Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грузка от щита передается не на корпус трансмиссии, а непосред­ ственно на раму трактора. Грузоподъемность увеличена до 6000 кг

(4500 кг у трактора ТДТ-75), максимальное

усилие

лебедки

до

12 000 кгс (у трактора ТДТ-75 — 8600 кгс).

Кабина

трактора

ме­

таллическая, вентилируется и обогревается.

 

 

 

Управление трактором при помощи гидроусилителей облегчено, усилие па рычагах управления механизмом поворота снижено до 3—5 кгс, а на педали управления муфтой сцепления — до 8 кгс. Улучшенные тяговые качества трактора позволили повысить рейсо­ вую нагрузку на 10—13% и увеличить производительность па

20—25%.

На корпусе заднего моста имеется ВОМ.

Для использования трактора па лесохозяйственных работах предусматривается возможность отбора мощности от переднего носка коленчатого вала, и установки на трактор механизмов на­ вески.

К о л е с н ы й т р е л е в о ч н ы й т р а к т о р Т-157 предназна­ чен для трелевки древесины, вывозки ее в иолуподвешенном или полностью погруженном положении с применением прицепа-роспус­ ка и др. Он создан на базе трактора-тягача общего назначения

Т-150К.

На тракторе установлен двигатель марки СМД-60 мощностью 150 л. с., который вместе с муфтой сцепления и коробкой передач с раздаточной коробкой образует единый агрегат, устанавливае­ мый на раме трактора.

Трактор имеет двухместную, обогреваемую, с хорошей вентиля­ цией и шумопзоляцией кабину. На задней стенке кабины имеется топливный бак, под кабиной — баки гидросистемы и системы ру­ левого управления.

В состав технологического оборудования входят трелевочная лебедка с тяговым усилием 7250 кгс, арка, навесной щит, бульдо­ зерный отвал.

Управление трактором и навесным технологическим оборудова­ нием осуществляется через гидро-пневмосистему из кабины трак­

тористов с помощью рычагов, рукояток и педалей.

При работе

Скорость движения трактора от 5,9 до 31,2 км/ч.

с ходоумеиьшителем скорость трактора может быть

доведена до

1,3 км/ч. Максимальное тяговое усилие,

развиваемое

трактором,

составляет 4000 кгс. Производительность

трактора

на трелевке

леса около 90 м3/смену.

 

 

Тракторы общего назначения

Из числа тракторов общего назначения наибольшее распрост­ ранение в лесохозяйственном производстве получил трактор ДТ-75 (ДТ-75М) так же, как и трактор ДТ-54А.

Трактор ДТ-75 (рис. 2) гусеничный, класса 3 тс работает в агре­ гате с навесными, полуиавесными и прицепными гидрофицироваиными машинами и орудиями. В основном применяется на открытых

10


4

12

11

10

9

8

Рис. 2. Расположение основных

механизмов на гусеничном

тракторе

ДТ-75:

/ —водяной радиатор, 2 — двигатель,

3 —рычаг

управления, 4 — кабина, 5 — сиденье, 6 — топливный бак, 7 ~

рычаг механизма навески, 8 —ведущая звездочка,

4 — планетарный механизм поворота, 10 — опорный каток,

// —соединительный вал,

12 —главная муфта сцепления, 13 — натяжное колесо

площадях для подготовки почвы, посева и посадки леса, ухода за лесными культурами, на прокладке минерализированных противо­ пожарных полос и на ряде других работ в лесном хозяйстве. Ис­

пользуется

этот трактор

также на транспортных, землеройных и

строительных работах.

 

На тракторе ДТ-75 установлен двигатель СМД-14 мощностью

75 л. с.

(на тракторе

ДТ-75М — двигатель АМ-41 мощностью

90 л. с.). Все узлы тракторов ДТ-75 и ДТ-75М смонтированы на сварной раме. Главная муфта сцепления сухая, двухдисковая, по­ стоянно замкнутого типа. Перед коробкой передач в отдельном кор­ пусе установлен увеличитель крутящего момента планетарного ти­ па с фрикционной муфтой включения. Он исключает неизбежные при переключении передач простои, а также потери мощности, за­ трачиваемые на трогание и разгон тракторного агрегата на повы­ шенной передаче.

