Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 6. Тормозные и амортизаторные жидкости

Тормозные жидкости применяют в гидравлических при­ водах тормозных систем грузовых и легковых автомобилей. Амортизаториыми жидкостями заполняют телескопичес­ кие, рычажно-кулачковые и другие гидравлические амор­ тизаторы.

Наиболее распространена гидротормозная жидкость ГТЖ (ТУ MXII 264—54). Это — смесь примерно равных количеств касторового масла, бутилового или изобутилового спирта и органического красителя обычно окрашена в красный цвет, иногда в зеленый. Жидкость обладает хо­ рошими смазывающими и антикоррозийными свойствами, работоспособна при температурах не ниже — 25°, морозо­ стойкость проверяется выдерживанием жидкости в течение 30 мин при —40°: не должно быть расслоения. Особенное преимущество перед другими — не разрушает резиновых деталей, имеет вязкость 10—13 сСт при 50е.

Хорошими свойствами обладает жидкость гидротор­ мозная нефтяная (масло ГТН) (ГОСТ 8621—57). Жид­ кость получают из маловязких компонентов нефти. Масло ГТН содержит вязкостные и противоокислительные при­ садки. По составу и свойствам эта жидкость близка к АМГ-10, жидкости взаимозаменяемы. Масло ГТН реко­ мендуется для применения в гидравлических системах, имеющих уплотнения и шланги из маслостойкой резины или других стойких материалов.

По внешнему виду прозрачная жидкость красного цвета, плотностью около 0,85 г/см3, вязкость 10 сСт при 50°, а при минус 50° не более 1500 сСт, температура вспышки 92*, а застывания —63°.

Используют тормозные жидкости на гликолевой ос­ нове. Это водные растворы этиленгликоля с добавлением присадок. Жидкости имеют хорошие вязкостно-темпера­ турные свойства от 100° до минус 50°. Температура засты­ вания не выше —60°, Противоизносные свойства недоста­ точно высокие. Жидкости на гликолевой основе ядовиты, поэтому нужно соблюдать меры предосторожности, так же как и при использовании антифризов.

В процессе работы автомобилей возможны потери тормозной жидкости из-за различных подтеканий и просачи­ ваний, а также вследствие испарения летучих составляю­ щих. Для пополнения убыли в тормозную систему нужно добавлять жидкость той же марки, так как жидкости ра­

зных сортов расслаиваются и нарушают работу тормозов. Если марка добавляемой жидкости неизвестна, то неболь­ шое количество ее нужно смешать с таким же количеством жидкости из тормозной системы, тщательно перемешать и дать отстояться. Если образуется два слоя, смесь совершен­ но непригодна к использованию.

Жидкость для амортизаторов должна обладать хорошей смазывающей способностью для уменьшения износов пор­ шней и цилиндров амортизаторов, не вызывать коррозии деталей, быть подвижной при всех возможных рабочих температурах. Следовательно, она должна иметь высокие вязкостно-температурные свойства и низкую температуру застывания.

Основной сорт амортизаторной жидкости общего на­ значения — АЖ-12Т, получаемый смешением трансформа­ торного масла и этилполисилоксановой жидкости (до 8,0%) с добавлением противоизпосной присадки и смеси антиокислительных присадок. Она обладает хорошей тер­ моокислительной и механической стабильностью при рабо­ те в условиях повышенных температур и давлений (малые сечения проходных отверстий, высокие скорости истече­ ния, перепады давления). Применяется там, где встреча­ ются уплотнительные детали из маслостойкой резины. Жидкость АЖ-12Т можно заменять маслом АУП.

§ 7. Прочие технические жидкости

Всельскохозяйственном производстве все более широ­ кое применение находят различные моющие составы и жид­ кости для удаления высокотемпературных отложений пе­ ред ремонтом поршневой группы двигателя, для промывки масляной системы перед сменой масла, очистки наружных поверхностей машин, двигателей от копоти и других за­ грязнений.

Времонтных предприятиях в основном используется

большое количество моющих составов, приготовленных на основе каустической соды (едкого натрия) с добавлени­ ем жидкого стекла, углекислого натрия и других веществ, однако все они плохо растворяют продукты глубокого окисления масел, разрушают детали из цветных метал­ лов, особенно алюминиевые, и довольно токсичны. В настоящее время все шире проводятся работы по замене щелочных растворов синтетическими моющими средст­ вами.

