ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
Третья стадия развития предполагает передачу |
информации |
в обоих направлениях в режиме «on line». На этой |
стадии можно |
будет осуществить быстрый или даже прямой контакт с ЭВМ, ко торая станет оперативным помощником персонала баз сбыта и некоторых складов.
Г л а в а III ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ п о н я т и я
Программное управление заменяет самые простые регулирую щие воздействия человека (например, останов или включение, подъем или опускание и т. п.). На металлургических предприятиях такие операции встречаются, например, в прокатных цехах при управлении рольгангами. Типичным для таких регулирующих воз действий является то, что обычно не осуществляется обратный контроль действительного вы-
полнения |
предполагаемой |
опе |
|
|
|
з |
-H |
/ h - |
|||||
рации. Это связано с тем, что |
|
|
|
|
|
|
|||||||
система |
регулирования |
не |
со |
|
|
|
|
|
|
||||
держит |
никаких |
элементов, ко |
|
|
|
|
|
|
|||||
торые позволили бы в случае |
|
|
|
|
|
|
|||||||
определенных изменений |
вме |
|
|
|
|
|
|
||||||
шаться |
в |
работу |
управляемых |
Рис. 26. |
Управление |
участком |
прокатного |
||||||
|
|
стана: |
|
|
|||||||||
механизмов и заставить |
их |
ра |
|
|
|
|
|||||||
/ — рольганг; |
2 — перегрузочное |
устройство; |
|||||||||||
ботать |
в |
заданном |
режиме. |
||||||||||
3 — холодильник; |
4 — управление |
||||||||||||
Если, например, |
при |
нажатии |
|
|
|
|
|
|
|||||
на кнопку |
управления |
|
ролики |
рольганга |
не начнут |
вращаться, |
|||||||
значит |
в системе |
регулирования |
или в самом механизме имеется |
||||||||||
какой-то дефект, который |
необходимо |
устранить. |
|
|
|
||||||||
В Чехословацком стандарте |
(ЧСН) |
программное |
управление |
определяется как управление без обратного контроля при помощи измерений. Такие системы управления автоматически осуществ ляют поставленную задачу путем выполнения определенных опе
раций, которые сами не контролируются |
(не имеют обратной |
связи). |
|
На рис. 26 показана система управления |
целым рядом участ |
ков выходной стороны прокатного стана. Из блок-схемы видно, что отдельные элементы управления не имеют никакой обратной связи с управляемым или последующим участком. В действительности оператор в кабине управления следит за движением раската и включает и выключает отдельные участки стана по мере необходи-
75
мости. Таким образом, момент включения или выключения опре деленного участка зависит от положения раската. Положение рас ката можно использовать для автоматизации этих операций. Так,
например, определяя положение раската на |
отдельных |
участках |
при помощи фотореле, можно использовать |
импульсы, которые |
|
возникают при прохождении раската мимо |
фотореле, |
для пуска |
устройства на следующем участке, как показано на |
блок-схеме |
рис. 27. Из схемы видно, что, кроме потока материала или энер гии, имеются еще и потоки информации, связанные с управлением участком.
Снимаемые с измерительных элементов импульсы бывают обычно настолько слабыми, что непосредственно после датчика приходится устанавливать усилитель, и только после этого усилен ный импульс воздействует на исполнительный орган, который и выполняет требуемую операцию.
Далее на других примерах будет показано, что в системах про
граммного |
управления |
может |
отсутствовать |
любой |
из |
перечислен- |
||
- р |
г Р - |
f . Ф |
. 1 |
. Ф — 4 |
Рис. 27. |
Блок - схема |
системы |
|
|
|
|
|
|
автоматического управления |
|||
|
|
|
|
|
участком |
прокатного |
стана: |
|
|
|
|
|
* 1 |
/ —• рольганг; |
2 — |
перегру |
|
|
|
|
|
зочное устройство; 3 — холо |
||||
|
|
|
|
|
дильник; |
4 — датчик; |
5 — ис |
|
|
|
|
|
6 |
полнительный |
элемент; 6 — |
||
|
|
|
|
|
усилитель |
|
\
ных элементов, как собственно датчик, так и усилитель или испол
нительный |
орган. |
|
|
Системы |
программного |
управления, аналогичные |
показанной |
на рис. 27, |
у которых все |
управляющие импульсы |
образуются |
прямо в ходе управляемого технологического процесса или в про цессе работы оборудования, называют в ЧССР комбинационными системами автоматики.
