ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Сравнительно малый вес перекрытия (нормативы по звукоизо ляции определяют собственный вес в 400 кг/м2) вызвал отрицатель ную реакцию проектировщиков и строителей. Дальнейшего разви тия армоцементные конструкции междуэтажных перекрытий не по лучили, хотя, как нам представляется, потенциальные возможно сти их применения очевидны.
В строительстве жилых зданий значительный удельный вес за нимает санитарно-техническое оборудование. Однако полностью обеспечить городское и особенно сельское строительство, учитывая огромные их масштабы, саннтарно-техмическим оборудованием из
U-Я/
Рис. 19. Прямобортная армоцементная ванна
металла не представляется возможным, что предопределило раз работки новых типов санитарно-технического оборудования из ар моцемента. Большие работы были выполнены Научно-исследова тельским институтом санитарной техники Госстроя СССР. Им же выпущена Временная инструкция по конструированию, производ ству и применению санитарно-технического оборудования из армо цемента (умывальники, ванны, радиаторы).
Промышленное производство санитарно-технического оборудо вания освоено на ряде заводов железобетонных изделий (Минский завод № 2 треста «Стройиндустрия», завод «Строитель» в Днепро петровске и др.). В качестве примера на рис. 19 изображена прямо бортная армоцементная ванна.
Экономическая эффективность производства санитарно-техни
ческого оборудования из армоцемента |
по сравнению с изделиями |
из эмалированного чугуна и пластмасс |
наглядно иллюстрируется |
следующими показателями: |
|
1) уменьшение стоимости изделий на 20—40%;
125
покрытий спортивных залов ленинградских школ. Несмотря на зна чительный объем внедрения таких конструкций, а также известную
экономическую эффективность их применения, дальнейшего разви |
||||
тия |
они не получили. Основной недостаток настилов |
заключается |
||
в несовершенстве технологии их изготовления. |
|
|
|
|
Облицовка эскалаторных туннелей, разработанная |
Метропроек- |
|||
том, успешно внедрена на ряде станций ленинградского метрополи |
||||
тена |
в 1965—1966 гг. Конструкция облицовки |
(рис. 22) |
представ |
|
ляет |
собой волнистый криволинейный свод |
(«зонт»). В |
дальней |
шем этот тип конструкции был заменен более прогрессивным — ма шинного производства, разработанным ЛенЗНИИЭП и внедрен ным на ряде объектов метрополитена Ленинграда.
Большое распространение получила складчатая кровельная армоцементная панель (рис. 23) для покрытия станционных пасса жирских платформ. Разработана эта панель Н И И Ж Б совместно с Мосгипротрансом.
Несущей конструкцией навесов такого типа обычно является одностоечная рама с продольным шагом 12 м со сборными железо бетонными фундаментами стаканного типа. Расход бетона и стали на складку покрытия зависит от ширины платформы и по сравне нию с железобетонным вариантом покрытия соответственно состав
ляет, |
например для платформ шириной 6 и |
10 м, из расчета на |
|||
1 мг навеса: |
|
|
|
||
на |
армоцементиую |
складку |
0,093 м3 . |
0,085 м3 . |
|
14,64 /се ' |
14,02 кг ' |
||||
|
|
|
|||
на |
железобетонные |
плиты |
0,184 ж 3 . |
0,168 ис3 |
|
17,50 кг ' |
19,15 кг |
||||
|
|
|
Как видим, снижение расхода стали составляет 20—35%, а бе
тона— почти |
в два |
раза. |
Такими панелями |
перекрыто свыше |
40 ООО м2 навесов, платформ и т. д. |
|
|||
Кафедра |
мостов |
МАДИ |
под руководством |
Е. Е. Гибшмана |
с 1962 г. проводит экспериментальные и теоретические работы по созданию клееных тонкостенных армоцементных конструкций мостов. Разработаны конструкции главных балок нескольких типов, варианты проезжей части мостов из плоских элементов и складок, проведены исследования прочности клеевых швов, а также напря женно-деформированного состояния основных типов несущих кон струкций.
