Файл: Митрофанов, Е. Н. Армоцемент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния прогибов превышают теоретические на 15%; это расхождение объясняется прежде всего завышением упругих характеристик бе­ тона, недоучетом потерь предварительного напряжения в арматуре за счет трения, ползучести, а также появления трещин в конструк­ циях.

Учитывая неоднородность работы бортовых элементов насти­ лов, а следовательно, и всей конструкции в целом, представляется целесообразным при статическом расчете конструкции вводить в расчетные формулы коэффициент условий работы т = 1 , 1 0 , уста­ новленный в результате испытаний комбинированных конструкций; этот коэффициент позволит прямым путем учесть несовершенство практических методов расчета линейчатых конструкций.

Трещиностойкость

Сопротивляемость комбинированных конструкций трещинообразованию, как показали испытания, превышает расчетные данные. Ширина раскрытия трещин в настилах при нормативных нагруз­ ках достигает значительной величины — а т = 0 , 1 5 мм. Трещины с балки"настила распространяются также на участки армоцемент­ ных стенок.

Наряду с трещинами, возникающими в растянутой зоне насти­ лов, они возникают также в бортовых элементах за счет депланации сечения, причем участки более интенсивного трещинообразова­ ния располагаются в сечениях 7б и llzl, т. е. в тех, где происходит максимальное смещение ребер в наружную сторо,ну или внутрь конструкции.

Следует отметить, что бортовые элементы прямолинейного очер­ тания в настилах типа «Грани» претерпевают значительно боль­ шие деформации, чем бортовые элементы криволинейного очерта­ ния настилов «Бабочка»; поэтому их необходимо дополнительно рассчитывать на местный изгиб.

В заключение надо сказать, что статический расчет подобных конструкций требует уточнения, прежде всего путем совершенство­ вания расчета в поперечном направлении.

§ 3. ДЮБЕЛЬНЫЕ БАЛКИ *

Конструкции подобного рода включают железобетонные пояса (верхний и нижний), ребра жесткости и армоцементные стенки, охватывающие с двух сторон набор указанных элементов балки. Соединение армоцементных пластин с железобетонными элемен­ тами осуществляется с помощью металлических дюбелей.

Исследованию были подвергнуты армоцементные балки проле­ том 12 м, высотой 1,2 м. Железобетонные пояса имели прямоуголь-

* Исследование дюбельных балок производилось с целью изучения напря­ женно-деформированного состояния при кратковременных и длительных воздей­ ствиях нагрузок.

107


Разрушающая

нагрузка превысила нормативную в

два

раза

и составила 25,6

т. Разрушение

произошло из-за местного раска­

лывания стенок балки в сжатой

зоне. Образовавшаяся

при

этом

в армоцементиых листах трещина распространилась на всю высо­ ту сечения балки, исключив тем самым совместную работу ее эле­ ментов. Железобетонные пояса при этом остались не разрушен­ ными.

Жесткость балок является основной характеристикой оценки работы дюбельных соединений. Максимальный прогиб под дейст­ вием нормативной нагрузки составляет 21 мм. При этом практи­ чески сохраняется линейная зависимость между перемещениями и нагрузкой вплоть до разрушения. Прогиб при нагрузке, превышаю­ щей в два раза нормативную, был равен 45 мм.

При разгрузке балки происходит расшатывание дюбельных сое­ динений, что незамедлительно сказывается на величине остаточ­ ных деформаций. Величина остаточных деформаций при разгрузке балки до условного нуля составила 50—60% от прогиба, образо­ вавшегося при загружении ее нормативной нагрузкой.

Одним из важных факторов оценки работы балки является рас­ пределение изгибающего момента между ее элементами. Установ­

лено, что

стенки дюбельной

армоцементной балки

воспринимают

в среднем

20% изгибающего

момента. Нейтральная

ось практиче>

ски не меняет своего положения вплоть до расчетной нагрузки. Действительно, на начальной стадии работы балки растянутая зона составляла 0,425 h0, а при нормативной нагрузке /гр = 0,46 /г0, т. е. изменения произошли незначительные. Деформации распределя­ ются по высоте сечения практически по линейному закону, и лишь при нагрузке, равной 0,8 qlh эта закономерность нарушается.