Характерной чертой комбинационных систем является то, что толчком для управляющего импульса служит не время, а некото рые другие показатели (на металлургических предприятиях та кими показателями чаще всего бывают положение сырых материа лов или раската, а также положение производственных меха низмов) .
Можно предположить, что при регулярном потоке материалов раскат на выходной стороне стана проходит отдельные участки за одинаковое время. Тогда будет достаточным по положению рас ката на входе в стан определить только разгон (начало процесса), а последовательность дальнейших операций определять по времен ному графику. В этом случае последующие участки стана будут включаться программным устройством (рис. 28), которое может представлять собой, например, многократный кулачковый пере ключатель с собственным приводом, приводимым в действие от им пульса входного датчика и останавливаемым одним из кулачков.
76
Осуществляемое таким образом автоматическое управление назы вается автоматическим программным управлением, а задающим параметром является время.
В проектах систем автоматического управления мы часто
встречаемся со случаями, когда |
работа этих систем осуществля- |
|||
Рольганг |
Перегрузочное |
Холодильник |
ЦП'Ольга. |
|
устройст8о |
||||
|
|
Цатчик
Лрограпплсе
устройстбо
Рас. 28. Программное устройство для автоматического управления
ется в течение нескольких временных тактов. Одной комбинации значений входных переменных соответствуют тогда различные значения выходных переменных в зависимости от предыдущих комбинаций входных переменных. Эти системы — принудительнопоследовательные (иногда их называют многотактными).
Рис. 29. Схема автоматического управления прокатным станом:
Fl—F4 — фотореле; |
TF1, |
TF2 — строенное фотореле; |
77, Т2 — водяные форсунки |
для сбива окалины; |
SI, S2, S3 — о б р ы з г и в а ю щ и е устройства дл я о с а ж д е н и я пыли; |
||
01, 02 — обводные |
ролики; N1, N2 — устройства |
дл я н а т я ж е н и я петель |
В качестве примера комбинационных систем автоматики при ведем систему управления полосовым станом горячей прокатки. Стан на рассматриваемом участке состоит из двух клетей дуо, трех клетей кварто, двух роликов и двух устройств для натяжения петли между клетями кварто. Перед сдвоенной клетью дуо и перед первой клетью кварто установлены окалиноломатели (рис. 29).
77
Горячая полоса с предыдущего участка входит в нижние валки сдвоенной клети дуо и вращающимся обводным роликом вводится в верхние валки. В момент захвата полосы верхними валками ро лики разводятся, чтобы могла образоваться свободная петля,
которая |
выравнивает разницу |
между |
окружной скоростью |
нижних |
||||||
и верхних валков. До внедрения системы |
автоматизации рычагом |
|||||||||
гидравлического |
привода |
обводного |
ролика |
управлял |
оператор, |
|||||
который |
должен |
был очень |
тщательно |
следить |
за |
движением |
||||
полосы. |
Если он |
разводил |
ролики слишком |
рано, |
верхние |
валки |
не успевали захватить полосу и получался брак, кроме того, воз никали еще и потери времени на удаление горячей полосы. При
запаздывании разведения роликов |
между прокатной клетью и ро |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ликом |
образовывалась |
петля, |
ко |
|||||||
|
|
|
|
|
|
торая |
попадала |
или |
в |
ролик |
или |
|||||
|
|
|
|
|
|
в |
прокатную |
клеть. |
|
Оператор, |
||||||
|
|
|
|
|
|
, управлявший |
щеками |
|
ролика, |
|||||||
|
|
|
|
|
|
управлял |
также |
окалиноломате- |
||||||||
|
|
|
|
|
|
лем, |
включавшимся |
|
в |
момент |
||||||
|
|
|
|
|
|
входа полосы в нижние валки. |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Другой оператор управлял |
ро |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ликами, |
окалиноломателем перед |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
первой |
клетью |
|
кварто |
и |
подъе |
|||||
Рис. |
|
30. |
Схема |
соединения контактов: |
мом обоих устройств для |
натяже |
||||||||||
а — с о е д и н е н и е контактов строенного фо |
ния петли. Брызгала |
для |
осажде |
|||||||||||||
тореле; |
б — последовательное |
соединение |
ния пыли были смонтированы уже |
|||||||||||||
д в у х |
контактов |
фотореле; |
в—параллель |
|||||||||||||
в |
процессе автоматизации |
управ |
||||||||||||||
ное |
соединение |
д в у х контактов |
фотореле |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ления |
механизмами стана. |
Работа |
||||||||
этого |
оператора также |
требовала |
большого |
внимания, |
так |
как |
||||||||||
каждая |
невнимательность могла вызвать серьезную аварию. |
|
||||||||||||||
|
При |
автоматизации |
этого |
участка |
было решено |
использовать |
для индикации горячей полосы вакуумный фотоэлемент с макси мумом спектральной чувствительности в инфракрасной области. Требование повышенной надежности было выполнено благодаря применению строенного фотореле, в котором оптика трех фотоэле ментов была направлена в одну точку таким образом, чтобы они освещались движущейся горячей полосой одновременно. Рабочие контакты (замыкающие) выходных реле были соединены последо вательно-параллельно, как показано на рис. 30, а.
