ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
ность выпускает специальные машины для работы в условиях Крайнего Севера.
Директивы по девятому пятилетнему плану XXIV съезда КПСС требуют дальнейшего увеличения выпуска средств механизации капитального строительства в полтора-два раза, а средств малой
механизации |
и механизированного инструмента — в |
пять-десять |
раз, при этом |
указано на необходимость повышения |
единичной |
мощности машин и увеличения их выработки.
Общий объем капитального строительства в девятой пятилетке возрастет по сравнению с восьмой в два раза и составит 500 млрд, руб., что должно быть обеспечено без увеличения коли чества рабочих, т. е. за счет роста производительности труда, в ко тором механизация работ играет первостепенное значение.
Разнохарактерные функции, выполняемые различными строи тельными машинами, для расчета и проектирования требовали создания и развития теории их рабочих процессов, в разработку которой большой вклад внесли отечественные и советские ученые.
Теоретические основы рабочих процессов машин, применяемых на строительстве, составляют:
— теория резания грунтов, созданная академиком В. Г1. Горяч киным, профессорами Н. Г. Домбровским, А. И. Анохиным, М. Н. Летошневым, А. А. Зелениным, Ю. А. Ветровым и другими, составляет основу расчета землеройных машин, одноковшовых и многоковшовых экскаваторов;
—теория бурения горных пород, в разработку которой большой вклад внесли академик П. А. Ребиндер, профессора М. М. Прото дьяконов, Н. С. Успенский, А. Ф. Суханов, И. А. Острушко и дру гие, является теоретической основой рабочего процесса буровых и горно-проходческих машин;
—теория уплотнения грунтов и дисперсных систем лежит в ос нове расчета и проектирования уплотняющих машин, в развитии
еезанимают видное место исследования профессоров М. П. Зуба-
нова, Н. Я. Хархута, А. Е. Десова и их учеников;
—теория дробления и сепарации горных пород, в создание которой внесли неоценимый вклад академики В. Л. Кирпичев и П. А. Ребиндер, профессора Л. Б. Левинсон, Н. Н. Лукницкий, А. Риттингер, В. А. Бауман и другие, составляет основу проектиро вания камнедробильных и сортировочных машин;
—теория перемешивания дисперсных систем с различными видами вяжущих материалов, в разработке которой принимали участие отечественные ученые профессора А. Д. Далин, Д. Д. Бизюкин, К- П. Севров, И. П. Керов и другие, составляет основу кон струирования бетоно- и растворосмесительных машин;
—теория вибрационного перемещения тел составляет научную основу рабочего процесса и проектирования вибраторов и вибро погружателей, виброплощадок и вибромолотов, а также активных
9:
\
рабочих органов машин. Большой вклад в развитие этой теории внесли академик И. И. Артоболевский, профессора Д. Д. Баркан,
€. И. Лукомский, О. А. Савинов, Г. Ю. Джанелидзе и др.;
—теория движения самоходных тележек, созданная академи ком Е. А. Чудаковым и профессором Н. Е. Жуковским и разрабо танная профессорами Е. Д. Львовым, В. И. Анохиным, Г. В. Земелевым и другими, составляет основу проектирования самоходных
строительных машин;
— теория транспортирования и перемещения грузов, осново полагающие труды по ней принадлежат академику И. А. Вышне градскому и профессорам А. И. Сидорову, А. О. Спиваковскому, А. И. Дукельскому и другим, положила начало проектированию кранов и подъемно-транспортных машин;
Основы учения о трении и износе, надежности и старении
машин составляют |
теоретическую основу эксплуатации машин. |
В разработку этого |
учения большой вклад внесли академик |
А. И. Берг, профессора А. К. Зайцев, М. М. Хрущев, В. И. Казарцев, И. В. Крагельский, А. И. Селиванов и др.
В последние годы разрабатываются основы повышения эффек тивности применения машин в различных условиях. В разработке
этой проблемы ведущее место |
занимают труды профессорок |
С. И. Канторера, А. Г. Лобова, М. |
Н. Лебедева и др. |
Все эти научные направления развиваются в трудах отечествен ных и зарубежных ученых и научно-исследовательских организа ций, обеспечивая дальнейший технический прогресс строительного и дорожного машиностроения.
§ 2. Производительность машин
Производительность — фактическое количество продукции, из готовленное машиной в единицу времени. Она является важней шим показателем любой машины.