При длительном загружении балки произошли существенные изменения деформированного состояния элементов: появились тре­ щины как в поясах, так и в стенках, что привело к перераспреде­ лению усилий. Стенки балки несколько разгрузились, а пояса, на­ оборот, восприняли большие усилия, чем на аналогичной стадии работы балки при кратковременном загружении. Арматура растя­ нутого и сжатого поясов восприняла дополнительное усилие в ре­ зультате перераспределения усилий и ползучести. Увеличение на­ пряжений в арматуре составило 15%.

Определенный интерес представляет работа стенок балки. При нормативной нагрузке они начинают выпучиваться; горизонтальные перемещения достигают 6,75 мм. Характер деформированного со­ стояния стенки напоминает работу пластинки с соотношением сто­ рон 1 :3, защемленной по четырем сторонам и находящейся под воздействием нормальных напряжений от изгиба и касательных напряжений. Абсолютные значения нормальных напряжений из­ гиба определяются соответственно: для сжатых й растянутых во­

локон— 60

и 35 кГ/см2 и

касательных напряжений т = 2 5

кГ/см2

в середине

сечения и т = 1 5

кГ/см2 в плоскости дюбельного

забоя.

Критическое состояние стенок наступает при нагрузке, превышаю­ щей нормативную на 70%, т. е. на стадии, предшествующей разру-

109


Рис. 16. Общий вид стенда для длительных испытаний армоцементных балок

/ — домкрат; 2 — фиксаторы; 3 — п р у ж и н ы


шению. Несомненно, при жестком сопряжении стенок с поясами, например при монолитном варианте, такой картины мы бы не наблюдали. В данном случае раннему выпучиванию стенок способ­ ствовала податливость соединения.

Испытанием дюбельных балок установлено следующее:

1)стенки балки с соотношением сторон 1 :3 и высотой h = 40 б обеспечили сопротивляемость местной потере устойчивости при превышении нагрузки сверх нормативной на 70%;

2)длительное загружение балки вызвало перераспределение усилий в элементах из-за ползучести бетона в сторону увеличения напряжений в арматуре поясов в среднем на 15%;

3)дюбельные соединения при повторных загружениях балок снижают жесткость системы;

4)первые трещины в зоне дюбельного забоя появились при ка­

сательных напряжениях, превышающих расчетные

сопротивления

на скалывание бетона в среднем на 30—40%.

 

 

§ 4. СБОРНЫЕ АРМОЦЕМЕНТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ПОКРЫТИЙ

СВОДЧАТОГО

ТИПА

В данном параграфе рассматриваются результаты натурных ис­

пытаний сборных конструкций покрытий пролетом

15, 18,

24, 30

и 75 м. При этом для оценки действительной работы конструкций подобного типа были выбраны только те варианты, которые близки по статической расчетной схеме. К ним относятся сборные конст­ рукции арочного типа с затяжками.

Изготовление конструкций в основном производилось ручным способом в деревянной опалубке; исключением являлась арка про­ летом 18 м, линейные элементы которой были изготовлены в ме­ таллических формах методом вибролитья. Сборные элементы арки пролетом 75 м были изготовлены также в деревянной опалубке, но нанесение бетонной смеси осуществлялось с помощью растворонасоса, с последующим выравниванием ее мастерками и шаб­ лонами.

Для изготовления конструкций применялся мелкозернистый бе­ тон двух марок: М-300 и М-400. Армирование элементов — комби­ нированное, т. е. наряду с применением стержневой арматуры, укладываемой в утолщенных участках сечения сжатой и растяну­ той зон, использовались тканые сетки (две-три). Степень армиро­

вания сечения колебалась в пределах р,= 1,2-7-2,1%.

 

Испытание конструкций производилось поэтапно:

 

а)

п е р в ы й

э т а п — загружение конструкции до

нормативной

нагрузки;

 

 

 

б)

в т о р о й

э т а п

— разгрузка конструкций;

 

в)

т р е т и й

э т а п

— загружение до контрольной

разрушающей

нагрузки.

Промежуточные варианты схем загружений принимались в со­ ответствии с расчетными комбинациями.

Основные данные испытаний сведены в табл. 31.

i l l


При анализе действительной работы конструкций определенную трудность представляет оценка качества материала. Так, прочность бетона, определенная при испытании контрольных образцов, строго говоря, не характеризует прочность материала непосредственно в конструкциях. Поэтому полученные данные приняты за осредненные величины.

