ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Сложная геометрическая форма таких панелей усложняет уни фикацию конструкций разных пролетов, затрудняет механизацию технологических процессов, а тем самым и массовое производство изделий. В 1958—1964 гг. был разработан новый тип покрытий — на стилы переменного волнообразного сечения, представляющие собой балочные конструкции равного сопротивления с поперечным сече нием, имеющим форму «волны». Изменение высоты сечения кон струкции по пролету предусмотрено по закону параболы. Этот тип конструкций уже не имеет ярко выраженного несущего «скелета», как в комбинированных системах, переход от стенки к поясам про исходит плавно.
Пролеты настилов могут быть от 9 до 15 м. Опытное строитель ство таких конструкций осуществлено в Ленинграде, Красноярске, Симферополе, а в 1973 г. намечено применение их для покрытий лечебных корпусов в г. Геленджике. По сравнению с железобетон ными покрытиями они более экономичны как по расходу материа лов, так и по трудозатратам. Однако широкого распространения они не получили в основном из-за технологических и производст венных трудностей в их изготовлении и устройстве ограждений.
Большое место в промышленном строительстве занимают свод чатые покрытия. Целесообразность применения армоцемента в кон струкциях подобного типа вполне очевидна, так как материал на ходится в условиях внецентренного сжатия.
Сравнительно за короткий срок с 1957 по 1967 г. был разрабо тан ряд сводчатых конструкций для покрытий зданий производст венного назначения. К основным из них следует отнести:
волнистый |
свод пролетом |
18 м, |
разработанный |
б. |
Ленфилиалом |
||
АСиА СССР |
и примененный |
для |
покрытия |
здания |
трамвайного |
||
парка имени Леонова; |
15 м, |
|
|
|
|
||
волнистый свод пролетом |
разработанный |
б. Ленфилиалом |
|||||
АСиА СССР и примененный тем же трестом |
при |
сооружении по |
|||||
крытия производственного корпуса фабрики фотобумаг № 4; |
|||||||
волнистый свод пролетом 24 м, разработанный б. Ленфилиалом |
|||||||
АСиА СССР |
и институтом «Гипростекло», примененный строите |
||||||
лями Саратова в покрытиях складских помещений; |
|
|
|||||
волнистый |
свод пролетом |
18 м, |
разработанный |
б. Ленфилиалом |
|||
АСиА СССР и примененный при |
строительстве |
эксперименталь |
|||||
ной базы |
«Оргэнергостроя»; |
|
|
36 м, |
|
|
|
свод |
из складчатых элементов |
пролетом |
разработанный |
||||
Н И И Ж Б |
совместно с комбинатом |
«Углеметаллургстрой»; |
сводчатое покрытие пролетом 75 м, разработанное Ленпромстройпроектом совместно с б. Ленфилиалом АС и А СССР, приме ненное в Красноярске на строительстве текстильного комбината.
Тип описываемого покрытия представляет собой коробчатый криволинейный свод. Армирование сводчатых конструкций, как правило, комбинированное. Сборные элементы конструкций изго тавливались различными методами: от простейших — в матрицах с обработкой бетонной смеси площадочными и глубинными вибра торами до сложных — метод виброгнутья.
137
в поперечном сечении представляет свод, образованный из склад чатых линейных элементов шириной 3 м. Специальные замковые соединения позволяют производить монтаж здания в любое время года. Сводчатые здания предназначены для размещения в них раз личных производств, а также складов и других подсобных поме щений.
8,43
5 £ '
0,31
24000
Рис. 33. Габариты конструкций складчатых призма тических сводов
Защиту наружных поверхностей свода целесообразно осущест влять с помощью полимерных покрытий, а тепло-пароизоляцион- ный слой приклеивать снизу. Все эти операции в заводских усло виях легко можно механизировать.
Разработанный в 1962 г. б. Ленфилиалом АСиА СССР новый метод строительства производственных зданий с применением сводчатых конструкций нашел дальнейшее развитие в замене призматических сводов криволинейными, собираемыми из элемен тов машинного изготовления.
139
8540
2 5122
Рис. 36. Свод-оболочка из тонкостенных складчатых армоцементных элементов пролетом 18, 24 и 30 м
I и 3 — тканые сетки № 8; 2 — сварная сетка
ционные качества различных составов. полимерных покрытий и теплоизоляционных материалов, примененных в конструкции огра ждения. Состояние ограждения вполне удовлетворительное.