Производительность машины является функцией ее конструк тивных параметров, условий работы, вида продукции и зависит от умения использовать ее в конкретных условиях. В связи с этим применяют три вида производительности для оценки одной и той же машины:
—конструктивную, или теоретическую;
—техническую;
—эксплуатационную.
К о н с т р у к т и в н а я п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь —• это та кая производительность, которую способна показать машина за один час непрерывной работы при работе с расчетным материалом в заданных условиях и при управлении машиной специалистом высшей квалификации. Она служит для оценки конструктивных качеств машины и для сравнения машин одного и того же назна чения, но имеющих различную конструкцию.
J0
Например, для определения конструктивной производитель ности одноковшовых экскаваторов принимают следующие условия:
—экскаватор работает в отвал;
—угол поворота платформы 90°;
—экскаватор разрабатывает заданный грунт, коэффициенты, характеризующие его физико-механические свойства, принимаются
равными единице;
— место работы экскаватора — забой — имеет оптимальные размеры;
— хронометраж ведут только времени на копание, поворота для разгрузки, разгрузку ковша и возвращение в исходное поло жение; никакое другое время, в том числе и время передвижения по забою, не учитывается.
Для такой обстановки конструктивная производительность рас считывается по формулам:
— для машин периодического действия
п к= 3600 -qt |
|
|
(1) |
— для машин непрерывного действия |
|
|
|
/7К= 3600Fv, |
|
|
( 2) |
где Пк — конструктивная производительность, мг/ч\ |
цикл, |
или |
|
q — объем материала, перемещаемого за |
один |
||
геометрическая емкость рабочего органа, мг\ |
|
|
|
t — продолжительность цикла, сек\ |
|
материа |
|
F — площадь поперечного сечения перемещаемого |
|||
ла, м2\ |
|
|
|
v — скорость движения материала, м/сек. |
|
|
|
Конструктивная производительность машины однозначна и за |
|||
носится в паспорт машины. |
|
|
|
Т е х н и ч е с к а я п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь |
является |
выс |
шей производительностью за один час непрерывной работы в кон кретных условиях: материал, вид работы, характер движений, а управление машиной осуществляется машинистом высшего раз ряда.
В зависимости от вида работ (например, отрывка котлована или траншеи) техническая производительность будет иметь раз личные значения.
Техническая производительность определяется по формулам:
— для машины периодического действия
Лт = 3 6 0 0 - ^ |
(3) |
11
— для машин непрерывного действия
|
Г/т = |
ЗбООРф^ф, |
(4 ) |
где |
/^ф, х»ф— фактические время цикла, площадь поперечного |
||
|
сечения и скорость перемещения материала; |
||
|
Кп — коэффициент |
наполнения |
геометрической ем |
|
кости рабочего органа; |
перерабатываемого |
|
|
Л'р — коэффициент |
разрыхления |
|
|
материала. |
|
|
При определении технической производительности, так же как и при расчете конструктивной, учитывается чистое время работы машины и никакие перерывы в работе (строповка груза, передви жения, очистка рабочего органа и другие) во внимание не прини маются.
Таким образом, техническая производительность является мак симальной производительностью машины в конкретных условиях.
Э к с п л у а т а ц и о н н а я п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь выра жает собой выработку машины за требуемый промежуток времени и учитывает необходимые затраты времени и простои машины при работе в конкретных условиях при управлении машиной специа листом предусмотренной квалификации.
Эксплуатационная среднечасовая производительность, опреде ляется по формуле
(5)
где KltB— коэффициент использования машины по времени,
учитывающий затраты времени за смену на передвижение машины по фронту работ, настройку рабочих органов, приемку-передачу машин, ежесменное техническое обслуживание и отдых маши нистов, отнесенные к одному часу работы машины.
В среднем для различных машин коэффициент использования времени составляет 0,8—0,90.
Кроме среднечасовой производительности эксплуатационная производительность характеризуется сменной и годовой выработ кой, которая рассматривается в гл. 30.
§ 3. Классификация и индексация машин, применяемых на строительстве
Средства механизации военно-строительных работ включают широкий круг строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин, энергосиловое оборудование и технологическое оборудо вание производственных предприятий, тракторы и автомобили, а также механизированный инструмент.
По производственному предназначению всю совокупность ма шин можно разделить на следующие классы:
12