ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
рых на традиционных станках считалось невыполнимым; в) поз воляет снижать вес ответственных корпусных деталей путем уда ления излишнего металла обработкой специальных карманов и выемок.
2. Так как изготовление сложных по конструкции деталей на многооперационных станках не требует создания сложных при способлений, специальных режущих инструментов, копиров и шаблонов: а) чрезвычайно упрощается подготовка производства новых изделий и ускоряется их промышленное освоение, что спо собствует быстрому развитию новой техники; б) облегчается внесение изменений и усовершенствований в конструкции изде лий установившегося, текущего производства; в) создаются воз можности автоматического изготовления мелких серий сложных корпусных деталей опытных образцов с точным выполнением всех требований чертежа и обеспечением необходимого качест ва, что в некоторых случаях применения универсальных станков и разметки является невозможным.
Например, в условиях массового производства автомобилей-
на традиционных станках-автоматах |
и автоматических линиях |
с жесткой связью возникают особые |
трудности изготовления |
сложных деталей опытных моделей новых автомобилей, так как наладка для их производства специальных линий и автоматов нерентабельна, а изготовление на универсальных станках мето дами мелкосерийного производства не обеспечивает устойчивого качества деталей для автоматического производства. Примене ние в подобных случаях многооперационных станков полностью решает эту проблему. Обработка V-образного восьмицилиндро вого блока автомобильного двигателя почти полностью осуще ствляется за одну установку детали с соблюдением всех требо ваний к точности размеров и взаимного расположения обраба тываемых поверхностей (продолжительность такой обработки
4 ч).
Возможность совершенствования технологии обработки де талей обеспечивается следующим.
1. Концентрация обработки наиболее сложных корпусных деталей, выполняемой на станке без перестановки заготовки: а) устраняет необходимость создания большого числа дорого стоящих специальных приспособлений и технологической оснаст ки; обычно одно простое крепежное приспособление заменяет от 2 до 10 сложных специальных приспособлений, необходимых для традиционных универсальных или специальных станков; при применении многооперационных станков стоимость технологиче ской оснастки сокращается до 70—80%; б) делает возможной обработку многих поверхностей при использовании для базиро вания детали необработанной поверхности (черновой базы) без предварительной обработки.
2. Возможность быстрой автоматической смены режущего инструмента с помощью магазина делает экономически целесо
295
образным существенное повышение режимов резания, а следо вательно, и снижение машинного времени.
При использовании многооперационных станков вследствие повышения режимов резания и сокращения излишных перегибов и холостых ходов инструмента машинное время может быть снижено в 2—10 раз. Связанное с повышением режимов резания возможное снижение стойкости инструмента компенсируется тем, что в магазине станка устанавливаются инструменты-дубле ры, которые быстро автоматически заменяют затупившиеся инструменты, предотвращая простой станка.
3. Применение устройств адаптивного управления, оптими зирующих режимы резания при изменении припусков, колебани ях твердости обрабатываемого материала и изменении ширины обработки, существенно повышает производительность обработ ки и стойкость инструмента.
Создание при этом постоянных и оптимальных условий рабо ты режущего инструмента, независимо от колебаний припуска,
ширины обработки |
и твердости |
обрабатываемого материала, |
|
устранение кондукторных втулок, |
создающих |
дополнительные |
|
ударные нагрузки |
на инструмент, |
обеспечение |
правильной гео |
метрии и своевременной заточки инструмента приводят к тому, что фактическая стойкость режущего инструмента на многоопе рационных станках на 20—25% выше, чем на обычных станках, несмотря на применение более высоких режимов резания.
4. Сокращение применения дорогостоящих специальных, фа сонных инструментов и расхода соответствующих заточных шли фовальных кругов специальных профилей способствует общему снижению затрат на режущий инструмент.
5. Оптимизация последовательности обработки (например, последовательности обработки многочисленных отверстий на разных сторонах деталей), повышение скорости холостых хо дов до 3—10 м/мин и сокращение длин врезания и перебегов инструментов уменьшает суммарную длину холостых ходов и общие затраты вспомогательного времени. При этом время непо средственной работы режущих инструментов (время резания)
вобщих затратах времени на операцию значительно возрастает.
6.В связи с тем, что точность обработки определяется пра вильностью составления программ и не зависит от рабочего, при использовании многооперационных станков изменяется функция
технического контроля и сокращается объем контрольных опе раций.
Тщательному контролю подлежит программа (перфолента) и изготовленная по ней первая деталь. В дальнейшем проводится частичный контроль по отдельным размерам. Общий объем конт рольных операций сокращается на 50—90%.