Такое соединение обеспечивает надежную работу схемы в том
случае, если хотя бы два из трех |
фотореле |
сработают |
согласо |
||
ванно. Такое соединение можно использовать |
и для сигнализации |
||||
неисправностей, например когда одно из |
трех |
фотореле |
не реаги |
||
рует на освещение |
(фотокатод |
потерял |
эмиссию — способность |
||
к фотоэффекту) или же, наоборот, |
из-за ухудшения вакуума фото |
||||
элемент стал обладать |
постоянной |
проводимостью. |
|
Следует отметить, что при ухудшении способности к фотоэф фекту было бы достаточным параллельное соединение двух фото реле (рис. 30,в). Ухудшение вакуума и возникновение само произвольной проводимости, однако, наоборот, требует после-
78
довательного |
соединения |
выходных контактов |
обоих |
фотореле |
|
(рис. 30, б). |
|
|
|
в сопла Т1 и Т2 |
|
Регулирование подачи воды под давлением |
|||||
осуществляется контактами |
фотореле f\ и |
Устройства |
для натя |
||
жения петель |
N1 и N2 должны находиться в рабочем |
положении |
|||
с момента захвата полосы |
следующей |
клетью, |
и наоборот, они |
должны быть освобождены к моменту выхода конца полосы из первой клети кварто. Для устройства N1 это условие удовлетво
ряется при последовательном соединении контактов фотореле |
f2 и |
|
/з, как показано на рис. 30, б. Аналогично для |
устройства N2 |
бу |
дут последовательно соединены контакты фотореле /з и /4. |
|
|
Последней операцией, которая должна быть автоматизирована, |
||
является работа противопылевых брызгал SI, |
S2 и S3. Для прос |
тоты было сделано так, чтобы они работали совместно с момента,
когда |
передний конец полосы задается в |
первую клеть |
кварто, и |
до момента, когда конец полосы выйдет из последней |
(третьей) |
||
клети |
кварто. Для этой цели достаточно |
параллельно |
соединить |
контакты фотореле f2 и U (рис. 30, в). Для пояснения следует до бавить, что выходные реле использованных фотореле имели четыре пары коммутационных контактов, которые были применены в раз личных описанных выше схемах.
Комбинационная система включает в себя обычно несколько групп элементов. Прежде всего к ним относятся датчики, которые измеряют и индицируют значение величин, определяющих после довательность операций. В металлургической практике это чаще всего датчики положения раската или состояния определенных частей производственных агрегатов или транспортного оборудова ния. Принципы их построения могут быть самыми различными, но, как правило, их можно разделить на две группы: контактные и бесконтактные.
Мы уже упоминали о том, что сигнал, поступающий от вход ного датчика, необходимо усиливать. Для датчиков, работающих по электрическому или электромагнитному принципу, применяются релейные, электронные или транзисторные усилители, на выходе которых имеется электромагнитное реле, служащее для присоеди нения исполнительных органов. Для неэлектрических датчиков применяют преобразователи, которые преобразуют механическую величину в электрическую, или соответствующие пневматические либо гидравлические усилители.