Для получения дополнительной информации о качестве мате­ риала были применены косвенные методы, включая радиотехниче-

 

Основные параметры армоцементного элемента

 

 

 

Величины

элемента

Проектные

тивноП

п р о

 

Тип сечения

 

 

 

Фактические

 

Индекс

 

 

 

в

F

J

Е б

 

F,

1/1

Чп

1т

Эскиз

 

ш

м

 

см*

см'

кГ1слС'

 

-

кП

мм

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

4/2

 

«Г

 

 

1,49

545

152. Ю3

235 -103

15,0

10,70

1/6,5

225

1,52

А-15

 

 

0,5

560

152,5-103

235-101

15,0

10,70

1/6,4

239

1,77

 

<

в

>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5

384

96-103

2 3 5 - №

18,0

2,05

1/7,0

216

21,2

А-18

 

 

 

0,4

384

71.2-10я

223-103

17,7

2,05

1/7,2

235

19,05

 

 

 

 

 

 

 

 

2,9

885

429,3-10'

270- 10я

24.0

11,34

1/6,5

300

18,55

А-24

 

в

 

0,6

898

432, Ы 0 3

216-Ю3

24,0

11,34

1/6,4

310

21,18

 

 

 

 

 

 

 

1,48

1020

725-103

310-10'

29,8

5,08

1/4,5

425

19,1

А-30

 

 

 

0,7

1080

740-10'

235-103

29,8

5,08

1/4,4

432

19,9

 

<

в

>

А-75

«гV

 

3,0

2554

1,22-10'

255-103

75,0

204,0

1/7,5

515

49,0

 

 

 

 

 

«

в

>

1,85

2614

1,29-10'

273-10э

74,9

204,0

1/7,0

550

52,5

П р и м е ч а н и е .

, / э ,

/ J . a*, а*

и т. д . прогибы, ширина

раскрытия

трещин,

п о л у

112.

ские. Основной целью применения этих методов являлось опреде­ ление коэффициента изменчивости свойств материала в конструк­ циях по одному из параметров, например диаметру отпечатка эта­ лонного молотка или скорости распределения волн.

Результаты испытаний свидетельствуют, что вариационный ко­ эффициент изменчивости прочностных свойств для некоторых ти­ пов конструкций, например А-24 и А-18, колеблется в пределах у = 8-10%. По данным испытаний контрольных образцов, нзмен-

п р о г и б о в

от норма-

н а г р у з к и

в середине

лета

 

'"п р

мм- -

Ш и р и н а раскрытия трещин

в

попереч ­

в продоль ­

ном

 

направ ­

ном на­

 

лении

правлении

т

<

°1

<

мм

 

мм

мм

мм

 

 

 

Т А Б Л И Ц А

31

 

 

н а п р я ж е н и я

 

Коэффи­ циентзапаса

прочности

Н а п р я ж е н н о е состояние

 

 

 

при

нормативной

н а г р у з к е

 

 

Р а с п о р

Н о р м а л ь н ы е

 

 

 

 

 

 

 

 

Я *

 

 

° с > р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л!

m

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—12,5

-12,40

 

 

1,85

1,22

1,04

 

0,02

 

0,00

4,0

2,61

 

полей

[>1,4

 

 

 

 

 

 

 

 

- 0 , 7

+ 2,60

 

 

 

 

Теоретически!!расчет не проводился

 

Теоретическийрасчет не проводился

 

 

поперечномвНапряжениянаправлении на участках сеченияне определялись

 

 

 

 

 

 

 

—69,0

—67,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 4 5

- 5 0

 

 

2,67

1,03

1,12

 

1,00

 

0,20

5,38

4,4

 

 

1,4

 

 

 

 

 

 

 

 

+ 15,0

+25,0

 

 

21,27

1,15

1,01

 

 

 

 

 

- 4 7 , 7

—49,4

 

 

26,86

1,25

1,25

 

0,12

 

0,05

17,4

16,05

 

 

1,4

 

 

 

 

 

+ 11,3

—10,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—43,0

—32,4

 

 

20,5

1,08

1,01

 

0,05

 

0,03

10,22

3,20

 

 

О0 . 4

 

 

 

 

 

 

 

 

+ 2,3

+ 6,8

 

 

61,0

1,23

1,16

 

0,1—2.0

 

0,05

104,9

133,0

 

 

1,35

 

 

 

 

 

 

 

 

—13

—25,0

 

 

ченные соответственно по проектным и фактическим данным и при испытании .

5 Заказ № 1703

ЦЗ