Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
§ 6. Тормозные и амортизаторные жидкости
Тормозные жидкости применяют в гидравлических при водах тормозных систем грузовых и легковых автомобилей. Амортизаториыми жидкостями заполняют телескопичес кие, рычажно-кулачковые и другие гидравлические амор тизаторы.
Наиболее распространена гидротормозная жидкость ГТЖ (ТУ MXII 264—54). Это — смесь примерно равных количеств касторового масла, бутилового или изобутилового спирта и органического красителя обычно окрашена в красный цвет, иногда в зеленый. Жидкость обладает хо рошими смазывающими и антикоррозийными свойствами, работоспособна при температурах не ниже — 25°, морозо стойкость проверяется выдерживанием жидкости в течение 30 мин при —40°: не должно быть расслоения. Особенное преимущество перед другими — не разрушает резиновых деталей, имеет вязкость 10—13 сСт при 50е.
Хорошими свойствами обладает жидкость гидротор мозная нефтяная (масло ГТН) (ГОСТ 8621—57). Жид кость получают из маловязких компонентов нефти. Масло ГТН содержит вязкостные и противоокислительные при садки. По составу и свойствам эта жидкость близка к АМГ-10, жидкости взаимозаменяемы. Масло ГТН реко мендуется для применения в гидравлических системах, имеющих уплотнения и шланги из маслостойкой резины или других стойких материалов.
По внешнему виду прозрачная жидкость красного цвета, плотностью около 0,85 г/см3, вязкость 10 сСт при 50°, а при минус 50° не более 1500 сСт, температура вспышки 92*, а застывания —63°.
Используют тормозные жидкости на гликолевой ос нове. Это водные растворы этиленгликоля с добавлением присадок. Жидкости имеют хорошие вязкостно-темпера турные свойства от 100° до минус 50°. Температура засты вания не выше —60°, Противоизносные свойства недоста точно высокие. Жидкости на гликолевой основе ядовиты, поэтому нужно соблюдать меры предосторожности, так же как и при использовании антифризов.
В процессе работы автомобилей возможны потери тормозной жидкости из-за различных подтеканий и просачи ваний, а также вследствие испарения летучих составляю щих. Для пополнения убыли в тормозную систему нужно добавлять жидкость той же марки, так как жидкости ра
зных сортов расслаиваются и нарушают работу тормозов. Если марка добавляемой жидкости неизвестна, то неболь шое количество ее нужно смешать с таким же количеством жидкости из тормозной системы, тщательно перемешать и дать отстояться. Если образуется два слоя, смесь совершен но непригодна к использованию.
Жидкость для амортизаторов должна обладать хорошей смазывающей способностью для уменьшения износов пор шней и цилиндров амортизаторов, не вызывать коррозии деталей, быть подвижной при всех возможных рабочих температурах. Следовательно, она должна иметь высокие вязкостно-температурные свойства и низкую температуру застывания.
Основной сорт амортизаторной жидкости общего на значения — АЖ-12Т, получаемый смешением трансформа торного масла и этилполисилоксановой жидкости (до 8,0%) с добавлением противоизпосной присадки и смеси антиокислительных присадок. Она обладает хорошей тер моокислительной и механической стабильностью при рабо те в условиях повышенных температур и давлений (малые сечения проходных отверстий, высокие скорости истече ния, перепады давления). Применяется там, где встреча ются уплотнительные детали из маслостойкой резины. Жидкость АЖ-12Т можно заменять маслом АУП.
§ 7. Прочие технические жидкости
Всельскохозяйственном производстве все более широ кое применение находят различные моющие составы и жид кости для удаления высокотемпературных отложений пе ред ремонтом поршневой группы двигателя, для промывки масляной системы перед сменой масла, очистки наружных поверхностей машин, двигателей от копоти и других за грязнений.
Времонтных предприятиях в основном используется
большое количество моющих составов, приготовленных на основе каустической соды (едкого натрия) с добавлени ем жидкого стекла, углекислого натрия и других веществ, однако все они плохо растворяют продукты глубокого окисления масел, разрушают детали из цветных метал лов, особенно алюминиевые, и довольно токсичны. В настоящее время все шире проводятся работы по замене щелочных растворов синтетическими моющими средст вами.