Стеновые панели и кровельные плиты промышленных зданий со ставляют значительный объем в общем комплексе строительномонтажных работ.
7J5
II-и
Рис. |
37. |
Кровельная |
панель |
/ — один слон тканой сетки |
Л'° 12; |
2 — с в а р н а я |
сетка; 3— два слоя сетки № 12 |
В 1961 г. Институт строительства БССР предложил вариант кровельной панели размером 12x3 м для холодных и утепленных покрытий промышленных зданий на расчетные нагрузки 240, 300 и 420 кГ/м2. Панель представляет собой тонкостенную плиту толщи ной 25 мм, изогнутую в виде короба с продольными ребрами высо той 450 мм и сборными поперечными ребрами высотой 230 мм, рас положенными с шагом 3 м по длине панели.
Продольные ребра армируются ткаными сетками и предвари тельно-напряженной проволокой диаметром 5 мм или стержневой арматурой диаметром 16—20 мм классов A-IV и A-III. Верхняя
142
плита армируется двумя слоями сварной сетки из обыкновенной проволоки диаметром 3 мм (рис. 37).
По сравнению с железобетонными, панелями размером 12X3 м армоцементные в два раза легче. Это очень важный их показатель,
170 170 П20±'
5980
100 170 170
Рис. 38. Стеновая панель
так как уменьшение собственного веса кровельных плит покрытий
цехов, где в качестве несущих конструкций обычно применяются металлические фермы, позволит снизить расход стали.
|
Для |
|
ограждающих |
кон- |
|
|
|
|
|
||||
струкций |
|
неотапливаемых |
|
I| |
|
| |
Ы |
||||||
промышленных |
зданий |
с |
+ I r - ^ |
|
^ ~ ~ \ |
|
|||||||
шагом |
колонн |
6 |
м |
Ново |
|
|
|
|
|
||||
черкасским |
|
политехниче |
|
|
|
|
|
||||||
ским институтом разработа |
|
|
|
|
|
||||||||
на панель-пластинка |
ПП-2-6 |
|
|
|
|
|
|||||||
(рис. |
38). |
Такие |
панели- |
|
|
|
|
|
|||||
пластинки |
могут найти |
при |
|
|
|
|
|
||||||
менение |
в |
опытном |
строи |
|
|
|
|
|
|||||
тельстве. Для |
возможности |
|
|
|
|
|
|||||||
их |
массового |
применения |
|
|
|
|
|
||||||
им |
надо |
придать |
большую |
|
|
|
|
|
|||||
жесткость, |
например, |
путем |
|
*"' |
|
|
|
||||||
ГОфрирОВаНИЯ. |
|
|
|
|
1^ |
1 Ь 1 } и |
^, |
770 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-1 |
-С |
- |
Г- |
|
Рис. |
39. |
Стеновая |
панель |
с |
про |
|
Ь |
|
|||||
|
|
900 |
^ |
|
|||||||||
слойкой из пеностекольных |
блоков |
|
|
|
|
|
143
Проектирование стеновых панелей для промышленных зданий проводилось многими организациями, причем конструктивные их формы мало чем отличались друг от друга. В основу конструиро вания принималась трехслойная схема панели в виде двух армо цементных скорлуп и утеплителя.
Строительными организациями Москвы освоено производство армоцементных трехслойных панелей промышленных зданий. В ка честве звуко- и теплоизоляционной прослойки в них используются пеностекольные блоки. Схема изготовления таких панелей двухстадийная: вначале изготавливается нижняя скорлупа, а затем, после укладки пеностекольных блоков,— верхняя. Максимальный размер панелей 3000X2860 мм..Такие панели были применены на строительстве четырехэтажного лабораторного корпуса экспери ментальной базы Московского научно-исследовательского инсти тута типового и экспериментального проектирования, а также го стиницы аэровокзала в Москве (рис. 39). Широкое применение трехслойные армоцементные панели нашли при строительстве элек тростанций под Москвой.
§ 4. АРМОЦЕМЕНТ В СУДОСТРОЕНИИ
Среди конструкционных корпусных |
материалов, применяемых |
в судостроении, железобетону и одной |
из его разновидностей — |
армоцементу принадлежит существенное место. Интерес, который проявляется к железобетону, а в последние годы и к армоцементу, определяется в первую очередь значительным технико-экономи ческим эффектом их применения [11].