Коробка передач п задний мост смонтированы в одном корпусе, что повышает жесткость конструкции и увеличивает долговечность узлов и деталей трансмиссии.

На трактор установлен задний мост с двумя одноступенчатыми планетарными редукторами поворота, двумя тормозами солнечных шестерен и двумя остановочными тормозами; зависимый вал отбо­ ра мощности, гидравлическая система, механизм навески, позво­ ляющий подсоединять машины по двухточечной и трехточечной схемам, прицепное устройство маятникового типа.

Для запуска основного двигателя при низких температурах трактор оборудуют предпусковыми подогревателями типа ПЖБ-200.

§ 3. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И УЗЛЫ ТРАКТОРОВ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И РАБОТА

К основным механизмам и узлам трактора относятся двигатель, трансмиссия (силовая передача), ходовая часть и механизмы уп­ равления, рабочее оборудование трактора.

Назначение двигателя — преобразовывать тепловую энергию, получаемую при сгорании топлива, в механическую работу.

Трансмиссия служит для преобразования и передачи вращения от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам (в колесных тракторах) или ведущим звездочкам гусениц (в гусеничных трак­ торах) .

Назначение ходовой части и механизмов управления — преобра­ зовывать вращательное движение, передаваемое трансмиссией, в поступательное движение трактора и направлять это движение.

Рабочее оборудование трактора состоит из прицепного устрой­ ства, навесного устройства, вала отбора мощности и приводного шкива.

Ниже рассказано об устройстве и работе основных механизмов и узлов тракторов.

■ 12


Основы работы двигателей внутреннего сгорания

Понятие о двигателях внутреннего сгорания.*- При сгорании топ­ лива образуется тепловая энергия. Машины, превращающие теп­ ловую энергию в механическую работу, называются тепловыми двигателями. Двигатели, в которых топливо сгорает внутри цилинд­

ра, называются

двигателями

внутрен­

 

 

 

 

 

 

 

него сгорания.

 

внутреннего

 

 

 

 

 

 

 

Тракторные двигатели

 

 

 

 

 

 

 

сгорания имеют один или несколько щы

 

 

 

 

 

 

 

лиидров и в зависимости от этого на­

 

 

 

 

 

 

 

зываются одно-, двух-, четырех-, шести­

 

 

 

 

 

 

 

цилиндровые и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим схему устройства че­

 

 

 

 

 

 

 

тырехтактного

одноцилиндрового дви­

 

 

 

 

 

 

 

гателя внутреннего сгорания (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

 

Для преобразования возвратно-по­

 

 

 

 

 

 

 

ступательного

движения

поршня во

 

 

 

 

 

 

 

вращательное

движение

коленчатого

 

 

 

 

 

 

 

вала поршень посредством шатуна сое­

 

 

 

 

 

 

 

динен с шатунной шейкой вала. Груп­

 

 

 

 

 

 

 

па деталей и узлов двигателя, исполь­

 

 

 

 

 

 

 

зуемых для этой цели, называется кри­

 

 

 

 

 

 

 

вошипно-шатунным мехаинзмом.

 

 

 

 

 

 

 

В тот момент, когда поршень нахо­

 

 

 

 

 

 

 

дится в верхней части цилиндра, топли­

 

 

 

 

 

 

 

во сгорает, под давлением

образовав­

 

 

 

 

 

 

 

шихся газов поршень совершает движе­

 

 

 

 

 

 

 

ние вниз вдоль цилиндра, оказывая че­

 

 

 

 

 

 

 

рез поршневой палец действие на ша­

Рис.

3.

Схема

устройства

тун, который заставляет вращаться ко­

ленчатый вал.

 

 

 

однонилтгноирового

д вигате-

 

 

верхнего

 

 

 

ля:

 

 

 

Путь поршня от крайнего

1 — цилиндр,

2 — головка

ци­

положения (верхняя мертвая

точка —

линдра,

3 — впускной

клапан,

4 — запальная

свеча,

5 —вы­

в. м. т.) до крайнего нижнего положе­

пускной

клапан,

6 — поршень,

7 —поршневой

палец,

8 —ша­

ния (нижняя мертвая точка — н. м. т.)

