Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
§ 3. Исследование воды
Прежде всего определяют качество образца по внешним признакам (осмотром образца в посуде из бесцветного стек ла): прозрачность, запах, наличие или отсутствие взве шенных частиц и др., а затем приступают к анализу.
Определение щелочности. В коническую колбу мерным цилиндром наливают 100 мл исследуемой воды, добавляют 3—4 капли метилоранжа и из бюретки осторожно прили вают точно 1/10 N раствор соляной кислоты. Титрование продолжают до перехода окрашивания из желтого в оран жевое. Количество израсходованной кислоты в мл дает щелочность воды в мг-экв/л. Если раствор кислоты не точно децинормальный, то щелочность воды мг-экв/л подсчитывают по формуле:
Щ = к-п, |
(60) |
где к — поправка для приведения соляной |
кислоты к |
децинормалыюму раствору; |
|
п — число миллилитров соляной кислоты, пошедшей на нейтрализацию щелочей, содержащихся в воде.
Определение карбонатной жесткости. В колбу емко стью 250 мл наливают 100 мл исследуемой воды и восковым карандашом отмечают уровень взятой воды. Колбу закры вают корковой пробкой со вставленной в ней стеклянной трубкой (воздушный холодильник) и кипятят воду 30 мин на небольшом огне. При кипячении соли карбонат ной жесткости (бикарбонаты кальция и магния) разлага ются и образуется осадок. Следовательно, в осадок перей дут соли карбонатной жесткости, а в растворе останутся бикарбонаты натрия и другие соединения, обусловливаюшие щелочность воды.
После кипячения колбу с водой охлаждают. Если часть воды испарилась, то ее доливают дистиллированной водой до метки. Образовавшийся осадок отфильтровывают и про мывают дистиллированной водой. К фильтрату добавляют 3—4 капли метилоранжа и нейтрализуют его точно 1/10 N раствором соляной кислоты до перехода желтого цвета в оранжевый. По бюретке отмечают расход кислоты /га.
Если из общего количества кислоты /г, пошедшей па нейтрализацию солей при определении общей щелочности воды, вычесть расход кислоты /га, затраченной на нейтра лизацию бикарбонатов натрия, то разность дает расход
336
кислоты, необходимой для нейтрализации солей карбонат ной жесткости, т. е. карбонатная жесткость (мг-экв/л)
Жяа^= п—т.
Определение общей жесткости. Существует множество способов определения общей жесткости, наиболее простойосаждение всех солей жесткости избыточным количеством щелочной смеси и нейтрализация оставшейся свободной (не вступившей в реакцию) щелочной смеси. Щелочная смесь состоит из равных объемов точно децинормальных раство ров соды (Na2C03) и едкого натрия (NaOH). 100 мл иссле дуемой воды нейтрализуют в присутствии метилоранжа 1/10 N раствором соляной кислоты (т. е. еще раз повторя ют задачу по определению щелочности). При нейтрализа ции соляной кислотой все углекислые соли жесткости пе реходят в хлористые соединения.
После нейтрализации колбу с исследуемой водой кипя тят на электроплитке 2—3 мин для удаления углекислого газа. К кипящему раствору пипеткой точно приливают 20—25 мл щелочной смеси (берется избыточное количе ство). После добавления щелочной смеси раствор должен иметь желтый цвет. Затем снова 3—4 мин кипятят полу ченный раствор с осадком для более полного осаждения солей жесткости.
Колбу с осадком охлаждают водопроводной водой, и все содержимое переливают в мерную колбу емкостью 200 мл. Остаток осадка тщательно смывают дистиллиро ванной водой и промывные воды также переливают в мер ную колбу, объем доводят точно до метки. Содержимое мер ной колбы тщательно перемешивают и отфильтровывают осадок через плотный бумажный фильтр (синяя лента). 100 мл раствора можно фильтровать в мерный цилиндр.
100 мл отфильтрованного раствора переливают в су хую коническую колбу и нейтрализуют его 1/10 N НС1. В этом случае соляной кислотой нейтрализуется избыточ ная, не вступившая в реакцию щелочная смесь. Кислоту осторожно добавляют до появления оранжевого окраши
вания.
Общую жесткость воды Ж0, мг-экв/л, вычисляют по
формуле: |
|
Ж0= Я —2в, |
(61) |
где Я — количество миллилитров щелочной смеси, взя той для осаждения солей жесткости;
337
б — количество миллилитров соляной кислоты, |
пошед |
шей на нейтрализацию избыточной щелочной |
смеси. |
Коэффициент 2 показывает, какая часть раствора, со держащегося в мерной колбе, взята на титрование.
