Файл: Митрофанов, Е. Н. Армоцемент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сравнительно малый вес перекрытия (нормативы по звукоизо­ ляции определяют собственный вес в 400 кг/м2) вызвал отрицатель­ ную реакцию проектировщиков и строителей. Дальнейшего разви­ тия армоцементные конструкции междуэтажных перекрытий не по­ лучили, хотя, как нам представляется, потенциальные возможно­ сти их применения очевидны.

В строительстве жилых зданий значительный удельный вес за­ нимает санитарно-техническое оборудование. Однако полностью обеспечить городское и особенно сельское строительство, учитывая огромные их масштабы, саннтарно-техмическим оборудованием из

U-Я/

Рис. 19. Прямобортная армоцементная ванна

металла не представляется возможным, что предопределило раз­ работки новых типов санитарно-технического оборудования из ар­ моцемента. Большие работы были выполнены Научно-исследова­ тельским институтом санитарной техники Госстроя СССР. Им же выпущена Временная инструкция по конструированию, производ­ ству и применению санитарно-технического оборудования из армо­ цемента (умывальники, ванны, радиаторы).

Промышленное производство санитарно-технического оборудо­ вания освоено на ряде заводов железобетонных изделий (Минский завод № 2 треста «Стройиндустрия», завод «Строитель» в Днепро­ петровске и др.). В качестве примера на рис. 19 изображена прямо­ бортная армоцементная ванна.

Экономическая эффективность производства санитарно-техни­

ческого оборудования из армоцемента

по сравнению с изделиями

из эмалированного чугуна и пластмасс

наглядно иллюстрируется

следующими показателями:

 

1) уменьшение стоимости изделий на 20—40%;

125

покрытий спортивных залов ленинградских школ. Несмотря на зна­ чительный объем внедрения таких конструкций, а также известную

экономическую эффективность их применения, дальнейшего разви­

тия

они не получили. Основной недостаток настилов

заключается

в несовершенстве технологии их изготовления.

 

 

 

Облицовка эскалаторных туннелей, разработанная

Метропроек-

том, успешно внедрена на ряде станций ленинградского метрополи­

тена

в 1965—1966 гг. Конструкция облицовки

(рис. 22)

представ­

ляет

собой волнистый криволинейный свод

(«зонт»). В

дальней­

шем этот тип конструкции был заменен более прогрессивным — ма­ шинного производства, разработанным ЛенЗНИИЭП и внедрен­ ным на ряде объектов метрополитена Ленинграда.

Большое распространение получила складчатая кровельная армоцементная панель (рис. 23) для покрытия станционных пасса­ жирских платформ. Разработана эта панель Н И И Ж Б совместно с Мосгипротрансом.

Несущей конструкцией навесов такого типа обычно является одностоечная рама с продольным шагом 12 м со сборными железо­ бетонными фундаментами стаканного типа. Расход бетона и стали на складку покрытия зависит от ширины платформы и по сравне­ нию с железобетонным вариантом покрытия соответственно состав­

ляет,

например для платформ шириной 6 и

10 м, из расчета на

1 мг навеса:

 

 

 

на

армоцементиую

складку

0,093 м3 .

0,085 м3 .

14,64 /се '

14,02 кг '

 

 

 

на

железобетонные

плиты

0,184 ж 3 .

0,168 ис3

17,50 кг '

19,15 кг

 

 

 

Как видим, снижение расхода стали составляет 20—35%, а бе­

тона— почти

в два

раза.

Такими панелями

перекрыто свыше

40 ООО м2 навесов, платформ и т. д.

 

Кафедра

мостов

МАДИ

под руководством

Е. Е. Гибшмана

с 1962 г. проводит экспериментальные и теоретические работы по созданию клееных тонкостенных армоцементных конструкций мостов. Разработаны конструкции главных балок нескольких типов, варианты проезжей части мостов из плоских элементов и складок, проведены исследования прочности клеевых швов, а также напря­ женно-деформированного состояния основных типов несущих кон­ струкций.

