ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
момента и продольной сжимающей силы произошло в стыке при нагрузке, превышающей расчетную иа 50%. Этот коэффициент запаса может быть увеличен, в чем, однако, нет особой необхо димости.
Существенным фактором в оценке эффективности применения болтовых соединений элементов армоцементиых конструкций яв ляется учет влияния на работу пристыковой зоны. Данные испы таний свидетельствуют, что «точечная» передача усилий с одного элемента на другой вполне возможна при определенных соотно шениях их геометрических размеров.
Рис. 14. Стыкование двух элементов
Установлено, что шаг болтовых стыковых сопряжений по се чению элемента может приниматься из условия восприятия одним
стыком усилия с расчетной площади, не |
превышающей 100 см2. |
||||
При этом |
соотношение |
толщины |
стыкуемого участка |
элемента |
|
и ширины |
целесообразно |
предусматривать в пределах |
1 :5. Мини |
||
мальная толщина элемента должна |
быть не менее 40 мм. |
||||
Для повышения несущей способности |
болтовых |
соединений |
в армоцементиых конструкциях торцевые поверхности стыкуемых элементов надо предварительно смазать эпоксидным клеем; это способствует более равномерной передаче усилий (по данным ис пытаний ЛенЗНИИЭП), причем прочность стыка повышается в среднем на 30% по сравнению с обычным типом болтового сое динения. Отслоение цементно-эпоксидного клея от поверхности бе тона и растрескивание самого клеевого шва в растянутой зоне стыка произошло при нагрузке 100—120% от расчетной. Сопротив ляемость стыка трещинообразованию повысилась на 15%. Коэф фициент запаса клее-болтового соединения по прочности соста вил 1,8.
Таким образом, болтовые соединения сборных элементов ар моцементиых конструкций, а также их разновидности являются перспективным типом соединений. При дальнейших исследованиях необходимо обратить особое внимание на разработку новых ва риантов стыковых соединений, учитывая большое разнообразие
101
конструкций и повышенные требования к |
ним, прежде |
всего |
из- |
||
за тонкостенности стыкуемых элементов. |
|
|
|
||
Конструктивные |
стыковые |
сопряжения |
элементов удачно |
ре |
|
шены в кровельных |
панелях |
СибЗНИИЭП |
и покрытиях |
навесов |
НИ И Ж Б (рис. 14).
Впервом случае продольный стык между складчатыми на стилами двухволнового соединения вынесен вверх на 300 мм и вы полнен путем отбортовки грани одного элемента внахлестку за боковую грань другого. В покрытиях навесов, представляющих
складку постоянного сечения, продольный стык также расположен в верхней части с нащельником.
Пути решения рассмотренной проблемы могут быть различ ными. Общими будут лишь требования к стыковым сопряжениям сборных элементов. Независимо от характера конструктивного решения стыков все они должны быть простыми в изготовлении, удобными при монтаже и надежными в эксплуатации. С нашей точки зрения, следовало бы экспериментальные исследования на править на создание клее-болтовых соединений. При этом не ис ключено широкое применение нащельников с герметизирующим составом как в рабочих, так и в монтажных стыковых сопряже ниях элементов. Целесообразно исследовать возможность приме нения узловых сопряжений, конструктивно решенных по принципу самофиксации.
Г л а в а ч е т в е р т а я
НАТУРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТИПОВ АРМОЦЕМЕНТИЫХ КОНСТРУКЦИИ
Большое количество натурных испытаний армоцементиых кон струкций различного типа и назначения было проведено лаборато риями ЛенЗНИИЭП (б. Ленфилиал АС и А СССР), НИИЖБ, НИИ сельстроя, СибЗНИИЭП, НИИСК Госстроя СССР, трестом «Оргэнергострой» (Куйбышев) и другими организациями. Они по зволили оценить работу армоцемента в конструкции, а также уточ нить методику расчета армоцементиых конструкций.
В настоящей главе рассматриваются результаты натурных ис пытаний армоцементиых конструкций балочного и сводчатого ти
пов. Несмотря на то, что некоторые конструкции |
изготавливались |
в полупроизводственных условиях вручную, все же |
их работа пред |
ставляет определенный практический интерес. Известно, что ста тический расчет тонкостенных конструкций открытого профиля производится в предположении упругой работы материала и неде формируемости контура сечения. Действительная же работа таких конструкций характеризуется более сложной картиной напряжен но-деформируемого состояния в сравнении с напряженно-деформи руемым состоянием, получаемым при теоретическом расчете.
Основной причиной такого положения является неучет при рас чете конструкций с открытым профилем сечения работы их в по перечном направлении. А это обстоятельство, как показали ре зультаты натурных испытаний армоцементиых конструкций, имеет ислючительно важное значение, особенно, когда речь идет об оценке их деформативности. В этом, собственно, и заключается ос новной смысл рассмотрения результатов натурных испытаний от дельных типов конструкций.
