Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ный почвенный бур или другие рыхлящие рабочие органы. Обычно ямокопатели выкапывают ямы диаметром 10—80 см глубиной 25— 100 см.. Обязательно выполнять следующие условия: не сильно уплотнять стенки ямок, не сильно разбрасывать вынимаемый грунт

(в пределах диаметра образуемой ямки)

и на дне ямки

остав­

лять разрыхленный грунт. Попав на камень, бур должен

автома­

тически выключаться. При подготовке

площадками

почва дол­

жна рыхлиться на глубину 25—30 см

при диаметре

площадки

50—100 см.

 

 

 

Промышленность выпускает копатели посадочных ям КЯУ-100, КПЯШ-100 и в 1972 г. принят к производству ямокопатель ЯК-1.

К о п а т е л ь п о с а д о ч н ы х ям КЯУ-100 выкапывает ямки диаметром 100, 80, 60 и 30 см (сменными бурами соответствующе­ го диаметра) на глубину до 60 см. Ом навешивается на тракторы Т-38М, Т-54В, «Беларусь» всех модификаций. За час чистой работы ямокопатель КЯУ обрабатывает 80—100 ямок.

К о п а т е л ь п о с а д о ч н ы х ям КПЯШ-60 выкапывает поса­ дочные ямки только двух диаметров — 60 и 30 см на глубину 50 см. Навешивается на самоходное шасси Т-16М.

Я м о к о п а т е л ь ЯК-1 принят к производству только в 1972 г. Это высокопроизводительное орудие для образования посадочных ям диаметром 150, 180 и 220 мм. Агрегатируется с тракторами ЛХТ-55. По сравнению с ямокопателем КЯУ он в 18 раз производи­ тельней, за час чистой работы устраивает 1100—2000 ямок (в зави­ симости от установленного диаметра). Агрегатируется с трактора­ ми ЛХТ-55. Обслуживают агрегат тракторист, подавальщик и 5— 6 сажальщиков.

Орудие навесное, непрерывного действия, состоит из рамы, рабо­ чего колеса, рабочих органов, редуктора раздаточного, гидромотора, понижающего редуктора.

На раме крепятся все узлы и детали.

На ободе колеса приварены почвозацепы, а к боковинам — че­ тыре площадки для установки подшипниковых узлов рабочих ор­ ганов (буров).

Редуктор служит для понижения числа оборотов вала гидро­ мотора, предназначенного для привода рабочих органов.

Редуктор раздаточный предназначен для передачи крутящего момента на рабочие органы (буры). Рабочие органы — это ленточ­ ные конические буры, устанавливаемые на коническую втулку, ко­ торая крепится к концу выходного винта редуктора.

Технологический процесс, выполняемый ямокопателем ЯК-1, сво­ дится к следующему.

Перед началом работы на участке установкой вешек размечают места ямок.

Когда трактор выведен на рабочий гон, рукоятка гидрораспре­ делителя устанавливается в положение «подъем». Этим включается гидромотор, приводящий в действие рабочие органы. Трактор дви­ жется на первой передаче со скоростью 2,2 км/ч.

Бур под действием веса орудия и крутящего момента внедряет­

110


ся в грунт; вынимаемый ленточной навивкой бура грунт уклады­

вается у кромки посадочной ямки.

Рабочий подавальщик, находящийся в кузове трактора, в кото­ ром обычно транспортируется посадочный материал, периодически сбрасывает пучки саженцев или подает ящики с сеянцами в бри­

кетах.

Сажальщики, идущие сзади трактора, подбирают посадочный материал, расставляют его в подготовленные ямки и тщательно за­ делывают. После проведения работы на одном гоне орудие пере­ водится в транспортное положение и выезжает на новый гон.

Ямокопатель ЯК-1, как и другие копатели, работает в условиях тракторопроходимости, в основном на пологих местах и небольших склонах.

Для подготовки ям на тракторонепроходимых местах исполь­ зуются переносные ямокопатели (мотобуры), работающие от мало­ габаритных двигателей с понизительными редукторами. Наиболь­ шее применение нашел мотобур БРМ-1.

Мо т о бур БРМ-1 состоит из двигателя бензино-моторной пилы «Дружба», центробежной муфты сцепления, редуктора пилы, редуктора бура, кулачковой муфты, рамы с рукоятками и рабочего органа шнекового типа диаметром 15 и 25 см. Вес бура 25 кг.