345
За последнее десятилетие в МИИСП на кафедре «Ремонт машин» разработаны и исследованы различные растворы, предназначенные для очистки машин и мойки деталей и агрегатов при нагревании. Разработанные синтетические моющие средства имеют существенные преимущества перед щелочными растворами: не корродируют металлические поверхности, обладают способностью значительно снижать поверхностное натяжение, чем и объясняется их высокая моющая способность, хорошо проходят в поры нагаров, тем самым разрушая их структуру, обладают хорошими диспергирующими свойствами и смачиваемостью металли ческих поверхностей, нетоксичны и невзрывоопасны.
Из разработанных моющих средств получили распро странение МС-5, МС-6, МС-8. Это смеси неионогенных по верхностно-активных веществ с добавлением активных со единений в виде триполифосфата натрия, кальцинирован ной соды и других соединений. Данные моющие средства используются в виде 1—2,5%-ных водных растворов. Загрязненные поверхности и детали перед ремонтом про мывают 2,0—2,5%-ным раствором, а после ремонта 1,0%- ным.
Для удаления углеродистых веществ с поршней и ко лец их в течение 2—3 ч выдерживают в горячем (80—85°) растворе специального состава в воде. На 1 л воды берут по 10 г кальцинированной соды, хозяйственного мыла, жидкого стекла и 1 г хромпика. После мойки в растворе отложения легко удаляют ветошью.
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ
Задача № 1
Определить общую, карбонатную и пекарбонатную жесткость воды, если в 1 л содержится: Са(НС03)2 — 0,169 г; CaS04 — 0,040 г, MgCl2 — 0,022 г.
Ре ш е и ие
1.Определяем мг-экв. тех солей, которые содержатся в воде для этого сначала находим молекулярные массы:
а) |
л/са дасо,), = 40 + 2 + 24 |
+ 96 = 162, |
|||
б) |
Л/Са so, = |
40 + |
32 + |
64 = |
136, |
в) |
^ Mgci, = |
24 + |
71 = |
95- |
|
Поскольку это соли двухосновных кислот, для определения эквивалента нужно молекулярную массу разделить на 2:
162 : 2 = 81; 136 : 2 = 68; 95 : 2 = 47,5;
346
2. Находим карбонатную жесткость.
Карбонатная жесткость зависит от содержания в воде Са (НС03)2, количество которого 0,169 г/л или 169 мг-л. Эквивалент для этой соли 81, следовательно карбонатная жесткость будет равна:
Жкар = 169:81 = 2,086 мг-экв/л.
3. Находим некарбонатную жесткость, ее обусловливают соли CaS04 и MgCl2, содержание которых 0,040 г/л и 0,022 r/л. Эквива-
40
лент CaS04 = 68. Следовательно, жесткость -==0,599 мг-экв/л;
00
эквивалент MgCl2 = 47,5, следовательно жесткость
22
47,5
=0,463 мг-экв/л;
Жнекар =0,599-)-0,463= 1,062 мг-экв/л.
4.Определяем общую жесткость:
Ж0 = Ж кар + Жнекар =2,086 + 1,062 = 3,148 мг-экв/л.
Задача № 2
В грунтовой воде в растворенном состоянии содержатся следую щие соли: NaIIC03 - 0,062 г/л; КНС03 - 0,072 г/л; (СаНС03)2 —
— 0,120 г/л; MgS04 — 0,130 г/л. Определить щелочность и общую жесткость воды, указать, требуется ли умягчение воды перед ее использованием в двигателях внутреннего сгорания.
Ре ш е н и е
1.Аналогично задаче № 1 определяем молекулярные массы имеющихся в воде солей и их эквиваленты.
M NaH C 03 = 23 + 1 + 12+ 48 = 84; |
эквивалент = 1. |
|
Л /кнсо =39 + 1 + 12+ 48 = 100; |
эквивалент = 1. |
|
М са(нсо3)2 = 40+ 2+ 24 + 96 = 162; эквивалент = 2. |
||
A?MgS01 = 24 + 3 2 + fi/i== 120; эквивалент = 2, |
||
2. Определяем щелочность воды (Щ ) |
|
|
Щелочность обусловливают |
двууглекислые соли Na и К, их |
|
в воде содержится 62 и 72 мг/л. |
|
|
В2 |
72 |
|
^- = 0,737 мг-экв/л; |
= —= 0,72 мг-экв/л, |
|
о4 |
11HJ |
|
Щ= 0,737 + 0,72 = 1,457мг-экв/л.
