Файл: Митрофанов, Е. Н. Армоцемент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сложная геометрическая форма таких панелей усложняет уни­ фикацию конструкций разных пролетов, затрудняет механизацию технологических процессов, а тем самым и массовое производство изделий. В 1958—1964 гг. был разработан новый тип покрытий — на­ стилы переменного волнообразного сечения, представляющие собой балочные конструкции равного сопротивления с поперечным сече­ нием, имеющим форму «волны». Изменение высоты сечения кон­ струкции по пролету предусмотрено по закону параболы. Этот тип конструкций уже не имеет ярко выраженного несущего «скелета», как в комбинированных системах, переход от стенки к поясам про­ исходит плавно.

Пролеты настилов могут быть от 9 до 15 м. Опытное строитель­ ство таких конструкций осуществлено в Ленинграде, Красноярске, Симферополе, а в 1973 г. намечено применение их для покрытий лечебных корпусов в г. Геленджике. По сравнению с железобетон­ ными покрытиями они более экономичны как по расходу материа­ лов, так и по трудозатратам. Однако широкого распространения они не получили в основном из-за технологических и производст­ венных трудностей в их изготовлении и устройстве ограждений.

Большое место в промышленном строительстве занимают свод­ чатые покрытия. Целесообразность применения армоцемента в кон­ струкциях подобного типа вполне очевидна, так как материал на­ ходится в условиях внецентренного сжатия.

Сравнительно за короткий срок с 1957 по 1967 г. был разрабо­ тан ряд сводчатых конструкций для покрытий зданий производст­ венного назначения. К основным из них следует отнести:

волнистый

свод пролетом

18 м,

разработанный

б.

Ленфилиалом

АСиА СССР

и примененный

для

покрытия

здания

трамвайного

парка имени Леонова;

15 м,

 

 

 

 

волнистый свод пролетом

разработанный

б. Ленфилиалом

АСиА СССР и примененный тем же трестом

при

сооружении по­

крытия производственного корпуса фабрики фотобумаг № 4;

волнистый свод пролетом 24 м, разработанный б. Ленфилиалом

АСиА СССР

и институтом «Гипростекло», примененный строите­

лями Саратова в покрытиях складских помещений;

 

 

волнистый

свод пролетом

18 м,

разработанный

б. Ленфилиалом

АСиА СССР и примененный при

строительстве

эксперименталь­

ной базы

«Оргэнергостроя»;

 

 

36 м,

 

 

свод

из складчатых элементов

пролетом

разработанный

Н И И Ж Б

совместно с комбинатом

«Углеметаллургстрой»;

сводчатое покрытие пролетом 75 м, разработанное Ленпромстройпроектом совместно с б. Ленфилиалом АС и А СССР, приме­ ненное в Красноярске на строительстве текстильного комбината.

Тип описываемого покрытия представляет собой коробчатый криволинейный свод. Армирование сводчатых конструкций, как правило, комбинированное. Сборные элементы конструкций изго­ тавливались различными методами: от простейших — в матрицах с обработкой бетонной смеси площадочными и глубинными вибра­ торами до сложных — метод виброгнутья.

137


в поперечном сечении представляет свод, образованный из склад­ чатых линейных элементов шириной 3 м. Специальные замковые соединения позволяют производить монтаж здания в любое время года. Сводчатые здания предназначены для размещения в них раз­ личных производств, а также складов и других подсобных поме­ щений.

8,43

5 £ '

0,31

24000

Рис. 33. Габариты конструкций складчатых призма­ тических сводов

Защиту наружных поверхностей свода целесообразно осущест­ влять с помощью полимерных покрытий, а тепло-пароизоляцион- ный слой приклеивать снизу. Все эти операции в заводских усло­ виях легко можно механизировать.

Разработанный в 1962 г. б. Ленфилиалом АСиА СССР новый метод строительства производственных зданий с применением сводчатых конструкций нашел дальнейшее развитие в замене призматических сводов криволинейными, собираемыми из элемен­ тов машинного изготовления.

