ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Рассмотрим эту зависимость на примере передачи с диамет ром 40 мм и шагом 6 мм (40 X 6). Для этой передачи график по строен в соответствии с расчетными данными на рис. 148 (кри вая 1). В результате погрешностей изготовления 6 деформации при тех же осевых силах Q будут больше. График этой зависи мости, построенный по экспериментальным данным, приведен на рис. 148 (кривая 2).
Для передачи, собранной с предварительным натягом, необ ходимо рассматривать совместно две кривые, так как при дейст вии осевой силы одновременно работают две гайки: одна нагру жается, другая разгружается. В зависимости от условий исполь зования винтовой пары возможны три варианта регулировки предварительного натяга.
-16 4 2 |
-8 -4 |
0 |
4 |
8 |
& ,m k n |
Рис. 148. Жесткость передачи (диаметр |
40 мм и шаг 6 мм): |
/ — р а с ч е т н а я п е р е д а ч а б е з п р е д в а р и т е л ь н о г о н а т я г а и б е з |
у ч е т а п о |
|||||
гр еш н о стей |
и зго т о в л е н и я ; 2 — |
э к с п е р и м е н т а л ь н а я |
п е р е д а ч а |
б е з п р е д |
||
в а р и те л ь н о го н а т я г а ; 3 — р а с ч е т н а я |
п е р е д а ч а |
с |
п р е д в а р и т е л ь н ы м |
|||
н а т я го м б е з |
у ч е та п о гр еш н о стей |
и зго то в л е н и я ; 4 — |
э к с п е р и м е н т а л ь н а я |
|||
п е р е д а ч а , с о б р а н н а я с п р е д в а р и т е л ь н ы м н а т я го м |
|
|
|
{9 Заказ 1135 |
2 8 9 |
|
|
|
|
|
тяг |
1. |
Предварительный на |
||||
|
|
|
|
|
выбирается таким, |
что |
|||||
|
|
|
|
|
бы |
в неработающей |
гайке |
||||
|
|
|
|
|
при |
максимальной |
статиче |
||||
|
|
|
|
|
ской нагрузке он становил |
||||||
|
|
|
|
|
ся равным нулю, т. е. начал |
||||||
|
|
|
|
|
образовываться зазор. |
|
|||||
|
|
|
|
|
На рис. 149 показана за |
||||||
|
|
|
|
|
висимость |
деформации |
от |
||||
|
|
|
|
|
осевой силы на двух гай |
||||||
|
|
|
|
|
ках для передачи диамет |
||||||
|
|
|
|
|
ром |
40 |
мм |
с шагом |
6 |
мм. |
|
|
|
|
|
|
Как показано на рисунке, |
||||||
|
|
|
|
|
для того чтобы в неработа |
||||||
|
4 |
|
|
|
ющей второй гайке при мак |
||||||
О |
8 |
12 |
А, 16 В, |
симальной |
статической |
на |
|||||
|
|
|
|
6,нкм |
грузке |
(для передачи 40 X 6 |
|||||
Рис. 149. График зависимости деформа |
она |
равна |
1080 кг) |
натяг |
|||||||
стал |
равным нулю, |
|
дефор |
||||||||
ции от осевой силы на двух гайках: |
мация каждой гайки за счет |
||||||||||
J — |
н а г р у ж а е м а я |
г а й к а ; 2 — |
р а з г р у ж а е м а я |
||||||||
га й к а |
|
|
|
|
предварительного |
|
натяга |
||||
ну деформации, |
соответствующей |
должна |
составлять |
полови |
|||||||
предельно допустимой |
стати |
ческой нагрузке (точка £).
По кривой 1 (рис. 149) находим, что соответствующая этому натягу деформация должна составлять 9,5 мкм. По полученным значениям деформации находим по кривой 1 предварительный натяг, соответствующий деформации 9,5 мкм. Он равен 300 кгс, т. е. 28% допустимой статической нагрузки. Исходя из экспери ментальных данных, предварительный натяг был определен рав ным 25% допустимой статической нагрузки.
Рассмотренный вариант выбора натяга обеспечивает макси мальную жесткость передачи при условии полного использова ния нагрузочной способности.
2.Для передач, в которых основное требование — малый мо мент холостого хода и требования к жесткости понижены, вели чина предварительного натяга может быть уменьшена.