В1965—1966 гг. в Москве, в районе платформы Тестовская, по­ строен опытный, на общих опорах с железобетонным путепроводом, пешеходный мост из предварительно-напряженных армоцементных конструкций. Мост состоит из четырех пролетов, каждый длиной 11,5 м и шириной Зм. Пролетное строение моста выполнено из пло­ ских армоцементных элементов толщиной 20—30 мм, склеенных эпоксидным клеем в пространственную систему.

Впродольном направлении конструкция пролетного строения делится на три блока, по торцам которых предусмотрены диаф-

128


рагмы. В поперечном направлении блок имеет верхнюю ребристую

плиту толщиной 30 мм. Конструкция

ребер и узлы сопряжения их

с горизонтальной

плитой выполнены

в двух вариантах

(рис. 24):

в п е р в о м в

а р и а н т е нижний

пояс образуется

путем при­

клеивания к ребрам брусков сечением 60X60 мм с пазами для на­

прягаемой арматуры; ребра в верхней плите также

приклеиваются;

о)

400

 

 

2

100

100

 

 

 

 

60

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

 

1150

то

 

 

 

6)

345

 

 

 

 

 

3

г>

 

 

ЧР

пп

 

 

 

 

 

 

 

 

dm

шш ши ын ши

dp

 

щ

 

 

6x54,4

 

 

 

 

 

Рис. 24. Варианты поперечного сечения клееных пролетных строений армоцеыентного пешеходного моста

а — ф а с а д первого варианта; б — первый вариант; в — второй вариант; г — детали

во в т о р о м в а р и

а н т е аналогичные детали

выполнены в виде

монолитных приливов

к ребру и горизонтальной

плите.

**

Опыт применения армоцемента в конструкциях и изделиях жи- лищно-гражданского назначения позволяет сделать определенные в ы в о д ы и дать некоторые п р е д л о ж е н и я .

1. Кровельные панели, конструкции покрытий навесов являются одними из основных элементов массового применения. Из всех рас­ смотренных вариантов развитие получили те, которые более техно­ логичны, а в конструктивном отношении (особенно это важно для стыков)—наиболее надежны в эксплуатации. Этими качествами обладают конструкции кровельных панелей СибЗНИИЭП, ЛНИИ Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфилова, по­ крытий навесов Н И И Ж Б .

2. Объемные элементы — санитарно-технические кабины, блоккомнаты и другие — широкого распространения не получили, как

130


нам представляется, из-за недостаточно глубокой проработки тех­ нологии их изготовления, в первую очередь стадий подготовки, вязки и установки арматурных каркасов. Очевидно, для таких из­ делий целесообразно применить посекционный метод изготовления элементов с последующей сборкой. Работы в этом направлении надо продолжить.

3.Стеновые панели для жилых и общественных зданий разра­ батывались трехслойные. Недостатком их является наличие мости­ ков холода на участках связей скорлуп. Учитывая актуальность данной проблемы, следует расширить исследования и конструк­ тивные разработки новых типов армоцементных стеновых панелей. Опыт ЛенЗНИИЭП по созданию облегченных армоцементных па­ нелей для районов Крайнего Севера показал, что перфорирование связей ослабляет тепловое воздействие; это надо учесть при раз­ работке новых типов стеновых панелей из армоцемента.

4.Армоцементные конструкции перекрытий (на примере раз­ работанных НИИ строительной физики) перспективны по технико-

экономическим показателям; однако следует иметь в виду, что для таких конструкций перекрытий требуются высококачественные зву­ коизоляционные материалы, выпускаемые промышленностью еще

вограниченном количестве.

5.Изготовление саиитарно-технического оборудования из армо­ цемента, как показала практика опытного строительства, вполне допустимо. Однако в отдельных изделиях, например радиаторах, применение армоцемента может быть оправданно, если отдельные скорлупы будут изготавливаться методом виброштампования, а не вибролитья, как это предусмотрено Инструкцией. При изготовле­ нии умывальников, ванн и других изделий открытого профиля целе­ сообразно применять метод вибролитья.