139

8540

2 5122

Рис. 36. Свод-оболочка из тонкостенных складчатых армоцементных элементов пролетом 18, 24 и 30 м

I и 3 — тканые сетки № 8; 2 — сварная сетка


ционные качества различных составов. полимерных покрытий и теплоизоляционных материалов, примененных в конструкции огра­ ждения. Состояние ограждения вполне удовлетворительное.

Стеновые панели и кровельные плиты промышленных зданий со­ ставляют значительный объем в общем комплексе строительномонтажных работ.

7J5

II-и

Рис.

37.

Кровельная

панель

/ — один слон тканой сетки

Л'° 12;

2 — с в а р н а я

сетка; 3— два слоя сетки № 12

В 1961 г. Институт строительства БССР предложил вариант кровельной панели размером 12x3 м для холодных и утепленных покрытий промышленных зданий на расчетные нагрузки 240, 300 и 420 кГ/м2. Панель представляет собой тонкостенную плиту толщи­ ной 25 мм, изогнутую в виде короба с продольными ребрами высо­ той 450 мм и сборными поперечными ребрами высотой 230 мм, рас­ положенными с шагом 3 м по длине панели.

Продольные ребра армируются ткаными сетками и предвари­ тельно-напряженной проволокой диаметром 5 мм или стержневой арматурой диаметром 16—20 мм классов A-IV и A-III. Верхняя

142

плита армируется двумя слоями сварной сетки из обыкновенной проволоки диаметром 3 мм (рис. 37).

По сравнению с железобетонными, панелями размером 12X3 м армоцементные в два раза легче. Это очень важный их показатель,

170 170 П20±'

5980

100 170 170

Рис. 38. Стеновая панель

так как уменьшение собственного веса кровельных плит покрытий

цехов, где в качестве несущих конструкций обычно применяются металлические фермы, позволит снизить расход стали.

 

Для

 

ограждающих

кон-

 

 

 

 

 

струкций

 

неотапливаемых

 

I|

 

|

Ы

промышленных

зданий

с

+ I r - ^

 

^ ~ ~ \

 

шагом

колонн

6

м

Ново­

 

 

 

 

 

черкасским

 

политехниче­

 

 

 

 

 

ским институтом разработа­

 

 

 

 

 

на панель-пластинка

ПП-2-6

 

 

 

 

 

(рис.

38).

Такие

панели-

 

 

 

 

 

пластинки

могут найти

при­

 

 

 

 

 

менение

в

опытном

строи­

 

 

 

 

 

тельстве. Для

возможности

 

 

 

 

 

их

массового

применения

 

 

 

 

 

им

надо

придать

большую

 

 

 

 

 

жесткость,

например,

путем

 

*"'

 

 

 

ГОфрирОВаНИЯ.

 

 

 

 

1^

1 Ь 1 } и

^,

770

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1

-

Г-

 

Рис.

39.

Стеновая

панель

с

про­

 

Ь

 

 

 

900

^

 

слойкой из пеностекольных

блоков

 

 

 

 

 

143


Проектирование стеновых панелей для промышленных зданий проводилось многими организациями, причем конструктивные их формы мало чем отличались друг от друга. В основу конструиро­ вания принималась трехслойная схема панели в виде двух армо­ цементных скорлуп и утеплителя.

Строительными организациями Москвы освоено производство армоцементных трехслойных панелей промышленных зданий. В ка­ честве звуко- и теплоизоляционной прослойки в них используются пеностекольные блоки. Схема изготовления таких панелей двухстадийная: вначале изготавливается нижняя скорлупа, а затем, после укладки пеностекольных блоков,— верхняя. Максимальный размер панелей 3000X2860 мм..Такие панели были применены на строительстве четырехэтажного лабораторного корпуса экспери­ ментальной базы Московского научно-исследовательского инсти­ тута типового и экспериментального проектирования, а также го­ стиницы аэровокзала в Москве (рис. 39). Широкое применение трехслойные армоцементные панели нашли при строительстве элек­ тростанций под Москвой.

§ 4. АРМОЦЕМЕНТ В СУДОСТРОЕНИИ

Среди конструкционных корпусных

материалов, применяемых

в судостроении, железобетону и одной

из его разновидностей —

армоцементу принадлежит существенное место. Интерес, который проявляется к железобетону, а в последние годы и к армоцементу, определяется в первую очередь значительным технико-экономи­ ческим эффектом их применения [11].

