Файл: Дыдевич, В. М. Кемеровский коксохим очерк о первенце сибирской химии - Кемеровском орденов Ленина и Трудового Красного Знамени коксохимическом заводе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
началась война, мы работали по 12 и более часов, я, как: инспектор по военному учету, иногда сутками не уходила домой, кроме того еще работали в цехах, грузили вагоны коксом и сульфатом, разгружали уголь. Усталости как-то не чувствовали и не замечали. Откуда брались силы, му жество! Мы делились с эвакуированными последним куском хлеба, картошкой. Я отдала свою квартиру семье, эвакуированной с Украины, а сама перешла к маме, гдетоже жили двое эвакуированных. Ютились в маленькой, квартирке, но жили дружно».
Вот свидетельства еще некоторых очевидцев. Николай Георгиевич Трусов, бывший аппаратчик, на
чальник смены, отдела, секретарь парткома:
«Я мечтал стать летчиком. Но мечты и надежды руши лись. Узнав о войне, каждый из нас думал как поступить. На фронт меня не пустили, а планерное отделение аэро клуба закрыли. Пошел в ремесленное училище в группу аппаратчиков. С тех пор я связал свою жизнь с коксохимом. Устанавливал эвакуированное оборудование, ходил на воскресники, на коротких политинформациях слушал сводки Совинформбюро. Мы быстро взрослели, приобре тали рабочую смекалку. Коксохимики с большой охотой: учили нас своему сложному ремеслу. Буду всегда пом нить своих наставников аппаратчиков Алексея Илларио новича Морозова, Марка Ивановича Скачкова, Сергея Герасимовича -Карпухина. На заводе я стад комсомоль цем, коммунистом. Вырос от рабочего до руководителя. Помимо, как у нас развернулось движение молодежных, бригад за звание фронтовых».
Василий Зиновьевич Полухин — мастер желдорцеха: «Я пришел на завод слесарем накануне войны, ремон тировал краны. А спустя двадцать дней, меня назначили помощником машиниста крана. Положение в цехе было тяжелым, опытные рабочие ушли на фронт. Я был назна чен машинистом крана. Работали под лозунгом: «Все для фронта, юсе для победы!». Будучи профгрупоргом, я ста рался облегчить положение семей фронтовиков: выдавал им ордера на промтовары, ребят устраивал в детские са ды и ясли, а жен на работу. Мы собирали теплые вещи для воинов, сдавали свои облигации займа в фонд обо
роны».
Коняев Александр Иванович — термист литейно-меха
нического цеха:
«В первые же дни войны я был отозван на другое-
121
показатели было присвоено звание «фронтовой». Лучши
ми вожаками |
смен были: в новококсовом цехе — В. А.. |
|
Капитонов, П. М. Скибин, в цехе |
ректификации — М. FL |
|
Суслов, Л. А. Скворцов, Г. М. |
Зимин, в смолоразгон |
|
ном— П. 3. Чермянин, в новоуглеподготовительном — |
||
А. А. Ворона, |
в мехцехе — тов. |
Лау. |
В механическом цехе можно |
было видеть у станков- |
ящики, бочки, на которых стояли подростки. Комсомоль цы тт. Скобелев, К. А. Нехорошее,' Горшков вдвое пере выполняли сменные нормы. Хорошо трудились комсо мольцы П. А. Дубский, Самохвалов, А. С. Белякова,. А. Хромых, Вербицкая, Карлов, Кирпичев, Носова.
Коллектив художественной самодеятельности под ру ководством заместителя председателя завкома 3. М. Бардига и пианистки С. Е. Златиной ставил концерты.
Вместе со взрослыми рабочими комсомольцы и моло дежь участвовали в подготовке военных специалистов, в ремонте пионерского лагеря, городского Дома пионеров,, собирали средства на танковую колонну, помогали тру женикам совхоза «Новостройка», разгружали уголь,, строили дороги.
Молодежь была везде, где требовались рабочие руки. Идет война, но комсомолия завода думает о жизни, о бу дущем: на Притомской набережной сажают деревья, за нимаются в вечерней школе, организуют хор и танцеваль ную группу из ста человек. Эвакуированные комсомоль цы и сибиряки живут дружной семьей.
Вконце 1944 года 250 комсомольцев уехали в Донбасс
ив родные места, однако ряды комсомола пополнились. Уже на 1 января 1945 года на заводе было восемьсот комсомольцев».
Александр Тимофеевич Баяндин — бывший моторист новококсового цеха, член партии:
«На [первомайской демонстрации в Кемерове, чеканя шаг, в черных шинелях, мимо трибуны проходят воспи танники восьмого ремесленного училища коксохимзавода. Вместе со мною шагали Михаил Турчин, Люба Андриевич, Василий Бабанский. Будущий машинист электропаровых машин Василий Бабанский учился в ре месленном училище, работал на заводе и посещал Кеме ровский аэроклуб. Мы не думали тогда, что в жестоких боях с врагами летчик Бабанский совершит подвиги и будет отмечен орденом Красной Звезды, не думали, чтосын ветерана войны Юрий Бабанский, так же, как и отец,
124
проявит мужество и стойкость при нападении нарушите лей границы в марте 1969 года и будет удостоен звания Героя Советского Союза. Но мы знали, наши товарищи в трудный час не пожалеют для Родины своей жизни».