Массовое применение изделий и санитарно-технического обору­ дования из армоцемента возможно при условии индустриальной отделки поверхностных слоев специальными теплоустойчивыми и водостойкими составами.

6. Конструкции покрытий гражданских зданий, включая и объ­ екты транспортного строительства в виде сводчатых систем, яв­ ляются перспективными и в эксплуатационном отношении оправ­ данными. Положительными примерами в данном отношении являются: сводчатое покрытие плавательного бассейна ЛВО, где

вентиляционные каналы удачно

проложены непосредственно

в «волнах» элементов покрытия,

покрытие Московского рынка,

атакже водозащитные зонты метрополитена.

7.Армоцементные конструкции пролетных строений мостов про­ верены в эксплуатационных условиях лишь на одном опытном объ­ екте, а потому оценить эффективность применения подобных кон­ струкций в мостостроении пока еще не представляется возможным. Учитывая также, что соединение элементов в них предусматри­ вается на клею, пластические свойства которого меняются во вре­

мени, необходимо продолжить наблюдения за опытным объ­ ектом.

131



Ыа рис. 27 изображена армоцементная совмещенная кровля круглого в плане коровника. Кровля односкатная. Сборный эле­ мент покрытия пролетом 10,25 м, шириной от 2,7 до 0,6 м представ­ ляет собой коническую оболочку положительной кривизны, окай­ мленную с четырех сторон ребрами. Поле оболочки имеет толщину 2 см. Опытный коровник с покрытием из конических армоцемент­ ных оболочек был построен в 1960 г. по проекту Межрайстройтреста (Кишинев).

Несколько большее распространение получили армоцементные кровельные элементы для покрытий производственных неотапли­ ваемых зданий пролетом до 9 м. Сборные элементы кровли выпол­ нены в виде прямоугольных в плане пологих оболочек двоякой и переменной кривизны. Длина элемента 7 м, ширина 2,4 м, вес — примерно 800 кг. Толщина стенки оболочки — около 2 см. Армиро­ вание— комбинированное, поле оболочки армировано четырьмя слоями тканых сеток. Такими оболочками перекрыто свыше 6 тыс. м2 производственных площадей, преимущественно в южных районах страны.

Опыт проектирования и строительства армоцементных конструк­ ций в условиях сельской местности выявил ряд дополнительных факторов, которые зачастую не учитываются при проектировании.

Монтаж конструкций здесь, как

правило, производится автокра­

нами грузоподъемностью З г и

реже —кранами на гусеничном

ходу с большей грузоподъемностью, что предопределяет ограниче­ ния в весе сборного элемента. Техническая оснащенность, а также квалификация рабочих в строительных организациях, ведущих строительство на селе, ниже, чем в городских организациях. Все эти обстоятельства нужно учитывать при проектировании конструк­ ций, их изготовлении и монтаже.

Простота конструктивной формы и соединений элементов при монтаже обеспечат высокое качество работ, а следовательно и по­ крытия в целом. В этом отношении интересна конструкция, разра­ ботанная ЛенЗНИИЭП, представляющая собой складчатый приз­ матический свод (рис. 28). Сборные элементы свода имеют трапецоидальное сечение; сопряжение их осуществляется на болтах.

Изготовление и монтаж конструкций подобного типа возможно производить, особенно в районах, удаленных от основных маги­ стралей, силами передвижных специализированных колонн (ПСК), организационные формы которых были разработаны в б. Ленфилиале АС и А СССР И. Г. Котовым.

§ 3. ПРИМЕНЕНИЕ АРМОЦЕМЕНТА В ПРОМЫШЛЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Армоцементные конструкции для зданий производственного и промышленного назначения начали разрабатываться еще в 1957 г., причем вначале предпочтение было отдано балочно-линейчатым системам.

Разработанная в 1960 г. сектором экспериментального проекти­ рования ЦИИИЭП при б. Ленфилиале АС и А СССР цилиндри-

135