3.Для передачи, где нагрузки малы, повышенный момент хо лостого хода допустим, но требуется максимальная жесткость, предварительный натяг может быть увеличен. Предел увеличе
ния натяга зависит от предельной нагрузки на винтовую пару качения. Например, пусть для реальной передачи 40 X 6 предель ная осевая нагрузка на нагружаемую гайку 1080 кгс, находим по кривой 1 абсциссу А\ точки, ордината которой равна 1080— —400 = 680 кгс (точка А на графике). Эта абсцисса равна 14,4 мкм. Деформация, соответствующая предельно допустимой нагрузке на одну гайку, равна 19 мкм (точка £i). Тогда дефор мация, вызываемая предварительным натягом, равна абсциссе
290
середины отрезка А\В\, т. е. |
14,4+19 16,7 мкм, что соответ |
|
2 |
ствует оптимальному предварительному натягу 865 кгс (точка С
на кривой), т. е. 80% С?доп- Несмотря на нелинейную зависимость деформации одной
гайки от осевой силы, деформация передачи, собранной с пред варительным натягом, зависит от осевой нагрузки на винт ли нейно. Для передачи 40 X 6 теоретическая зависимость приведе на на рис. 148 (кривая 3), реальной передаче с учетом погрешно стей изготовления соответствует (кривая 4)\ в обоих случаях предварительный натяг равен 270 кгс, т. е. 1UQron-
Наиболее приемлемым способом контроля предварительного натяга является контроль его по моменту холостого хода. Для этого был определен экспериментально коэффициент трения ка чения в передаче. Он оказался в пределах 57-10-5—85-10-5 см. Исходя из наибольшего значения fK = 85 -10-5 см и предвари тельного натяга 'AQflon, были составлены предельные значения
момента холостого |
хода |
для |
всех типоразмеров передач |
||||
(табл. 37). |
|
|
|
|
|
Таблица 37 |
|
|
Значения осевого натяга, равного 0,25 фдоп, |
||||||
|
|
||||||
моментов холостого хода |
и податливостей винтовых пар качения |
||||||
|
|
|
|
П о д а т л и в о с т ь п е р е д а ч и в м к м /к гс |
|||
П е р е д а ч а |
^ н а т я г |
" х х |
|
с у ч е т о м п о гр е ш н о |
|||
{ д и а м е тр |
в к гс -с м , |
б е з п о гр е ш н о с т е й |
|||||
н ш а г в мм ) |
в кгс |
не |
б о л е е |
стей |
и зг о т о в л е н и я , |
||
и зго то в л е н и я |
|||||||
|
|
|
|
|
н е б о л ее |
||
|
|
|
|
|
|
||
20x5 |
105 |
|
1,6 |
0,0187 |
|
0,0333 |
|
25x5 |
132 |
|
2,6 |
0,0145 |
|
0,0246 |
|
32x5 |
192 |
|
5,0 |
0,010 |
|
0,0179 |
|
32x10 |
338 |
|
4,1 |
0,0117 |
|
0,0225 |
|
40x5 |
250 |
|
8,2 |
0,0075 |
|
0,0136 |
|
40хЮ |
405 |
|
6,3 |
0,0066 |
|
0,0166 |
|
50x5 |
312 |
13,0 |
0,0059 |
|
0,0108 |
||
50x10 |
575 |
11,4 |
0,0061 |
|
0,0122 |
||
63X10 |
762 |
19,5 |
0,0047 |
|
0,0094 |
||
80X10 |
1000 |
32,1 |
0,0036 |
|
0,0072 |
||
80x20 |
1375 |
26,2 |
0,0042 |
|
0,0083 |
||
ЮОхю |
1250 |
52 |
0,0028 |
|
0,0055 |
||
100x20 |
2162 |
52,4 |
0,0028 |
|
0,0058 |
Таким образом, в технических условиях на винтовые переда чи качения регламентируется максимальная податливость и мак симальный момент холостого хода. Если передача будет «пере тянута», то она уложится в границы жесткости, но не уложится в границы момента; если же она будет «недотянута», то она уло жится в границы момента, но не уложится в границы жесткости. При расчете осевой податливости привода подач можно прини мать данные табл. 37 как максимальные значения.
Осевая податливость тела винта определяется длиной и диа метром нагруженного участка и рассчитывается по известным
19* |
291 |
формулам сопротивления материала. Поскольку отношение об щей длины винта к диаметру ограничено технологически, то ожидать потери устойчивости винта нет оснований. Основные параметры винтовых пар качения приведены в табл. 38.
Податливость осевой опоры винта и крепления корпуса гай ки к рабочему органу рассчитывается обычными методами с обя зательным учетом контактных деформаций в стыках.