Война принесла много горя и страданий. В 1941 году под огнем противника приходилось формировать составы
•с заводским оборудованием и отправлять на Урал и в другие города Сибири.
Эшелоны с эвакуированным оборудованием начали прибывать и на коксохим. Вместе с ними приезжали лю ди. Среди них были Л. И. Габай из Жданова, впоследст вии начальник новококсового цеха, инженеры 3. М. Бардига, Я. К- Резник и другие. Теперь перед администра цией завода, а 'особенно перед работниками жилищно- коммуналы-гого отдела, стала задача — .разместить семьи эвакуированных и создать им нормальные условия, чтобы они почувствовали себя жак дома и .могли принести поль зу в тылу.
С транспортом было очень плохо. Тяжелые громозд кие детали и механизмы перетаскивали на листах железа или на самодельных санях.
Нелегко было зимой на коксовых печах и у аппаратов химических цехов. Сказывались недоедание, плохая одежда и сорокаградусные морозы.
Но никто не хныкал. Лозунг — «Все для фронта! Все на разгром фашизма!» — воодушевлял людей. И еслиприходилось работать по нескольку смен подряд, то каж дый сравнивал свое положение с положением тех, кто вел бои на заснеженных просторах Подмосковья и у стен Ле нинграда.
Вести с фронта в те дни шли не радостные. Заводы Донбасса уже давно не выдавали продукцию. На Кеме ровский коксохим легла ответственная задача: обеспе чить оборонную промышленность коксом и химической продукцией.
А у станков вспомогательных цехов по двенадцать ча сов в сутки трудились подростки. Ребята вместо запасных частей к аппаратам и механизмам вытачивали корпуса гранат. Это было самое важное задание. Здесь, как и в основных цехах, об отдыхе не мечтали. Прямо в цехе стояли топчаны с соломенными матрацами. После про должительного трудового дня люди ложились отдыхать, чтобы через несколько часов вновь встать к станку.
Но самым тяжелым было пековое производство. За
125
хваченный фашистами Донбасс уже не мог поставлять электродный кокс. Не вырабатывался в те годы и пеко вый кокс из нефти. Нужно было резко поднять выжиг электродного кокса.
На помощь работникам завода пришли ученые науч но-исследовательских институтов, приехавшие в Сибирь вместе со своими учреждениями. И все же основная тя жесть легла на плечи коксохимиков.
Каждый работник пекового производства понимал, что от него тоже зависит обороноспособность страны. Ведь электродный кокс—-это алюминий, а алюминий — это самолеты, которые ждали советские воины.
С каждым днем увеличивалось количество печей, в которых выжигали пековый кокс. Своего сырья не хвата ло, его привозили с других заводов. Перемешанный со снегом, пек из вагонов загружали в печи. От такой за грузки хорошего нельзя было ждать. Пек выбрасывало во все отверстия печей.
И все же производство пекового кокса возросло, пра вительственное задание было успешно выполнено.
Если в 1940 году было выработано семь тысяч тонн электродного кокса, а в 1941 — десять тысяч тонн, то уже в 1942 году — в два раза больше. А через год завод вы пускал его на 15 тысяч тонн больше, чем в предыдущем.
На выжиг пекового кокса переводились уже не отдельные печи, а целые батареи.
СТОЙКОСТЬ — МАТЬ ПОБЕДЫ
Вглавного энергетика завода Л. Е. Гуревича тревожно постучали. бывшегоодну из летних ночей 1942 года в квартиру
Быстро одевшись, он открыл дверь.
—■Вас вызывают на срочное заседание в гориспол ком, — сказал посыльный.
В приемной военные. Среди них и директор завода В. А. Максимов, главный инженер С. Л. Терехов. Через несколько минут всех собравшихся пригласили в кабинет.
—■В госпитале, где лечатся раненые, произошло ЧП — в макаронах попалась мелкая проволока. Одно му из раненых пришлось делать срочную операцию, — услышал Гуревич.
Откуда появилась проволока — выяснили быстро. На макаронной фабрике от коррозии рассыпалась сетка, на которой сушились макароны. Сотни килограммов ценных пищевых продуктов испорчены. Но как устранить ава рию и, самое главное, очистить макароны от проволоки? Выполнить эту задачу доверили коксохимикам. Сроки да ли сжатые.
И вот в помещении бывшей электростанции (ныне
.шектроцеха) установили взятый в углеподготовке маг нитный сепаратор; из бельтинга смонтировали транс портер.