В1965—1966 гг. в Москве, в районе платформы Тестовская, по строен опытный, на общих опорах с железобетонным путепроводом, пешеходный мост из предварительно-напряженных армоцементных конструкций. Мост состоит из четырех пролетов, каждый длиной 11,5 м и шириной Зм. Пролетное строение моста выполнено из пло ских армоцементных элементов толщиной 20—30 мм, склеенных эпоксидным клеем в пространственную систему.
Впродольном направлении конструкция пролетного строения делится на три блока, по торцам которых предусмотрены диаф-
128
рагмы. В поперечном направлении блок имеет верхнюю ребристую
плиту толщиной 30 мм. Конструкция |
ребер и узлы сопряжения их |
||
с горизонтальной |
плитой выполнены |
в двух вариантах |
(рис. 24): |
в п е р в о м в |
а р и а н т е нижний |
пояс образуется |
путем при |
клеивания к ребрам брусков сечением 60X60 мм с пазами для на
прягаемой арматуры; ребра в верхней плите также |
приклеиваются; |
|||||
о) |
400 |
|
|
2 |
100 |
100 |
|
|
|
||||
|
60 |
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
|
1150 |
то |
|
|
|
6) |
345 |
|
|
|
|
|
|
3 |
г> |
|
|
||
ЧР |
пп |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
dm |
шш ши ын ши |
dp |
|
щ |
|
|
|
6x54,4 |
|
|
|
|
|
Рис. 24. Варианты поперечного сечения клееных пролетных строений армоцеыентного пешеходного моста
а — ф а с а д первого варианта; б — первый вариант; в — второй вариант; г — детали
во в т о р о м в а р и |
а н т е аналогичные детали |
выполнены в виде |
монолитных приливов |
к ребру и горизонтальной |
плите. |
**
Опыт применения армоцемента в конструкциях и изделиях жи- лищно-гражданского назначения позволяет сделать определенные в ы в о д ы и дать некоторые п р е д л о ж е н и я .
1. Кровельные панели, конструкции покрытий навесов являются одними из основных элементов массового применения. Из всех рас смотренных вариантов развитие получили те, которые более техно логичны, а в конструктивном отношении (особенно это важно для стыков)—наиболее надежны в эксплуатации. Этими качествами обладают конструкции кровельных панелей СибЗНИИЭП, ЛНИИ Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфилова, по крытий навесов Н И И Ж Б .
2. Объемные элементы — санитарно-технические кабины, блоккомнаты и другие — широкого распространения не получили, как
130
нам представляется, из-за недостаточно глубокой проработки тех нологии их изготовления, в первую очередь стадий подготовки, вязки и установки арматурных каркасов. Очевидно, для таких из делий целесообразно применить посекционный метод изготовления элементов с последующей сборкой. Работы в этом направлении надо продолжить.
3.Стеновые панели для жилых и общественных зданий разра батывались трехслойные. Недостатком их является наличие мости ков холода на участках связей скорлуп. Учитывая актуальность данной проблемы, следует расширить исследования и конструк тивные разработки новых типов армоцементных стеновых панелей. Опыт ЛенЗНИИЭП по созданию облегченных армоцементных па нелей для районов Крайнего Севера показал, что перфорирование связей ослабляет тепловое воздействие; это надо учесть при раз работке новых типов стеновых панелей из армоцемента.
4.Армоцементные конструкции перекрытий (на примере раз работанных НИИ строительной физики) перспективны по технико-
экономическим показателям; однако следует иметь в виду, что для таких конструкций перекрытий требуются высококачественные зву коизоляционные материалы, выпускаемые промышленностью еще
вограниченном количестве.
5.Изготовление саиитарно-технического оборудования из армо цемента, как показала практика опытного строительства, вполне допустимо. Однако в отдельных изделиях, например радиаторах, применение армоцемента может быть оправданно, если отдельные скорлупы будут изготавливаться методом виброштампования, а не вибролитья, как это предусмотрено Инструкцией. При изготовле нии умывальников, ванн и других изделий открытого профиля целе сообразно применять метод вибролитья.