§ 4. Низкозамерзающие жидкости
При эксплуатации двигателей зимой, особенно в рай онах с низкими температурами, системы охлаждения за ливают низкозамерзающими жидкостями (антифризы). В качестве таких жидкостей можно использовать различ ные растворы спиртов, глицерина и воды. У нас в стране выпускаются стандартные низкозамерзающие охлаждаю
щие жидкости, получаемые смешением этиленгликоля с водой.
Этиленгликоль [С2Н4(ОН)2] — двухатомный спирт. При комнатной температуре — это густая маслянистая бесцветная или светло-желтая жидкость. Плотность эти
ленгликоля р*0 —1,1132 г/см3, температура кипения 197,4°, температура застывания —11,5°.
Этиленгликоль очень хорошо смешивается с водой, спиртами, ацетоном и не смешивается с нефтепродуктами. При смешении этиленгликоля с водой температура замер зания получаемой смеси резко понижается. Наиболее низ кую температуру замерзания (—75°) имеет смесь 66,7% этиленгликоля и 33,3% воды; при большей концентрации этиленгликоля температура замерзания начинает по вышаться. Кривая кристаллизации водо-этиленгликоле- вых смесей показана на рисунке 63.
Как видно из графика, смешивая в разных соотношени ях этиленгликоль с водой, можно получать низкозамерза ющие смеси от 0 до минус 75°. Наша промышленность выпускает смеси жидкостей двух марок —40 и 65 (цифры соответствуют температурам замерзания этих жидкостей). Жидкость марки 40 в своем составе имеет 53—55% эти ленгликоля (остальное вода) и предназначается для эк сплуатации двигателей в средних районах страны. Жид кость марки 65 содержит около 65% этиленгликоля и пред назначена для эксплуатации двигателей в холодное время в районах Крайнего Севера и Сибири.
Положительные свойства водо-этиленгликолевых ни зкозамерзающих жидкостей: низкие температуры замер зания, высокая температура кипения, хорошие вязкост ные свойства, высокая теплоемкость и теплопроводность,
338
при замерзании образу |
|
|
|
|
|
|||||
ют рыхлую массу, объ |
|
|
|
|
|
|||||
ем которой увеличивает |
|
|
|
|
|
|||||
ся незначительно,что не |
^-30 |
|
|
|
|
|||||
вызывает |
разрушения |
|
|
|
|
|||||
системы |
охлаждения |
1 '^ |
|
|
|
|
||||
(размораживание |
ТРУ- |
I'® |
|
|
|
|
||||
бок |
радиатора |
и |
др ), |
|
|
|
|
|
||
жидкость негорюча. Не |
1-й? |
|
|
|
|
|||||
достаток: высокий коэф |
|
|
|
|
||||||
фициент объемного |
рас |
|
|
|
|
|
||||
ширения |
при |
нагрева |
|
|
|
|
|
|||
нии, |
поэтому |
систему |
|
го |
w |
е,60 |
|
|||
охлаждения нужно за |
|
|
Этиленгликоль, 7. |
О |
||||||
ливать не полностью (не |
ЮО |
80 |
60 |
60 го |
||||||
доливать |
6—8% систе |
|
|
Вода, /’. |
|
|
||||
Рис. |
63. |
Кривая |
кристаллизация |
|||||||
мы |
охлаждения). |
Эти- |
||||||||
ленгликолевые |
жидкос |
водо-этилепгликолевых смесей. |
||||||||
|
|
|
|
|
ти корродируют металл, поэтому для уменьшения коррозии добавляют присадки (например, декстрин и би- натрийфосфат—0,4—0,5%). Эти жидкости также разру шают резиновые детали, поэтому лучше применять дюритовые шланги и соединения, а при переходе на летнюю
эксплуатацию тщательно |
промывать |
соединения во |
дой. |
так же как |
и его смеси с во |
Чистый этиленгликоль, |
дой, сильный пищевой яд. При попадании в организм человека наблюдаются тяжелые отравления, иногда со смертельным исходом. Поэтому при обращении с этиленгликолевыми смесями нужно соблюдать правила техники безопасности: работать в резиновых перчатках, не заса сывать шлангом смеси, осторожно переливать жидкости и заполнять ими системы охлаждения, использовать жид кости в исправных системах охлаждения и только в хо лодное время года. При переходе на летнюю эксплуата цию жидкости сливать в специальную посуду и опломби ровать до следующего сезона, а систему охлаждения тща тельно промывать.