7. Брак деталей, изготовленных на многооперационных стан ках, может быть связан с износом и поломкой инструмента и по грешностью установки и крепления заготовки.
296
Возможность улучшения организации производства и по вышения экономических показателей обеспечивается следую щим.
1.Концентрация обработки, повышение экономических пока зателей и производительности многооперационных станков со кращает общее число потребных металлорежущих станков на заводе. В среднем один такой станок заменяет 3—4 обычных станка, а при обработке сложных корпусных деталей заменяет 10—17 станков. В результате этого: а) уменьшаются общая по требность в металлорежущих станках и соответствующие затра ты; б) уменьшаются производственные площади цехов, склад ских помещений для хранения незавершенного производства, заготовок, материалов, технологической оснастки, а также пло щадей отделов технического контроля; в) уменьшаются площади технологических бюро и инструментальных групп, занятых кон струированием и производством технологической оснастки.
При общем уменьшении производственных и вспомогатель ных помещений доля первых увеличивается почти вдвое.
2.Уменьшение количества потребных станков и соответству
ющая |
реорганизация процесса обработки деталей приводят |
к тому, |
что: а) уменьшается объем внутрицехового транспорта |
и соответствующих транспортных расходов; б) уменьшается про должительность производственного цикла — межоперационного пролеживания деталей (на складах, в ОТК и межоперационной транспортировке) и соответственно сокращается общий объем незавершенного производства и ускоряется оборачиваемость оборотных средств.
. 3. Выполнение обработки в строгом соответствии с установ ленной программой позволяет произвести точный расчет общей продолжительности обработки деталей и их поставки на сборку, расчет реальной загрузки оборудования, потребности в рабочей силе, материалах и вспомогательных средствах. Это делает воз можным значительно улучшить планирование производства и использование всех его возможностей (материальных и других резервов); при этом возникают дополнительные возможности сокращения объемов заделов деталей и запасов заготовок инст рументов и вспомогательных материалов.
4. Широкая автоматизация многооперационных станков в значительной мере освобождает рабочего от непосредственного участия в управлении процессом.
В результате этого 4/s времени работы станка рабочий только наблюдает за действием механизмов и только ’/5 времени непо средственно участвует в работе. Это создает условия для много станочной работы и в некоторых случаях совмещения обслужи вания станка с настройкой режущего инструмента вне его, вы полнением отдельных доделочных операций и других вспомога тельных работ. Вследствие этого снижаются потребность в рабо чей силе и общие расходы по заработной плате.
297
5. Высокая степень автоматизации многооперационных стан ков и малая продолжительность наладки станка позволяют по высить коэффициент его использования до 60—85%.
При решении вопроса о применении на данном заводе много операционных станков и выборе их типоразмеров необходимо учесть все указанные выше результаты воздействия этого про грессивного оборудования на конструкцию и технологию, а так же на организацию и экономику производства и по возможности оценить это воздействие в денежном выражении. Относительно высокая стоимость многооперационных станков разной степени
сложности и различных технологических возможностей |
(от 40 |
до 300 000 р., в среднем 100000 р.), а следовательно, |
и значи |
тельные амортизационные отчисления, делают необходимым, кроме общего анализа перечисленных выше особенностей приме нения этих станков, произвести конкретный расчет экономично сти их использования в конкретных условиях данного производ ства.
Этот расчет может быть произведен по методике, предложен ной ниже.
§ 2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МНОГООПЕРАЦИОННЫХ СТАНКОВ
Экономическая целесообразность применения многоопераци онных станков определяется, главным образом сокращением: вспомогательного времени в общем балансе времени обработки; стоимости применяемых приспособлений или отказом от их при менения; затрат вследствие уменьшения цикла обработки, вре мени «пролеживания» деталей, нахождения их в состоянии по луфабрикатов и других показателей, уменьшающих величину капитальных вложений на производство детали. Однако высокая стоимость многооперацнонных станков в определенных условиях производства может ликвидировать экономический эффект, по лучаемый от перечисленных выше факторов.
Ниже приведена методика определения рентабельных усло вий эксплуатации многооперационных станков, определены виды
и признаки деталей, обработка которых целесообразна на |
них, |
а также экономически целесообразное количество деталей |
при |
обработке их на этих станках. Предлагаемая методика разрабо тана применительно к станкам, предназначенным для комплекс ной обработки плоскостей и отверстий различных корпусных де талей. Основными операциями в данном случае являются фрезе рование, сверление, растачивание, нарезание резьбы и т. д. При разработке методики было'рассмотрено большое число (более 1000) различных деталей корпусного типа. Все эти детали изго товляют на современных станкостроительных, приборостроитель ных и машиностроительных предприятиях.
298