Работа с буром проходит следующим образом. Двое рабочих пе­ реносят бур к месту образования ямки, включают двигатель и, удерживая бур в вертикальном положении, постепенно заглубля­ ют его в почву. После достижения заданной глубины бур извлека­ ют из почвы, обороты сбрасывают, бур переносят на место новой работы. Глубина образуемой ямки варьируется в пределах 20— 25 см.

Большой вес бура и вибрация, развиваемая во время работы, отрицательно сказываются на здоровье рабочих, поэтому широкого распространения они не получили.

§ 28. ТЕРРАСИРОВАНИЕ ГОРНЫХ СКЛОНОВ

Террасирование — основной прием подготовки почвы на горных и овражно-балочных склонах; это наиболее надежное средство борьбы с возникновением эрозийных процессов и эффективного ис­

пользования горных и овражно-балочных склонов для сельского и лесного хозяйства.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 20 мар­ та 1967 г. «О неотложных мерах по защите почв от водной и ветро­ вой эрозии» придают особое значение проведению работы по тер­ расированию. В 1968—1970 гг. эти работы были проведены на пло­ щади более 90 тыс. га.

Существует несколько разновидностей террас (рис. 40): ступен­ чатые (скамьевидные), трапециевидные (канаво-террасы) и греб­ невидные. Обычно полотну террасы придают ширину 2—4 м, при­

чем выемочная часть составляет 60%, а насыпная — 40% общей ширины.


С т у п е и ч а т ы е т е р р а с ы (рис. 40, а), сооружаемые на скло­ нах от 10 до 40°, используют в лесном хозяйстве особенно широко; их устройство рассмотрено более подробно.

• Рис. 40.

Профили поперечного

сечения террас

разных типов:

а — ступенчатая (скамьевндная)

терраса,

б —трапециевидная

терраса (кана-

во-терраса),

в — гребневидная

терраса;

/ — насыпной

откос,

2 насыпная

часть. полотна террасы, 3 — выемочная часть полотна террасы,

4 — выемочный

 

откос, 5 — берма

 

 

Т р а п е ц и е в и д н ы е т е р р а с ы

(рис. 40,

б)

сооружаются на

той же крутизне склонов, что и ступенчатые, но их устройство более сложно, поэтому они применяются редко. Полотну такой террасы придают форму трапеции.

Г р е б н е в и д н ы е т е р р а с ы ' (рис. 40, в) сооружаются в лес­ ном хозяйстве также довольно редко. Они представляют собой-ва­ лы с основанием от 1,5 до 10 м.

.. Ступенчатые террасы состоят из полотна с выемочным высып­ ным откосом 1, насыпной части полотна террасы 2, выемочной час­ ти полотна террасы 3, выемочного откоса, бермы.

112

Полотно террасы может быть горизонтальным или иметь незна­ чительный прямой или обратный уклон вниз по склону.

Выемочный откос, занимающий 55—60% от общей ширины по­ лотна, располагается наклонно к горизонту, обычно под уклоном 60—75°. Это позволяет избежать осыпания грунта на полотно тер­

расы.

Берма, являющаяся одним из элементов ступенчатой террасы, занимает склон между смежными террасами. В зависимости от степени осыпания берме придается ширина от 3 до 1,5 м.

Перед строительством террас разбивают трассы, строго соблю­ дая принятый проект. Для разбивки применяют нивелир, эклиметр, ватерпас, эккер, уровень, специальные приборы, рейки и др.

Различная крутизна склонов, их расчлененность, различие поч­ венно-грунтовых условий требует применения различных типов ма­ шин и орудий. Как уже указывалось выше, на склонах крутизной до 8—9° используют те же машины и орудия и ту же технологию, что и на равнинных участках.

§ 29. ОБЗОР КОНСТРУКЦИЙ МАШИН И ОРУДИЙ ДЛЯ ТЕРРАСИРОВАНИЯ ГОРНЫХ СКЛОНОВ

На нерасчлененных склонах крутизной до 20° применяют плугрыхлитель челночный ПЧС-4-35 и плуг челночный ПКТ-4-35, а так­ же оборотные плуги (описание их конструкции и технология про­ ведения работ приведены на стр. 107—108). На склонах большей крутизны при отсутствии каменистых включений используют терра-

серы и редко грейдеры. В более тяжелых условиях

(расчлененный

склон, наличие каменистых прослоек)

применяют

террасеры и

бульдозеры.