Если при работе двигателя с антифризами его объем уменьшился, то пополнять убыль нужно водой: темпера тура кипения воды ниже, чем этиленгликоля, и она бы стрее испаряется.
Если объем жидкости уменьшился из-за разлива, про текания или просачивания, то убыль пополнить такой же
339
смесыо. При добавлении воды температура замерзания повышается.
В производственных условиях состав и температуру замерзания этиленгликолевых жидкостей определяют при бором, называемым гидрометром (он имеется в ручной ла боратории). Но внешнему виду и принципу действия при бор напоминает ареометр. На узкой части прибора име ются две шкалы: одна показывает процентное содержание этиленгликоля в смеси, а другая температуру замерзания. В сухой цилиндр наливают испытуемую жидкость и осто рожно опускают гидрометр, после того как прекратятся колебания но шкалам отмечают состав и температуру за мерзания.
§ 5. Жидкости для гидравлических систем
Назначение гидравлических систем — приведение в действие различных агрегатов и механизмов, например передача усилий в системах управления, привод в дейст вие тормозных устройств, заполнение амортизаторов и раз личных гидроподъемников.■За последние годы все больше применяют гидромеханические трансмиссии, гидротранс форматоры, гидроусилители рулей грузовых автомобилей.
Гидравлические передачи используют в различных гид роподъемниках, устанавливаемых на тракторах, комбай нах и других сельскохозяйственных машинах. Раздельно агрегатные гидравлические системы обеспечивают работу тракторов с орудиями, навешенными сзади и спереди трак тора.
Некоторые тракторы в настоящее время снабжены гид равлическими увеличителями сцепного веса (тракторы «Беларусь»), Гидравлическими передачами снабжены буль дозеры, шарнирно-рычажные стогометатели, силосоубо рочные и зерноуборочные комбайны, экскаваторы и дру гие машины.
Рабочая среда в гидравлических передачах — легко подвижные и практически несжимаемые жидкости. Свой ство несжимаемости жидкостей обусловливает сущест венные преимущества гидравлических передач перед пнев матическими, механическими и др. Так, в гидравлических приводах осуществляется быстрая передача мощности по трубопроводам — передача происходит плавно, равномер но, без толчков и ударов. Небольшой вес, высокий к.п.д. (около 0,95), сравнительная простота конструкций, не
сложный монтаж и обслуживание — все это способствует
широкому внедрению гидравлических передач в народное хозяйство.
Условия работы жидкостей в гидросистемах очень тя желые: прежде всего в широких пределах меняется тем пература (в жарких южных районах она достигает GO— 70°, а в холодное время года может понижаться до —30— 40°); рабочее давление жидкости доходит до 100 кгс/см2; жидкость соприкасается с деталями, выполненными из черных и цветных металлов, с кожаными и резиновыми уплотнениями и шлангами. Сельскохозяйственные маши ны, как правило, работают в очень запыленной среде. На дежная работа гидравлической системы во многом зависит от того, насколько выполняются эксплуатационные тре бования, предъявляемые к качеству рабочих жидкостей. Важнейшие их этих требований следующие:
1)жидкости должны иметь низкие температуры помут нения и застывания;
2)температура кипения жидкости должна быть на 20— 30° выше возможных рабочих температур, чтобы не обра зовывались паровоздушные пробки в системе;
3)вязкость жидкости должна быть небольшой, чтобы обеспечить быструю реакцию гидроустройства и лучшую работоспособность в широком диапазоне встречающихся температур, но достаточной для обеспечения плавности хода и предотвращения потерь через уплотнения;
4)жидкости должны иметь пологую кривую вязкости, т. е. вязкость должна возможно меньше увеличиваться при понижении температуры;
5)жидкости должны иметь хорошие смазывающие свой ства, так как, кроме основной задачи — передачи давле ния, они служат смазочным материалом для трущихся
деталей системы;
6)не должны вызывать коррозии черных и цветных ме таллов и сплавов, а также разрушать резиновые и кожа ные уплотнения, вызывать их набухание, снижать меха ническую прочность;
7)жидкости должны обладать химической стабильно стью, т. е. не разлагаться и не расслаиваться, не выделять веществ, способных засорять каналы гидросистемы, не со держать механических примесей и воды, вызывающих по вышенные износы трущихся пар.
В качестве гидравлических жидкостей используют главным образом различные нефтяные дистиллятные ма-
341
ела, их вырабатывают как из малосериистых, так и из сернистых нефтей кислотно-щелочной или селективной очисток. Для повышения эксплуатационных свойств не которых гидравлических масел к ним добавляют противоизиосные, антикоррозийные, антиокислителыше и антипенные присадки.
