ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
ния прогибов превышают теоретические на 15%; это расхождение объясняется прежде всего завышением упругих характеристик бе тона, недоучетом потерь предварительного напряжения в арматуре за счет трения, ползучести, а также появления трещин в конструк циях.
Учитывая неоднородность работы бортовых элементов насти лов, а следовательно, и всей конструкции в целом, представляется целесообразным при статическом расчете конструкции вводить в расчетные формулы коэффициент условий работы т = 1 , 1 0 , уста новленный в результате испытаний комбинированных конструкций; этот коэффициент позволит прямым путем учесть несовершенство практических методов расчета линейчатых конструкций.
Трещиностойкость
Сопротивляемость комбинированных конструкций трещинообразованию, как показали испытания, превышает расчетные данные. Ширина раскрытия трещин в настилах при нормативных нагруз ках достигает значительной величины — а т = 0 , 1 5 мм. Трещины с балки"настила распространяются также на участки армоцемент ных стенок.
Наряду с трещинами, возникающими в растянутой зоне насти лов, они возникают также в бортовых элементах за счет депланации сечения, причем участки более интенсивного трещинообразова ния располагаются в сечениях 7б и llzl, т. е. в тех, где происходит максимальное смещение ребер в наружную сторо,ну или внутрь конструкции.
Следует отметить, что бортовые элементы прямолинейного очер тания в настилах типа «Грани» претерпевают значительно боль шие деформации, чем бортовые элементы криволинейного очерта ния настилов «Бабочка»; поэтому их необходимо дополнительно рассчитывать на местный изгиб.
В заключение надо сказать, что статический расчет подобных конструкций требует уточнения, прежде всего путем совершенство вания расчета в поперечном направлении.
§ 3. ДЮБЕЛЬНЫЕ БАЛКИ *
Конструкции подобного рода включают железобетонные пояса (верхний и нижний), ребра жесткости и армоцементные стенки, охватывающие с двух сторон набор указанных элементов балки. Соединение армоцементных пластин с железобетонными элемен тами осуществляется с помощью металлических дюбелей.
Исследованию были подвергнуты армоцементные балки проле том 12 м, высотой 1,2 м. Железобетонные пояса имели прямоуголь-
* Исследование дюбельных балок производилось с целью изучения напря женно-деформированного состояния при кратковременных и длительных воздей ствиях нагрузок.
107
Разрушающая |
нагрузка превысила нормативную в |
два |
раза |
|
и составила 25,6 |
т. Разрушение |
произошло из-за местного раска |
||
лывания стенок балки в сжатой |
зоне. Образовавшаяся |
при |
этом |
в армоцементиых листах трещина распространилась на всю высо ту сечения балки, исключив тем самым совместную работу ее эле ментов. Железобетонные пояса при этом остались не разрушен ными.
Жесткость балок является основной характеристикой оценки работы дюбельных соединений. Максимальный прогиб под дейст вием нормативной нагрузки составляет 21 мм. При этом практи чески сохраняется линейная зависимость между перемещениями и нагрузкой вплоть до разрушения. Прогиб при нагрузке, превышаю щей в два раза нормативную, был равен 45 мм.
При разгрузке балки происходит расшатывание дюбельных сое динений, что незамедлительно сказывается на величине остаточ ных деформаций. Величина остаточных деформаций при разгрузке балки до условного нуля составила 50—60% от прогиба, образо вавшегося при загружении ее нормативной нагрузкой.
Одним из важных факторов оценки работы балки является рас пределение изгибающего момента между ее элементами. Установ
лено, что |
стенки дюбельной |
армоцементной балки |
воспринимают |
в среднем |
20% изгибающего |
момента. Нейтральная |
ось практиче> |
ски не меняет своего положения вплоть до расчетной нагрузки. Действительно, на начальной стадии работы балки растянутая зона составляла 0,425 h0, а при нормативной нагрузке /гр = 0,46 /г0, т. е. изменения произошли незначительные. Деформации распределя ются по высоте сечения практически по линейному закону, и лишь при нагрузке, равной 0,8 qlh эта закономерность нарушается.
При длительном загружении балки произошли существенные изменения деформированного состояния элементов: появились тре щины как в поясах, так и в стенках, что привело к перераспреде лению усилий. Стенки балки несколько разгрузились, а пояса, на оборот, восприняли большие усилия, чем на аналогичной стадии работы балки при кратковременном загружении. Арматура растя нутого и сжатого поясов восприняла дополнительное усилие в ре зультате перераспределения усилий и ползучести. Увеличение на пряжений в арматуре составило 15%.