Отсутствие практических методов расчета подобных конструк ций в двух направлениях значительно осложняет анализ экспери ментальных данных, особенно при выявлении степени несоответ
ствия |
эксперименту результатов статического расчета конструк |
ций, а |
также расчета элементов по прочности и деформациям. |
|
§ 1. НАСТИЛЫ ПЕРЕМЕННОГО ВОЛНООБРАЗНОГО СЕЧЕНИЯ |
Значительная часть осуществленных покрытий из армоцемента приходится на долю настилов переменного сечения, которые могут найти применение при строительстве как гражданских, так и про мышленных зданий.
103
Конструктивное решение покрытия представляет систему, соби раемую из настилов переменного волнообразного сечения, изме няющихся от середины пролета в направлении опоры. Сопряжение элементов в продольном направлении осуществлялось монолитным стыком, устраиваемым на гребне полуволн, а на опорах — путем анкеровки к стенам. Балочные настилы переменного волнообраз ного сечения применяются для перекрытия пролетов 6—18 м. Большинство осуществленных конструкций изготавливалось из бе
тона М-300, с комбинированным |
армированием |
(сетка |
из прово |
||||
локи 3 мм, с ячейкой 250X250 мм, две тканые сетки № |
10), с ра |
||||||
бочей арматурой в верхней и нижней зонах |
складки. |
|
|
||||
Испытания |
таких конструкций, проведенные |
в |
1961 —1967 гг. |
||||
в Красноярске, |
Симферополе |
и |
других |
городах, |
показали, что |
||
все типы балочных настилов |
в основном |
удовлетворяют требова |
|||||
ниям прочности, жесткости и |
трещиностойкости. |
Вместе с тем, |
было установлено превышение экспериментальных значений про гибов над теоретическими. Это можно объяснить несовершенством практических методов расчета конструкций с открытым профилем сечения, а также и тем, что не учитывалось влияние неупругих деформаций на параметры жесткости, принятые СНиП.
Использование при дальнейшем проектировании подобных кон струкций рекомендаций СН 366—67 позволило получить вполне удовлетворительную сходимость теоретических и эксперименталь ных данных по прочности и деформациям.
Установлено при этом, что прогибы балочных настилов пере менного волнообразного сечения от воздействия нормативных на грузок находятся в допустимых пределах (не более Узоо пролета), а их сопротивляемость трещинообразоваиию и раскрытию трещин оказалась выше расчетных значений, что в известной мере обуслов лено ткаными стальными сетками.
§ 2. ЛИНЕЙЧАТЫЕ АРМОЦЕМЕНТНЫЕ |
КОНСТРУКЦИИ |
К линейчатым балочным конструкциям относятся элементы по |
|
крытия, сочетающие жесткий железобетонный каркас |
с армоце- |
ментным заполнением в виде линейчатых поверхностей. Харак терными примерами таких конструкций являются кровельные на стилы типа «Грани» пролетом 10—12 м и «Бабочка» пролетом 15—18 м. Конструкции подобного типа имеют в середине пролета V-образное сечение, которое по мере приближения к опоре раскры вается и на опоре переходит в плиту.
Настилы типа «Грани» имеют бортовые элементы прямолиней ного, а «Бабочка» — криволинейного очертания.
Основной целью испытаний являлось изучение напряженно-де формированного состояния конструкций, находящихся под эксплуа тационной нагрузкой.
Конструкции изготавливались в деревянной опалубке. Арми рование— комбинированное; в железобетонные элементы уклады валась стержневая арматура или арматурные пучки, состоящие из
104
22 проволок |
диаметром 5 мм (например, |
в настилах |
«Бабочка»). |
|||||||
Армоцементные |
пастилы |
армировались |
|
ткаными сетками |
№ 10 |
|||||
с проволокой |
диаметром |
1 мм: двумя |
(«Грани» — /=12 |
м, |
«Ба |
|||||
бочка»— /=15 |
м) или четырьмя |
(«Бабочка» — /=18 |
м), |
уложен |
||||||
ными симметрично |
относительно |
арматурной сетки |
из |
стержней |
||||||
диаметром 3 мм, с ячейками 200x200 мм. |
|
|
|
|
||||||
Проектирование |
комбинированных |
конструкций |
осуществля |
|||||||
лось в соответствии |
со СНиП. Уточнение |
расчетных |
параметров |
по фактическим данным опытных конструкций производилось по
тем же формулам, что и на стадии |
проектирования. Таким обра |
||
зом, полученные при |
испытании результаты позволили |
оценить |
|
достоверность расчета |
армоцементных конструкций по |
аналогии |
|
с железобетонными и |
одновременно |
подчеркнуть обоснованность |
методики расчета по СН 366—67.