Нефтяная промышленность выпускает широкий ассор тимент гидравлических масел (более 20 наименований), которые предназначены для использования как в системах промышленного оборудования, так и специального узко го назначения.
В промышленном оборудовании (металлорежущие станки, гидросистемы объемного типа, автоматические линии, прессы и др.) в основном используется масло гидравлическое ВШ1ИПП-403 (ГОСТ 16728—71). Плот ность масла 0,850 г/см3, вязкость при 50° от 25 до 36 сСт, индекс вязкости не менее 85, довольно большое количество органических кислот от 0,7 до 1,1 мг/г, температура вспыш ки около 190°, а застывания не выше минус 10°.
Из низкозастывающих гидравлических масел широко известно масло авиационное гидравлическое АМГ-10, оно в основном выпускается для гидравлических систем летатель ных аппаратов, но его можно применять в качестве жидко сти для силовых узлов гидроприводов и механизмов всех систем и назначений. Его вязкость при 50° не менее 10 сСт, а при минус 50° не более 1250 сСт, температура застыва ния ниже —60°, а вспышки около 100°. Жидкость обла дает удовлетворительными смазывающими и хорошими антикоррозийными свойствами, но вызывает набухания и разрушения резиновых и кожаных уплотнений и шлан гов, поэтому ее можно использовать в системах, где уплот нения и шланги изготовлены из маслостойкой резины.
Широко используются для смазки трущихся частей, работающих при низких температурах, и в качестве ра бочей жидкости масла веретенные АУ (ГОСТ 1642—50, ТУ 38-1-303—69), их плотность 0,89 г/см3, вязкость при 50° от 12—14 сСт, низкая кислотность 0,05—0,07 мг/г, температура вспышки 165°, а застывания — 45°.
Для гидромеханических трансмиссий и гидроусилите лей рулей грузовых автомобилей выпускается ГИДРОЛ-4 (МРТУ 12Н № 79—64) — компаундированное нефтяное масло, содержащее антиокислительную антипепную и противоизносную присадки. Для гидросистем автомо билей выпускается два масла (ТУ 38-110—67): А — для
гидротрансформаторов и автоматических коробок, Р — для гидроусилителя руля и гидрообъемных передач. Это маловязкие масла, содержащие композиции присадок. Основные показатели эксплуатационных свойств масел— достаточная вязкость при положительных и небольшая 'вязкость при отрицательных температурах, стабильность против окисления, высокие антикоррозийные свойства и низкие температуры застывания.
Все большее применение находит масло гидравлическое единое МГЕ-10А (ТУ 39-1-307—69) — это загущенная фрак ция низкозастывающей нефти с присадками. Применяется в качестве рабочей яшдкости в гидравлических передачах, работающих при температурах от минус 55 до 90°. Прозрач ная жидкость, имеет вязкость при 50° не менее 10, а при ми нус 50 не более 1500 сСт, температура вспышки 94°, а застывания — 70°.
В производственных условиях при отсутствии специ альных жидкостей в гидросистемах используют легкие маловязкие масла, как, например, МВП (масло вазелино вое приборное). Это масло имеет низкую температуру застывания, не выше — 60°, но вязкостно-температурные свойства его значительно хуже, чем у жидкости АМГ-10. Так, если при 50° у этих масел вязкости близки и состав ляют менее 10 сСт, то при низких температурах (—40°) вязкость масла МВП в 7—8 раз больше, чем масла АМГ-10.
Как заменители применяют легкие индустриальные масла марок 12 и 20, обеспечивающие хорошие смазочные и антикоррозийные качества, но при низких температурах их применение ограничено (так как вязкость сильно воз растает при понижении температуры, а полное застывание масел наблюдается при температурах —30—20°).
Часто в тракторах, снабженных гидравлическими си стемами, в качестве рабочей жидкости используют то же масло, которое заливают в картер двигателя. Масла, ис пользуемые для смазки двигателей, не отвечают большин ству требований, предъявляемых к жидкостям для гидрав лических систем. Так, высокая вязкость масел требует большой затраты энергии для привода в действие гидрав лической системы, а в холодное время года работа стано вится невозможной (масла имеют высокие температуры застывания и крутые вязкостно-температурные кривые). Кроме этого, композиции присадок, необходимые для на дежной работы масел в двигателях, не нужны в маслах для гидравлических систем.
343