Для наглядного пояснения |
изложенных |
выше соображений |
и оценки влияния различных |
элементов |
приводим расчетный |
|
|
Таблица 38 |
Основные параметры и размеры винтовой пары качения
|
передачи ,мм |
н |
|
|
|
|
|
|
c J . |
|
|
|
|
|
t |
S3 ^ |
|
|
|
|
© |
Шаг |
1 |
250 |
£ |
§ |
|
сг |
|
|
|
|
||
20 |
5 |
|
X |
X |
X |
|
25 |
5 |
3 |
X |
X |
X |
|
32 |
5 |
|
X |
X |
X |
|
10 |
6 |
X |
X |
X |
||
|
||||||
00 |
5 |
3 |
|
|
X |
|
10 |
6 |
|
|
X |
||
|
|
|
||||
50 |
5 |
3 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
63 |
10 |
6 |
|
|
|
|
80 |
10 |
|
|
|
|
|
20 |
10 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|||
100 |
10 |
6 |
|
|
|
|
20 |
10 |
|
|
|
||
|
|
|
|
Д л и н а в и н т а L , m m
500 |
|
к |
800 |
0001 |
1250 |
|
X |
|
|
|
|
|
|
X |
X |
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
X |
X |
X |
X |
|
X |
|
X |
X |
X |
|
|
X |
|
X |
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
|
|
1600 |
000Z |
2500 |
Допустимая осевая статичес кая нагрузка, кгс |
|
|
|
620 |
|
|
|
530 |
|
|
|
770 |
|
|
|
1350 |
|
|
|
1000 |
|
|
|
1620 |
|
|
|
1250 |
|
|
|
2300 |
X |
|
|
3050 |
X |
X |
|
т о |
X |
X |
|
5500 |
X |
X |
X |
5000 |
X |
X |
X |
8650 |
292
J |
9 |
Рис. 150. Конструкция выходного звена привода перемещения салазок (ва риант II с повышенной жесткостью)
Рис. 151. Баланс податливости привода перемещения салазок в |
m k m Jk z |
(позиции 1—9 см. на рис. 150) |
|
баланс осевой податливости привода салазок (рис. |
150 и 151). |
Податливость собственно соединения винт:— гайка |
составляет |
менее 10% общей осевой податливости привода, а с учетом осе вой деформации тела винта — немного более 20%. Четко виден недостаток конструкции — большое количество стыков между упорным подшипником и пояском винта. После анализа баланса осевой податливости компоновка осевой опоры винта была из менена; упорный подшипник был установлен между шейкой вин та и опорой без промежуточных деталей. Это повысило суммар ную осевую жесткость узла на 25%.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости тща тельного проектирования и полного учета контактной податливо сти стыков в конечных звеньях привода подач.
293
Глава IX
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МНОГООПЕРАЦИОННЫХ СТАНКОВ
§ 1. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МНОГООПЕРАЦИОННЫХ СТАНКОВ
Относительно высокая стоимость многооперационных станков делает необходимым во всех случаях их предполагаемого приме нения производить серьезный предварительный анализ эффек тивности их использования в данных конкретных условиях про изводства.
В отличие от применения традиционных универсальных и спе циальных станков и автоматов, эффективность которых может быть достаточно полно оценена увеличением производительности, величиной приведенных затрат и сроком окупаемости капиталь
ных вложений, эффективность использования |
многооперацион |
||||
ных станков этими критериями |
полностью |
выражена |
быть не |
||
может. Это связано с тем, что введение |
в производство |
много |
|||
операционных станков представляет собой |
не |
только |
замену |
||
устаревших металлорежущих |
станков |
более |
совершенными, |
||
а сопровождается крупными изменениями |
в |
самом |
подходе |
к построению технологического процесса обработки деталей, изменениями в конструкции обрабатываемых деталей и в ряде случаев требует нового подхода к организации производства, его планирования и обслуживания, изменяет состав и квалификацию персонала предприятия.
Поэтому при анализе эффективности применения многоопе рационных станков, кроме чисто экономических расчетов, кото рые остаются обязательными, необходимо учесть большое число дополнительных факторов.
Возможность совершенствования конструкции обрабатывае мых деталей обеспечивается следующим.
1. Концентрация обработки деталей по многим обрабатывае мым поверхностям, в том числе сложной формы, с помощью большого числа автоматически меняемых инструментов и при од ном закреплении заготовки: а), повышает точность размеров, формы и взаимного расположения поверхностей; б) делает воз можным создание сложных форм ответственных деталей в соот ветствии с конструктивными требованиями, изготовление кото
294