На выходе системы управления находится исполнительный ор ган, который тоже может быть механическим, пневматическим, гидравлическим или электрическим. Электрическим исполнитель ным органом может служить, например, электромагнит для управ ления вентилями или тормозами, электродвигатель или гидравличе
ское |
устройство, |
либо так называемый |
«заторможенный» двига |
тель |
и т. п. |
|
|
В |
некоторых |
конструкциях отдельные |
элементы управляющих |
контуров настолько функционально объединены, что оказывается невозможным отделить, например, усилитель от собственно испол-
79
нительного органа. Преимущество комбинационных систем авто матики состоит в том, что импульсом для каждой последующей операции является регулирующее воздействие заранее определен ной величины, что позволяет осуществлять определенный контроль правильности выполнения предыдущей операции. В качестве при мера вновь можно привести движение раската по рольгангу, когда последующий участок включается лишь тогда, когда раскат дейст
Участон охлаждения |
Рольганг |
вительно подойдет |
к соответствую |
|||
щему |
датчику. |
|
|
|||
с ггосьіми ролияаш |
|
|
|
|||
|
Системы |
программного |
управле |
|||
|
|
|||||
|
|
ния отличаются тем, что задающий |
||||
|
|
параметр |
формируется |
программ |
||
|
|
ным |
устройством. |
Программное |
||
|
|
устройство |
может |
быть |
различной |
|
|
|
конструкции. Это может |
быть ку- |
|
|
|
|
|
|
|
|
Привод пере |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
грузочного |
|
|
|
'//////////)/>////////>///// |
|||
|
|
|
|
|
|
|
\ |
устройства |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
I |
кулачковый |
|
|
|
|
Соединение |
|||
Кулачковый |
|
|
|
|
|
|
6 конечных выключателей |
||||||||
|
|
лереытатель |
/ |
|
|
|
|||||||||
переключатели |
2 |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Рис. |
31. |
Перегрузочное |
устройство: |
|
|
|
|
|
||||||
1 — импульс |
от контактного |
индикатора по |
|
|
|
|
|
||||||||
л о ж е н и я |
проката |
дл я |
пуска |
перегрузоч |
|
Рис. |
32. |
Проволочная моталка: |
|||||||
ного |
устройства; |
2 — отключение |
привода |
1 — п о д в о д я щ а я |
трубка; 2 — изолированная |
||||||||||
перегрузочного |
устройства |
после |
д о с т и ж е |
||||||||||||
ния |
исходного |
п о л о ж е н и я ; |
3 — пуск |
при |
часть |
трубки; |
3 — проволочная |
моталка; 4 — |
|||||||
вода |
косых |
|
роликов |
холодильника; |
4 — |
бунт |
проволоки |
(не увязанный); 5 — ш а г а ю щ и й |
|||||||
отключение привода косых роликов холо |
конвейер; 6 — опрокидывающийся |
карман; 7 — |
|||||||||||||
дильника; |
5 — включение |
п о с л е д у ю щ е г о |
крюк |
канатного о х л а ж д а ю щ е г о |
конвейера; |
||||||||||
|
|
|
|
|
агрегата |
|
|
|
|
|
8, |
9 — конечные выключатели |
лачковый переключатель, реле времени, магнитная лента, перфо лента, перфокарты, пленка и др.
Каждый из этих элементов может иметь несколько модифика ций. Кулачковый переключатель, который по своим габаритам и надежности вполне пригоден для металлургических цехов, может иметь собственный привод от синхронного двигателя. Иногда он
может быть соединен с приводом |
технологического оборудования |
|||||
и т. п. В качестве |
примера можно |
привести |
перегрузочное обору |
|||
дование, которое |
снимает |
раскат |
с рольганга и перегружает его |
|||
на холодильник (рис. 31). |
|
|
|
|
|
|
Переключатели |
могут |
выполнять |
очень |
сложные |
функции и |
|
имеют до 12 и более кулачков. В ряде |
случаев такие |
крупные пе |
реключатели делят на несколько более мелких, которые последо вательно подключают приводы различного технологического обо рудования и отключают их по окончании операции.
80