Файл: Сказ о казанских меховщиках [очерки о Татарском производственном меховом объединении им. Х. Ямашева].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СК А З

ОК А З А Н С К И Х

МЕХО ВЩ И КА Х

КАЗАНЬ

ТАТАРСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

1 9 7 4

9С:338 С42

В книге рассказывается о первых шагах развития меховой промышленности в Казани. От полукустарных мастерских до крупнейшего мехового предприятия в мире — таков путь ордена Ленина Татарского произ­ водственного объединения имени Хусаина Ямашева.

Авторы очерков тепло рассказывают о жизни и тру­ де меховщиков в прошлом, о их сегодняшних заботах и мечте о будущем.

3- 1 6 —5-282

сМ132(02)—74 заказ-74

© Татарское книжное издательство, 1974

Казанская марка достаточно

популярна.

Ее знают и ценят,

ей доверяет покупатель. Меховые изделия,

сделанные

в Татарии,

пользуются неизменным спросом

в Калуге и

Лейпциге,

на Чукотке

и в Лондоне, в Ленинграде и Париже.

 

предприя­

Ежегодная стоимость продукции казанских меховых

тий оценивается в четверть миллиарда рублей. Чтобы

вывезти ее

в торговую сеть, требуется три тысячи железнодорожных вагонов. За одни сутки меховщики способны одеть в новые головные уборы всех жителей таких городов, как Мензелинск или Елабуга. Если овчину, выделанную за год сырейно-красильными фабриками объе­ динения, представить в виде меховой дорожки, то ее можно было бы расстелить на всем пути от Москвы до Хабаровска.

На одной из зимних Олимпиад наши спортсмены еще до

со­

ревнований вызвали небывалую сенсацию — они вышли

из самоле­

та в изящных

пальто

из

нерпы.

 

 

— Неужели такое чудо делают в Татарии?

вкусу и

ма­

Впрочем, за

рубежом

не

раз удивлялись тонкому

стерству казанских меховщиков. На Всемирной выставке В Брюсселе детские пальто из овчины особой обработки, под девизами «Горо­ шек», «Голубь мира», «Матроска», «Оригинальный», были удостоены наивысшей награды «Гран-при», а шкурки облагороженной овчины различных имитаций отмечены золотой медалью. Всюду — в Пари­ же, Монреале, Нью-Йорке, Тегеране, Лейпциге, Варшаве, Копенга­

гене и многих других городах

мира — меха, выделанные

в Казани,

не

знают конкуренции.

 

изделий — девятитысячный кол­

 

Создатель

этих

замечательных

лектив

Татарского

ордена Ленина

мехового

объединения

имени

Хусаина

Ямашева,— мездрильщики,

строгали, колористы, скорня­

ки,

модельеры,

в

химики. Это они неказистую

на

вид шкуру

барана

«превращают»

шелковистый

мех

морского

котика,

яркую пу­

шистую нутрию

и

в благородную

седину камчатского бобра.

 

 

...Большой

нелегкий путь

прошла меховая

промышленность

Татарии, прежде чем достигнуть всеобщего признания, завоевать первое место среди меховых предприятий страны.

Очерки истории объединения знакомят читателя с тем, как зародилась меховая промышленность Татарии, с участниками ее становления и развития.

5


Книга рассказывает о трудовом пути коллектива, его славных традициях. Она написана на основе архивных материалов за послед­ ние сорок лет, хранящихся в фондах Центрального государственно­ го архива ТАССР, партийного архива Татарского обкома КПСС, ар­ хива мехового объединения, материалов Государственного музея Татарии, многотиражных газет «Меховщик», «Мехчы» и газеты «Советская Татария».

Авторы приносят глубокую благодарность ветеранам мехового объединения X. А. Абдуллину, К. Ф. Андреевой, О. В. Араповой, К. Г. Барышникову, А. В. Винокурову, А. И. Гринькову, Р. А. Гуреви­ чу, М. Ф. Квардакову, А. Н. Ляминой, X. А. Марьяхину, Н. Г. Метляевой, Н. И. Сапожкиной, М. Г. и К. Г. Тепляковым, А. Р. Халитову,

К. Ш. Шамсутдинову, М. В. Чекурову, М. А. Яжгуру,

всем, кто

своими воспоминаниями и другими материалами помог

рассказать

о славном пути казанских меховщиков.