Массовое применение изделий и санитарно-технического обору дования из армоцемента возможно при условии индустриальной отделки поверхностных слоев специальными теплоустойчивыми и водостойкими составами.
6. Конструкции покрытий гражданских зданий, включая и объ екты транспортного строительства в виде сводчатых систем, яв ляются перспективными и в эксплуатационном отношении оправ данными. Положительными примерами в данном отношении являются: сводчатое покрытие плавательного бассейна ЛВО, где
вентиляционные каналы удачно |
проложены непосредственно |
в «волнах» элементов покрытия, |
покрытие Московского рынка, |
атакже водозащитные зонты метрополитена.
7.Армоцементные конструкции пролетных строений мостов про верены в эксплуатационных условиях лишь на одном опытном объ екте, а потому оценить эффективность применения подобных кон струкций в мостостроении пока еще не представляется возможным. Учитывая также, что соединение элементов в них предусматри вается на клею, пластические свойства которого меняются во вре
мени, необходимо продолжить наблюдения за опытным объ ектом.
131
Ыа рис. 27 изображена армоцементная совмещенная кровля круглого в плане коровника. Кровля односкатная. Сборный эле мент покрытия пролетом 10,25 м, шириной от 2,7 до 0,6 м представ ляет собой коническую оболочку положительной кривизны, окай мленную с четырех сторон ребрами. Поле оболочки имеет толщину 2 см. Опытный коровник с покрытием из конических армоцемент ных оболочек был построен в 1960 г. по проекту Межрайстройтреста (Кишинев).
Несколько большее распространение получили армоцементные кровельные элементы для покрытий производственных неотапли ваемых зданий пролетом до 9 м. Сборные элементы кровли выпол нены в виде прямоугольных в плане пологих оболочек двоякой и переменной кривизны. Длина элемента 7 м, ширина 2,4 м, вес — примерно 800 кг. Толщина стенки оболочки — около 2 см. Армиро вание— комбинированное, поле оболочки армировано четырьмя слоями тканых сеток. Такими оболочками перекрыто свыше 6 тыс. м2 производственных площадей, преимущественно в южных районах страны.
Опыт проектирования и строительства армоцементных конструк ций в условиях сельской местности выявил ряд дополнительных факторов, которые зачастую не учитываются при проектировании.
Монтаж конструкций здесь, как |
правило, производится автокра |
нами грузоподъемностью З г и |
реже —кранами на гусеничном |
ходу с большей грузоподъемностью, что предопределяет ограниче ния в весе сборного элемента. Техническая оснащенность, а также квалификация рабочих в строительных организациях, ведущих строительство на селе, ниже, чем в городских организациях. Все эти обстоятельства нужно учитывать при проектировании конструк ций, их изготовлении и монтаже.
Простота конструктивной формы и соединений элементов при монтаже обеспечат высокое качество работ, а следовательно и по крытия в целом. В этом отношении интересна конструкция, разра ботанная ЛенЗНИИЭП, представляющая собой складчатый приз матический свод (рис. 28). Сборные элементы свода имеют трапецоидальное сечение; сопряжение их осуществляется на болтах.
Изготовление и монтаж конструкций подобного типа возможно производить, особенно в районах, удаленных от основных маги стралей, силами передвижных специализированных колонн (ПСК), организационные формы которых были разработаны в б. Ленфилиале АС и А СССР И. Г. Котовым.
§ 3. ПРИМЕНЕНИЕ АРМОЦЕМЕНТА В ПРОМЫШЛЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Армоцементные конструкции для зданий производственного и промышленного назначения начали разрабатываться еще в 1957 г., причем вначале предпочтение было отдано балочно-линейчатым системам.
Разработанная в 1960 г. сектором экспериментального проекти рования ЦИИИЭП при б. Ленфилиале АС и А СССР цилиндри-
135