тали. Трещины, раковины диаметром выше 5 мм, пористость и перпендикулярные к стенке детали окисиые пленки сильно влия ют на прочностные характеристики деталей, и поэтому эти дефекты недопустимы.
Авторы исследования [59] отмечают, что по испытаниям на разрыв образцов, вырезанных из деталей, нельзя делать заклю чение о прочности этих деталей.
В магниевых отливках по рентгеновским снимкам выяв ляется характерный для этих сплавов дефект — слоистая рых лота. Распространенность этого дефекта побудила к проведе нию исследований по установлению связи между прочностными характеристиками литья из сплава МЛ-4 и показаниями рент генограмм [60]. Из подвергнутых рентгенографическому конт ролю 500 заготовок квадратного сечения 22x22 мм и круглого
с диаметром |
20 и 12,5 мм было изготовлено |
100 образцов для |
механических |
испытаний. В |
результате испытаний |
получены |
величины: ов = 27 кГ/мм2 для |
бездефектных |
образцов и сгв = |
= 19,5 кГ/мм2 для образцов |
с дефектами, а |
также |
сгг = 5 и |
4 кГ/мм2 соответственно для бездефектных образцов и с де фектами. Испытания на усталость проводили на машине Шенка (сжатие — растяжение).
Количественная связь рентгенографической картины с проч ностными характеристиками исследованных образцов установ лена ис была.
В работе [61] приведены результаты обработки заводских данных по моторным деталям, вышедшим из строя или выдер
жавшим положенное |
количество |
часов при стендовых испыта |
ниях. Анализу |
подвергали моторные детали из сплавов АЛ4, |
АЛ 10В, АЛ 12, |
RR-50. |
Причиной |
разрушения деталей при та |
ких испытаниях были |
главным |
образом конструктивные недо |
статки. В местах разрушения литейных дефектов не наблюдали, и установить какую-либо связь между дефектами и местом разрушения не-представилось возможным.
Радиографическому контролю подвергали литые детали из
•сплава АЛ4, снятые с 21 мотора, после прохождения длитель ных стендовых испытаний [61]. По рентгенограммам выявлены различные внутренние дефекты, расположенные в различных местах деталей. Литые детали с дефектами проработали доста точно большое количество часов без разрушения.
В общих чертах влияние дефектов на прочность литых де талей сводится к следующему [62]:
а) трещины в отливках особенно опасны, если они проходят под прямым углом к направлению наибольшего приложенного усилия. Также недопустимы трещины, идущие параллельно направлению этого усилия;
б) усадка и ликвация аналогичны по своему влиянию на прочностные свойства литой детали: сильно снижают прочност ные свойства, если эти дефекты ориентированы нормально к на