Наряду со значительной экономией металла, а также заменой дорогостоящего и дефицитного листового и профильного проката намного сокращаются эксплуатационные расходы, в основном бла годаря возможности ремонта и покраски судов без заводки их
вдок.
Всудостроении обычно применяется бетон марки «500» и выше. Оптимальный состав цементно-песчаного бетона принят следую щий: В : 11=0,4 и Ц : П = 1 : 2. Особое внимание обращается на вы бор гранулометрического состава заполнителей, на соотношение между суммарной поверхностью частиц цемента и песка.
ВСоветском Союзе первая армоцементная яхта «Опыт» была спущена на воду в 1957 г. Интересно отметить, что глубокой
осенью того же года во время сильного шторма она была сорвана с якоря и выброшена на камни противоположного берега реки. Снять яхту из-за начавшегося ледостава не смогли, и она остава лась в исключительно тяжелых условиях на камнях до весны. Не смотря на это, корпус яхты и все поврежденные элементы над стройки были восстановлены в течение одного дня силами трех ра бочих.
Помимо яхты «Опыт», вскоре были построены яхты «Цементал», «Прогресс», «Мечта» и катер «Энергостроитель». Яхта «Цементал» прошла в различных условиях плавания более 2500 миль по
144
Днепру и Черному морю. На яхте «Мечта» в навигацию 1965 г. был совершен большой переход по Волге от порта Тольятти до Казани. Во время похода, преимущественно при ветре 7—8 баллов, яхта показала высокие мореходные качества; в ее корпусе отсут ствовали какие-либо повреждения.
Опыт |
строительства |
малогабаритных армоцементных |
судов |
в СССР |
свидетельствует |
о том, что весовые характеристики |
их на |
ходятся на уровне деревянных, а стоимость постройки значительно ниже. При этом весовые характеристики армоцементных яхт, а сле довательно, и их стоимость зависят от габаритов, в частности от длины.
Как показали расчеты, при длине яхты менее 8 м корпус из армоцемента оказывается тяжелее деревянного, а с увеличением длины до 15—20 м он становится легче деревянного на 15—20%.
Наряду с постройкой малогабаритных судов армоцемент был применен в качестве основного материала корпуса и надстройки самоходного плавучего карчеподъемного крана грузоподъем ностью 10 т.
При проектировании карчеподъемного крана форма обводов и основные размеры корпуса были оставлены такими же, как у крана с металлическим корпусом, что, несомненно, отразилось на техни ко-экономических показателях. Хотя расход металла был сокращен более чем в два раза, а стоимость корпуса оказалась на 10% ниже металлического, все же возможности армоцементного варианта не были полностью выяснены. В настоящее время кран эксплуатиру ется в низовьях Волги без каких-либо ограничений. Корпус его на ходится в хорошем состоянии, почти 10-летний срок эксплуатации не потребовал капитального ремонта, элементы корпуса водонепро ницаемы, признаков коррозии не обнаружено.
Как показал опыт проектирования и строительства упомянутого плавучего крана, переносить габариты и форму, оптимальные для металлического варианта, на армоцементный нельзя, ибо армоцементу свойственны свои формы конструкций и элементов, учиты вающие специфику его работы и изготовления.
Практически установлено, что экономически выгодно применять армоцемент в судах водоизмещением до 1000 т, подтверждением чему могут служить данные об армоцементной барже грузоподъ емностью 1000 т, построенной в 1965 г. в Чехословацкой Социали стической Республике. Вес арматурной стали (сеток и стержней), использованной при постройке барлеи, составил всего лишь 51 т (табл.34). Вес корпуса баржи,отнесенный к 1т грузоподъемности, равен 0,273, что соответствует металлическим вариантам, хотя рас ход стали в первом случае в три раза меньше, чем во втором.
Приведенные данные свидетельствуют о существенных техникоэкономических выгодах применения армоцемента как корпусного материала.
Показатели веса корпуса и расхода стали для металлических барж, барж из обычного железобетона, предварительно-напряжен ного керамзитобетона и армоцемента даны в табл. 34.
6 Заказ № 1703 |
145 |