Определенный интерес представляет работа стенок балки. При нормативной нагрузке они начинают выпучиваться; горизонтальные перемещения достигают 6,75 мм. Характер деформированного со стояния стенки напоминает работу пластинки с соотношением сто рон 1 :3, защемленной по четырем сторонам и находящейся под воздействием нормальных напряжений от изгиба и касательных напряжений. Абсолютные значения нормальных напряжений из гиба определяются соответственно: для сжатых й растянутых во
локон— 60 |
и 35 кГ/см2 и |
касательных напряжений т = 2 5 |
кГ/см2 |
в середине |
сечения и т = 1 5 |
кГ/см2 в плоскости дюбельного |
забоя. |
Критическое состояние стенок наступает при нагрузке, превышаю щей нормативную на 70%, т. е. на стадии, предшествующей разру-
109
Рис. 16. Общий вид стенда для длительных испытаний армоцементных балок
/ — домкрат; 2 — фиксаторы; 3 — п р у ж и н ы
шению. Несомненно, при жестком сопряжении стенок с поясами, например при монолитном варианте, такой картины мы бы не наблюдали. В данном случае раннему выпучиванию стенок способ ствовала податливость соединения.
Испытанием дюбельных балок установлено следующее:
1)стенки балки с соотношением сторон 1 :3 и высотой h = 40 б обеспечили сопротивляемость местной потере устойчивости при превышении нагрузки сверх нормативной на 70%;
2)длительное загружение балки вызвало перераспределение усилий в элементах из-за ползучести бетона в сторону увеличения напряжений в арматуре поясов в среднем на 15%;
3)дюбельные соединения при повторных загружениях балок снижают жесткость системы;
4)первые трещины в зоне дюбельного забоя появились при ка
сательных напряжениях, превышающих расчетные |
сопротивления |
|
на скалывание бетона в среднем на 30—40%. |
|
|
§ 4. СБОРНЫЕ АРМОЦЕМЕНТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ПОКРЫТИЙ |
||
СВОДЧАТОГО |
ТИПА |
|
В данном параграфе рассматриваются результаты натурных ис |
||
пытаний сборных конструкций покрытий пролетом |
15, 18, |
24, 30 |
и 75 м. При этом для оценки действительной работы конструкций подобного типа были выбраны только те варианты, которые близки по статической расчетной схеме. К ним относятся сборные конст рукции арочного типа с затяжками.
Изготовление конструкций в основном производилось ручным способом в деревянной опалубке; исключением являлась арка про летом 18 м, линейные элементы которой были изготовлены в ме таллических формах методом вибролитья. Сборные элементы арки пролетом 75 м были изготовлены также в деревянной опалубке, но нанесение бетонной смеси осуществлялось с помощью растворонасоса, с последующим выравниванием ее мастерками и шаб лонами.
Для изготовления конструкций применялся мелкозернистый бе тон двух марок: М-300 и М-400. Армирование элементов — комби нированное, т. е. наряду с применением стержневой арматуры, укладываемой в утолщенных участках сечения сжатой и растяну той зон, использовались тканые сетки (две-три). Степень армиро
вания сечения колебалась в пределах р,= 1,2-7-2,1%. |
|
|||
Испытание конструкций производилось поэтапно: |
|
|||
а) |
п е р в ы й |
э т а п — загружение конструкции до |
нормативной |
|
нагрузки; |
|
|
|
|
б) |
в т о р о й |
э т а п |
— разгрузка конструкций; |
|
в) |
т р е т и й |
э т а п |
— загружение до контрольной |
разрушающей |
нагрузки.
Промежуточные варианты схем загружений принимались в со ответствии с расчетными комбинациями.
Основные данные испытаний сведены в табл. 31.
i l l
При анализе действительной работы конструкций определенную трудность представляет оценка качества материала. Так, прочность бетона, определенная при испытании контрольных образцов, строго говоря, не характеризует прочность материала непосредственно в конструкциях. Поэтому полученные данные приняты за осредненные величины.