345


За последнее десятилетие в МИИСП на кафедре «Ремонт машин» разработаны и исследованы различные растворы, предназначенные для очистки машин и мойки деталей и агрегатов при нагревании. Разработанные синтетические моющие средства имеют существенные преимущества перед щелочными растворами: не корродируют металлические поверхности, обладают способностью значительно снижать поверхностное натяжение, чем и объясняется их высокая моющая способность, хорошо проходят в поры нагаров, тем самым разрушая их структуру, обладают хорошими диспергирующими свойствами и смачиваемостью металли­ ческих поверхностей, нетоксичны и невзрывоопасны.

Из разработанных моющих средств получили распро­ странение МС-5, МС-6, МС-8. Это смеси неионогенных по­ верхностно-активных веществ с добавлением активных со­ единений в виде триполифосфата натрия, кальцинирован­ ной соды и других соединений. Данные моющие средства используются в виде 1—2,5%-ных водных растворов. Загрязненные поверхности и детали перед ремонтом про­ мывают 2,0—2,5%-ным раствором, а после ремонта 1,0%- ным.

Для удаления углеродистых веществ с поршней и ко­ лец их в течение 2—3 ч выдерживают в горячем (80—85°) растворе специального состава в воде. На 1 л воды берут по 10 г кальцинированной соды, хозяйственного мыла, жидкого стекла и 1 г хромпика. После мойки в растворе отложения легко удаляют ветошью.

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1

Определить общую, карбонатную и пекарбонатную жесткость воды, если в 1 л содержится: Са(НС03)2 — 0,169 г; CaS04 — 0,040 г, MgCl2 — 0,022 г.

Ре ш е и ие

1.Определяем мг-экв. тех солей, которые содержатся в воде для этого сначала находим молекулярные массы:

а)

л/са дасо,), = 40 + 2 + 24

+ 96 = 162,

б)

Л/Са so, =

40 +

32 +

64 =

136,

в)

^ Mgci, =

24 +

71 =

95-

 

Поскольку это соли двухосновных кислот, для определения эквивалента нужно молекулярную массу разделить на 2:

162 : 2 = 81; 136 : 2 = 68; 95 : 2 = 47,5;

346


2. Находим карбонатную жесткость.

Карбонатная жесткость зависит от содержания в воде Са (НС03)2, количество которого 0,169 г/л или 169 мг-л. Эквивалент для этой соли 81, следовательно карбонатная жесткость будет равна:

Жкар = 169:81 = 2,086 мг-экв/л.

3. Находим некарбонатную жесткость, ее обусловливают соли CaS04 и MgCl2, содержание которых 0,040 г/л и 0,022 r/л. Эквива-

40

лент CaS04 = 68. Следовательно, жесткость -==0,599 мг-экв/л;

00

эквивалент MgCl2 = 47,5, следовательно жесткость

22

47,5

=0,463 мг-экв/л;

Жнекар =0,599-)-0,463= 1,062 мг-экв/л.

4.Определяем общую жесткость:

Ж0 = Ж кар + Жнекар =2,086 + 1,062 = 3,148 мг-экв/л.

Задача № 2

В грунтовой воде в растворенном состоянии содержатся следую­ щие соли: NaIIC03 - 0,062 г/л; КНС03 - 0,072 г/л; (СаНС03)2 —

— 0,120 г/л; MgS04 — 0,130 г/л. Определить щелочность и общую жесткость воды, указать, требуется ли умягчение воды перед ее использованием в двигателях внутреннего сгорания.

Ре ш е н и е

1.Аналогично задаче № 1 определяем молекулярные массы имеющихся в воде солей и их эквиваленты.

M NaH C 03 = 23 + 1 + 12+ 48 = 84;

эквивалент = 1.

Л /кнсо =39 + 1 + 12+ 48 = 100;

эквивалент = 1.

М са(нсо3)2 = 40+ 2+ 24 + 96 = 162; эквивалент = 2.

A?MgS01 = 24 + 3 2 + fi/i== 120; эквивалент = 2,

2. Определяем щелочность воды (Щ )

 

Щелочность обусловливают

двууглекислые соли Na и К, их

в воде содержится 62 и 72 мг/л.