 

ПЕРВЫЕ

СТРАНИЦ Ы

ГОД РОЖДЕНИЯ

редставим себе Казань 1928 года. Пыльные, Пмощенные булыжником улицы, обшарпанные, давно не видевшие ремонта дома, утопающие по вечерам в темноте слободы. По трамвайным путям,

проложенным еще бельгийским акционерным общ ест­ вом, неторопливо ползут маленькие вагончики, беспо­ мощно застревая при первом же снегопаде. Хотя к кон­ цу 1927 года работа трамвая достигла довоенного уров­ ня, но, конечно, она не могла удовлетворить казанцев. Быстро росли население и территория города. Мало помогали и ‘автобусы. Всего несколько машин ходило в Козью и Ново-Татарскую слободы. Выручали пешеходов знаменитые казанские «барабусы» — крестьянская лоша­ денка, запряженная в розвальни.

Восстановив почти полностью довоенный уровень производства, Казань по-прежнему рассылала по всей России лишь стеариновые свечи и мыло, кожаные и валя­ ные сапоги, парусину и брезент, грубошерстное сукно.

Правда, плавился металл

в вагранках на «Красном пути»

и «Серпе и молоте», но заводы эти были

крайне мало­

мощны и скромны по размерам.

стерты

следы НЭПа.

С лица города еще

не были

Пестрела вывесками частных фирм

Большая

Проломная

(ныне ул. Баумана) —

главная

торговая

 

магистраль

Казани:

 

 

 

фасонов.

«Магазин «Слава». Меховые шляпы всех

Бухарский каракуль всех

цветов».

 

 

 

9


«Дело Пономарева.

М ужские и

дамские

головные

уборы. Модные воротники».

 

 

Однако

частники-торговцы доживали последние дни.

А в сф ере

производства государство

уже

полностью

отказалось

от частной

инициативы и частных

капиталов.

Огромными буквами в газете «Красная Татария» изве­ щалось: «Старший исполнитель Главсуда с публичных торгов, с предложенной цены, будет продавать строе­ ние, электродвижок, чаны...»

Среди многих проблем тогдашней Казани особенно остро стоял вопрос о занятости ее населения. Город, насчитывающий по переписи 1926 года 179023 человека, имел 17 тысяч зарегистрированных на бирже труда без­ работных.

Но Казань уже готовилась к новому этапу своей жизни. Страна приступала к практическому осущ ествле­ нию решений X IV съезда партии по индустриализации народного хозяйства СС СР . Должны были и в Казани вырасти новые фабрики и заводы. Но какие, когда, где? Где взять средства, специалистов, сырье? Как обеспечить сбыт?

Ясно было одно: кроме централизованных средств, нужны накопления на местах. Трудящ иеся Казани начали борьбу за строжайший режим экономии во всех об­ ластях хозяйства и, в первую очередь, в промышлен­ ности. Резко сокращались разбухшие штаты учрежде­ ний, трестов, заводоуправлений; стали экономить каж­ дую тонну угля, каждую сажень дров, сырье; учи­ лись беречь народную копейку. Недавно еще убыточные предприятия стали давать миллионы рублей прибыли. На дело индустриализации трудящ иеся республики отда­ вали и свои личные сбережения — облигации 2-го займа индустриализации разошлись на сум му около 4 миллио­ нов рублей.

В стране начиналась великая стройка. Экскаваторы рыли котлованы Днепровской гидроэлектростанции, воз­

10

водились корпуса Сталинградского тракторного, М осков­ ского автомобильного, уходили вдаль рельсы Турксиба.

А

что же

из промышленности союзного значения будет

в

Казани?

Ответ на это был получен 1 июня 1928 года.

В«Красной Татарии» за это число мы читаем:

«Сообщение РО СТА . Новые фабрики и заводы будут строиться в Татарской республике. Исключительно важ­ ное постановление Совета Труда и Обороны.

М О СКВА , 31 (РО СТА ).

СТО признал необходимым

постройку на территории

Татарской республики ряда

новых промышленных предприятий. В число этих пред­ приятий входят: сапоговаляльная, войлочная фабрики, рассчитанные на производство 700 тысяч пар валенок, 150 тысяч пар бурочной обуви и 150 тысяч квадратных метров шорно-седельного войлока; гудронный завод и канифольно-скипидарный завод...