Наряду со значительной экономией металла, а также заменой дорогостоящего и дефицитного листового и профильного проката намного сокращаются эксплуатационные расходы, в основном бла­ годаря возможности ремонта и покраски судов без заводки их

вдок.

Всудостроении обычно применяется бетон марки «500» и выше. Оптимальный состав цементно-песчаного бетона принят следую­ щий: В : 11=0,4 и Ц : П = 1 : 2. Особое внимание обращается на вы­ бор гранулометрического состава заполнителей, на соотношение между суммарной поверхностью частиц цемента и песка.

ВСоветском Союзе первая армоцементная яхта «Опыт» была спущена на воду в 1957 г. Интересно отметить, что глубокой

осенью того же года во время сильного шторма она была сорвана с якоря и выброшена на камни противоположного берега реки. Снять яхту из-за начавшегося ледостава не смогли, и она остава­ лась в исключительно тяжелых условиях на камнях до весны. Не­ смотря на это, корпус яхты и все поврежденные элементы над­ стройки были восстановлены в течение одного дня силами трех ра­ бочих.

Помимо яхты «Опыт», вскоре были построены яхты «Цементал», «Прогресс», «Мечта» и катер «Энергостроитель». Яхта «Цементал» прошла в различных условиях плавания более 2500 миль по

144


Днепру и Черному морю. На яхте «Мечта» в навигацию 1965 г. был совершен большой переход по Волге от порта Тольятти до Казани. Во время похода, преимущественно при ветре 7—8 баллов, яхта показала высокие мореходные качества; в ее корпусе отсут­ ствовали какие-либо повреждения.

Опыт

строительства

малогабаритных армоцементных

судов

в СССР

свидетельствует

о том, что весовые характеристики

их на­

ходятся на уровне деревянных, а стоимость постройки значительно ниже. При этом весовые характеристики армоцементных яхт, а сле­ довательно, и их стоимость зависят от габаритов, в частности от длины.

Как показали расчеты, при длине яхты менее 8 м корпус из армоцемента оказывается тяжелее деревянного, а с увеличением длины до 15—20 м он становится легче деревянного на 15—20%.

Наряду с постройкой малогабаритных судов армоцемент был применен в качестве основного материала корпуса и надстройки самоходного плавучего карчеподъемного крана грузоподъем­ ностью 10 т.

При проектировании карчеподъемного крана форма обводов и основные размеры корпуса были оставлены такими же, как у крана с металлическим корпусом, что, несомненно, отразилось на техни­ ко-экономических показателях. Хотя расход металла был сокращен более чем в два раза, а стоимость корпуса оказалась на 10% ниже металлического, все же возможности армоцементного варианта не были полностью выяснены. В настоящее время кран эксплуатиру­ ется в низовьях Волги без каких-либо ограничений. Корпус его на­ ходится в хорошем состоянии, почти 10-летний срок эксплуатации не потребовал капитального ремонта, элементы корпуса водонепро­ ницаемы, признаков коррозии не обнаружено.

Как показал опыт проектирования и строительства упомянутого плавучего крана, переносить габариты и форму, оптимальные для металлического варианта, на армоцементный нельзя, ибо армоцементу свойственны свои формы конструкций и элементов, учиты­ вающие специфику его работы и изготовления.

Практически установлено, что экономически выгодно применять армоцемент в судах водоизмещением до 1000 т, подтверждением чему могут служить данные об армоцементной барже грузоподъ­ емностью 1000 т, построенной в 1965 г. в Чехословацкой Социали­ стической Республике. Вес арматурной стали (сеток и стержней), использованной при постройке барлеи, составил всего лишь 51 т (табл.34). Вес корпуса баржи,отнесенный к 1т грузоподъемности, равен 0,273, что соответствует металлическим вариантам, хотя рас­ ход стали в первом случае в три раза меньше, чем во втором.

Приведенные данные свидетельствуют о существенных техникоэкономических выгодах применения армоцемента как корпусного материала.

Показатели веса корпуса и расхода стали для металлических барж, барж из обычного железобетона, предварительно-напряжен­ ного керамзитобетона и армоцемента даны в табл. 34.

6 Заказ № 1703

145