 

 

В2

72

 

^- = 0,737 мг-экв/л;

= —= 0,72 мг-экв/л,

о4

11HJ

 

Щ= 0,737 + 0,72 = 1,457мг-экв/л.

3.Определяем общую жесткость воды (Ж0), ее обусловливают только соли Са и Mg, а их в воде содержится: Са(НСО3)2=120 мг/л;

347


MgS04 = 130 мг/л;

ж кар = -gj" = 1 /*8 мг-экв/л.

1ЯГ)

Ж некар =-60 = 2 Л 6 ыг-экв/л*

Ж о = Ж кар + Ж нркар>

Ж0 = 1,48 -f 2,16 = 3.64 мг-экв/л.

4. Вода средней жесткости, перед использованием ее нужн у мягчить

Вопросы для повторения

1.Какие требования предъявляются к жидкостям для охлаждения двигателей?

2.Что называется жесткостью воды; единицы се измерения?

3.Какие соли обусловливают карбонатную жесткость?

4.Какие соли обусловливают иекарбонатную жесткость воды?

5.От каких солей зависит щелочность воды и как она влияет не образование накипи?

6.Почему нельзя допускать накипеобразования в двигателе?

7.Какие способы умягчения воды вы знаете?

8.Каковы состав и свойства низкозамерзающих жидкостей?

9.Какие требования предъявляются к гидравлическим жидкостям?

10.Какой состав и свойства наиболее распространенных гидравли­ ческих масел?

И. Назовите основные свойства и марки тормозных жидкостей.

12.Назовите основные свойства и марки жидкостей для амортщ заторов.

34S

УК А З А Т Е Л Ь Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1.Материалы XXIV съезда КПСС.

2.А к с е н о п А. Ф. Авиационные топлива, смазочные мате­

риалы п специальные жидкости. М., Транспорт, 1965.

3.Моторные и реактивные масла и жидкости. Под ред. К. К. Па­ пок и Е. Г. Семенидо. Химия, 1964.

4. Ч е р т к о в Я. Б.

Современные и перспективные углеводо­

родные реактивные

и дизельные топлива. М., «Химия», 1968.

5.Нормы потерь нефтепродуктов при хранении, приеме, отпуске п транспортировке. М., «Союзсельхозтехника», 1965.

6.Нефтепродукты. Методы испытаний. Ч. I, II. М., «Стандарты», 1967.

7.

Г у р е е в

А.

А.

Автомобильные

бензины.

М.,

Гостоптех-

8.

нздат, 1961.

Н.

Н.,

В о р о п а й

П.

И.

Применение топлива

Б о б р о в

9.

и смазочных материалов. М., Гоетоптехиздат, 1962.

3 а б р я и с к и й

Е.

И., З а р у б и н

А.

П.

Детонацион­

 

ная стойкость и воспламеняемость моторных топлив. М., Гос-

10.

топтехиздат,

1958.

 

 

 

 

 

 

 

Товарные нефтепродукты. Свойства и применение. Справочник,

И.

иод ред. Н. Г

Пучкова. М., «Химия», 1971.

 

 

И т и н с к а я

II.

И. Лабораторные работы но топливу и сма­

12.

зочным материалам М., Сельхозгиз, 1962.

 

материалы и тех­

И т и н с к а я

Н.

И. Топливо, смазочные

 

нические жидкости

М.,

«Колос»,

1969.

 

 

 

13.К а м е р о н А. Теория смазки в инженерном деле. М., Маш-

гиз, 1962.

14.Нефтепродукты. Технические требования. Ч. I, II. М., «Стан­

15.

дарты», 1970.

Н. П., К р е й н С. Э., Л о с и к о в Б. В.

Ч е р н о ж у к о в

16.

Химия минеральных масел. М., Гоетоптехиздат, 1959.

ред.

Нефтепродукты. Свойства, качество,

применение. Под

17.

Б. В. Лосикова, М., «Химия», 1966.

 

ма­

Л е н е к и й А. В.

Система технического обслуживания

18.

шинно-тракторного парка. М., Россельхозиздат, 1972.

 

Т е б е н и х и и Е.

Ф., Г у с е в

Б.

Т. Обработка воды маг­

 

нитным полем в теилознергетике.

М.,

«Энергия», 1970.