Прочность
Напряженное состояние конструкций рассматриваемого типа представляет сложную картину. Наличие в них больших участков линейчатых поверхностей предопределяет значительную деформативность поперечного сечения, которая вызывает дополнительные напряжения.
Бортовые ребра находятся в условиях внецентренного сжатия, а балки — в условиях внецентренного растяжения. Армоцементные стенки работают в двух направлениях с преобладающим изгибным характером.
Максимальные напряжения в крайних волокнах настилов от равномерно распределенной нагрузки возникают, как правило, в 'Д пролета. Это обстоятельство накладывает определенные тре бования на выбор оптимальной формы сечения, обеспечивающей
равнопрочность |
конструкции. |
|
Результаты |
испытаний линейчатых армоцементных |
конструк |
ций сведены в табл. 30.- |
|
|
Несущая способность комбинированных конструкций |
отвечает |
требованиям, предъявляемым к ним ГОСТ 8829—66. Минимальный коэффициент запаса составляет С=1,4.
Результаты экспериментальных данных свидетельствуют также о неоднородности работы таких систем на упругопластической ста дии. Неоднородность проявляется в асимметрии работы бортовых элементов, что вносит известные трудности в определение, напри мер, плеча внутренней пары и т. д.
Специфику работы описываемых конструкций при расчете их по первому предельному состоянию следует учитывать путем вклю чения в расчетную формулу прочности коэффициента условий ра боты mi или же учесть это обстоятельство при статическом рас чете. Как видно из табл. 30, величина коэффициента условий ра боты для настилов типа «Грани» и «Бабочка» различна. Это объяс няется тем, что в настилах типа «Бабочка» стабильность в работе основных несущих элементов нарушается не только за счет асим-
105
|
|
|
|
|
|
|
|
Т А Б Л И Ц А |
30 |
||
|
Прочность |
|
Жесткость |
|
Трещнностойкость |
||||||
|
с |
"разр |
Максимальные прогибы |
Ширина |
раскрытия |
||||||
|
|
|
трещин |
от |
норма |
||||||
|
|
|
от нормативной |
н а г р у з к и |
|||||||
|
|
' р а с ч |
тивной |
нагрузки |
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
Тип конструкции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-&!- |
=• |
|
|
•а-н |
|
|
|
|
•&}" |
|
с |
m |
•& н |
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
а |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Настил «Грани» |
0,95 |
1,4 |
32 |
40 |
0,9 |
1,25 |
0,20 |
0,15 |
0,75 |
||
пролетом 12 м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Настил «Бабочка» |
0,90 |
1,42 |
45 |
54 |
0,9 |
1,2 |
0,20 |
0,10 |
0,50 |
||
пролетом 15 м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Настил «Бабочка» |
0,85 |
1,41 |
42 |
53 |
0,9 |
1,25 |
0,20 |
0,10 |
0,50 |
||
пролетом 18 м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е ч а н и е , |
|
— коэффициент |
условий |
работы |
настилов |
при |
рас |
||||
чете по прочности; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т., — коэффициент условий |
работы настилов |
при расчете по |
деформациям. |
метрии деформирования контура сечения, но и за счет неоднород ности их напряженного состояния при предварительном напряже нии пучков.
Жесткость
Конструкции открытого профиля при воздействии равномерно распределенной нагрузки работают по условно-балочной схеме. Отличительной особенностью их является наличие седлообразной эпюры перемещений. Наибольший прогиб конструкции наблюда ется в Уз пролета вместо середины, как это имеет место в балочных конструкциях с недеформируемым контуром. Причинами уменьше ния прогиба в середине пролета служат деформативность сечения настила и несоответствие изменения высоты сечения эпюре изги бающих моментов. Величина горизонтальных смещений бортовых ребер в середине сечения по абсолютному, значению приблизи тельно равна величине вертикального перемещения их; это приво дит к тому, что бортовые элементы, перемещаясь внутрь конструк ции, поворачиваются. Такой вид деформации бортовых элементов повышает величину общего момента инерции конструкций за счет
увеличения высоты сечения. |
|
|
||
|
Наибольший вертикальный прогиб балки настила «Бабочка» |
|||
пролетом |
15 м под действием равномерно распределенной |
нагрузки |
||
в |
сечении |
на расстоянии от |
опоры, равном '/з/, составляет 54 мм, |
|
а |
бортовых элементов — 26 |
и 20 мм. В середине пролета |
прогибы |
соответственно составили: для балки 39,5 мм, для бортовых эле ментов 20,5 и 19 мм. Горизонтальные перемещения бортовых рёбер в этом же сечении равны 22 и 16 мм.
Аналогичная картина наблюдается при работе настилов типа «Грани» (/=12 м) и «Бабочка» (/=18 м). В результате испытаний было установлено, что в ряде случаев экспериментальные значе-
106