 

 

Т е р р а с е р - р ы х л и т е л ь ТР-2А (рис. 41) предназначен для

строительства террас ступенчатого типа

шириной

2,2—2,5 м на

склонах крутизной до 40° и рыхления полотна террас на глубину 20—25 см без оборота пласта. Террасер агрегатируется с трактора­ ми ДТ-54А, ДТ-75, Т-74, оборудованными бульдозерами, навесными системами и гидроприводом.

Основные узлы террасера: отвал, рыхлящие рабочие органы, ра­ ма с отбойниками, устройство для поворота отвала в горизонталь­ ной и вертикальной плоскостях.

Отвал сварной конструкции имеет цилиндрическую форму. Он полностью перекрывает нагорную гусеницу и частично подгорную. Вдоль нижией кромки отвала крепится нож бульдозерного типа.

Рама сварной конструкции имеет П-образную форму; отвал при­ соединяется к ней с помощью шарового упора поворотной тяги и толкателя, он может монтироваться, в зависимости от условий ра­ боты, в право- и левоотваливающее положение.

Террасировать склоны желательно при левоотваливающем по­ ложении отвала. В этом случае отвал устанавливают на горизон­ тальной площадке на подставке, трактор подают к отвалу и соеди­ няют раму с отвалом. В короб рамы вставляют кронштейн, фикси­ руют его пальцами и затем, поднимая и опуская гидросистемой

113


раму, соединяют кронштейн с отвалом. Поворотную раму также сое­ диняют с рамой и отвалом. Со стороны вынесенного конца отвала устанавливают две рыхлительные лапы для рыхления выемочной части полотна террасы.

/ —поперечная балка, 2 —рама, .3 —отвал, 4 — шаровой

упор, 5 —поворотная

тяга, 6 —толкатель, 7 —отбойник, 8 — поперечный брус,

9 — рыхлящий зуб, 10 —

кронштейн для крепления рыхлящего зуба, // —гидроцплнндр

Собирая террасер для рыхления полотна или склона, отвал с ра­ мы снимают. На раму устанавливают пять-шесть рыхлительных лап, из них две — для работы вперед, три-четыре — для работы назад.

При работе с террасером-рыхлителем в хозяйствах организует­ ся бригада, которую обеспечивают двумя-тремя террасерами с на­ бором необходимых машин. Работу целесообразно проводить одно­ временно всеми машинами, но по участкам. Это облегчает органи­ зацию работ (доставку воды, питания, горючего и т. д.). Кроме того, трактористы при необходимости смогут оказать друг другу помощь.

Технология строительства террас зависит от крутизны склона, степени его размытости и рельефа участка. На склонах крутизной

114

до 20—25°, где применение грейдеров или плугов невыгодно из-за небольшой длины гона или сложности рельефа, террасером прово­ дится рабочий ход по всей длине террасы. К началу террасы аг­ регат возвращается на задней передаче; тракторист опускает при помощи гидравлической системы раму, и рыхлительные лампы раз­ рыхляют выемочную часть террасы, подготавливая грунт для по­ следующего прохода. Благодаря этому повторные проходы агрега­ та вперед значительно облегчаются и террасы получаются более горизонтальными. В зависимости от крутизны склона, рабочей ем­ кости террасы и физико-механических свойств грунта строитель­ ство завершается за 2—4 прохода. На более крутых и размытых склонах строительство ведут иначе. В зависимости от возможного заезда агрегата, отвал устанавливают в левоили правоотваливаю­ щее положение. В соответствии с установкой отвала навешивают рыхлительные лапы, которые должны взрыхлять выемочную часть террасы. Рабочий процесс начинается с подготовки площадки, ко­ торую делают на наиболее пологой части склона длиной около 10 м и за два — пять возвратно-поступательных движений агрегата. Дальнейшее строительство террасы проводится возвратно-поступа­ тельным движением, при этом грунт подсыпается под подгорную гусеницу, благодаря чему агрегат имеет устойчивое положение. Общее количество возвратно-поступательных движений зависит от крутизны склона, рабочей емкости террасы и физико-механических свойств грунта. Обычно за один проход агрегата строится 0,5—1,5 м террасы. Общая ширина террасы должна быть не менее 2,2 м. После прохода по всей длине необходимо возвратиться к началу террасы на задней передаче, взрыхляя при этом выемочную часть полотна. После этого делают один-два прохода вперед для придания террасе нужной емкости. Производительность террасера-рыхлителя ТР-2 100—120 пог. м/ч.

Т е р р а с е р Т-4М применяется в тех случаях, когда ширина террас должна быть до 4 м. Террасер Т-4М, как и террасер-рыхли- тель ТР-2А, предназначен для устройства террас на склонах кру­ тизной до 40°. Террасер навешивается на универсальную раму трак­ тора Т-100М, снабженного лебедкой Д-269.