3.Определяем общую жесткость воды (Ж0), ее обусловливают только соли Са и Mg, а их в воде содержится: Са(НСО3)2=120 мг/л;
347
MgS04 = 130 мг/л;
ж кар = -gj" = 1 /*8 мг-экв/л.
1ЯГ)
Ж некар =-60 = 2 Л 6 ыг-экв/л*
Ж о = Ж кар + Ж нркар>
Ж0 = 1,48 -f 2,16 = 3.64 мг-экв/л.
4. Вода средней жесткости, перед использованием ее нужн у мягчить
Вопросы для повторения
1.Какие требования предъявляются к жидкостям для охлаждения двигателей?
2.Что называется жесткостью воды; единицы се измерения?
3.Какие соли обусловливают карбонатную жесткость?
4.Какие соли обусловливают иекарбонатную жесткость воды?
5.От каких солей зависит щелочность воды и как она влияет не образование накипи?
6.Почему нельзя допускать накипеобразования в двигателе?
7.Какие способы умягчения воды вы знаете?
8.Каковы состав и свойства низкозамерзающих жидкостей?
9.Какие требования предъявляются к гидравлическим жидкостям?
10.Какой состав и свойства наиболее распространенных гидравли ческих масел?
И. Назовите основные свойства и марки тормозных жидкостей.
12.Назовите основные свойства и марки жидкостей для амортщ заторов.
34S
УК А З А Т Е Л Ь Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1.Материалы XXIV съезда КПСС.
2.А к с е н о п А. Ф. Авиационные топлива, смазочные мате
риалы п специальные жидкости. М., Транспорт, 1965.
3.Моторные и реактивные масла и жидкости. Под ред. К. К. Па пок и Е. Г. Семенидо. Химия, 1964.
4. Ч е р т к о в Я. Б. |
Современные и перспективные углеводо |
родные реактивные |
и дизельные топлива. М., «Химия», 1968. |
5.Нормы потерь нефтепродуктов при хранении, приеме, отпуске п транспортировке. М., «Союзсельхозтехника», 1965.
6.Нефтепродукты. Методы испытаний. Ч. I, II. М., «Стандарты», 1967.
7. |
Г у р е е в |
А. |
А. |
Автомобильные |
бензины. |
М., |
Гостоптех- |
|||
8. |
нздат, 1961. |
Н. |
Н., |
В о р о п а й |
П. |
И. |
Применение топлива |
|||
Б о б р о в |
||||||||||
9. |
и смазочных материалов. М., Гоетоптехиздат, 1962. |
|||||||||
3 а б р я и с к и й |
Е. |
И., З а р у б и н |
А. |
П. |
Детонацион |
|||||
|
ная стойкость и воспламеняемость моторных топлив. М., Гос- |
|||||||||
10. |
топтехиздат, |
1958. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Товарные нефтепродукты. Свойства и применение. Справочник, |
||||||||||
И. |
иод ред. Н. Г |
Пучкова. М., «Химия», 1971. |
|
|
||||||
И т и н с к а я |
II. |
И. Лабораторные работы но топливу и сма |
||||||||
12. |
зочным материалам М., Сельхозгиз, 1962. |
|
материалы и тех |
|||||||
И т и н с к а я |
Н. |
И. Топливо, смазочные |
||||||||
|
нические жидкости |
М., |
«Колос», |
1969. |
|
|
|
13.К а м е р о н А. Теория смазки в инженерном деле. М., Маш-
гиз, 1962.
14.Нефтепродукты. Технические требования. Ч. I, II. М., «Стан
15. |
дарты», 1970. |
Н. П., К р е й н С. Э., Л о с и к о в Б. В. |
|||
Ч е р н о ж у к о в |
|||||
16. |
Химия минеральных масел. М., Гоетоптехиздат, 1959. |
ред. |
|||
Нефтепродукты. Свойства, качество, |
применение. Под |
||||
17. |
Б. В. Лосикова, М., «Химия», 1966. |
|
ма |
||
Л е н е к и й А. В. |
Система технического обслуживания |
||||
18. |
шинно-тракторного парка. М., Россельхозиздат, 1972. |
|
|||
Т е б е н и х и и Е. |
Ф., Г у с е в |
Б. |
Т. Обработка воды маг |
||
|
нитным полем в теилознергетике. |
М., |
«Энергия», 1970. |
|