тун,

9 — коленчатый вал с

ма­

называется ходом поршня. Ход поршня

 

ховиком, — картер

 

соответствует

повороту

коленчатого

 

 

 

 

 

 

 

вала на 180°. Полный оборот (360°) коленчатый вал совершает за два хода поршня.

Во время работы двигателя внутреннего сгорания в цилиндре последовательно повторяются рабочие процессы: впуск, сжатие, расширение и выпуск.

Впуск — это процесс заполнения цилиндра горючей смесью (смесью, состоящей из паров топлива и воздуха), который проис­ ходит при движении поршня сверху вниз при открытом впускном клапане.

Во время процесса сжатия горючая смесь сжимается, оба кла­ пана закрыты и поршень совершает движение снизу вверх.

13


Процесс расширения как и сжатие, происходит при закрытых клапанах, он называется рабочим ходом.

Выпуск — это удаление отработавших газов в атмосферу при открытом выпускном клапане и движении поршня снизу вверх.

Подготовительные процессы (впуск, сжатие, выпуск) в сочета­ нии с рабочим ходом составляют рабочий цикл двигателя. Процесс пли несколько процессов рабочего двигателя, которые совершают­ ся в течение одного хода поршня, называют тактом.

Двигатель, в котором процесс расширения совершается один раз

за четыре такта (два оборота коленчатого

вала), называется че­

тырехтактным. Двигатель, в котором одни

процесс

расширения

происходит за два такта

(один оборот коленчатого

вала), назы­

вают двухтактным.

 

 

 

В зависимости от применяемого топлива двигатели внутреннего

сгорания делятся на к а р б ю р а т о р н ы е ,

работающие на бензи­

не, керосине и лигроине;

д и з е л ь н ы е , работающие на дизельном

топливе; газовые, работающие на генераторном газе, получаемом из твердого топлива, или на природном и промышленном газе.

Двух- и четырехтактными могут быть как и карбюраторные дви­ гатели (горючая смесь образуется в специальном приборе — кар­ бюраторе), так и дизельные (горючая смесь образуется в цилиндре непосредственно перед ее сгоранием).

Принцип работы четырехтактного карбюраторного двигателя. В четырехтактном карбюраторном двигателе горючая смесь обра­ зуется в карбюраторе и подается в цилиндр под действием разре­ жения, создающегося над поршневым пространством при такте

впуска. В конце этого такта давление

в цилиндре составляет 0,7—

0,9 кгс, а температура рабочей смеси

(горючая смесь, смешанная

с находящимися в цилиндре отработавшими газами) — 70—100° С.

Во время такта

сжатия давление рабочей смеси повышается до

5—10 кгс,

температура — до 250—300° С. Перед приходом поршня

в в. м. т.

рабочая

смесь воспламеняется от искры, возникающей

между электродами запальной свечи.

Рабочая смесь горит при нахождении поршня в в. м. т. и окон­ чательно сгорает при такте расширения. После сгорания смеси давление газов в цилиндре повышается до 30—40 кгс, а температу­ ра до 2500° С. Под давлением газов поршень опускается вниз по цилиндру и через шатун поворачивает коленчатый вал. К концу такта расширения давление газов снижается до 3—4 кгс, а темпе­ ратура— до 900—1200°С.

При такте выпуска поршень выталкивает из цилиндра отрабо­ тавшие газы.

Принцип работы четырехтактного дизельного двигателя. В ди­ зельном четырехтактном двигателе при такте впуска в цилиндр за­ сасывается воздух, предварительно очищенный в воздухоочистите­ ле. К концу такта впуска давление в цилиндре находится в пре­ делах 0,80—0,90 кгс, а температура воздуха — 50—70° С.

Затем засосанный воздух сжимается; давление в конце такта сжатия повышается до 35—40 кгс, а температура— до 700° С. От

14