дноуглуби тельный снаряд Бухтеева. В 1834 году был изобретен экскаватор с паровым двигателем, в 1858 г. использованы первые камнедро билки. В конце XIX века применялись первые прицепные грейдеры и грейдер-элеваторы, имеющие конную тягу. В 1900 году на Путиловском (ныне Кировском) заводе приступили к изготовлению паровых одноковшовых (емкостью ковша 2,3 ж3) и многоковшовых экскаваторов, которых в дореволюционной России было выпущено всего 39 штук.
В царской России методы производства строительных работ были крайне отсталыми. Большинство работ выполнялось вручную, лишь на отдельных работах применялись несложные, машины и примитивные устройства. Сразу после Великой Октябрьской социа листической революции, когда коммунистическая партия взяла курс на создание материально-технической базы коммунизма, при ступили к решению вопросов механизации сельского хозяйства и
строительства, восстановления промышленности |
и транспорта. |
В. И. Ленин учил: «Если не перевести Россию |
на иную технику, |
более высокую, чем прежде, не может быть и речи о восстановле нии народного хозяйства и о коммунизме» *.
Придавая важное значение вопросам механизации капиталь ного строительства электростанций, шахт, заводов и фабрик, он указывал на необходимость изучения техники и машин, на важ ность подготовки специалистов в вопросах технического перевоору жения армии и всего народного хозяйства.
Примечательны в этом отношении конкретные ленинские ука зания научно-техническому отделу СНК.: «Надо... обязательно установить точно, кто будет отвечать за ознакомление нас с евро пейской и американской техникой толкода, во время, практично, не по-казенному. В частности, Москва должна иметь по 1 экземпляру
всех важнейших машин из новейших, |
чтобы учиться и учить. |
(... В Америке делают дороги машиной, |
которая превращает про |
селок в шоссе только силой своего давления. Как бы это важно для нашей ... бездорожной страны!)»**
Коммунистическая партия, следуя заветам великого Ленина, взяла курс на индустриализацию страны, в результате чего была создана промышленная база различных отраслей машиностроения и, в частности, строительного и дорожного машиностроения.
Начиная с XV съезда, наша партия в решениях и резолюциях дает прямые указания по развитию максимальной механизации работ капитального строительства. В 1927 году было создано
*В. И. Ленин, Поли. собр. соч., т. 42, етр. 30.
**В. И. Ленин, Поли. собр. соч., т. 53, стр. 163-164.
7
объединение «Союзстроймашина» — центр строительного и дорож ного машиностроения, объединивший Онежский, Рыбинский, Крас нодарский, Кременчугский, Николаевский и Юго-Камский заводы. В 1931 году Ковровский экскаваторный завод выпустил первые два экскаватора, спроектированные отечественными учеными и инже нерами и изготовленные полностью своими силами.
Впредвоенные годы отрасль строительного и дорожного маши ностроения развивалась бурными темпами и выпуск ее продукции достиг значительных по тому времени размеров.
В1946 году было создано Министерство строительного и до рожного машиностроения, которое в настоящее время направляет работу более 220 заводов. Научно-исследовательской и проектно изыскательской работой по созданию машин, отвечающих требо
ваниям мировых стандартов, занимается семь научно-исследова тельских институтов, три проектных организации и ряд конструк торских бюро.
Динамика роста производства машин приведена в табл. 1. Кроме количественного роста следует отметить и качественную сторону развития машин, применяемых на строительстве: за 1940— 1970 годы мощность машин возросла с 30—60 л. с. до 150—200 л. с. Скорости движения рабочих органов увеличились в 1,5—3,0 раза.
Таблица 1
|
Рост производства основных типов машин |
|
|
||||
Наименование |
|
|
Выпуск по годам |
|
|
||
|
машин |
1940 |
1946 |
1967 |
1970 |
1971 |
1972 |
Экскаваторы |
274 |
75 |
25 750 |
30 979 |
33 213 |
34 874 |
|
в том числе много |
52 |
2 |
2553 |
3001 |
3104 |
3198 |
|
ковшовые |
|||||||
Бульдозеры |
118 |
69 |
23 538 |
33 113 |
37 759 |
39 953 |
|
Скреперы |
2104 |
35 |
7650 |
9831 |
10 760 |
11 650 |
|
Автогрейдеры |
— |
1 |
3800 |
4580 |
5625 |
6000 |
|
Краны башенные |
— |
3 |
1655 |
|
3560 |
— |
|
Крапы |
автомо |
139 |
116 |
12 370 |
14 471 |
15 339 |
16 047 |
бильные |
|||||||
Краны |
пневмоколес- |
|
_ |
1400 |
1963 |
2180 |
2238 |
ные |
|
|
|||||
Бетоносмесители |
1584 |
1520 |
23 555 |
28 000 |
29 411 |
— |
Вместо ручного управления применяется полуавтоматическое и автоматическое управление. В машинах широко используются многомоторный электрический, гидравлический и пневматический приводы. Большое внимание при проектировании машин уделяется удобству работы машинистов, в частности с 1968 года промышлен-
8