Для получения дополнительной информации о качестве мате риала были применены косвенные методы, включая радиотехниче-
|
Основные параметры армоцементного элемента |
|
|
|
|
Величины |
|
элемента |
Проектные |
тивноП |
|
п р о |
|||
|
Тип сечения |
||
|
|
||
|
Фактические |
|
Индекс |
|
|
|
в |
F |
J |
Е б |
|
F, |
1/1 |
Чп |
1т |
Эскиз |
|
ш |
м |
|||||||||
|
см* |
см' |
кГ1слС' |
|
- |
кП |
мм |
|||||
|
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
4/2 |
||
|
«Г |
|
|
1,49 |
545 |
152. Ю3 |
235 -103 |
15,0 |
10,70 |
1/6,5 |
225 |
1,52 |
А-15 |
|
|
0,5 |
560 |
152,5-103 |
235-101 |
15,0 |
10,70 |
1/6,4 |
239 |
1,77 |
|
|
< |
в |
> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,5 |
384 |
96-103 |
2 3 5 - № |
18,0 |
2,05 |
1/7,0 |
216 |
21,2 |
А-18 |
|
|
|
0,4 |
384 |
71.2-10я |
223-103 |
17,7 |
2,05 |
1/7,2 |
235 |
19,05 |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
2,9 |
885 |
429,3-10' |
270- 10я |
24.0 |
11,34 |
1/6,5 |
300 |
18,55 |
А-24 |
|
в |
|
0,6 |
898 |
432, Ы 0 3 |
216-Ю3 |
24,0 |
11,34 |
1/6,4 |
310 |
21,18 |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
1,48 |
1020 |
725-103 |
310-10' |
29,8 |
5,08 |
1/4,5 |
425 |
19,1 |
А-30 |
|
|
|
0,7 |
1080 |
740-10' |
235-103 |
29,8 |
5,08 |
1/4,4 |
432 |
19,9 |
|
< |
в |
> |
|||||||||
А-75 |
«гV |
|
3,0 |
2554 |
1,22-10' |
255-103 |
75,0 |
204,0 |
1/7,5 |
515 |
49,0 |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
« |
в |
> |
1,85 |
2614 |
1,29-10' |
273-10э |
74,9 |
204,0 |
1/7,0 |
550 |
52,5 |
П р и м е ч а н и е . |
, / э , |
/ J . a*, а* |
и т. д . — прогибы, ширина |
раскрытия |
трещин, |
п о л у |
112.
ские. Основной целью применения этих методов являлось опреде ление коэффициента изменчивости свойств материала в конструк циях по одному из параметров, например диаметру отпечатка эта лонного молотка или скорости распределения волн.
Результаты испытаний свидетельствуют, что вариационный ко эффициент изменчивости прочностных свойств для некоторых ти пов конструкций, например А-24 и А-18, колеблется в пределах у = 8-г-10%. По данным испытаний контрольных образцов, нзмен-
п р о г и б о в |
от норма- |
н а г р у з к и |
в середине |
лета |
|
(Э
'"п р
мм- -
Ш и р и н а раскрытия трещин
в |
попереч |
в продоль |
||
ном |
|
направ |
ном на |
|
|
лении |
правлении |
||
т |
< |
°1 |
< |
|
мм |
|
мм |
мм |
мм |
|
|
|
Т А Б Л И Ц А |
31 |
||
|
|
н а п р я ж е н и я |
|
Коэффи циентзапаса |
прочности |
|
Н а п р я ж е н н о е состояние |
|
|
|
|||
при |
нормативной |
н а г р у з к е |
|
|
||
Р а с п о р |
Н о р м а л ь н ы е |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
Я * |
|
|
° с > р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л! |
m |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
—12,5 |
-12,40 |
|
|
1,85 |
1,22 |
1,04 |
|
0,02 |
|
0,00 |
4,0 |
2,61 |
|
полей |
[>1,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
- 0 , 7 |
+ 2,60 |
|
|
|
|
|
Теоретически!!расчет не проводился |
|
Теоретическийрасчет не проводился |
|
|
поперечномвНапряжениянаправлении на участках сеченияне определялись |
|
||
|
|
|
|
|
|
—69,0 |
—67,0 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
- 4 5 |
- 5 0 |
|
|
2,67 |
1,03 |
1,12 |
|
1,00 |
|
0,20 |
5,38 |
4,4 |
|
|
1,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ 15,0 |
+25,0 |
|
|
21,27 |
1,15 |
1,01 |
|
|
|
|
|
- 4 7 , 7 |
—49,4 |
|
|
26,86 |
1,25 |
1,25 |
|
0,12 |
|
0,05 |
17,4 |
16,05 |
|
|
1,4 |
|
|
|
|
|
+ 11,3 |
—10,2 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
—43,0 |
—32,4 |
|
|
20,5 |
1,08 |
1,01 |
|
0,05 |
|
0,03 |
10,22 |
3,20 |
|
|
О0 . 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ 2,3 |
+ 6,8 |
|
|
61,0 |
1,23 |
1,16 |
|
0,1—2.0 |
|
0,05 |
104,9 |
133,0 |
|
|
1,35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
—13 |
—25,0 |
|
|
ченные соответственно по проектным и фактическим данным и при испытании .
5 Заказ № 1703 |
ЦЗ |