Основные узлы террасера Т-4 (рис. 42): отвал бульдозерного типа 9, нож отвала 8, сварная коробка (внешняя часть имеет ре­ жущую кромку), рыхлительные зубья, шаровое гнездо, кронштейн,

универсальная рама 2, толкатель, ушко, пальцы, тросо-блочная сис­ тема.

Прежде чем террасировать горные склоны террасером Т-4М и террасером-рыхлителем ТР-2, следуют с помощью геодезических инструментов установить горизонтали, соответствующие нагорному краю, по которому будет проходить терраса. Все изгибы и харак­ терные точки будущей террасы фиксируют колышками. Расположе­ ние и высота устанавливаемых колышков должны обеспечивать видимость последующих.

Нарезание террас желательно проводить сверху' вниз по склону, так как это исключает засыпание грунтом нижележащих террас.

115


Рабочий агрегат должен двигаться как можно ближе к материко­ вому откосу, но не подрезая его.

Работа по нарезанию террас наиболее опасна и требует стро­ жайшего соблюдения техники безопасности. К основным правилам

/ —опорная шаровая

пята, 2 — универсальная рама, 3 — крон­

штейн, •/ — толкатель,

5 — сектор заглубления, 6 — боковая стенка

коробки, 7 —опорная коробка, 8 —нож, 9 —отвал

техники безопасности при работе с террасерамн относятся следую­ щие:

к управлению агрегатом допускаются только трактористы, знающие правила эксплуатации трактора и террасера, сдавшие спе­ циальный экзамен;

116

запрещается находиться под поднятым отвалом пли рамой, если под них не поставлены надежные подкладки, пускать в работу не­ исправные трактор и террасер, становиться на отвал и раму во вре­ мя работы; категорически запрещается при сбросе грунта под откос выдвигать отвал за крап откоса во избежание опрокидывания трак­ тора; съезжать с насыпной части террасы подгорной гусеницей во избежание опрокидывания трактора; съезжать с насыпной части террасы вперед во избежание опрокидывания трактора; совершать холостые переезды со скоростью, превышающей 4 км/ч, спуски и подъемы со скоростью свыше 3,5—4 км/ч-, проводить первый про­ ход агрегата по всей длине террасы при крутизне склона свыше 25°; вести строительство террас в ночное время; нарезать террасы

на склонах

крутизной

свыше 25°; людям и животным находиться

ниже места террасирования.

Имеются

д р у г и е

к о н с т р у к ц и и т е р р а с е р о в. Работ­

ники Валупского лесхоза создали свою конструкцию террасера, у которого, по сравнению с террасером-рыхлителем ТР-24, несколькоудлинен правый брус и соответственно укорочен левый, что до не­ которой степени улучшило формирование террас.

На работах по созданию террас используются также бульдозе­ ры и грейдеры.

Прямое назначение б у л ь д о з е р о в — срезать и перемещать грунт, засыпать рвы и канавы, нивелировать трассы дорог и кана­ лов, возводить насыпи, дамбы, плотины и др.

Пригодность использования бульдозеров на террасировании объясняется тем, что они по своему характеру воздействия на грунт близки к террасерам отвального типа. Грунт они срезают по­ слойно с полотна террасы и перемещают его в сторону насып­ ного откоса.

К числу бульдозеров, допускаемых к отвальному террасирова­ нию, могут быть отнесены универсальные бульдозеры Д-259А, Д-492, Д-494 и др., у которых углы установки стволов изменяются в больших пределах (например, у бульдозера Д-259А угол захвата можно устанавливать равным 90° и 62°, угол резания 44°-^56°, угол перекоса 0°-р±6°).

Ширина полотна, образуемого бульдозерами на тракторах клас­ са бтс, — от 2,8 до 4,0 м.

Все универсальные бульдозеры имеют отвал, толкатели, универ­

сальную раму, механизм перевода в рабочее и транспортное поло­ жение.

Отвал цилиндрической формы, высотой 800—1200 и длиной —

2500—4500 мм. С универсальной рамой соединяется с помощью тол­ кателей.

Изменение угла захвата и перевод отвала в правоили левоот­ валивающее положение осуществуляются путем перестановки места крепления заднего конца каждого толкателя на универсальной ра­ ме. Угол резания и перекоса изменяется перенесением точек соеди­ нения отвала с толкателем. Все эти переналадки бульдозера про­ водятся одним-двумя рабочими.