Для удовлетворения текущих потребностей в элек­ троэнергии действующих промышленных предприятий и коммунальных хозяйств Казани и для снабжения элек­ троэнергией новых предприятий СТО признал необходи­ мым постройку в Казани новой электростанции. ВСНХ

СССР и Госплану СС СР предложено в порядке разра­ ботки пятилетнего плана развития промышленности рассмотреть вопрос о целесообразности постройки какого-либо промышленного предприятия в Татреспублике сверх перечисленных выше».

Это было многообещающим началом. Особенно ра­ довала перспектива строительства мощной электростан­ ции. Каждый понимал, что без энергетики ни о каком серьезном промышленном развитии не могло быть и речи.

В сообщении РО СТА говорилось только о строитель­ стве предприятий, подчиненных Татсовнархозу. А в это время Наркомвнешторг уж е заканчивал строительство головной фабрики будущ его мехового комбината. Рож­

11



далась меховая промышленность особого рода. Она не входила в круг забот местного Госплана, не отчисляла средств в местный бю джет, не реализовывала свою про­ дукцию на месте, не закупала самостоятельно сырье и химикаты и все, что производила, отправляла по наря­ дам Пушносиндиката Наркомвнешторга. Весь товар меховые фабрики должны были готовить на экспорт, пре­ вращать «мягкое золото» в валюту. Только на нее капи­ талистический мир продавал Советам оборудование, ма­ шины, технические проекты.

Созданию меховых фабрик неослабное внимание уделяла партийная организация республики, видевшая в них крупный резерв подготовки высококвалифициро­ ванных национальных кадров.

Что же заставило Народный комиссариат внешней торговли выбрать местом строительства мехового комби­ ната Казань? Ведь была меховая фабрика в г. Слобод­ ском, издавна выделывали пушнину в с. Б. Мурашкино, в г. Арзамасе? А дело в том, что Казань, во-первых, сла­ вилась умельцами по меховому делу, и, во-вторых, здесь давно скрещивались пути всех заготовителей мехов и пушнины. Не случайно именно в Казани в начале века появился немецкий коммерсант Луи Зальм . Он наладил связи с русскими банками, пароходными и железнодо­ рожными компаниями и буквально по всей России от­ крыл свои заготовительные конторы и агентства. Заго­ товлял Зальм сырье для заграничных фирм.

ВКазани на Зальма работали купцы помельче: Апаковы, Гизатуллины и другие.

Внаследство от Зальма и прочих «заготовителей» остались не только склады, но и сотни людей, работав­ ших на хозяев и хозяйчиков, знающих цену каждой

шкурке, способ ее обработки.

Далеко немаловажным для выбора места будущих меховых предприятий оказалось и наличие в Казани железнодорожных и водных путей.

12

Внимание Пушносиндиката привлекло еще одно обстоятельство: в Ново-Татарской слободе стояли не­ используемые корпуса частных заводов, которые на пер­ вых порах можно было сравнительно быстро приспосо­ бить под производство.

Пушносиндикат не только сделал выбор, но и тотчас приступил к осуществлению задуманного. Еще весной 1927 года на территории овчинно-шубного завода на Симбирской улице появились строители. Требовалась полная реконструкция здания: надо было заменить деревянные перекрытия железобетонными, надстроить третий этаж , перепланировать все помещения, пустить котельную , изготовить и смонтировать крупногабаритное оборудование. И на все это давалось несколько меся­ цев. Следует напомнить, что на вооружении строителей в то время не было ни экскаваторов, ни бульдозеров, ни башенных и автомобильных кранов. Вся «техника» состояла из маленьких бетономешалок, тачек, носилок и лопат. Командовали на площадке представители Госторга — старый большевик Петр Иванович Белозеров, ин­ женеры Госстроя тт. Шайтан и Чугунов. Много и славно поработали на стройке тогдашние комсомольцы — Шакир Нигметзянов, А хм ет Хакимов, Минулла Ибатуллин и многие другие. Еще поднимались стены третьего эта­ жа, а в первый уже втаскивали баркасы и гашпели, ско­ лачивали отмочнопикельные барабаны, монтировали центрифуги.

Однако и такие темпы не устраивали Наркомвнешторг. Чтобы как можно эффективнее действовать на мировом рынке, продавать меха по наиболее высоким ценам, требовалось посылать за рубеж выделанные и окрашенные шкурки. Но пока не было своих меховых фабрик, приходилось за полцены отдавать нью-йоркским и лейпцигским меховщикам сырье и терять значительное количество валюты. Это и заставило Пушносиндикат, не дожидаясь создания государственной меховой промыш­

13