Через проходную потянулись обозы с макаронами. II хотя поручение для коксохимиков было необычным, его выполнили успешно. Трое суток не выходили энергетики из помещения. Все это время по транспортеру непрерыв ным потоком плыли очищенные макароны. Электрослесарь тов. Орлов за эту работу получил орден Красной Звезды.
Но не только макаронами приходилось заниматься в то суровое время. Спросите ветеранов отдела главного энергетика и вам расскажут, как на заводе изготовляли свои электроды или восстанавливали электрические лампы.
В 1942 году начал выдавать продукцию завод «Карбо лит». Но сырья не хватало. Его могла восполнить фе
127
нольно-крезольная фракция, которую выпускал коксохим. Карболитчики обратились за помощью. Собралось специальное бюро горкома партии.
Карболитчики заявили:
— Через два-три месяца мы пустим цех по производ ству смол. Надо иметь солидный запас фенолыю-крезоль-
•ной фракции. Услышав большую цифру, коксохимики пе реглянулись. Такого количества этой продукции завод никогда не давал.
— Товарищи из Харькова помогут спроектировать вам установку, а вы постарайтесь сдать ее в срок, — ска зал секретарь горкома Ф. М. Прасс.
Спустя несколько дней после заседания бюро инженер «Карболита» А. П. Габер пришел на коксохимический за вод и ахнул: установка для ректификации сырых фено лов действовала! Проблема этого сырья на «Карболите» была решена.
О том, как создавалась установка по производству фе- нольно-крезольной фракции, вспоминает мастер Петр Зиновьевич Чермянин — человек, освоивший все спе циальности смолоперерабатывающего цеха:
«Накануне войны цех перерабатывал до пяти тысяч тонн смолы, мне еще в 1935 году предложили сдать экза мен на должность начальника смены, что я и сделал. Мне
иинженеру донбассовцу Евгению Константиновичу Шимневичу довелось непосредственно заниматься монтажом
ипуском установки. Сутками работали, не покидая цеха. Люди падали от изнеможения, засыпали на ходу, но сырье «Карболит» получил (раньше орока. Также в ре кордные дроки построили в цехе акридиновую установку. Бессонные ночи проводил вместе с нами Алексей Сидорович Очерет, большой специалист коксохимии.
•Переработка смолы в цехе достигла восьми тысяч тонн в месяц. Большим опросом пользовался наш антра цен и антраценовое масло. Уважение завоевали в цехе ветераны труда аппаратчики А. И. Морозов, К. Ямолдинов, машинисты нафталинового пресса С. А. Краснухин, В. В. Иванин, Я. С. Таронин, выпускники ремесленного
•училища Владимир Шпилько — ныне механик цеха, Вла димир Кудреватых, Николай Трусов».
Рассказ Петра Зиновьевича дополняет начальник тех нического сектора производственного отдела Владимир Дмитриевич Кудреватых:
«Накануне войны группу выпускников школы ФЗУ
.128
направили на смолоразгонку. Начальник цеха Ф. Д. Троя нов не очень любезно встретил молодых: — Куда мне вас, мальчишек, приспособить?
Инам пришлось начинать с уборки территории цеха.
Впервые дни войны старшие ушли на фронт, а мы заняли их места.
Начальник смены Г. А. Латыпов учился в техникуме
тстарался привить нам, молодым, трудовые навыки. .Он
отдал все производству и умер прямо в цехе за пятна дцать минут до конца смены.
В конце 1942 и начале 1943 годов в цех пришли такие же юные, как и мы, помощники. Они окончили ремеслен ное училище. Порой голодные и полуразутые, мы труди лись по 12— 14 часов в сутки. Производственные бригады состояли из стариков и подростков. Так, в бригаде, кото рую доверили мне, девятнадцатилетнему парню, пекоразливщику Каблову было за пятьдесят, дежурному слесарю Шпилько — семнадцать, а остальным по 15— 16 лет.
Наша бригада включилась в соревнование за звание фронтовой.
Работали хорошо. К концу войны ребята повзрослели, возмужали. Мы приложили немало усилий для выполне ния плана и улучшения качества продукции.
■Нашей бригаде неоднократно присуждались 'классные ■места в соревновании. В 1954 воду нам вручили Почетные грамоты Министерства черной металлургии, а особо отли чившиеся были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.».
После окончания войны бригада не снижала темпов. В 1947 году мне выпало счастье быть участником первого областного слета передовиков комсомольско-молодежных бригад.
Во время войны никто не просил ни отпуска, ни вы ходных дней. Только после войны я смог закончить коксо химический техникум».
В памяти главного инженера завода Л. Е. Златина сохранился такой случай. Это было в 1943 году, работал он механиком химпраизводства, а начальником был Вла димир Эммануилович Смоляков.
Ореди большой группы ребят выделялся маленький ростом и годами Агапов. Все детское было ему свойствен но, особенно страстно он любил сладости. Но кто из де тей не любит конфет! Агапов всегда приходил на работу вовремя, но стоило ему получить зарплату, как он немед-
9 Кемеровский коксохнм |
12? |